НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Русско-полянского районного суда (Омская область) от 10.03.2011 № 2-16

                                                                                    Русско-Полянский районный суд Омской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Русско-Полянский районный суд Омской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-16/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Русская Поляна 10 марта 2011 года

Русско-Полянский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Поздняковой Н.Ю.

при секретаре Пешковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ВОВК ФИО11 к Администрации  муниципального района , Комитету по образованию Администрации  муниципального района  О признании незаконным отмены льгот по оплате коммунальных платежей

УСТАНОВИЛ:

Вовк Э.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации , Комитету по образованию , в котором просит признать отмену, предоставляемых ей до 01.10.2008 года льгот незаконной и восстановить право на льготы с момента незаконной отмены льгот.

Свои требования истец мотивировала тем что в сентябре 1994 года по достижению возраста она ушла на пенсию с должности инспектора школ по охране прав детства  отдела народного образования администрации района, имея в школах сельской местности стаж педагогической деятельности более 10 лет. С момента выхода на пенсию она пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг, которые предоставлялись на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих школах», инструкции НКТ РСФСР от 17.08.1931 года №49 о применении указанного Постановления, Постановления НКТ РСФСР от 05.04.1933 года №10 квалифицированным работникам, в число которых входили и районные инспектора народного образования. С 1 октября 2008 года комитетом по образованию администрации  ей было отказано в предоставлении вышеуказанных льгот на основании постановления Главы  муниципального образования  «О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих в сельской местности, на территории  муниципального образования» от 27 июня 2005 года №353-П во исполнение Постановления Правительства Омской области №56 от 18 мая 2005 года «О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих в сельской местности, на территории ». На её вопрос по поводу отказа в предоставлении льготы на коммунальные услуги Комитетом по образованию администрации  никакого объяснения не было. После этого она обратилась в прокуратуру района, откуда в марте 2010 года получила ответ, где в резолютивной части было указано что с 1 октября 2008 года выплата льгот прекращена на основании Закона Омской области от 4 июля 2008 года №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» в связи с тем что она не является пенсионером, уволенным в связи с выходом на пенсию из образовательного учреждения. Считает, что льгота отменена незаконно. С вышеуказанным решением не согласна, так как данная отмена льгот ухудшает её имущественное положение.

В процессе рассмотрения гражданского дела по ходатайству ответчиков в качестве соответчика привлечёны к рассмотрению дела Правительство  и Министерство финансов .

Истица Вовк Э.В., будучи надлежащим образом уведомленной, в судебное заседание не прибыла, письменно просила рассмотреть дело без её участия, требования изложенные в исковом заявлении поддержала, просила их удовлетворить по основаниям в нем указанным.

Представители ответчиков: Администрации , Комитета по образованию , Зяблова Е.Д. и Сергиенко Т.С. действующие на основании доверенностей, против удовлетворения требований возражали. Пояснили, что до января 2005 года льготы на коммунальные услуги инспекторам по народному образованию предоставлялись из муниципального бюджета  района, так как в перечень Закона Омской области должность инспектора народного образования не входила. Вовк Э.В. выплату льгот с 01 января 2005 года производили без
оснований, так как в перечень должностей специалистов учреждений в сфере
образования, пользующихся правом на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг не входила должность инспектора по народному образованию. Обнаружив свою ошибку и руководствуясь Законом Омской области от 04 июля 2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», выплата льгот по коммунальным услугам была прекращена, в связи: тем, что исходя из вышеуказанного закона Вовк Э.В. не является пенсионеркой уволенной из образовательного учреждения в связи с выходом на пенсию. Специалисты отдела образования утратили право на коммунальные льготы.

Представитель Правительства  Мельникова Т.Н., действующая на основании доверенности, будучи надлежащим образом извещённой о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыла, письменно ходатайствовала о рассмотрении дело в её отсутствие, указав что Правительство  является ненадлежащим ответчиком по данному делу. .

Представитель Министерства финансов  Карасикова С.Г., действующая на основании доверенности, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыла, письменно просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, исключить Министерство финансов из числа ответчиков.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или он незаконно привлечён к ответственности.

В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что истица Вовк Э.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения по достижению возраста ушла на пенсию 21 сентября 1994 годас должности инспектора школ по охране прав детства отдела народного образования Администрации  района.

Согласно записям в трудовой книжке (дата заполнения книжки ДД.ММ.ГГГГ), представленной заявительницей (л. д. 7-9), ее трудовой стаж до увольнения состоит из следующих периодов:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в детских яслях № ст.  в должности сестры воспитателя, с ДД.ММ.ГГГГ старшей сестры;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ детский сад ясли № в должности заведующей;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшером вытрезвителя;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГучителем биологии в  ШРМ №;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в  Управлении Гидрометеослужбы в должности начальника метеостанции;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв  очно-заочной школе завучем;

- с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ годадиректором заочной школы в ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГв  СПТУ преподавателем биологии;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в  РОНО инспектором школ по охране прав детства (л.д.7-9).

Таким образом имеет стаж работы в учреждениях системы образования более 10 лет. После ухода на пенсию 21.09.1994года,Вовк Э.В. пользовалась с 1994 года по 1 октября 2008 года льготами по оплате коммунальных услуг, которые предоставлялись квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, в число которых входили и районные инспектора народного образования.

На момент выхода истца на пенсию льготами по оплате жилья и коммунальных услуг пользовались педагогические и медицинские работники, проживающие в сельской местности, рабочих поселка (поселках городского типа). Жилищно-коммунальные льготы указанным категориям граждан были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).

В соответствии с п. 10 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих исполкомам, необходимая жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна быть предоставлена в наемных помещениях с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов по действительной их стоимости. Необходимые средства включаются в смету учреждения. Жилая площадь предоставляется по нормам, установленным в данной местности.

В соответствии с Инструкцией НКТ РСФСР от 17.08.1931 г. №49 «О применении постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. «О льготах квалифицированным работникам сельских местностей и рабочих поселков» правом на льготы пользуются работники просвещения, в том числе указаны: заведующие преподаватели, штатные инструктора, библиотекари, районные инспекторы по народному образованию. Им предоставляется бесплатная квартира с отоплением и освещением в натуре, а в случае невозможности ее предоставления, таковая предоставляется в наемных помещениях. Освещение и топливо предоставляются работнику по нормам, установленным для учреждений данной местности, с доставкой на дом (п.2,6). Пункты 8-9 указанной инструкции сохраняют за работником право на бесплатное отопление и освещение и в домах ЖСК, и в собственных домах.

Согласно ст.59 ЖК РСФСР от 24 июня 1983 г., специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством случаях в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Основами жилищного законодательства перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых посещений устанавливается Советом Министров РСФСР.

В связи с рыночными преобразованиями в стране произошло изменение подхода к предоставлению льгот в жилищно-коммунальной сфере при одновременном обеспечении государственной поддержки отдельных категорий граждан, что нашло отражение в Законе РФ от 24.12.1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», которым определялись основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливались общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере (преамбула), вводилось понятие компенсаций (субсидий), т.е. средств, предоставляемых гражданам, в частности в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 1).

Согласно ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

При этом законодатель не связывает права педагогических работников образовательных учреждений на указанные льготы ни от статуса жилья, ни от вида образовательного учреждения. Имеется лишь ссылка на то, что льгота предоставляется в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа. Педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Федеральный закон от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» статьёй 5 признал утратившим силу постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», статьёй 2 закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года) и частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.

Таким образом, ФЗ от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот, в соответствии с чем субъекты РФ должны были до 01.01.2005 г. установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе педагогическим и медицинским работникам и сельских местностях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 г. № 377 были утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан. Пунктом 30 статьи 16 Закона 122-ФЗ, в абзац третий пункта 5 ст. 55 Закона об образовании от 10 июля 1992 г. были внесены изменении, было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Данные имения вступали в силу с 1 января 2005 года.

Кроме того, абз. 3 п. 2 ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерациии органами местного самоуправления в связи принятием настоящего Федерального Закона, нормативно-правовых актов должны быть соблюдены определенные условия. В частности, при изменении после 31.12.2004г. порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат, не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года №5-П Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, как следует из его преамбулы, обязывает субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений, и не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Положения статьи 153 данного Федерального закона, предопределяющие развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки, а также содержание соответствующих правовых норм конкретизируют приведенные положения преамбулы. По смыслу данной статьи, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

Основываясь на правовых позициях, сформулированных в ранее вынесенных решениях Конституционный суд Российской Федерации в своём Определении от 1 апреля 2008 года №268-О-П также определил, что статьи 5 и 6 Федерального закона от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» не предполагают лишение работников жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года.

Таким образом, в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

На территории Омской области Постановлением Правительства Омской области от 18 мая 2005 г. № 56-п «О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Омской области» (с изменениями от 21 декабря 2005 г.) направленным на реализацию предписаний Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ было закреплено, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (п.1.1.). Кроме того, в пункте 1 Постановления было определено, что на 2005 год неработающим пенсионерам, проживающим в сельской местности, уволенным в связи с выходом на пенсию из бюджетных учреждений, проработавшим в соответствующих учреждениях не менее 10 лет и имевшим право на льготы на момент выхода на пенсию, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг:

1) бесплатную жилую площадь с отоплением в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг (норм расхода топлива), установленных органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования Омской области, с учетом совместно проживающих с ними их несовершеннолетних детей;

2) бесплатное предоставление освещения в пределах нормативов потребления освещения, установленных органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования Омской области.

Пунктом 5 Постановления № 56-п было рекомендовано органам местного самоуправления Омской области установить меры социальной поддержки специалистам, проживающим в сельской местности и работающим в муниципальных учреждениях в сфере здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, молодежной политики, социальной защиты населения, ветеринарии, расположенных в сельской местности (далее - муниципальные учреждения), а также неработающим пенсионерам, проживающим в сельской местности, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений, проработавшим в соответствующих учреждениях не менее 10 лет и имевшим право на данные льготы на момент выхода на пенсию.

Согласно п. 8 Постановления оказание поддержки муниципальным образованиям Омской области на финансирование мер, предусмотренных осуществляется в пределах, установленных Законом Омской области «Об областном бюджете на 2005 год», с учетом объема финансирования данных расходов из местных бюджетов.

Данное постановление распространялось на отношения, возникшие с 1 января 2005 года.

В соответствии с постановлением Главы  муниципального образования от 27 июня 2005 года №353-п «О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих в сельской местности, на территории  муниципального образования. В пункте 1 Постановления было определено, что на 2005 год неработающим пенсионерам, проживающим в сельской местности, уволенным в связи с выходом на пенсию из бюджетных учреждений, проработавшим в соответствующих учреждениях не менее 10 лет и имевшим право на льготы на момент выхода на пенсию, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг:

1) бесплатную жилую площадь с отоплением в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг (норм расхода топлива), установленных органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования , с учетом совместно проживающих с ними их несовершеннолетних детей;

2) бесплатное предоставление освещения в пределах нормативов потребления освещения, установленных органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования .

Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в его статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан. При этом согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса.

Меры социальной поддержки педагогических работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления в период с 1 января 2006 года по настоящее время предусматривались Законом Омской области от 7 июля 2006 года №763-ОЗ «О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений, неработающих пенсионеров, уволенных в связи с выходом на пенсию из образовательных учреждений» и далее Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

Пункт 1 статьи 2 Закона Омской области № 763-ОЗ закреплял, что право на бесплатное жилое помещение отоплением и освещением предоставляется педагогическим работникам, а также другим категориям работников, деятельность которых непосредственно связана с образовательным процессом, проживающим в сельских поселениях, рабочих или дачных поселках (поселках городского типа) на территории Омской области и осуществляющим свою деятельность на постоянной основе в расположенных в сельской местности на территории Омской области федеральных образовательных учреждениях, государственных образовательных учреждениях Омской области и муниципальных образовательных учреждениях, а также пенсионерам, проживающим в сельской местности, уволенным в связи с выходом на пенсию из государственных образовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений, имеющим общий стаж трудовой деятельности в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и имевшим право на меры социальной поддержки на момент увольнения в связи с выходом на пенсию.

Законом Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (далее -Кодекс) Закон Омской области № 763-03 был признан утратившим силу.

Статьей 34 Кодекса были установлены меры социальной поддержки педагогическим работникам: право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности имели педагогические работники, проживающие в сельской местности и осуществляющие свою деятельность в расположенных в сельской местности федеральных образовательных учреждениях, государственных образовательных учреждениях Омской области, муниципальных образовательных учреждениях Омской области, а также пенсионеры, проживающим в сельской местности, уволенные в связи с выходом на пенсию из государственных образовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений Омской области, имеющие общий стаж трудовой деятельности в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и имевшим право на меры социальной поддержки на момент увольнения в связи с выходом работника на пенсию.

В настоящее время статья 34 Кодекса устанавливает иной порядок получения меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельских поселениях, рабочих или дачных поселках (поселках городского типа) на территории Омской области - в виде их денежного эквивалента.

Согласно п.п. 3,4 ст.37 Кодекса Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, твердого топлива, природного газа, электроэнергии.

В соответствии со ст.17 Кодекса средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

В судебном заседании установлено, и данное обстоятельство не оспаривается ответчиками- Администрацией  муниципального района  и Комитетом по образованию Администрацией  муниципального района , что истица Вовк Э.В. по достижению возраста ушедшая на пенсию из Отдела народного образования Администрации  21 сентября 1994 года с должности инспектора школ по охране прав детства, с момента ухода (1994 года) и до 01.10.2008 года пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг. До января 2005 года льготы на коммунальные услуги Вовк Э.В. как инспектору по народному образованию предоставляли из местного бюджета. Далее в связи с отсутствием финансирования из областного бюджета данной категории льготников, выплату Вовк Э.В. прекратили, обнаружив данное обстоятельство 2008 году.

В тоже время, недостаток финансирования не является основанием отказа в предоставлении льготы.

Представитель Министерства финансов в письменном отзыве на исковое заявление указал, что Законами Омской области в бюджетах на 2008-2010 г.г. предусматривались средства на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и Министерство финансов полностью выполнило обязательства по доведению до главного распорядителя средств областного бюджета бюджетных ассигнований по вышеназванной статье расходов. Согласно ст.6 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств( главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти( государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и ( или) получателями бюджетных средств.

Из подпункта 24 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст.19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч.5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с ст.52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

В пункте 5 ст.53 названного федерального закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 55 названного закона, к собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) средства самообложения граждан в соответствии со ст.56 Закона;

2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со ст. 57 Закона;

3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со ст.58 Закона;

4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 59 Закона;

5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст.62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) иные поступления.

В силу ч.4 ст.55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.

Из ч. 1 ст. 63 названного федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций.

Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

В силу ст.19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В силу ст.11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.

Представителя Администрации  и Комитета по образованию Администрации одним из основным доводов, обосновывающих отказ в выплате льгот Вовк Э.В., считают непедагогический стаж истицы, т.к. по их мнению Вовк Э.В. не является пенсионеркой уволенной из образовательного учреждения в связи с выходом на пенсию, т.о. работа инспектора РОНО что педагогической деятельностью не является.

В соответствии со ст.6 ГК РФ отношения прямо не урегулированные законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения ( аналогия закона )

В соответствии со ст.8 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1( с изменениями и дополнениями от 02.02.2011 года) Система образования в РФ предоставляет собой совокупность в том числе взаимодействующих сети образовательных учреждений, органов осуществляющих управление в сфере образования и подведомственных им учреждений и организаций. В соответствии со ст.37 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. В соответствии с Отраслевым соглашением по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2009-2011 годы( зарегистрированным в Роструде 19.06.2009 года № 127/09-11 ) предусмотрены раздело 1Х Социальные гарантии, льготы, компенсации.

В периоды работы истицы в должности инспектора школ по охране прав детства в отделе народного образования  с 01.09.1987 года по 21.09.1994 года, пенсионное обеспечение педагогических работников осуществлялось в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Этим Постановлением были утверждены: «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет» и «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно Перечня, работа в должности инспектора в органах народного образования указана в качестве должности, дающей право на льготную пенсию по старости педагогическим работникам.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 установлено, что с 1 октября 1993 года на территории Российской Федерации Постановление Совмина СССР №1397 не применяется. Однако, до принятия Закона РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях» работа в указанной должности давала право на пенсию за выслугу лет.

Согласно Разъяснений, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 года №70 «При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст.27,28 Закона от 17.12.2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года по делу о проверки конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагает по смыслу статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции РФ правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться и будет реализовано.

Введение пенсий за выслугу лет педагогическим работникам, (в том числе работавшим инспекторами в органах народного образования) связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

Статьёй 18 и частью 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Акты, противоречащие Конституции Российской Федерации не подлежат применению.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным действия Администрации  муниципального района Омской области, Комитета по образованию Администрации  муниципального района Омской области не признающими работу Вовк Э.В. в должности инспектора школ по охране прав детства в отделе народного образования  района Омской области с 01.09.1987 года по 21.09.1994 года как педагогическую деятельность и не предоставлению мер социальной поддержки Вовк Э.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу что в требованиях к Министерству финансов  Правительству  по признанию незаконными их действий по не предоставлению льгот на получение социальных выплат как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности надлежит отказать по указанным выше основаниям, т.к. Правительством , Министерством финансов в полном объеме выполнены гарантированные законодательством  и РФ финансовые обязательства по предоставлению мер социальной поддержки граждан.

Статьями 16 и 1069 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено что убытки, причиненные гражданину подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Суд считает необходимым обязать Администрацию  муниципального района  предоставить меры социальной поддержки Вовк Э.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения с момента прекращения выплаты указанных компенсации, т.е с 1 октября 2008 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО16 полностью удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации  муниципального района , Комитета по образованию Администрации  муниципального района  по не предоставлению мер социальной поддержки ВОВК ФИО12 в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать Администрацию  муниципального района , Комитет по образованию Администрации  муниципального района , предоставить меры социальной поддержки ВОВК ФИО13 в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения с момента незаконной отмены с 01.10.2008 года.

Взыскать Администрации  муниципального района , Комитета по образованию Администрации  муниципального района  в пользу ВОВК ФИО14 государственную пошлину в размере 200 рублей, по 100 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд в течение 10 суток с момента вынесения мотивированного решения.

Председательствующий судья Н.Ю.Позднякова

Копия верна : судья

секретарь суда