Дело № 2а-90/2019
Мотивированное решение изготовлено 06.02.2019 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Ломановской Г.С.,
при секретаре Соловьевой В.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2019 года в городе Рыбинске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИНФС России №3 по Ярославской области к Воронович Сергею Викторовичу о взыскании задолженности по налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Воронович С.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 10012 руб., транспортному налогу в размере 9610 руб., пени по транспортному налогу в размере 186,10 руб., земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 130845,62 руб., пени в размере 2544,27 руб., земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 2034 руб., пени в суме 39,40 руб., всего на сумму 155271,39 руб.
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп.1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, при этом в соответствии с п.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Воронович Сергей Викторович, ИНН №, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №3 по Ярославской области. В соответствии со ст. 52 НК РФ, гл. 31 «Земельный налог», гл. 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц», гл. 28 НК РФ «Транспорный налог» в адрес Воронович С.В. направлено уведомление на уплату налогов, содержащее сведения об объектах налогообложения, о периоде начисления, о ставках налога. Указанное уведомление было направлено через «личный кабинет» в соответствии со ст. 11.2, п.4 ст. 56 НК РФ.
В силу ст. 357 НК РФ Воронович С.В. является плательщиком транспортного налога. В соответствии со ст.361 НК РФ ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ. В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ, п.1 ст. 3 Закона Ярославской области от 05.11.2002 N 71-з "О транспортном налоге в Ярославской области" в редакции, действовавшей в соответствующий период, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, по итогам налогового периода уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. В соответствии со ст. 362 НК РФ исчисление налога производится налоговым органом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно представленным административным истцом расчетам сумма транспортного налога за 2016 год составляет 9610, руб.
На основании ст.401 НК РФ Воронович С.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц. В соответствии с п.1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи. Согласно п.1 ст. 409 НК РФ уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог. Порядок исчисления сумм налога на имущество физических лиц установлен ст. 408 НК РФ. Ставки налога установлены Решением Муниципального Совета городского округа г.Рыбинск от 27.10.2010 № 52. В порядке, предусмотренном ст. 85 НК РФ и в связи с поступлением из регистрирующего органа сведений налогоплательщику произведен расчет налога за 2016г. по сроку уплаты 01.12.2017г.
Согласно представленным административным истцом расчетам сумма налога на имущество физических лиц за 2016 год составляет 10012 руб.
Административный ответчик Воронович С.В. согласно сведениям налоговой инспекции имеет в собственности объекты налогообложения в виде земельных участков и в соответствии с гл. 31 НК РФ является плательщиком земельного налога. Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (ст.393 НК РФ). Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется налоговым органом на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. На основании ст.394 НК РФ ставки налога устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В отношении принадлежащих налогоплательщику земельных участков ставки налога установлены: Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 27.10.2010 №51 и решением Муниципального Совета Глебовского сельского поселения 2 ноября 2011 г. N73 «О земельном налоге на территории Глебовского сельского поселения».
В соответствии с п.1 ст.397 НК РФ (в редакции, действовавшей в соответствующий период), физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог не позднее 1 декабря.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 52 и абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ налоговые органы исчисляют подлежащий уплате физическими лицами земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Воронович С.В. произведен перерасчет земельного налога за 2014, 2015, 2016 годы.
С учетом уплаты суммы налога на имущество физических лиц в размере 527,38 руб. сумма налога, подлежащая к взысканию составляет: 130 845,62 руб.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Воронович Сергеем Викторовичем налоги уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени за период со 02.12.2017 по 13.02.2018 по транспортному налогу в размере в размере 186,10 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 193,90 руб., по земельному налогу в размере 2583,67 руб.
В соответствии со ст.69, 70 НК РФ Межрайонной ИФНС России №3 по Ярославской области через «Личный кабинет» 14.02.2018г. Воронович С.В. было направлено требование от 14.02.2018 № 44 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о размере начисленной на недоимку пени в общей сумме 155271,39 руб. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
При этом согласно п.4 ст.52 НК РФ, п.6 ст.69 НК РФ налоговое уведомление и требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его учения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз.4, п.4 ст.31 НК РФ).
В связи с неисполнением налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч.1 ст. 48 НК РФ).
Определением мирового судьи судебного участка №7 Рыбинского судебного района судебный приказ № был отменен 03.07.2018.
В судебном заседании представитель административного истца, Шатохина И.Н, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, согласно доводам, изложенным в иске.
Административный ответчик Воронович С.В. в судебном заседании иск признал частично, в сумме транспортного налога в размере 9610 руб., и налога на имущество. С задолженностью по земельному налогу не согласен, пояснив, что размер налога должен исчислен с учетом измененной кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 631 411,84 рублей, установленной по состоянию на 01.01.2015 года..
Заинтересованные лица: Управление Росреестра по ЯО, ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯО в судебное заседание не явились, причина неявки не установлена, никаких ходатайств в суд не представили.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Административный ответчик Воронович С.В. по сведениям, представленным из регистрирующих органов, является собственником транспортных средств, на которых исчисляется налог. Согласно ст. 357 НК РФ Воронович С.В. является плательщиком транспортного налога. В соответствии со ст.361 НК РФ ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ. В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ, п.1 ст. 3 Закона Ярославской области от 05.11.2002 N 71-з " О транспортном налоге в Ярославской области" в редакции, действовавшей в соответствующий период, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, по итогам налогового периода уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. В соответствии со ст. 362 НК РФ исчисление налога производится налоговым органом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно представленным административным истцом расчетам сумма транспортного налога за 2016 год составляет 9610, руб. Расчет проверен судом и административным ответчиком не оспаривается.
На основании ст.401 НК РФ ФИО2 является плательщиком налога на имущество физических лиц. В соответствии с п.1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения (иное строение, помещение, сооружение <адрес> доли в праве; квартира <адрес>, 1/2 доля в праве) определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи. Согласно п.1 ст. 409 НК РФ уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог. Порядок исчисления сумм налога на имущество физических лиц установлен ст. 408 НК РФ. Ставки налога установлены Решением Муниципального Совета городского округа г.Рыбинск от 27.10.2010 № 52. В порядке, предусмотренном ст. 85 НК РФ и в связи с поступлением из регистрирующего органа сведений налогоплательщику произведен расчет налога за 2016г. по сроку уплаты 01.12.2017г.
Согласно представленным административным истцом расчетам сумма налога на имущество физических лиц за 2016 год составляет 10012 руб. Возражения против указанного расчета и размера задолженности по налогу на имущество за 2016 год ответчиком не представлены.
Воронович С.В, по сведениям налоговой инспекции, имеет в собственности земельные участки, в том числе: с кадастровым номером №; ОКТМО № код ИФНС №<адрес> и с кадастровым номером №; ОКТМО №; код ИФНС №<адрес> и в соответствии с гл. 31 НК РФ является плательщиком земельного налога.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (ст.393 НК РФ).
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется налоговым органом на основании сведений, которые предоставляются в налоговую инспекцию органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании ст.394 НК РФ ставки налога устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В отношении принадлежащих налогоплательщику земельных участков ставки налога установлены: Решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 27.10.2010 №51 и решением Муниципального Совета Глебовского сельского поселения 2 ноября 2011 г. N73 «О земельном налоге на территории Глебовского сельского поселения».
В соответствии с п.1 ст.397 НК РФ физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог не позднее 1 декабря. В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 52 и абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ налоговые органы исчисляют подлежащий уплате физическими лицами земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговым органом произведен перерасчет земельного налога, подлежащего уплате Воронович С.В. за 2014, 2015, 2016 годы. В том числе исчислен земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 658 167 рублей, с чем административный ответчик не согласен. В своих возражениях указывает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка была пересмотрена Управлением Росреестра по Ярославской области и на 01.01.2015 года она составляла 5 631 411,84 рублей, а на основании решения Управления Росреестра от 10.04.2017 года № составляет 2 015 000,00 рублей.
Оценив позиции сторон, суд полагает, что при вынесении решения следует принимать во внимание кадастровую стоимость земельного участка, сведения о которой содержались в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) на 01 января года соответствующего налогового периода.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Одним из основных начал законодательства о налогах является принцип их экономической обоснованности. В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Экономической основой налогов на имущество, к которым относится земельный налог, является факт обладания имуществом соответствующей стоимости, которое является объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Воронович С.В. является плательщиком земельного налога.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса). Часть 1 статьи 390 Налогового кодекса устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).
Кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса).
Постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2016 года № 704-п «Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов, города Рыбинска и города Переславля Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области», вступившим в силу 05.07.2016 года, утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2015 года, в том числе земельного участка с К№ в размере 5 631 411,84 рублей (л.д.119-126).
Указанный срок вступления в силу в части применения положений данного постановления для целей налогообложения не соответствует срокам вступления в силу актов законодательства о налогах, установленных ст. 5 НК РФ. Из содержания данного постановления не усматривается распространение его действия на предшествующие налоговые периоды.
В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256).
Следовательно, результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2016 года № 704-п, с учетом положений ст. 5 НК РФ, для целей налогообложения применяются с 01.01.2017 года.
Указанное постановление в судебном порядке не обжаловалось, в том числе и в части условий введения в действие.
Тем самым, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, равная 12 658 167 рублей, правомерно применена налоговым органом при исчислении земельного налога за 2016 и предыдущие годы.
С учетом уплаты суммы налога на имущество физических лиц в размере 527,38 рублей сумма налога, подлежащая к взысканию, составляет: 130 845,62 рублей.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Воронович Сергей Викторович налоги уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени за период с 02.12.2017 по 13.02.2018 по транспортному налогу в размере в размере 186,10 рублей, по налогу на имущество физических лиц в размере 193,90 рублей, по земельному налогу в размере 2583,67 рублей.
До настоящего времени указанная сумма недоимки по налогам и пени в бюджет не поступила.
Расчет суммы налога судом проверен и признан правильным.
При указанных обстоятельствах, суд, учитывая, что требование налогового органа об уплате транспортного налога за 2016г., налога на доходы физических лиц за 2016г., земельного налога за 2014, 2015, 2016 гг. и пени административным ответчиком не исполнено, документы, освобождающие ответчика от уплаты налогов в материалах дела отсутствуют, приходит к выводу о том, что административные исковые требования налогового органа являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Исходя из положений части 1 статьи 114 КАС РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4305,43 руб. в доход бюджета городского округа г.Рыбинск.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Воронович Сергея Викторовича в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области налог на имущество физических лиц на размере 10012,00 рублей, транспортный налог в размере 9610,00 рублей, пени в размере 186,10 рублей, земельный налог в общей сумме 132879,62 рублей, пени в общей сумме 2583,67 рублей, всего 155271,39 рублей.
Взыскать с Воронович Сергея Викторовича в доход бюджета городского округа г. Рыбинск в размере 4305,43 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья -