НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Рудничного районного суда г. Кемерова (Кемеровская область) от 31.07.2023 № 2А-523/2023

Дело № 2а- 523/2023

42RS0008-01-2023-000037-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кемерово «31» июля 2023 года

Рудничный районный суд г. Кемерово, Кемеровской области, в составе председательствующего судьи Долговой Е.В.,

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем Голиковой С.В.,

рассмотрев в открытом заседании в г. Кемерово гражданское дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отделение Кемерово) к Кредитному потребительскому кооперативу «Досрочная пенсия», ФИО1 ФИО23, ФИО3 ФИО24, ФИО1 ФИО25, ФИО5 ФИО26, Берлицкой ФИО33, ФИО2 ФИО32, ФИО2 ФИО31, ФИО9 ФИО30, ФИО10 ФИО29, Барковской ФИО28, ФИО12 ФИО27, ФИО13 ФИО37, Геншафт ФИО34, ФИО16 ФИО35, Берлицкому ФИО36 о ликвидации кредитного потребительского кооператива,

У С Т А Н О В И Л:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отделение Кемерово) обратился в суд с иском к Кредитному потребительскому кооперативу «Досрочная пенсия», ФИО1 ФИО38, ФИО3 ФИО39, ФИО1 ФИО40, ФИО5 ФИО42, Берлицкой ФИО43, ФИО2 ФИО45, ФИО2 ФИО46, ФИО9 ФИО47, ФИО10 ФИО48, Барковской ФИО49, ФИО12 ФИО50, ФИО13 ФИО51, Геншафт ФИО52, ФИО16 ФИО53, Берлицкому ФИО54 о ликвидации кредитного потребительского кооператива.

Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с информационным сообщением Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2011 «По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию» кредитные кооперативы, нарушающие требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

В связи с вышеизложенным, отсутствие у кредитного потребительского кооператива членства в саморегулируемой организации, является основанием для его ликвидации в судебном порядке.

Кредитный потребительский кооператив «ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ» зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (ОГРН <***>, ИНН <***>) и в настоящее время является действующим юридическим лицом. Кооператив обязан был вступают в саморегулируемую организацию в течение девяноста дней - до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов размещен на сайте Банка России (www.cbr.ru).

По результатам мониторинга сведений о саморегулируемых организациях кредитных потребительских кооперативов, входящих в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, установлено, что КПК «ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов.

Данное нарушение зафиксировано актом от ДД.ММ.ГГГГ о невступлении КПК «ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ» в саморегулируемую организацию кредитных потребительских кооперативов.

Банком России в адрес КПКГ «ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ» направлялось письмо от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях, направленных на недопущение нарушений» с требованием в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия, направленные на предотвращение нарушения части 1 статьи 35 Закона № 190-ФЗ, путем вступления в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы. Требования, изложенные в письме Кооперативом исполнены не были.

Таким образом, КПКГ «ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ» нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов. Следовательно, деятельность КПК «ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для его ликвидации.

Кроме того, кооперативом не исполнены три предписания:

- от ДД.ММ.ГГГГ не представил в Банк России отчетность по форме «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за полугодие ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности и иных документов и информации кредитных потребительских кооперативов», без учета изменений, внесенных Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ;

- от ДД.ММ.ГГГГ не предоставлена информация и документы, в том числе реестра пайщиков, реестра выданных займов и привлеченных денежных средств в период, учетную политику (запрос направлен в целях проведения мониторинга соблюдения Кооперативом ограничения деятельности в связи с отсутствием членства в СРО);

- от ДД.ММ.ГГГГ не представлена информация, предусмотренная пунктом 2.6 Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.

Согласно информации, полученной от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Кемеровской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) по запросу Банка России, КПК «ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ» не обладает признаками недействующего юридического лица, установленные пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ввиду того, что с момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации юридическое лицо утрачивает правоспособность, прекращают деятельность и утрачивают полномочия органы управления юридического лица, а нереализованные права требования к обществу погашаются, для соблюдения прав и интересов неопределенного круга лиц действующим законодательством предусмотрена определенная процедура ликвидации юридического лица.

Решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур.

На основании изложенного, административный истец просит ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ» (650902, Кемеровская область - Кузбасс, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>) за нарушение требований части 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Обязать учредителей (участников) Кредитного потребительского кооператива «ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ» ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

В судебное заседание представитель административного истца Центрального банка Российской Федерации – ФИО18, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 12-13), не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.172,175,176). Ходатайств об отложении в суд не поступало.

В судебном заседании представитель административного ответчика КПК «Досрочная пенсия» ФИО14, её представитель ФИО19, действующий на основании доверенности, возражали против удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО16, ФИО17 не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 174,178-189,191), ходатайств об отложении не поступало.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица МИФНС России №15 по Кемеровской области-Кузбассу не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.190), ходатайств об отложении в суд не поступало.

На основании ч. 4 ст. 263 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административных ответчиков, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела приходит к следующему.

Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что при рассмотрении дел о ликвидации некоммерческой организации осуществляется судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации уполномоченными органами или должностными лицами отдельных властных требований к объединениям граждан (пункт 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков), созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией кредитных потребительских кооперативов регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О кредитной кооперации».

На основании статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ«О кредитной кооперации» правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), регулирующие отношения с участием кредитных кооперативов.

Регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России (часть 1 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ).

В силу положений пункта 9.1 статьи 4, пункта 12 статьи 76.1, статьи 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе кредитных потребительских кооперативов) в соответствии с федеральными законами, проводит проверки их деятельности, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ под «кредитным потребительским кооперативом» понимается основанное на членстве добровольное объединение физических и (или) юридических лиц по территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 33 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

В отношении кредитных кооперативов Банк России вправе проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России (пункт 4 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ) установлено, что членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.

В случае неисполнения финансовой организацией данного требования Банк России вправе отозвать лицензию (разрешение) на осуществление соответствующего вида деятельности или исключить сведения о финансовой организации из реестра финансовых организаций соответствующего вида либо обратиться в суд с заявлением о ликвидации финансовой организации (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ).

Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем создания кредитного кооператива или прекращение членства кредитного кооператива в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы) (пункты 2 и 3 части 1 статьи 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ).

Из содержания части 1 статьи 10 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ следует, что кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) либо по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ и иными федеральными законами.

Так, пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ предусмотрено, что Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, к числу которых подпункт "г" пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ относит случай, когда кредитный кооператив нарушает установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительские кооперативы (к числу которых относятся кредитные кооперативы) являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями), участники которой приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (пункт 2 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с информационным сообщением Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию» кредитные кооперативы, нарушающие требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Кредитного потребительского кооператива «Досрочная пенсия» за основным государственным регистрационным номером (л.д.20-24).

Учредителями КПК «Досрочная пенсия» являются ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО16, ФИО17, а ФИО14 была избрана председателем правления кооператива, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, протоколом Общего собраний учредителей КПК КПК «Досрочная пенсия» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-19).

В рамках осуществления надзора за кредитными потребительскими кооперативами Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отделение Кемерово) запросил сведения в отношении КПК «Досрочная пенсия» в МИФНС России по Кемеровской области-Кузбассу (л.д.19-20).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что КПК «Досрочная пенсия» относится к категории юридических лиц-налогоплательщиков, представляющих отчетность в налоговый орган, КПК «Досрочная пенсия» не обладает признаками недействующего юридического лица (л.д.25).

Согласно ч.1 ст.35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, в том числе, следующих за днем создания кредитных кооперативов.

Таким образом, учитывая, что КПК «Досрочная пенсия» не относится к кредитным кооперативам второго уровня, поскольку не подпадает под понятие, определенное статьей 33 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», ему следовало в срок до ДД.ММ.ГГГГ вступить в саморегулируемую организацию.

Государственный реестр саморегулируемых организаций размещен на сайте Банка России (www.cbr.ru).

По результатам проведения мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в сети Интернет на предмет вступления КПК «Досрочная пенсия» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, Банком России установлено, что КПК «Досрочная пенсия» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, входящих в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.

Данное нарушение зафиксировано актом от ДД.ММ.ГГГГ о невступлении КПК «Досрочная пенсия» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы(.д. 53).

Кроме того, судом установлено, что Банком России в адрес КПК «Досрочная пенсия» направлялось письмо от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях, направленных на недопущение нарушений» с требованием в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия, направленные на предотвращение нарушения части 1 статьи 35 Закона № 190-ФЗ, путем вступления в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы(л.д.49-50).Однако требования истца, изложенные в указанном письме, КПК «Досрочная пенсия» исполнены не были.

Неисполнение кооперативом обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию в силу закона является самостоятельным и достаточным основанием для ликвидации КПК «Досрочная пенсия». Документов от КПК «Досрочная пенсия», подтверждающих членство в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, в суд, а также в Банк России не поступало.

Также судом установлено, что в ходе осуществления Банком России контроля и надзора за деятельностью КПК «Досрочная пенсия» выявлены неоднократные нарушения требований закона, а также случаи неисполнения Кооперативом предписаний Банка России.

В соответствии с требованиями п.6 ч.3 ст.5 ФЗ от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации», в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

Отделением Кемерово в ходе осуществления функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков за деятельностью некредитных финансовых организаций в отношении КПК «Досрочная пенсия» в ДД.ММ.ГГГГ было выявлено систематическое игнорирование предписаний Банка России. В рамках дистанционного контроля деятельности КПК«Досрочная пенсия» были направлены следующие предписания:

- от ДД.ММ.ГГГГ не представил в Банк России отчетность по форме «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за полугодие ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности и иных документов и информации кредитных потребительских кооперативов», без учета изменений, внесенных Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.46). Указанное предписание признано неисполненным, что подтверждается уведомлением о неисполнении предписания(л.д.43) и актом от ДД.ММ.ГГГГ о неисполнении КПК «Досрочная пенсия» предписаний об устранении нарушений законодательства РФ(л.д.44);

- от ДД.ММ.ГГГГ не предоставлена информация и документы, в том числе реестра пайщиков, реестра выданных займов и привлеченных денежных средств в период, учетную политику (запрос направлен в целях проведения мониторинга соблюдения Кооперативом ограничения деятельности в связи с отсутствием членства в СРО)(л.д.41-42). Указанное предписание признано неисполненным, что подтверждается уведомлением о неисполнении предписания (л.д.40);

- от ДД.ММ.ГГГГ не представлена информация, предусмотренная пунктом 2.6 Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма (л.д.35-37). Указанное предписание признано неисполненным, что подтверждается уведомлением о неисполнении предписания(л.д.31-32) и актом от ДД.ММ.ГГГГ о неисполнении КПК «Досрочная пенсия» предписаний об устранении нарушений законодательства РФ(л.д.33).

Таким образом, КПК «Досрочная пенсия» неоднократно игнорированы требования надзорного органа об устранении выявленных Банком России нарушений в установленный срок

Неоднократным нарушением является совершение после вынесения представления об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства (п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»).

Из материалов дела следует, что в адрес КПК «Досрочная пенсия» Банком России было направлено три предписания об устранении нарушений закона, которые были получены адресатом (л.д.47-48,51-52), ни одно из которых не было исполнено. Таким образом, КПК «Досрочная пенсия» допущены неоднократные и существенные нарушения.

Доказательств обратного КПК «Досрочная пенсия» в суд не представил. В ходе рассмотрения дела документов, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих устранению нарушений, административными ответчиками не представлено. Предписания об устранении нарушений закона, направленные в адрес КПК «Досрочная пенсия» не оспорены, доказательств обратному сторонами по делу не представлено.

Судом установлено, что на основании протокола Общего собрания членов КПК «Досрочная пенсия» от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием финансово-хозяйственной деятельности Кооператива принято решение: приступить к процедуре добровольной ликвидации Кооператива до ДД.ММ.ГГГГ, назначить ликвидатором ФИО14, поручить ФИО14 подготовить и подать документы на ликвидацию Кооператива в МИФНС №15 по Кемеровской области-Кузбассу (л.д. 129).

Запись о нахождении юридического лица в состоянии ликвидации внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 130-135).

Также в ЕГРЮЛ внесены записи от ДД.ММ.ГГГГ о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора(л.д.162-163) и от ДД.ММ.ГГГГ о составлении промежуточного ликвидационного баланса(л.д.160-161).

ФИО14, как ликвидатор Кооператива, уже начала предпринимать предусмотренные действующим законодательством действия по ликвидации КПК «Досрочная пенсия» в добровольном порядке, что подтверждается материалами дела.

Как указано в части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях: неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России (кроме случаев, предусмотренных подпунктами "г" и "д" настоящего пункта); нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Основания для ликвидации юридического лица установлены в ст.61 ГК РФ.

Согласно п.1 ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Согласно п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с п.5 ст.61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Согласно пункту 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

На основании статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия, в том числе, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица; составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами.

Согласно п.9 ст.63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур.

Согласно п.4 ст.10 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О кредитной кооперации» при принятии решения о ликвидации кредитного кооператива назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кредитного кооператива, проводится обязательная оценка рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Ликвидационная комиссия по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества такого кредитного кооператива. После принятия решения о ликвидации кредитного кооператива этот кредитный кооператив не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы. Члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом в сроки, установленные общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков), а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда - в срок, установленный судом(пункт 5). В случае неисполнения членом кредитного кооператива (пайщиком) своих обязательств перед кредитным кооперативом в установленный в соответствии с настоящей статьей срок кредитный кооператив (ликвидационная комиссия) вправе в судебном порядке потребовать исполнения указанных обязательств(пункт 6). Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество кредитного кооператива подлежит распределению между его членами (пайщиками) пропорционально сумме их паенакоплений (паев)(пункт 7). Промежуточный ликвидационный баланс и окончательный ликвидационный баланс ликвидируемого кредитного кооператива утверждаются общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) или органом, принявшим решение о ликвидации кредитного кооператива(пункт 8). Ликвидация кредитного кооператива считается завершенной, а кредитный кооператив - прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц(пункт 9). Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных кооперативов, регулируются законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)(пункт 10).

С учетом неоднократного неисполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок, на основании положений Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», оценив исследованные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд находит требование Банка России о ликвидации КПК «Досрочная пенсия» подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица либо исключения из него является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении КПК «Досрочная пенсия» в качестве учредителей кооператива указаны ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО16, ФИО17

Сведения, опровергающие содержащиеся в реестре данные, в том числе и опровергающие участие указанных в нем лиц в кооперативе, отсутствуют и в ходе судебного разбирательства также не представлены.

В соответствии с положениями подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ сведения об учредителях юридического лица подлежат отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.

Внесение в государственный реестр юридических лиц сведений об указанных административных ответчиках как об учредителях, кем-либо не оспорено, названная запись недействительной не признана.

В силу изложенных обстоятельств суд считает необходимым возложить на ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО16, ФИО17 обязанность по ликвидации КПК «Досрочная пенсия».

Учитывая, что процедура ликвидации юридического лица требует продолжительного времени, суд считает предложенный административный истцом срок - шесть месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разумным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, ст.262-264 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отделение Кемерово) к Кредитному потребительскому кооперативу «Досрочная пенсия», ФИО1 ФИО55, ФИО3 ФИО56, ФИО1 ФИО57, ФИО5 ФИО58, Берлицкой ФИО59, ФИО2 ФИО60, ФИО2 ФИО61, ФИО9 ФИО62, ФИО10 ФИО63, Барковской ФИО64, ФИО12 ФИО65, ФИО13 ФИО66, Геншафт ФИО67, ФИО16 ФИО68, Берлицкому ФИО69 о ликвидации кредитного потребительского кооператива, удовлетворить.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Досрочная пенсия», ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: 650902, <...>.

Обязать учредителей (участников) Кредитного потребительского кооператива «Досрочная пенсия» Никитинко ФИО70, ФИО1 ФИО71, ФИО5 ФИО72, Берлицкую ФИО73, ФИО2 ФИО74, ФИО2 ФИО75, ФИО9 ФИО76, ФИО10 ФИО77, Барковскую ФИО78, ФИО12 ФИО79, ФИО13 ФИО80, Геншафт ФИО81, ФИО16 ФИО82, Берлицкого ФИО83 произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией в шестимесячный срок со дня вступления решения суда вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления ДД.ММ.ГГГГ мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Рудничный районный суд г. Кемерово.

Председательствующий: