НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Рязанского районного суда (Рязанская область) от 09.12.2021 № 12-303/2021

Дело №12-303/2021

62RS0002-01-2021-003434-55

Р Е Ш Е Н И Е

г.Рязань 09 декабря 2021 года

Судья Рязанского районного суда Рязанской области Петрова Е.Н.,

с участием лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, - Дьяченко А.И.,

защитника лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, – ФИО3,

представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Рязанской и Тамбовской областям ФИО1,

при секретаре судебного заседания Савочкиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, - Дьяченко А.И. на постановление №141169/з начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО2 от 07 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №141169/з начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО2 от 07 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении Дьяченко А.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.

Лицо, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление,- Дьяченко А.И. просит указанное постановление, отменить и производство по делу прекратить.

Жалобу мотивирует тем, что за период нахождения в ее собственности земельного участка она, Дьяченко А.И., производит регулярные работы по улучшению состоянии земли и почвы, а именно уборку мусора, удаление сорных растений, защищает от ветровой и водной эрозии, охраняет участок от третьих лиц и пала. О проведении осмотра земельного участка уведомлена не была, и не присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении. Определение площади зарастания и видовой состав произведено при высоте снежного покрова 60-80 см, что вызывает сомнения в правильности произведенной оценки, кроме того фактический видовой состав древесно-кустарниковой растительности также иной: отсутствует ива, присутствует в значительном количестве орешник лесной, что свидетельствует о формальной описании зарастания объекта. 23 августа 2021 года она, Дьяченко А.И. обратилась в надзорные органы с уведомлением об использовании земельного участка под выращивание лесных насаждений с последующей заготовкой пищевых лесных ресурсов, сбором лекарственных растений, что не было принято во внимание при вынесении постановления.

Лицо, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, - Дьяченко А.И., и ее представитель ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержали.

Представитель управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Рязанской и Тамбовской областям ФИО1 возразила против доводов жалобы, полагала, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным.

Проверив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях подача жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и сроки, установленные ст.30.2-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

На основании ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ либо законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст. 26.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

Как усматривается из материалов дела, 23 апреля 2021 года при проведении планового (рейдового) осмотра (обследования) земельного участка на основании приказа №40 от 16 февраля 2021 года Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> (площадь 41500 кв.м.) из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенном: <адрес>, установлено зарастание земельного участка сорной и дикорастущей злаковой травянистой растительностью (вейник наземный, пырей ползучий, пижма обыкновенная, полынь полевая, морковь дикая и др) на 100% площади. Даная сорная растительность относится к многолетним корнестержневым и многолетним корнеотпрысковым растениям с периодом жизненного цикла от 4 до 10 м., высота травостоя от 60 см до 100 см. высота снежного покрова от 60 до 80 см. По всей площади участка в виде отдельных деревьев произрастает отдельно стоящая древесно-кустарниковая растительность (береза, ива, дикая яблоня, сосна высотой от 1.5 м до 8м). Многие сорные растения содержат ядовитые вещества, являющиеся причиной отравления домашнего скота, также могут быть причиной отравления человека. Следовательно, Дьяченко А.И. не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, сохранению и защите земель и охране почв, в результате чего произошло зарастание земельного участка сорной растительностью и древесно-кустарниковой растительностью.

В связи с выявленным нарушением в отношении Дьяченко А.И. 15 июня 2021 года уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.,ч. 2, 3 ст. 36).

Из материалов дела следует, что Дьяченко А.И. не исполняла обязательные мероприятия по улучшению качественного состояния земель, что привело к зарастанию земельного участка сорной растительностью. Распространение сорных растений негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земельных участков, освоение которых невозможно без применения значительного количества пестицидов, что вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву, являющуюся неотъемлемой частью экологической системы, что говорит о нерациональном использовании земельных участков, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции. Многие сорняки обладают способностью выделять корнями в процессе вегетации токсичные продукты жизнедеятельности, изменяющие физико-химическую и биологическую среду почв. При этом ухудшается плодородие почвы, проявляющееся в способности почвы производству сельскохозяйственных культур, так как при посеве культурные растения угнетаются под воздействием выделяемых веществ, нарушается экологическая система плодородного слоя почвы. Таким образом, постоянная продуктивность почвы (ее плодородие) зависит от приемов хозяйствования, в том числе от качественной обработки, использования удобрений, севооборота, борьбы с сорняками и мер по предотвращению эрозии и других агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

В ходе проверки было установлено, что объективных причин, препятствующих выполнению установленных требований и обязанностей мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв сельскохозяйственного назначения не установлено, в связи с чем 07 сентября 2021 года Дьяченко А.И. была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

В судебном заседании должностное лицо-старший государственный инспектор отдела земельного надзора ФИО4 пояснил, что при проведении осмотра земельного участка Дьяченко А.И. он использовал кадастровую выписку земельного участка с имеющимися в ней координатами. При проведении фотосъемки выбрана точка, съемки, с которой охватывается 2/3 земельного участка. При проведении осмотра данного земельного участка было установлено, что на 100% площади земельного участка имеется зарастание древесно-кустарниковой растительностью, а также сорной и дикорастущей злаковой травянистой растительностью, на участке нет леса.

Доводы заявителя о том, что она направляла уведомление в адрес Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес>, Управления Росреестра по <адрес> об использовании лесов, расположенных на ее земельном участке с указанием вида или видов использования лесов с учетом п. 4 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, не могут быть приняты во внимание, ввиду следующего.

Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 4 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" (вместе с "Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения")).

Согласно п. 7 названного постановления правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Так, Дьяченко А.И. 24.08.2021 направила уведомление об использовании лесов, произрастающих на ее земельном участке, в адрес Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, Управления Росреестра по Рязанской области, то есть после проведения в отношении нее проверки и привлечения ее к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ (23.04.2021).

Кроме того, данное обстоятельство не может отменять обязанности собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения выполнять установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв.

На основании изложенного, суд считает, что вина Дьяченко А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу установлена правильно.

Иные доводы жалобы не содержат указания на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, все доводы, изложенные в жалобе, фактически сводятся к необходимости переоценки доказательств, оснований для которой не имеется.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу постановления, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Постановление №14169/з от 07 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом – начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО2 в отношении Дьяченко А.И. соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Дьяченко А.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

В постановлении приведено событие административного правонарушения, совершенного Дьяченко А.И., описаны, проанализированы и оценены доказательства, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о виновности Дьяченко А.И. в совершении правонарушения, имеется ссылка на закон, примененный при разрешении дела.

Юридическая оценка действиям Дьяченко А.И. по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ дана правильно.

Однако суд считает, что наказание Дьяченко А.И. назначено без учета её личности и имущественного положения.

При вынесении постановления должностное лицо не учло личность виновной, её имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно: она впервые привлекается к административно ответственности, тяжких последствий не наступило. Суд считает, что на основании ст. 4.2 КоАП РФ данные обстоятельства необходимо признать смягчающими.

В соответствии с ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах административное наказание, назначенное Дьяченко А.И., в виде административного штрафа в размере 25000 рублей является чрезмерно суровым, суд считает возможным снизить размер административного штрафа с учетом исключительных обстоятельств, связанных с характером и последствиями совершенного административного правонарушения, с учетом материального положения Дьяченко А.И., в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

При таких обстоятельствах суд считает, что жалоба Дьяченко А.И. подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, 30.7, 30.8 и 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление Дьяченко А.И., на постановление №14169/з начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО2 от 07 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить частично.

Постановление №14169/з начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО2 от 07 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, которым Дьяченко А.И. подвергнута административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, изменить в части назначения административного наказания, снизить размер назначенного административного штрафа до 10 000 (десяти тысяч) рублей, в остальной части постановление должностного лица - оставить без изменения, а жалобу лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление Дьяченко А.И. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Рязанский районный суд Рязанской области в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья. Подпись.