Дело №2а-416/2020
СТР. 3.189 РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Рузаевка 29 июня 2020 года
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Карповой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карабановой З.А.,
при участии в заседании: лица, участвующие в деле, не явились, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Мордовия
к ФИО1
о взыскании задолженности по обязательным платежам в сумме 158837 руб. 76 коп.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия (далее - МРИ ФНС №2 по РМ, налоговый орган, Инспекция, административный истец) обратилась в Рузаевский районный суд Республики Мордовия административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 (далее - ФИО1, налогоплательщик, административный ответчик) задолженности по обязательным платежам в сумме 158837 руб. 76 коп., в том числе: страховые взносы на обязательныевиды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 46830 руб. 67 коп., пеней за неуплату страховых взносов на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 58197 руб. 91 коп., единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 13543 руб., пени за его неуплату в сумме 40453 руб. 48 коп., штраф в сумме 3812 руб. 70 коп.
Одновременно Инспекция заявила ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления.
Налоговый орган в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежаще, уведомив суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя (заявление от 19.03.2020).
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежаще.
Административное исковое заявление рассмотрено на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Из материалов дела судом установлено, что ФИО1 17.12.2007 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №).
02.03.2015 административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись ГРН №.
В период осуществления предпринимательской деятельности ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим до 01.01.2017, и плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Федеральным законом от 03.07.2016 года №243-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
По сведениям налогового органа, за ФИО1 в период осуществления ею предпринимательской деятельности образовалась задолженность по страховым взносам на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 46830 руб. 67 коп., и по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 13543 руб.
За несвоевременную уплату страховых взносов на обязательные виды страхования за периоды с 01.01.2017 налоговым органом начислены пени в сумме в сумме 58197 руб. 91 коп., за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход - пени в сумме 40453 руб. 48 коп.
За нарушения законодательства о налогах и сборах в части исполнения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 3812 руб. 70 коп.
В связи с наличием задолженности по страховым взносам в адрес налогоплательщика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу Саранск Республики Мордовия 25.12.2010 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 2 100 руб. 00 коп., атакже сумму пени в размере 58 руб. 67 коп., 28.07.2011 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 3188 руб. 50 коп., а также сумму пени в размере 156 руб. 78 коп., 02.04.2012 года направило должнику требованиеоб уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 3 266 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 530 руб. 66коп., 26.04.2012 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 16 159 руб. 56 коп., а также сумму пени в размере 567 руб. 37 коп., 03.12.2012 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пенейи штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 3 739 руб. 80 коп., а также сумму пени в размере 293 руб. 41 коп., 18.02.2013 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольнооплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 377 руб. 45 коп., 05.03.2013 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 17 208 руб. 25 коп., атакже сумму пени в размере 1 361 руб. 14 коп., 29.05.2013 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 3 078 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 555 руб. 61 коп., 15.08.2013 года направилодолжнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 534 руб. 56 коп., 28.10.2013 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 628 руб. 50 коп., 03.02.2014 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносовв общей сумме 35 664 руб. 66 коп., а также сумму пени в размере 3 011 руб. 15 коп., 25.03.2014 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пенив размере 1 414 руб. 59 коп., 29.05.2014 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 747 руб. 40 коп., 17.09.2014 года направило должнику требование обуплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 1 384 руб. 93 коп., 27.10.2014 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 578 руб. 57 коп., 13.02.2015 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить суммустраховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 2 470 руб. 77 коп., 05.03.2015 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 20 727 руб. 53 коп., а*такжесумму пени в размере 7 396 руб. 14 коп., 17.03.2016 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 3 829 руб. 92 коп., а также сумму пени в размере 602 руб. 83 коп., 21.12.2016 года направило должнику требование об уплате недоимкипо страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму пени в размере 182 руб. 04 коп., 21.12.2016 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму пени в размере 91 руб. 03 коп., 22.12.2016 года направило должнику требование об уплате недоимкипо страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму пени в размере 3 016 руб. 57 коп., 22.12.2016 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму пени в размере 11131 руб. 05 коп.
Однако задолженность по страховым взносам на обязательные виды страхования в указанных в требованиях суммах ФИО1 не оплачена.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № по состоянию на 06.02.2015 г. с установленным сроком уплаты до 27.02.2015 г., № по состоянию на 07.05.2015 г. с установленным сроком уплаты до 28.05.2015 г., № по состоянию на 25.05.2015 г. с установленным сроком уплаты до 15.06.2015 г., № по состоянию на 11.06.2015 г. с установленнымсроком уплаты до 02.07.2015г., № по состоянию на 18.09.2015 г. с установленным сроком уплаты до 08.10.2015 г., № по состоянию на 17.12.2015 г. с установленным сроком уплаты до 12.01.2016 г., № по состоянию на 16.03.2015 г. с установленным сроком уплаты до 05.04.2016 г., № по состоянию на 29.06.2016 г. с установленным сроком уплаты до 19.07.2016 г., № по состоянию на 29.09.2016 г. с установленным сроком уплаты до 19.10.2016 г., № по состоянию на 16.12.2016 г. с установленным сроком уплаты до 12.01.2017 г., № по состоянию на 22.03.2017 г. с установленным сроком уплаты до 11.04.2017 г.
Указанные требования не исполнены ФИО1 в добровольном порядке.
По сведениям административного истца, задолженность по страховым взносам на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 46830 руб. 67 коп., пеням за неуплату страховых взносов на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 58197 руб. 91 коп., единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 13543 руб., пеням за его неуплату в сумме 40453 руб. 48 коп., штрафу в сумме 3812 руб. 70 коп.не оплачена ФИО1, что явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Статья 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
До 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С 1 января 2017 года данный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросыисчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В силу части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов и уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы в фиксированном размере за расчетный период уплачивались плательщиками страховых взносов - индивидуальными предпринимателями за себя не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В статье 10 Федерального закона №212-ФЗ указано, что расчетным периодом является календарный год.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона №212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в установленный срок органами контроля за уплатой страховых взносов производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом №212-ФЗ.
Действующей с 1 января 2017 г. главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации указанная категория страхователей по обязанному пенсионному страхованию также отнесена к плательщикам страховых взносов (подпункт 2 пункт 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельностимедиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5).
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории муниципального образования Рузаевка единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности введен Решением Совета депутатов муниципального образования Рузаевка от 15.11.2005 № «Об установлении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (статья 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации).
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, страховых взносов может обеспечиваться пеней.
Порядок исчисления пени определен в статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Исходя из положений статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Представленный налоговым органом в силу положений пункта 5 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации расчет задолженности судом проверен, признан неверным, поскольку при исчислении задолженности по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности инспекция допустила арифметическую ошибку: согласно пункту 6 расчета, изложенного во втором требовании просительной части заявления (стр.6), указана задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 13543 руб., пеней - 36668 руб. 61 коп., штраф - 3812 руб. При сложении указанных сумм задолженность по единому налогу на вмененный доход, пеням за его неуплату и штрафу составит 54024 руб. 31 коп.вместо указанной инспекцией 50024 руб. 31 коп.
Таким образом, общая сумма задолженности, предъявленная к взысканию с административного ответчика, составляет 162837 руб. 76 коп.вместо ошибочно указанных инспекцией 158837 руб. 76 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. №479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Анализ взаимосвязанных положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Срок для добровольного исполнения направленных Инспекцией в адрес административного ответчика требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на 06.02.2015 г. истек 27.02.2015 г., № по состоянию на 07.05.2015 г. истек 28.05.2015 г., № по состоянию на 25.05.2015 г. истек 15.06.2015 г., № по состоянию на 11.06.2015 г. истек 02.07.2015 г., № по состоянию на 18.09.2015 г. -08.10.2015 г., № по состоянию на 17.12.2015 г. - 12.01.2016 г., № по состоянию на 16.03.2016 г. - 05.04.2016 г., № по состоянию на 29.06.2016 г. - 19.07.2016 г., № по состоянию на 29.09.2016 г. - 19.10.2016 г., №по состоянию на 16.12.2016 г. - 12.01.2017 г., № по состоянию на 22.03.2017 г.-11.04.2017 г.
В Рузаевский районный суд Республики Мордовия с заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам в общей сумме 162837 руб. 76 коп., в том числе: страховые взносы на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 46830 руб. 67 коп., пеней за неуплату страховых взносов на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до01.01.2017, в сумме 58197 руб. 91 коп., единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 13543 руб., пени за его неуплату в сумме 40453 руб. 48 коп., штраф в сумме 3812 руб. 70 коп., налоговый орган обратился 19.03.2020, то есть с нарушением шестимесячного срока после истечения срока исполнения вышеуказанных требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Судом установлено, что Инспекцией пропущен предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срок подачи заявления в суд, в связи с чем налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении этого срока.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма закреплена в части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
В обоснование уважительности причин необращения налогового органа в суд в течение шести месяцев с момента истечения срока на добровольную уплату Инспекция указала на большой объемом работы.
Иных причин невозможности подачи рассматриваемого заявления в установленный срок налоговый орган не указал.
Основным условием для восстановления данного срока является уважительность причин его пропуска.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, уважительными причинами суд может признать обстоятельства, которые объективно воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки. При этом следует отметить, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки, пеней и налоговых санкций обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных отношений.
Между тем большой объем работы и иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей.
Оценив представленные с заявлением документы, суд считает, что административный истец не доказал наличия у него уважительных причинпропуска срока на подачу заявления о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам в общей сумме 162837 руб. 76 коп., в том числе: страховые взносы на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 46830 руб. 67 коп., пеней за неуплату страховых взносов на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 58197 руб. 91 коп., единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 13543 руб., пени за его неуплату в сумме 40453 руб. 48 коп., штраф в сумме 3812 руб. 70 коп.
При этом суд признает, что Инспекция располагала достаточным временем для подготовки и направления в суд настоящего заявления. В связи с изложенным, в удовлетворении заявленного ходатайства налоговому органу следует отказать.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В связи с пропуском срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с административным исковым заявлением, требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Мордовия удовлетворению не подлежит.
Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался ввиду освобождения налогового органа от ее уплаты (подпункт 19 пункта 1 статьи 333.39 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления в суд.
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия в удовлетворении заявленных требований.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.В. Карпова
Дело №2а-416/2020
СТР. 3.189 РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Рузаевка 29 июня 2020 года
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Карповой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карабановой З.А.,
при участии в заседании: лица, участвующие в деле, не явились, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Мордовия
к ФИО1
о взыскании задолженности по обязательным платежам в сумме 158837 руб. 76 коп.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия (далее - МРИ ФНС №2 по РМ, налоговый орган, Инспекция, административный истец) обратилась в Рузаевский районный суд Республики Мордовия административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 (далее - ФИО1, налогоплательщик, административный ответчик) задолженности по обязательным платежам в сумме 158837 руб. 76 коп., в том числе: страховые взносы на обязательныевиды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 46830 руб. 67 коп., пеней за неуплату страховых взносов на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 58197 руб. 91 коп., единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 13543 руб., пени за его неуплату в сумме 40453 руб. 48 коп., штраф в сумме 3812 руб. 70 коп.
Одновременно Инспекция заявила ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления.
Налоговый орган в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежаще, уведомив суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя (заявление от 19.03.2020).
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежаще.
Административное исковое заявление рассмотрено на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Из материалов дела судом установлено, что ФИО1 17.12.2007 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №).
02.03.2015 административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись ГРН №.
В период осуществления предпринимательской деятельности ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим до 01.01.2017, и плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Федеральным законом от 03.07.2016 года №243-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
По сведениям налогового органа, за ФИО1 в период осуществления ею предпринимательской деятельности образовалась задолженность по страховым взносам на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 46830 руб. 67 коп., и по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 13543 руб.
За несвоевременную уплату страховых взносов на обязательные виды страхования за периоды с 01.01.2017 налоговым органом начислены пени в сумме в сумме 58197 руб. 91 коп., за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход - пени в сумме 40453 руб. 48 коп.
За нарушения законодательства о налогах и сборах в части исполнения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 3812 руб. 70 коп.
В связи с наличием задолженности по страховым взносам в адрес налогоплательщика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу Саранск Республики Мордовия 25.12.2010 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 2 100 руб. 00 коп., атакже сумму пени в размере 58 руб. 67 коп., 28.07.2011 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 3188 руб. 50 коп., а также сумму пени в размере 156 руб. 78 коп., 02.04.2012 года направило должнику требованиеоб уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 3 266 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 530 руб. 66коп., 26.04.2012 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 16 159 руб. 56 коп., а также сумму пени в размере 567 руб. 37 коп., 03.12.2012 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пенейи штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 3 739 руб. 80 коп., а также сумму пени в размере 293 руб. 41 коп., 18.02.2013 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольнооплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 377 руб. 45 коп., 05.03.2013 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 17 208 руб. 25 коп., атакже сумму пени в размере 1 361 руб. 14 коп., 29.05.2013 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 3 078 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 555 руб. 61 коп., 15.08.2013 года направилодолжнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 534 руб. 56 коп., 28.10.2013 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 628 руб. 50 коп., 03.02.2014 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносовв общей сумме 35 664 руб. 66 коп., а также сумму пени в размере 3 011 руб. 15 коп., 25.03.2014 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пенив размере 1 414 руб. 59 коп., 29.05.2014 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 747 руб. 40 коп., 17.09.2014 года направило должнику требование обуплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 1 384 руб. 93 коп., 27.10.2014 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 578 руб. 57 коп., 13.02.2015 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить суммустраховых взносов в общей сумме 4 878 руб. 00 коп., а также сумму пени в размере 2 470 руб. 77 коп., 05.03.2015 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 20 727 руб. 53 коп., а*такжесумму пени в размере 7 396 руб. 14 коп., 17.03.2016 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму страховых взносов в общей сумме 3 829 руб. 92 коп., а также сумму пени в размере 602 руб. 83 коп., 21.12.2016 года направило должнику требование об уплате недоимкипо страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму пени в размере 182 руб. 04 коп., 21.12.2016 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму пени в размере 91 руб. 03 коп., 22.12.2016 года направило должнику требование об уплате недоимкипо страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму пени в размере 3 016 руб. 57 коп., 22.12.2016 года направило должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №, в котором должнику было предложено добровольно оплатить сумму пени в размере 11131 руб. 05 коп.
Однако задолженность по страховым взносам на обязательные виды страхования в указанных в требованиях суммах ФИО1 не оплачена.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № по состоянию на 06.02.2015 г. с установленным сроком уплаты до 27.02.2015 г., № по состоянию на 07.05.2015 г. с установленным сроком уплаты до 28.05.2015 г., № по состоянию на 25.05.2015 г. с установленным сроком уплаты до 15.06.2015 г., № по состоянию на 11.06.2015 г. с установленнымсроком уплаты до 02.07.2015г., № по состоянию на 18.09.2015 г. с установленным сроком уплаты до 08.10.2015 г., № по состоянию на 17.12.2015 г. с установленным сроком уплаты до 12.01.2016 г., № по состоянию на 16.03.2015 г. с установленным сроком уплаты до 05.04.2016 г., № по состоянию на 29.06.2016 г. с установленным сроком уплаты до 19.07.2016 г., № по состоянию на 29.09.2016 г. с установленным сроком уплаты до 19.10.2016 г., № по состоянию на 16.12.2016 г. с установленным сроком уплаты до 12.01.2017 г., № по состоянию на 22.03.2017 г. с установленным сроком уплаты до 11.04.2017 г.
Указанные требования не исполнены ФИО1 в добровольном порядке.
По сведениям административного истца, задолженность по страховым взносам на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 46830 руб. 67 коп., пеням за неуплату страховых взносов на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 58197 руб. 91 коп., единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 13543 руб., пеням за его неуплату в сумме 40453 руб. 48 коп., штрафу в сумме 3812 руб. 70 коп.не оплачена ФИО1, что явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Статья 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
До 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С 1 января 2017 года данный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросыисчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В силу части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов и уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы в фиксированном размере за расчетный период уплачивались плательщиками страховых взносов - индивидуальными предпринимателями за себя не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В статье 10 Федерального закона №212-ФЗ указано, что расчетным периодом является календарный год.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона №212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в установленный срок органами контроля за уплатой страховых взносов производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом №212-ФЗ.
Действующей с 1 января 2017 г. главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации указанная категория страхователей по обязанному пенсионному страхованию также отнесена к плательщикам страховых взносов (подпункт 2 пункт 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельностимедиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5).
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории муниципального образования Рузаевка единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности введен Решением Совета депутатов муниципального образования Рузаевка от 15.11.2005 № «Об установлении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (статья 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации).
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, страховых взносов может обеспечиваться пеней.
Порядок исчисления пени определен в статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Исходя из положений статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Представленный налоговым органом в силу положений пункта 5 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации расчет задолженности судом проверен, признан неверным, поскольку при исчислении задолженности по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности инспекция допустила арифметическую ошибку: согласно пункту 6 расчета, изложенного во втором требовании просительной части заявления (стр.6), указана задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 13543 руб., пеней - 36668 руб. 61 коп., штраф - 3812 руб. При сложении указанных сумм задолженность по единому налогу на вмененный доход, пеням за его неуплату и штрафу составит 54024 руб. 31 коп.вместо указанной инспекцией 50024 руб. 31 коп.
Таким образом, общая сумма задолженности, предъявленная к взысканию с административного ответчика, составляет 162837 руб. 76 коп.вместо ошибочно указанных инспекцией 158837 руб. 76 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. №479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Анализ взаимосвязанных положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Срок для добровольного исполнения направленных Инспекцией в адрес административного ответчика требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на 06.02.2015 г. истек 27.02.2015 г., № по состоянию на 07.05.2015 г. истек 28.05.2015 г., № по состоянию на 25.05.2015 г. истек 15.06.2015 г., № по состоянию на 11.06.2015 г. истек 02.07.2015 г., № по состоянию на 18.09.2015 г. -08.10.2015 г., № по состоянию на 17.12.2015 г. - 12.01.2016 г., № по состоянию на 16.03.2016 г. - 05.04.2016 г., № по состоянию на 29.06.2016 г. - 19.07.2016 г., № по состоянию на 29.09.2016 г. - 19.10.2016 г., №по состоянию на 16.12.2016 г. - 12.01.2017 г., № по состоянию на 22.03.2017 г.-11.04.2017 г.
В Рузаевский районный суд Республики Мордовия с заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам в общей сумме 162837 руб. 76 коп., в том числе: страховые взносы на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 46830 руб. 67 коп., пеней за неуплату страховых взносов на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до01.01.2017, в сумме 58197 руб. 91 коп., единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 13543 руб., пени за его неуплату в сумме 40453 руб. 48 коп., штраф в сумме 3812 руб. 70 коп., налоговый орган обратился 19.03.2020, то есть с нарушением шестимесячного срока после истечения срока исполнения вышеуказанных требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Судом установлено, что Инспекцией пропущен предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срок подачи заявления в суд, в связи с чем налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении этого срока.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма закреплена в части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
В обоснование уважительности причин необращения налогового органа в суд в течение шести месяцев с момента истечения срока на добровольную уплату Инспекция указала на большой объемом работы.
Иных причин невозможности подачи рассматриваемого заявления в установленный срок налоговый орган не указал.
Основным условием для восстановления данного срока является уважительность причин его пропуска.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, уважительными причинами суд может признать обстоятельства, которые объективно воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки. При этом следует отметить, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки, пеней и налоговых санкций обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных отношений.
Между тем большой объем работы и иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей.
Оценив представленные с заявлением документы, суд считает, что административный истец не доказал наличия у него уважительных причинпропуска срока на подачу заявления о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам в общей сумме 162837 руб. 76 коп., в том числе: страховые взносы на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 46830 руб. 67 коп., пеней за неуплату страховых взносов на обязательные виды страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 58197 руб. 91 коп., единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 13543 руб., пени за его неуплату в сумме 40453 руб. 48 коп., штраф в сумме 3812 руб. 70 коп.
При этом суд признает, что Инспекция располагала достаточным временем для подготовки и направления в суд настоящего заявления. В связи с изложенным, в удовлетворении заявленного ходатайства налоговому органу следует отказать.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В связи с пропуском срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с административным исковым заявлением, требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Мордовия удовлетворению не подлежит.
Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался ввиду освобождения налогового органа от ее уплаты (подпункт 19 пункта 1 статьи 333.39 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления в суд.
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия в удовлетворении заявленных требований.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.В. Карпова
1версия для печатиДело № 2а-416/2020 ~ М-315/2020 (Решение)