Дело №2а-201/2021
УИД:13RS0019-01-2020-003205-80
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Рузаевка 17 марта 2021 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Казанцевой И.В.
при помощнике судьи Маркиной Е.М.
с участием в деле:
административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия
административного ответчика - Наумова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия к Наумову А.В. о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия (далее - Межрайонная ИФНС России №4 по Республике Мордовия, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Наумову А.В. о взыскании обязательных платежей по тем основаниям, что Наумов А.В., обладающий правом собственности на жилые дома, признаваемые объектами налогообложения, признан налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. Обязанность по уплате налога за 2015 г., 2016 г. в установленный законом срок Наумов А.В. не исполнил. При наличии недоимки налогоплательщику направлялись требования об уплате налога и пеней, начисленных на сумму недоимки. Срок исполнения требований истек, в добровольном порядке требования Наумовым А.В. не исполнены.
Просит восстановить срок подачи административного искового заявления, пропущенный по уважительной причине, взыскать с Наумова А.В. недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 г., 2016 г. в размере 793 рублей, задолженность по пеням в размере 18 рублей, начисленным на сумму недоимки за период с 1 февраля 2014 г. по 6 февраля 2018 г., всего в сумме 811 рублей.
Возражения относительно административного искового заявления от административного ответчика не поступили.
Участвующие в деле лица, неявившиеся в судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, их явка не признана судом обязательной.
Исследовав письменные доказательства, суд отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
При рассмотрении административного дела установлено, что Наумов А.В., обладающий правом собственности с 31 декабря 2001 г. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с 7 ноября 2008 г. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признаваемые объектами налогообложения, признан налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
При наличии недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2013 г. налогоплательщику начислены пени на сумму недоимки и сформировано требование № от 16 декабря 2014 г. об уплате в срок до 13 февраля 2015 г. налога на имущество физических лиц в размере 413 рублей 95 копеек и пеней в размере 6 рублей 69 копеек, начисленных на сумму недоимки.
При наличии недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. налогоплательщику начислены пени на сумму недоимки и сформировано требование № от 9 ноября 2015 г. об уплате в срок до 26 января 2016 г. налога на имущество физических лиц в размере 242 рублей и пеней в размере 1 рубля 62 копеек, начисленных на сумму недоимки.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 345 рублей на основании налогового уведомления № от 27 сентября 2016 г. в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, - не позднее 1 декабря 2016 г. Наумов А.В. не исполнил.
При наличии недоимки налоговым органом сформировано требование № от 18 декабря 2016 г. об уплате в срок до 14 февраля 2017 г. налога на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 345 рублей и пеней в размере 1 рубля 84 копеек, начисленных на сумму недоимки.
Сведений о направлении налогоплательщику требований от 16 декабря 2014 г. №, от 9 ноября 2015 г. №, от 18 декабря 2016 г. № и соблюдении порядка взыскания недоимки по налогу и задолженности по пеням налоговым органом не представлено.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 448 рублей на основании налогового уведомления № от 20 сентября 2017 г. в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, - не позднее 1 декабря 2017 г. Наумов А.В. не исполнил.
При наличии недоимки налогоплательщику направлялось требование № от 7 февраля 2018 г. об уплате в срок до 28 марта 2018 г. налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 448 рублей и пеней в размере 7 рублей 87 копеек, начисленных на сумму недоимки.
Срок исполнения требования истек, в добровольном порядке требование об уплате налога на имущество физических лиц и пеней, начисленных на сумму недоимки, Наумовым А.В. не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
По общему правилу, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57).
Налог на имущество физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации относится к местным налогом (статья 15), с 1 января 2015 г. устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 399).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) наряду с другим имуществом жилой дом, квартира (статья 400, пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действовавшего до дня вступления в силу Федерального закона от 4 октября 2014 г. №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 №284-ФЗ).
До 1 января 2016 г. налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, с 1 января 2016 г. - в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год (статья 405, пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на имущество по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться пеней (пункт 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункты 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункты 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем третьим пункта 1, пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов.
Требованием об уплате налога согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 №321-ФЗ, от 23.07.2013 №248-ФЗ) предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 г., 2016 г. и задолженности по пеням, начисленным на сумму недоимки, установлено.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (абзацы третий, четвертый пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 04.03.2013 №20-ФЗ).
По общему правилу, установленному абзацем первым пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 04.03.2013 №20-ФЗ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац третий пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 04.03.2013 №20-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При рассмотрении вопроса о соблюдении административным истцом срока подачи в суд административного искового заявления суд исходит из следующего.
Требование № от 18 декабря 2016 г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 345 рублей и пеней в размере 1 рубля 84 копеек, начисленных на сумму недоимки, сформировано не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Сведений о направлении налогоплательщику требования № от 18 декабря 2016 г. и соблюдении порядка взыскания недоимки по налогу и задолженности по пеням налоговым органом не представлено.
Требование № от 7 февраля 2018 г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 448 рублей и пеней в размере 7 рублей 87 копеек, начисленных на сумму недоимки, налогоплательщику направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Срок исполнения требования № от 7 февраля 2018 г. об уплате налога, пеней истек 27 марта 2018 г.
Поскольку сумма налога, пеней, учитываемая налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с административного ответчика, не превысила 3 000 рублей, административное исковое заявление о взыскании налогов, пеней могло быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока, исчисляемого со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с административного ответчика, то есть до 12 августа 2018 г.
Заявление о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 г., 2016 г. в размере 793 рублей и пеней в размере 18 рублей, начисленных за период с 1 февраля 2014 г. по 6 февраля 2018 г. на сумму недоимки за 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г., налоговым органом предъявлено в порядке искового производства 18 декабря 2020 г. (день сдачи административного искового заявления в организацию связи).
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей налоговый орган не обращался.
Таким образом, срок подачи административного искового заявления в суд административным истцом пропущен.
При рассмотрении заявления административного истца о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления суд исходит из следующего.
Пропущенный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом при наличии уважительной причины (абзац четвертый пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административный истец в качестве причины пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением указал на наличие большого объема работы.
Между тем большой объем работы и иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. Иные причины несвоевременной подачи административного искового заявления административным истцом не указаны.
Поскольку доказательств наличия уважительных причин пропуска срока подачи административного искового заявления административным истцом не представлено, оснований для удовлетворения заявления и восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления не имеется.
В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Установив, что срок подачи административного искового заявления в суд административным истцом пропущен без уважительной причины, суд на основании данных обстоятельств отказывает в удовлетворении административного искового заявления.
От уплаты государственной пошлины при подаче административного иска административный истец был освобожден.
Заявлений о возмещении судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением административного дела, не поступило.
Оснований для прекращения производства по административному делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьей 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления к Наумову А.В. о взыскании обязательных платежей отказать.
В удовлетворении административного искового заявления о взыскании с Наумова А.В. (ИНН №) недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 г., 2016 г. в размере 793 рублей, задолженности по пеням в размере 18 рублей, начисленным на сумму недоимки за период с 1 февраля 2014 г. по 6 февраля 2018 г., всего в сумме 811 рублей, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме принято 30 марта 2021 г.
Дело №2а-201/2021
УИД:13RS0019-01-2020-003205-80
Именем Российской Федерации