НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Рузаевского районного суда (Республика Мордовия) от 29.09.2022 № 2-1160/2022

Дело № 2-1160/2022

13RS0019-01-2022-001679-34

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Рузаевка 29 сентября 2022 г.

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Абаевой Д.Р.,

при секретаре судебного заседания Илькаевой И.А.,

с участием в деле:

истца Алямкина В.Н.,

ответчика государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия»,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства социальной защиты населения, труда и занятости Республики Мордовия, Алямкиной Т.М., Алямкина Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алямкина В.Н. к государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о признании незаконным решения о назначении меры социальной поддержки в части произведенного расчета размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

установил:

Алямкин В.Н. обратился в суд с поименованным иском, указывая следующее: 16 июня 2022 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», предоставив необходимый пакет документов. Расчетный период для определения размера субсидии по заявлению истца от 16.07.2022 года исходя из пункта 32 указанного Постановления №761 включал в себя месяцы 2021 года – июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь.

24 июня 2022 года ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» было вынесено решение – протокол , согласно которому размер назначенной истцу субсидии на период с 01.07.2022 года по 31.12.2022 года составил 1690, 67 руб.

По мнению истца, расчет размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, произведён ответчиком неверно, при подсчете необоснованно увеличен совокупный и соответственно среднедушевой доход семьи истца, в результате чего значительно уменьшился и размер назначенной истцу субсидии. При расчете размера субсидии на оплату ЖКХ назначенной Алямкину В.Н. на период с 01.06.2022 г. по 31.12.2022 г. неправомерно зачислили к совокупному доходу семьи Алямкина В.Н. ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) на детей в возрасте от трех до семи лет выплачиваемые на дочь истца П и сына Ф, а также ежемесячные денежные выплаты при рождении после 31.12.2012 г. третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет выплачиваемые на сына Е.

Считает вышеуказанное решение ответчика от 24.06.2022 года незаконным, по причине допущения нарушения действующего законодательства регулирующего порядок учета доходов при определении размера субсидии. Ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, а также ежемесячные денежные выплаты при рождении после 31.12.2012 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются.

Просит признать незаконным решение ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 24.06.2022 года в части учета в совокупном доходе семьи истца при расчете размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет, выплачиваемых истцу на дочь П и сына Ф, ежемесячных денежных выплат при рождении после 31.12.2012 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, выплачиваемых супруге истца Алямкиной Т.М. на сына Е

В возражениях на исковое заявление ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что Алямкину В.Н. в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предоставляется мера социальной поддержки «субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». 16 июня 2022 года Алямкин В.Н. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии. При расчете размера субсидии семье Алямкиных применялся доход за период с 1 июля 2021 года по 30 ноября 2021 года: доход Алямкина В.Н. среднедушевой 9581 руб. 25 коп., ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг 657 руб. 63 коп.; доход Алямкина Н.Ф. пенсия 10 524 руб. 12 коп., ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг 412 руб. 75 коп.; доход Алямкиной Т.М. – 0; доход Ф ежемесячное пособие на ребенка до 16 (18) лет 120 руб., ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно 10 149 руб.; доход П ежемесячное пособие на ребенка до 16 (18) лет 120 руб., ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно 10 149 руб.; доход Е ежемесячная денежная выплата при рождении после 31 декабря 2012 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет 8626 руб. 65 коп., ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет 6020 руб. 42 коп. Совокупный доход семьи 56 360 руб. 82 коп., среднедушевой доход семьи 9393 руб. 47 коп. Прожиточный минимум группы (11 622*3+12896*2+10329):6=11831,17, региональный стандарт 1922,63 руб. Размер субсидии: 1922,63*6-(22/100*56360,82*9393,47/11831,17)=1690,67. Согласно п.34 Правил предоставления субсидий совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. №512. Согласно пп. «д» п.1 Постановления №512 при расчете субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг учитываются социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров; ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку; стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах; пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе; ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства; ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. В соответствии с методическими рекомендациями по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2016 года №1037/пр/857 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761» п.45, рекомендуется в качестве подтверждения доходов заявителя и всех членов семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, рассматривать следующие документы: справки о размере социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (п.б). На основании п.п. д п.35 Правил при исчислении размера совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: другие виды материальной поддержки в виде денежных выплат и (или) натуральной помощи, оказываемой гражданам за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме указанных в подпунктах "б" и "г" пункта 34 настоящих Правил. Согласно п.59 методических рекомендаций к другим видам доходов, указанным в подпункте "д" пункта 35 Правил, рекомендуется относить, в частности: ежегодную денежную выплату по Федеральному закону от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", ежегодную компенсацию на оздоровление по Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка по Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", денежные средства, выделенные на амбулаторное и стационарное лечение; государственную социальную помощь, предоставленную отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", материнский (семейный) капитал, предоставленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", денежные эквиваленты обеспечения бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В соответствии с п. 60 Методических рекомендаций суммы алиментов, пенсий по потере кормильца, ежемесячных пособий на ребенка, выплачиваемых родителям (иным законным представителям), иные установленные денежные выплаты, а также денежные средства, выплачиваемые опекуну (попечителю) на содержание ребенка, рекомендуется учитывать в доходе ребенка, которому они причитаются. Согласно п. 2 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Истец Алямкин В.Н. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Ответчик ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии представителя, исковые требования просил оставить без удовлетворения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства социальной защиты населения, труда и занятости Республики Мордовия, своевременно и надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Алямкина Т.М., Алямкин Н.Ф., своевременно и надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, предоставили заявления в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения требований истца.

Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших суд об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой по уважительной причине.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд при разрешении спора исходит из следующего.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

В соответствии с пунктом 32 совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии.

Согласно п. 34 Правил предоставления субсидий совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. №512.

Согласно пп. «д» п.1 Постановления №512 при расчете субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг учитываются социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся, в том числе: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров; стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах; пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе; ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства; ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

В соответствии с методическими рекомендациями по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2016 года №1037/пр/857 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761» п.45, рекомендуется в качестве подтверждения доходов заявителя и всех членов семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, рассматривать следующие документы: справки о размере социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников.

На основании п.п. д п.35 Правил при исчислении размера совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: другие виды материальной поддержки в виде денежных выплат и (или) натуральной помощи, оказываемой гражданам за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме указанных в подпунктах "б" и "г" пункта 34 настоящих Правил. Согласно п.59 методических рекомендаций к другим видам доходов, указанным в подпункте "д" пункта 35 Правил, рекомендуется относить, в частности: ежегодную денежную выплату по Федеральному закону от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", ежегодную компенсацию на оздоровление по Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка по Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", денежные средства, выделенные на амбулаторное и стационарное лечение; государственную социальную помощь, предоставленную отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", материнский (семейный) капитал, предоставленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", денежные эквиваленты обеспечения бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В соответствии с п. 60 Методических рекомендаций суммы алиментов, пенсий по потере кормильца, ежемесячных пособий на ребенка, выплачиваемых родителям (иным законным представителям), иные установленные денежные выплаты, а также денежные средства, выплачиваемые опекуну (попечителю) на содержание ребенка, рекомендуется учитывать в доходе ребенка, которому они причитаются.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606, в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 данного Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 01 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

15 апреля 2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 296 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Программа), которая включает в себя подпрограмму 3 "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей".

Согласно разделу II Программы "Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы" сфера реализации Программы отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) и малоимущих граждан.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В рамках Программы субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии, в том числе, на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет.

Приложением N 7 к разделу II Программы утверждены Правила, определяющие порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с достижением результатов федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", входящего в состав национального проекта "Демография", посредством осуществления ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606.

Критериями отбора субъектов Российской Федерации для включения в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 (далее - Перечень), являются данные о величине суммарного коэффициента рождаемости, а также о миграционном и естественном приросте за 3 года, предшествующие текущему финансовому году. В Перечень включаются субъекты Российской Федерации, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2 (за исключением субъектов Российской Федерации с высоким естественным и миграционным приростом), а также субъекты Российской Федерации с естественной и миграционной убылью населения. Перечень ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 24 августа 2018 года N 1747-р "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в отношении которых в 2019 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606" в Перечень включена Республика Мордовия.

В Республике Мордовия во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 606 был принят Указ Главы РМ от 28.06.2012 N 203-УГ "Об установлении ежемесячной денежной выплаты при рождении после 31 декабря 2012 г. третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума, установленной в Республике Мордовия для детей", который применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей в период с 1 января 2013 года и действует до 1 января 2024 года.

При этом статьей 1 Указа Главы РМ от 28.06.2012 N 203-УГ установлена ежемесячная денежная выплата при рождении после 31 декабря 2012 г. третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума, установленной в Республике Мордовия для детей на год, в котором будет производиться ежемесячная денежная выплата (далее - ежемесячная денежная выплата), семьям со среднедушевым доходом, не превышающим 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Республике Мордовия на год обращения за назначением указанной выплаты.

Постановлением Правительства РМ от 30.07.2012 N 286 во исполнении Указа Главы РМ от 28.06.2012 N 203-УГ разработаны и утверждены Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении после 31 декабря 2012 г. третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума, установленной в Республике Мордовия для детей.

Пунктом 4.1 указанного Положения, установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи не учитывается сумма ежемесячной денежной выплаты, полученная в расчетном периоде.

Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей установлены Указом Президента РФ 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Указ Президента РФ).

Пунктом 1 Указа Президента РФ с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом "а" п. 3 Указа Президента РФ установлено, что вышеуказанная ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 " 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (пп. "б" п. 3 Указа Президента РФ).

В случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей; в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 100 процентов величины прожиточного минимума для детей (пп. "в, г" п. 3 Указа Президента РФ).

При этом п. 5 Указа рекомендует высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ при назначении ежемесячной выплаты не учитывать ее при исчислении размера среднедушевого дохода семьи.

Ежемесячная выплата предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов РФ (п. 1 Указа).

Главой Республики Мордовия принят Указ от 07.04.2020 N 99-УГ "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", который применяется к правоотношениям, возникшим по осуществлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, установленной пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Пунктом 1 статьи 2 Указа от 07.04.2020 N 99-УГ установлено, что при назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, данная выплата не учитывается в составе доходов семьи.

Постановлением Правительства РМ от 07.05.2020 N 271 во исполнении Указа Главы РМ от 07.04.2020 N 99-УГ разработаны и утверждены Положения о порядке и условиях предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

Пунктом 33 указанного Положения, установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются: а) предусмотренные настоящим Положением ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды в отношении ребенка, на которого подается заявление о назначении ежемесячной выплаты (за исключением случаев определения размера ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящего Положения); б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящим Положением ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды.

Материалами дела подтверждается, что Алямкин В.Н. и Алямкина Т.М. являются родителями ПДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФДД.ММ.ГГГГ года рождения, ЕДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Алямкиной Т.М. назначена мера социальной поддержки на ребенка ЕДД.ММ.ГГГГ года рождения – ежемесячная денежная выплата при рождении после ДД.ММ.ГГГГ третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, на основании Указа Главы РМ от 28.06.2012 N 203-УГ.

Истцу назначена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 г. №199: на ПДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФДД.ММ.ГГГГ года рождения (на период с 01.01.2020 по 30.04.2021, с 01.05.2021 по 10.04.2022, с 11.04.2022 по 10.04.2023, с 27.04.2022 по 26.04.2023).

16 июня 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», предоставив необходимые документы: копию паспорта Алямкина В.Н., сведения о доходах за период с 01.06.2021 по 30.11.2021 г. Расчетный период для определения размера субсидии по заявлению истца от 16.07.2022 года - июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 г. Члены семьи льготодержателя: Алямкин Н.Ф. – отец, Алямкина Т.М. – жена, ПДД.ММ.ГГГГ г.р. – дочь, ФДД.ММ.ГГГГ г.р. - сын, ЕДД.ММ.ГГГГ г.р. – сын. Регистрация по месту жительства всех членов семь Алямкина В.Н., наряду с ним самим: <адрес>.

24 июня 2022 года ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» было вынесено решение – протокол , согласно которому размер назначенной истцу субсидии на период с 01.07.2022 года по 31.12.2022 года составил 1690, 67 руб. Прожиточный минимум группы 11831,17 руб.; прожиточный минимум на детей 11622 руб.; совокупный доход семьи 56 360,82 руб.; среднедушевой доход 9 393, 47 руб.; период для расчета СДД 6; сумма величин прожиточного минимума группы 70 987 руб.; прожиточный минимум на душу населения 11 832 руб.; СДД в Республики Мордовия 19 913 руб.; количество человек в группе 6.

Из письма директора ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 13.07.2022 года следует, что при расчете размера субсидии семье Алямкиных применялся следующий доход: доход Алямкина В.Н. среднедушевой 9581 руб. 25 коп., ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг 657 руб. 63 коп.; доход Алямкина Н.Ф. пенсия 10 524 руб. 12 коп., ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг 412 руб. 75 коп.; доход Алямкиной Т.М. – 0; доход Ф ежемесячное пособие на ребенка до 16 (18) лет 120 руб., ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно 10 149 руб.; доход П ежемесячное пособие на ребенка до 16 (18) лет 120 руб., ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно 10 149 руб.; доход Е ежемесячная денежная выплата при рождении после 31 декабря 2012 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет 8626 руб. 65 коп., ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет 6020 руб. 42 коп.

Совокупный доход семьи 56 360 руб. 82 коп., среднедушевой доход семьи 9393 руб. 47 коп.

Прожиточный минимум группы (11 622*3+12896*2+10329):6=11831,17, региональный стандарт 1922,63 руб.

Размер субсидии: 1922,63*6-(22/100*56360,82*9393,47/11831,17)=1690,67.

При расчете совокупного дохода семьи, среднедушевого дохода семьи Алямкина В.Н. ГКУ "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" за период с 01.06.2021 по 30.11.2021 г. учтены ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет выплачиваемые на дочь П и сына Ф в размере 10 149 руб. на каждого ребенка, а также ежемесячная денежная выплата при рождении после 31.12.2012 г. третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет выплачиваемая на сына Е в размере 8626 руб. 65 коп.

Однако, с такими выводами ответчика суд согласиться не может, включение данных денежных средств - ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет, и на ребенка при рождении после 31.12.2012 г. третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в состав доходов семьи при исчислении совокупного дохода и среднедушевого дохода, неправомерно, поскольку собственно доходами семьи они не являются. В соответствии с положениями Указа Президента РФ 20.03.2020 N 199, Указа Главы Республики Мордовия от 07.04.2020 N 99-УГ, Постановления Правительства РМ от 07.05.2020 N 271, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606, Указа Главы РМ от 28.06.2012 N 203-УГ, Постановления Правительства РМ от 30.07.2012 N 286 указанные денежные выплаты не учитываются в составе доходов семьи.

Таким образом, произведенные истцу и его супруге Алямкиной Т.М. выплаты, предоставленная в рамках государственной поддержки семей, имеющих детей – ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет, и на ребенка при рождении после 31.12.2012 г. третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, не подлежали учету в качестве дохода семьи истца в расчетный период.

При этом, ни в пунктах 34, 35 Правил предоставления субсидий, ни в Методических рекомендациях не содержатся разъяснений о том, что ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) на детей в возрасте от трех до семи лет, и на ребенка при рождении после 31.12.2012 г. третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет относятся к другим видам доходов, либо к пособиям на ребенка, и подлежат учету в составе доходов семьи.

Исключение из дохода истца за расчетный период произведенной выплаты - ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет, и на ребенка при рождении после 31.12.2012 г. третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, и определение исходя их этого совокупного и среднедушевого дохода семьи в соотношении с величиной прожиточного минимума на душу населения в Республике Мордовия на дату обращения за назначением выплаты «субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг», позволяет прийти к выводу о праве истца на получение меры социальной поддержки «субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг» в ином размере и обоснованности его иска.

В этой связи, суд приходит к выводу о том, решение ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 24.06.2022 года в части расчета размера субсидии с учетом включения в совокупный доход семьи истца ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет, ежемесячных денежных выплат при рождении после 31.12.2012 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, не соответствует закону, в связи с чем оно подлежит отмене в данной части.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцу, в пользу которого состоялось решение суда, суд присуждает с Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» за счет средств бюджета Республики Мордовия в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Алямкина В.Н. к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о признании незаконным решения о назначении меры социальной поддержки в части произведенного расчета размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» от 24 июня 2022 года в части расчета размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Алямкину В.Н., которым учтены в совокупном доходе семьи ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет выплачиваемые на П, Ф, ежемесячные денежные выплаты при рождении после 31.12.2012 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет выплачиваемые на Е.

Взыскать в пользу Алямкина В.Н. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, регистрация по месту жительства <адрес>, <данные изъяты>) с Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» (ОКПО86220596, ИНН/КПП 1324135063/132401001, Республика Мордовия, г. Рузаевка ул. Ленина, д.79) за счет средств бюджета Республики Мордовия расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Рузаевского районного суда

Республики Мордовия Д.Р. Абаева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 6 октября 2022 года