НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Рудничного районного суда г. Кемерова (Кемеровская область) от 05.06.2019 № 12-102/19

Дело № 12-102/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово «05» июня 2019 года

Судья Рудничного районного суда г. Кемерово Иванова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» Зелениной О.С. (ИНН 4205049090 КПП 420501001, свидетельство о государственной регистрации №1034205040935 от 05.05.2003, юридический адрес и место осуществления деятельности: г.Кемерово, бр. Пионерский, 4а), на постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Кемерово Щепинова К.П. №535 от 16.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Защитник АО «УК «Кузбассразрезуголь» Зеленина О.С. обратилась в суд с жалобой на постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Кемерово Щепинова К.П. №535 от 16.04.2019, согласно которому Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Жалоба мотивирована несогласием с вынесенным постановлением, на основании следующего:

Согласно п. 1 постановления от 16.04.2019 №535 в качестве нарушения вменено применение филиалом Компании «Кедровский угольный разрез» «скользящего» режима труда с графиком выходов, предусматривающим чередование рабочих и выходных дней в следующем цикле: 2 рабочих дня, 2 выходных дня. Вместе с тем, согласно ст. 103 ТК РФ сменная работа вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы. При использовании «скользящего» режима труда работы не круглосуточные, по завершению рабочего дня работы останавливаются до начала следующего рабочего дня. Смена одного работника другим не происходит. В связи с чем, по смыслу ст. 103 ТК РФ, работа по скользящему режиму, когда чередование рабочих и выходных дней определяется графиком, не является сменной работой. Соответственно, п. 10.8 СанПиН 2.2.2948-11 не имеет отношения к регулированию вопросов длительности ежедневного отдыха при ином, нежели сменный режимах труда, в т.ч. при скользящем или 8 часовом рабочем дне пятидневной рабочей недели.

Кроме того, противоправное поведение, образующее объективную сторону вменяемого административного правонарушения, состоит в несоответствии Программы лабораторного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 2018 год, Программы мониторинга атмосферного воздуха на 2018 год, Программа лабораторного контроля атмосферного воздуха и шума на границе санитарно-защитной зоны на 2018 год требованиям п. 3.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Указав, что программы лабораторного контроля не соответствуют п. 3.3 СП 1.1.1058-01, надзорный орган не установил, какие именно нарушения имеют место. Пункты 2.1-2.6 Постановления №535 от 16.04.2019 не относятся к программам лабораторного контроля, в связи с чем постановление подлежит изменению путем исключения из него сведения об указанном правонарушении.

На основании изложенного заявитель просит изменить постановление по делу об административном правонарушении от 16.04.2019 №535, исключив из него выводы должностного лица о нарушении АО «УК «Кузбассразрезуголь», состоящем в применении «скользящего» режима труда, а также о нарушении в части несоответствия Программы лабораторного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 2018 год, Программы мониторинга атмосферного воздуха на 2018 год, Программы лабораторного контроля атмосферного воздуха и шума на границе санитарно-защитной зоны на 2018 год требованиям п. 3.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Законный представитель АО «УК «Кузбассразрезуголь» в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом о чем имеется уведомление о вручении судебной повестки (лд.44,45,48). В связи с тем, что законный представитель Общества не заявил ходатайство об отложении рассмотрения жалобы, судья считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В судебном заседании защитник АО «УК «Кузбассразрезуголь» Зеленина О.С., действующая на основании доверенности от 05.02.2019 (л.д. 6), доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в ней.

Должностное лицо территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Кемерово, составившая протокол об административном правонарушении Буркова А.Р., в судебном заседании с доводами жалобы согласилась частично, считает, что подлежит исключению из постановления по делу об административном правонарушении вывод должностного лица о несоответствии Программы лабораторного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 2018 год, Программы мониторинга атмосферного воздуха на 2018 год, Программы лабораторного контроля атмосферного воздуха и шума на границе санитарно-защитной зоны на 2018 год требованиям п. 3.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Судья, выслушав участников процесса, проверив материал об административном правонарушении, исследовав письменные материалы, установил следующее:

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов административного дела на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от 26.11.2018 №1332-18 в отношении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» проведена проверка на предмет соблюдения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 96-102).

Согласно экспертному заключению о соответствии списка контингента работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, требованиям нормативно-правовых документов №3661/003-ОГИФТ от 18.12.2018, с учетом рассмотренных материалов для прохождения периодического медицинского осмотра работниками, занятыми на вредных работах и работах с вредными и опасными производственными факторами в филиале АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» установлено, что предоставленный «Список контингента работников филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез», подлежащих прохождению предварительного, периодического медицинского осмотра», утвержденный директором филиала «Кедровский угольный разрез» от 17.09.2018 не соответствует требованиям: приказа Минздравсоцразвития России №302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение №1 п. 1.1.3, п. 1.3.5, п. 1.2.1, п. 1.2.2, 1.2.37, п. 3.1, п. 3.2.2.2, п. 3.3, п. 3.5, п. 3.12, п. 4.1; приложение №2 п. 1.1, п. 9, п. 27; приложение №3 п. 20); СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»; СанПиН 1.2.2353 – 08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» в редакции изменений, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2014 №87 (л.д. 64-69).

Согласно экспертному заключению о соответствии «Программы (плана) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», производственного контроля, проводимого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, требованиям санитарных правил, технических регламентов Таможенного союза №3759/005-ОГиФТ от 26.12.2018, программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий филиала АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» не соответствует требованиям СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. изменений и дополнений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 №13) п.п. 3.1, 3.3, 3.4, 3.5, 3.7, 3.8. Производственный контроль, проводимый филиалом АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» не соответствует п.п. 1.5, 2.4 (а, б, в, ж) СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. изменений и дополнений №1, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 №13) (л.д. 70-79).

Согласно экспертному санитарно-эпидемиологическому заключению по гигиенической оценке режимов труда и отдыха работающих на соответствие требованиям санитарных правил №52/005-ОГиФТ от 15.01.2019 режимы труда и отдыха работников филиала АО УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез», не соответствует СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ» (п.п 2.1, 10.8, 10.9, 10.10) (л.д. 52-56).

В соответствии с экспертным санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии медико-профилактического, санитарно-бытового обслуживания и организации питьевого режима на промышленных предприятиях (организация питания работающих на предприятиях по добыче и переработке угля) требованиям санитарных правил №73/005-ОГиФТ от 21.01.2019, санитарно-бытовое обслуживание, питьевой режим, организация питания трудящихся АО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Кедровский угольный разрез» не соответствует требованиям: СанПиН 2.2.2948 – 11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ» (п.п. 2.9, 5.24, 7.11, 13.1, 13.4, 13.5, 13.6, 13.8, 13.10, 13.14, 13.15, 13.18; СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструированных промышленных предприятий» (п.п. 5.1, 5.7, 5.12, 5.16, 5.17, 5.19, 5.20, 5.29, 5.30) (л.д. 26-31).

Согласно экспертному заключению о соответствии рабочих мест требованиям санитарных правил и гигиеническим нормативам №74/005-ОГиФТ от 21.01.2019 (л.д. 32-51), в филиале АО УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез»: рабочее место помощника машиниста экскаватора ЭКГ 10 №10 не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п. 2.1 СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»; п. 3.2.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарные – эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»; п. 3.1 СанПиН 2.2.4.3483-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах в угольной отрасли»; рабочее место помощника машиниста экскаватора Р&Н 2800 ХРС не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п. 2.1 СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ», п. 3.2.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарные – эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»; п. 3.1 СанПиН 2.2.4.3483-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах в угольной отрасли»; рабочее место водителя автомобиля БелАЗ 75306 не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п. 2.1 СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ», п. 4.2.3 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарные – эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 3.2 СанПиН 2.2.4.3483-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах в угольной отрасли»; рабочее место машиниста установок обогащения и брикетирования не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п. 2.1 СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ», п. 6.2 СанПиН 2.2.4.3483-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах в угольной отрасли», п.п. 2.2.6, 3.2.2, 10.2.10 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарные – эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»; рабочее место электрогазосварщика не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п. 2.1 СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ», п. 2.2.6 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарные – эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»; рабочее место кузнеца не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п.п. 3.1, 6.2 СанПиН 2.2.4.3483-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах в угольной отрасли», п.п. 3.2.2, 10.2.10 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарные – эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 2.1 СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ» (л.д. 37-51).

Экспертам, проводившим экспертизы, разъяснены права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. 25.9 КоАП РФ, предупреждены об административной ответственности за заведомо ложное заключение эксперта по ст. 17.9 КоАП РФ, о чем имеются отметки и подписи экспертов.

По результатам проверки составлен акт проверки от 01.02.2019 (л.д. 81-95) с отраженными в нем нарушениями санитарных правил и нормативов.

28.02.2019 должностным лицом – главным специалист-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Кемерово – Бурковой А.Р. составлен протокол об административном правонарушении №216, согласно которому Обществом допущено нарушение санитарного законодательства, а именно:

1. В ходе надзорных мероприятий проведена экспертиза режимов труда и отдыха работающих филиала АО УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» на соответствие требованиям санитарных правил. По результатам экспертизы установлено, что при продолжительности рабочей смены 11 часов, длительность ежедневного (междусменного) отдыха должна составлять не менее 22 часов. В ряде подразделений у работников (с 11 и более) часовой сменой не соблюдается продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха (его длительность составляет менее двойной продолжительности времени работы и предшествующую отдыху рабочую смену). Таким образом, при продолжительности рабочей смены 11-12 часов, длительность ежедневного (междусменного) отдыха должна составлять не менее 22-24 часов.

Таким образом, режимы труда и отдыха работников филиала АО УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» не соответствуют п. 10.8 СанПиН 2.2.2948 – 11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ», абз. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 25 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. С учетом рассмотренных материалов для прохождения периодического медицинского осмотра работниками, занятыми на вредных работах и работах с вредными и опасными производственными факторами в филиале АО УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» установлено, что предоставленный «Список контингента работников филиала АО УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез», подлежащих прохождению предварительного, периодического медицинского осмотра, не соответствует требованиям положения №1 п. 1.1.3, п. 1.3.5, п. 1.2.1, п. 1.2.2, 1.2.37, п. 3.1, п. 3.2.2.2, п. 3.3, п. 3.5, п. 3.12, п. 4.1; приложение №2 п. 1.1, п. 9, п. 27; приложение №3 п. 20 приказа Минздравсоцразвития России №302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение); п. 14.7 СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»; п. 3.9 СанПиН 1.2.2353 – 08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» в редакции изменений, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2014 №87, ст. 11 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно:

2.1. Оформление «Списка контингента работников филиала АО УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез», подлежащих прохождению предварительного, периодического Приказа М3 и СР №302н от 12.04.2011:

- ошибочно включена графа с информацией «срок»;

- не учтены вредные производственные факторы и виды работ в профессиях: мастер горный (буровой) горного участка управления горных работ; ведущий инженер (по горным и буровзрывным работам) технического отдела, ведущий экономист по заработной плате и нормированию труда, секретарь руководителя сектора делопроизводства административно- управленческого аппарата и др. (в списке контингента в указанных профессиональных группах отсутствует информация в графе «вредный фактор»),

2.2 В представленном «Списке контингента работников филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез», подлежащих прохождению предварительного, периодического медицинского осмотра» от 17.09.2018 г. в ряде случаев некорректно указаны наименования вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, шифры вида работ:

в учтённом виде работ «Управление наземными транспортными средствами» в профессиях машинист тепловоза локомотивно - вагонного депо; машинист мотовоза и машинист ЖДСМ ПМС управления железнодорожного транспорта указан лишь общий пункт вида работ приложение № 2 п. 27, но не указан конкретный подпункт категории при управлении наземными транспортными средствами (отсутствие подпункта не дает возможности правильно определить участие врачей - специалистов, проведение лабораторных и функциональных исследований);

в профессии машинист- инструктор локомотивных бригад управления железнодорожного транспорта указан фактор «ЭМП» приложение № 1 п. 3.2.2.2, а верное наименование фактора «Электрическое и магнитное поле промышленной частоты (50 Гц)»;

в профессии машинист крана (крановщик) обогатительной фабрики, энергомеханического управления записан фактор «Работа машиниста крана» приложение № 2 п. 1.1, а необходимо указать верное наименование «Работы в качестве крановщика (машиниста крана)»;

в профессии начальник смены производственной службы управления автотранспорта указан вид работ «Работы, выполняемые аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации природного и техногенного характера работы» приложение № 2 п. 9, а верное наименование «Работы, выполняемые аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2.3 Не во всех необходимых случаях учитываются обозначения химических веществ, обладающих выраженными особенностями действия на организм (аллергены («А»), канцерогены («К»), репроксиканты («Рп») (приложение № 1):

учтённый фактор «Ультрафиолетовое излучение» приложение №1 п. 3.3 в профессии электрогазосварщик участка пути и локомотивно- вагонного депо управления железнодорожного транспорта обладает канцерогенным действием на организм, а в представленном списке контингентов для периодического медицинского осмотра он таким не отмечен.

2.4 В ряде случаев ошибочно указаны обобщенные группы химических веществ, обладающих выраженными особенностями действия на организм, без указания конкретного вещества, относящегося к той или иной группе:

- в профессии машинист крана авторемонтной мастерской управления автотранспорта отмечено воздействие веществ общей группы «Опасные при воздействии на репродуктивную функцию» - приложение № 1 п. 1.1.3, вместо этого следует указать сами вещества, относящиеся к данной группе и сделать пометку на эту группу (Рп) у конкретных вредных веществ. (Помимо того, группа указана > некорректно, верное наименование «Химические вещества, оказывающие вредное воздействие на репродуктивную функцию») и др.

2.5 В ряде профессий дважды указаны вредные производственные факторы:

- в профессии оператор товарный склада ГСМ административно-управленческого аппарата дважды учитывается «Смесь углеводородов (бензины (Р), мазуты, минеральные масла (К)) - приложение № 1, п. 1.3.5 и др.

6. В представленном «Списке контингента работников филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез», подлежащих прохождению предварительного, периодического медицинского осмотра» от 17.09.2018 г. не учтены вредные производственные факторы по профессиям:

в профессиях: машинист автомотрисы участка ЭЭХ; помощник машиниста тягового агрегата, локомотивно-вагонного депо, подсобный рабочий участка пути и машинист- инструктор локомотивных бригад локомотивно- вагонного депо управления железнодорожного транспорта и др. не учтен фактор «Физические перегрузки» - приложение № 1 п. 4.1 (по результатам проведения специальной оценки условий труда за 2016- 2017 гг., тяжесть трудового процесса в указанных профессиях превышает допустимые значения и соответствует вредным условиям труда (подкласс 3.1, 3.2) - протокол № 5/01а-Т (1095), протокол № 6/01а-Т (1095), протокол № 4/01 а- Т(1095) от 24.10.14г., выполнены силами ООО «Атон - экобезопасность и охрана труда»; протокол № 0504909001- 311 ТМ от 15.12.16 г., выполнен силами Испытательной лаборатории ООО Центр экспертизы условий труда «Эксперт»);

в профессиях: электромонтёр по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки участка СЦБ и связи, слесарь по ремонту автомобилей управления автотранспорта и др. не учтена «световая среда» - приложение № 1 п. 3.12 (по результатам проведения специальной оценки условий труда за 2016 год, уровень искусственной освещённости в указанных профессиях ниже допустимых значений и соответствует вредным условиям труда (подкласс 3.1) - протокол № 2/01а-0 (1095) от 24.10.14 г., протокол № 3/01а-0 (1093) от 09.10.14 г., выполнены силами ООО «Атон - экобезопасность и охрана труда»);

в профессии машинист тепловоза локомотивно- вагонного депо управления железнодорожного транспорта не учтён «Производственный шум» - приложение № 1 п. 3.5 (по результатам проведения специальной оценки условий труда за 2016 год, уровень производственного шума в указанной профессии превышает допустимые величины и соответствует вредным условиям труда (подкласс 3.1) - протокол № 1/01а-Ш (1095) от 24.10.14 г., выполнен силами ООО «Атон - экобезопасность и охрана труда»);

в профессии электромонтёр по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки участка СЦБ и связи не учтена комбинация веществ по группам однонаправленного действия с эффектом суммации: «Азота оксид»- приложение № 1 п. 1.2.1, «Альдегиды алифатические (предельные и непредельные) и ароматические (формальдегид (АКР), акролеин)» - приложение № 1 п. 1.2.2; «Углерод оксид» (Рп) - приложение № 1 п. 1.2.37 (по результатам проведения специальной оценки условий труда за 2016 год, концентрация комбинации указанных веществ на открытой площадке ж/д станций в данной профессии превышает допустимые значения и соответствует вредным условиям труда (подкласс 3.1) - протокол № 3/01а-Х (1095) от 24.10.14 г., выполнен силами ООО «Атон - экобезопасность и охрана труда»).

3. В ходе проверки установлено, что Программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий филиала АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» не соответствует требованиям п.п. 3.1, 3.3, 3.4, 3.5, 3.7, 3.8. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 №13), ст. 11 Ф3 №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Производственный контроль, проводимый филиалом АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» не соответствует п.п. 1.5, 2.4 (а, б, в, ж) СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 №13), а именно:

Раздел 4 «Перечень нормативных и рабочих документов, применяемых в лаборатории» не соответствует требованиям п. 3.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 № 13):

1.1 Неверно предусмотрена информация о перечне нормативных документов. «Программа» должна включать перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью, т.е. учитывать все нормативные документы, относящиеся к деятельности филиала АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез», а не как записано - «Перечень нормативных и рабочих документов, применяемых в лаборатории».

1.2 Не включает ряд нормативных документов в соответствии с осуществляемой деятельностью:

- Санитарные правила для механических цехов (обработка металлов резанием) № 5160-89;

- Санитарные правила при работе со смазочно-охлаждающими жидкостями и технологическт смазками № 3935-88;

- МУ 2.1.5.1183-03 «Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системе технического водоснабжения промышленных предприятий»;

- СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;

- Приказ Минздрава России от 12.05.2014 № 214н «Об утверждении требований к знаку о запрет курения и порядке его размещения»;

- Постановление от 03.10.2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбор) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса) опасности»;

- Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может привлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»;

- Постановление Главного государственного врача по Кемеровской области от 06.06.2018г. № 6 «Об организации мероприятий по профилактике гриппа и других ОРВИ в Кемеровской области в эпидемическом сезоне 2018-2019 гг.».

1.3 В ряде официально изданных санитарных правилах не учтены изменения и дополнения к ним:

СанПиН 2.2.2/2.4.2198 - 07 «Изменение №1 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340 - 03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

СанПиН 2.2.2/2.42620 - 10 «Изменение № 2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340 - 03 «Гигиенические требования к персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы»;

- СанПиН 2.2.2/2.4.2732 - 10 «Изменение № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340 - 03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

2. Предусмотренные разделом 6 «Перечень вредных производственных факторов представляющих потенциальную опасность для человека»; Раздел 12 «План проведения производственного контроля на рабочих местах филиала «Кедровский угольный разрез»»; «Графики контроля производственного микроклимата, искусственного и естественного освещения, шума и инфразвука, общей и локальной вибрации, ЭМИ, УФ- облучения, вредных веществ в воздухе рабочей зоны, содержания АПФД и кремния диоксида на рабочих местах филиала «Кедровский угольный разрез» на 2018 год»; «Программа лабораторного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 2018 год»; «Программа мониторинга атмосферного воздуха на 2018 год»; «Программа лабораторного контроля атмосферного воздуха и шума на границе санитарно-защитной зоны на 2018 год» не соответствуют требованиям п. 3.3. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 № 13):

2.1. На учтенных рабочих местах не предусмотрен ряд вредных производственных факторов:

на рабочих местах слесаря по ремонту а/м, слесарь по топливной аппаратуре не предусмотрен контроль ряда химических веществ (бенз(а)пирен; сажи черные промышленные с содержанием бенз(а)пирена не более 35 мг/ кг);

на рабочих местах, использующих ПЭВМ не предусмотрен: показатель дискомфорта;

на рабочем месте электрогазосварщика не предусмотрены электромагнитные поля промышленной частоты;

на рабочем месте слесаря по ремонту п/с не предусмотрен контроль ряда химических веществ (бензол, возгоны каменноугольных смол и пеков при среднем содержании в них бенз(а)пирена, бенз(а)антрацен, кремний диоксид кристаллический при содержании в пыли от 10 до 70%);

на рабочем месте токаря не предусмотрен контроль химического вещества - бенз(а)пирен;

- на рабочем месте кузнеца ручной ковки не предусмотрен контроль ряда химических веществ (бенз(а)пирен; сажи черные промышленные с содержанием бенз(а)пирена не более 35 мг/ кг);

- на рабочем месте слесаря – ремонтника (склад ГСМ) не предусмотрен контроль ряда химических веществ (бензол; бенз(а)пирен);

- на рабочем месте монтера пути не предусмотрен контроль ряда химических веществ (фенол, бенз(а)пирен, возгоны каменноугольных смол, бензол);

- на рабочем месте вулканизаторщика не предусмотрен контроль ряда химических веществ (газы шинного производства, вулканизационные (по суммарному содержанию аминосоединений в воздухе, бенз(а)пирен и др.).

2.2 На рабочих местах учтены не все показатели, контролируемые по фактору «Микроклимат». Так, на рабочем месте кузнеца ручной ковки; на рабочем месте машиниста котельной, на рабочем месте электрогазосварщика неучтенным показателем по фактору «Микроклимат» является интенсивность

теплового облучения (сноска под разделом 12 предусматривает измерения параметров микроклимата по показателям температура, относительная влажность, скорость движения воздуха).

2.3. Неверно дано наименование вредного фактора «АПФД» на учтенных рабочих местах. Наименование вредного фактора «АПФД» (ввиду отличия интенсивности вредного эффекта и предельно допустимых концентраций) следует давать в соответствии с терминологией «Гигиенических нормативов, устанавливающих ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны» (либо «Другие ископаемые угли и углепородные пыли с содержанием свободного диоксида кремния до 5%», либо «Кремний диоксид кристаллический при содержании в пыли от 2 до 10%», либо «Кремний диоксид кристаллический при содержании в пыли от 10 до 70%», либо «Кремний диоксид кристаллический при содержании в пыли более 70%»). При воздействии на работника нескольких кремнийсодержащих аэрозолей, они должны учитываться и контролироваться по отдельности.

2.4. Графики контроля на рабочих местах (2018 год) не предусматривают измерения ряда вредных факторов: радона, гамма излучения.

2.5 Учтены не все рабочие места: не учтено рабочее место кладовщика; рабочее место горнорабочего; рабочее место лаборанта по химическому анализу и др.

2.6 Не определена кратность проведения измерений по тяжести трудового процесса, напряженности трудового процесса.

3. Раздел 7 «Перечень контингентов работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру» в «Программе» отсутствует. В Разделе 8 «Перечень должностей работников, подлежащих профессиональной гигиенической подготовке» учтены должности, отсутствующие в штатном расписании филиала АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез», что не соответствует требованиям п. 3.4. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 № 13).

4. В «Программе» не учтены виды деятельности, подлежащие лицензированию, что не соответствует требованиям п. 3.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 № 13: «Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности» и др.

5. В «Программе» отсутствует перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля, что не соответствует требованиям п. 3.7. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 № 13).

6. Раздел 11 «Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов» не соответствует требованиям п. 3.8. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 № 13:

- отсутствует информация, об информировании населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в случае аварийных ситуаций;

- предусмотрены не все возможные аварийные ситуации: регистрация при производственном контроле вредных факторов с уровнями, соответствующими опасным условиям труда; регистрация нестандартного анализа воды; появление нехарактерного запаха и привкуса в питьевой воде. Данные возможные аварийные ситуации требуют информирования органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

7. Наименования разделов в «Содержании» не соответствует фактически предусмотренным «Программой». Предусмотренный «Содержанием» раздел 4 «Перечень нормативных актов», фактически назван «Перечень нормативных и рабочих документов, применяемых в лаборатории» и др.

8. «Содержание» предусматривает номера страниц по разделам, однако фактически «Программа» не пронумерована. Организация производственного контроля, проводимого филиалом АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» не соответствует п. 1.5, 2.4 (а, б, в, ж) СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 № 13):

- не включает ряд официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

- лабораторные исследования осуществляются не по всем рабочим местам. «Программой» не запланированы лабораторные исследования на рабочем месте кладовщика; на рабочем месте горнорабочего; на рабочем месте лаборанта по химическому анализу; на рабочем месте тракториста, на рабочем месте маркшейдера, на рабочем месте геолога, протоколы лабораторных исследований по данным рабочим местам не представлены;

организация производственного контроля учитывает не все вредные факторы, характерные для рабочих мест. Не организован контроль за вредным фактором - электромагнитные поля промышленной частоты, характерным для рабочего места электрогазосварщика (см. карту № 01-213 специальной оценки условий труда от 23.12.2016г.); не организован контроль за показателями параметров микроклимата (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха, тепловое облучение) характерными для рабочих мест кузнеца ручной ковки; электрогазосварщика (см. карты № 01-213, № 01-456 специальной оценки условий труда от 23.12.2016г.); не организован контроль за вредными факторами - бенз(а)пирен; сажи черные промышленные с содержанием бенз(а)пирена не более 35 мг/ кг на рабочих местах слесаря по ремонту а/м, слесарь по топливной аппаратуре, кузнеца ручной ковки (см. сведения о результатах лабораторного контроля воздуха рабочей зоны на рабочих местах филиала «Кедровский угольный разрез», подготовленные ИЛ АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь »);

организация профессиональной гигиенической подготовки предусмотрена по должностям, отсутствующим в штатном расписании филиала АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез»;

- не предусмотрено информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

4. Рабочее место электрогазосварщика организовано в авторемонтной мастерской (АРМ). Рабочее место электрогазосварщика оборудовано реостатом балластным типа РБ - 302У2 № 4308, сварочным столом.

В процессе работы электросварщик осуществляет сварку металлоконструкций и металлических изделий, резку металлоконструкций, проводит проверку качества шва (простукивание швов) и зачистку швов.

Согласно протоколу лабораторных измерений физических факторов № 300 от 15.01.2019 г. на рабочем месте электрогазосварщика:

параметры микроклимата (при температуре наружного воздуха на момент проведения измерений -13 0С): температура воздуха составила 12,0 0С (норматив - 15-22 0С), что не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п. 2.1 СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»; п. 2.2.6 СанПиН 2.2.4.3359 - 16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»; ст. 25 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5. Рабочее место кузнеца организовано в ремонтно - монтажном участке (РМУ). Рабочее место кузнеца оборудовано молотом MB 4134, горном и наковальней.

Согласно протоколу лабораторных измерений физических факторов № 300 от 15.01.2019 г. на рабочем месте кузнеца:

эквивалентный уровень звука (шума) составил 86,4 дБА (норматив - 80 дБА), что не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п. 2.1 СанПиН 2.2.2948 - 11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»; п. 3.2.2 СанПиН 2.2.4.3359 - 16 «Санитарные - эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»; п. 3.1 СанПиН 2.2.4.3483 - 17 «Санитарно - эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах в угольной отрасли»; ст. 25 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

6. Рабочее место машиниста установок обогащения и брикетирования расположено в обогатительной фабрике (аккумулирующие бункера). В процессе работы осуществляет обслуживание грохотов и конвейеров (визуальный контроль, влажная уборка).

Согласно протоколу лабораторных исследований физических факторов № 300 от 15.01.2019 г. на рабочем месте машиниста установок и обогащения (экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение от 21.01.2019г. № 74/005-ОгиФТ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области»):

параметры микроклимата на отметке 0.0 м. (при температуре наружного воздуха на момент проведения измерений -13 0С): температура воздуха составила 10,0 ОС (норматив - 17-23 0С), что не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным н. 2.1 СанПиН 2.2.2948 - 11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»; п. 2.2.6 СанПиН 2.2.4.3359 - 16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»; ст. 25 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

параметры микроклимата на отметке 4.8 м. (при температуре наружного воздуха на момент проведения измерений -13 0С): температура воздуха составила 14,0 ОС (норматив - 17-23 0С), что не соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п. 2.1 СанПиН 2.2.2948 - 11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»; п. 2.2.6 СанПиН 2.2.4.3359 - 16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»; ст. 25 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

уровень освещенности рабочего места при использовании общего освещения с применением люминесцентных ламп на отметке 4.8 м. составил 50 лк (норматив - 75 лк), что не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п. 6.2 СанПиН 2.2.4.3483 - 17 «Санитарно - эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах в угольной отрасли»; п. 10.2.10 СанПиН 2.2.4.3359 - 16 «Санитарные - эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»; ст. 25 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

уровень освещенности рабочего места при использовании общего освещения с применением люминесцентных ламп на отметке 8.4 м. составил 40 лк (норматив - 75 лк), что не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям, установленным п. 6.2 СанПиН 2.2.4.3483 - 17 «Санитарно - эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах в угольной отрасли»; п. 10.2.10 СанПиН 2.2.4.3359 - 16 «Санитарные - эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»; ст. 25 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

7. Мужские санитарно-бытовые помещения для рабочих профессий, расположенные в АБК предприятия, имеют раздельные гардеробные для хранения домашней и спецодежды, устроенные по типу санпропускника, оборудованные следующим образом: мужской гардероб домашней одежды с организаций хранения одежды на крючках (1350 крючков), гардероб для спецодежды с хранением её в специальных нишах, оборудованных радиаторами отопления для сушки спецодежды (спецодежда хранится на плечиках - 1550шт.); душевые помещения на 38 сеток, умывальный кран -1шт., унитаз - 1 шт., питьевой фонтанчик - 1шт.

Наибольшая смена - 12-ти часовая смена с количеством работников 201 человек. Для такого количества работников, в соответствии с СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ» и СП 44.13330.2011 по нормативам (5 чел. на 1 душевую сетку, 20 чел. на 1 кран, 45 чел. на 1 унитаз) требуется 40 душевых сеток (фактически имеется 38 шт., дефицит - 2 сетки), 10 умывальных кранов (фактически имеется -1 кран, дефицит - 9 кранов), 5 унитазов (фактически имеется 1 унитаз, дефицит - 4 унитаза). Отсутствие достаточного количества душевых сеток, умывальных кранов, унитазов не соответствует требованиям п.п. 5.5, 5.25 СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания» актуализированная редакция СНиП 2.09.04-97, п. 5.1 СанПиН 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», п. 13.4 СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ», ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

8. Мужские санитарно-бытовые помещения ИТР имеют одно гардеробное помещение для хранения домашней и специальной одежды на 48 кабинок (каждый работник имеет по две кабинки, одна - для домашней, другая - для рабочей одежды), 4 душевые сетки, сауну, унитаз - 1шт. Кабинки для хранения спецодежды оборудованы радиаторами отопления для сушки спецодежды и местными отсосами (зонты над кабинками).

Обслуживающиеся ИТР (48 человек), выполняют работу в 8-часовую смену. Для такого количества в соответствии с СанПиН 2.2.2948-11 и СП 44.13330.2011 по нормативам (5 чел. на 1 душевую сетку, 20 чел. на 1 кран, 45 чел. на 1 унитаз) требуется 10 душевых сеток (фактически имеется 4 шт., дефицит - 6 сеток), 3 умывальных крана (фактически умывальные краны отсутствуют, дефицит - 3 крана), 2 унитаза (фактически имеется 1 унитаз, дефицит - 1 унитаз). Отсутствие достаточного количества душевых сеток, умывальных кранов, унитазов не соответствует требованиям п.п. 5.5, 5.25 СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания» актуализированная редакция СНиП 2.09.04-97, п. 5.1 СанПиН 2.2.1.1312-03«Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», п. 13.4 СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ». Не предусмотрены раздельные гардеробные помещения для хранения домашней и рабочей одежды, с организацией санитарно-бытовых помещений по типу санпропускника, что не соответствует требованиям п. 13.4 СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ», ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

9. Санитарно-бытовые помещения для руководителей (мужчины), расположенные в АБК предприятия, имеют в своем составе гардеробное помещение на 14 односекционных кабинок для домашней одежды (спецодежда сдается в стирку сразу после посещения производственных объектов), душевую на 3 душевых сетки, сауну, туалет на 1 унитаз, помещение для отдыха. В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2948-11 и СП 44.13330.2011 для обслуживаемого количества работников требуется: 3 душевых сетки (фактически - 3шт), умывальная раковина - 1 шт. (фактически отсутствует), 1 унитаз (фактически - 1 унитаз). Отсутствие умывальной раковины в гардеробной не соответствует требованиям п. 5.4 СП 44.13330.2011, п. 5.1 СанПиН 2.2.1. 1312-03, ст. 11 ФЗ № 52- ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

10. Санитарно-бытовые помещения Управления автотранспорта предназначены для работников (мужчины) технологической автоколонны № 2 и авторемонтной мастерской.

В соответствии со СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания» нуждаются в санитарно-бытовом обеспечении 274 человека, 55 человек смены работу оканчивают одновременно. Работники относятся к 1в, 2в и 36 группам технологических процессов (по СП 44.13330.2011) с потребностью в душевых - 5 человек на одну сетку, в умывальных кранах - 20 человек на кран, унитазах - 1 на 45 человек (нормативы установлены СанПиН 2.2.2948-11 и СП 44.13330.2011). В соответствии с нормативами, в санитарно-бытовых помещениях должны быть оборудованы раздельные гардеробные (для домашней и рабочей одежды) с установкой по 271 одинарному шкафу в каждой, 11 душевых сеток, 3 умывальных раковины, 2 унитаза; должна быть оборудована сушка спецодежды работников (водители технологического транспорта) в гардеробных шкафах с местной вытяжной вентиляцией от них, должны быть оборудованы местные отсосы от шкафов спецодежды электрогазосварщиков.

Фактически санитарно-бытовые помещения имеют: раздельные гардеробные для домашней и рабочей одежды с установкой по 292 шкафа в каждой гардеробной; душевую на 27 сеток, туалет на 1 унитаз, умывальную раковину - 1шт. Сушка спецодежды и обуви организована непосредственно в гардеробных шкафах (под ними проходят трубы отопления). Санитарно-бытовые помещения оборудованы общеобменной вытяжной вентиляцией.

Таким образом, в санитарно-бытовых помещениях имеется дефицит 2 умывальных раковин, 1 унитаза, не оборудованы местные отсосы от гардеробных шкафов рабочей одежды, что не соответствует требованиям п.п. 5.5, 5.25 СП 44.13330.2011, п. 5.1 СанПиН 2.2.1.1312-03 и п.13.4 СанПиН 2.2.2948-11, ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

11. Уборка и дезинфекция санитарно-бытовых помещений АБК предприятия и АБК Управления автотранспорта осуществляется клининговой компанией по договору. В помещении домашней одежды мужских санитарно-бытовых помещениях для рабочих профессий и санитарно-бытовом помещении для руководителей на полу гардеробных постелены ковровые изделия, что не позволяет проведению качественной дезинфекции в данных помещениях (не соответствует п. 13.5 СанПиН 2.2.2948-11), ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

12. Стирка спецодежды работников филиала «Кедровский угольный разрез» осуществляется в собственной прачечной, расположенной в АБК предприятия. Прачечная имеет следующие помещения: стиральное помещение, помещение для сушки (с электротенами в качестве нагревателя воздуха), помещение хранения чистой спецодежды. Стиральное помещение оборудовано 4-мя стиральными машинами (на 60кг, 30кг, 15кг, 6кг), центрифугой на 25кг белья, сушильной машиной на 30кг белья.

Прачечная не имеет помещения для разборки грязного белья, помещения по разборке и починке чистого белья, помещения ремонтной мастерской, что п. 2.9 СанПиН 2.2.2948-11. Планировка прачечной не предусматривает последовательность (поточность) технологического процесса, прачечная не имеет четко изолированных друг от друга отделений (чистое и грязное), в ней происходит пересечение потоков чистого и грязного белья, что не соответствует требованиям п.п. 2.1, 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.2.2646-10, п. 5.1 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», п. 2.9 СанПиН 2.2.2948-11. Не организована отдельная стирка спецодежды работников групп производственных процессов 1в и 36 - спецодежда, загрязненная минеральными маслами, а также веществами, обладающими стойким запахам (спецодежда слесарей ТБУ, авторемонтной мастерской, локомотивно-вагонного депо, ремонтно-монтажного участка, работников склада ГСМ, а также машинистов бульдозера и водителей технологического автотранспорта при ремонтах техники), что не соответствует требованиям п.п. 5.16, 5.20 СП_ 2.2.1.1312-03, п. 2.9 СанПиН 2.2.2948-11, ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

13. Стирка спецодежды осуществляется по мере загрязнения. Не соблюдается периодичность стирки и не проводится дезинфекция (не реже 1 раза в 3 дня) нательного белья, портянок, установленная Руководством Р 3.5.1.019-2000 «Проведение дезинфекции в санитарно-бытовых помещениях предприятий и организаций Кемеровской области», что не соответствует требованиям п. 2.9 СанПиН 2.2.2948-11, ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

14. Не оборудованы питьевые фонтанчики в женских санитарно-бытовых помещениях и санитарно-бытовых помещениях АБК Управления автотранспорта, что не соответствует требованиям п. 5.4 СП 44.13330.2011 и п.п. 5.1, 5.12 СП 2.2.1.1312-03, ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

15. Питьевое водоснабжение работников производственных баз структурных подразделений организовано в комнатах приема пищи, оборудованных подводкой холодной воды с использованием индивидуальных стаканов (кружек) работниками, либо питьевых фонтанчиков (например, РМУ). В местах отсутствия хозяйственно-питьевого водопровода питьевые бачки с привозной водой фонтанирующими насадками не оборудованы. Отсутствие питьевых фонтанчиков и фонтанирующих насадок у питьевых бачков с приводной водой не соответствует требованиям п. 5.12 СП 2.2.1.1312-3ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Питьевое водоснабжение работающих непосредственно в карьерах, проводится водой из поселкового водопровода, доставляемой на рабочие места в пластмассовых емкостях по 2-5л самими рабочими (обеспечение емкостями и их дезинфекцию организует предприятие). Розлив воды в емкости осуществляется в специально выделенном помещении АБК предприятия. Помещение розлива воды оборудовано кранами холодной и горячей воды, эмалированной ванной. Фактически, при проведении настоящей проверки в помещении розлива воды не было обнаружено ни одной емкости для питьевой воды, что свидетельствует об их недостаточном количестве (в соответствии п. 13.24 СанПиН 2.2.2948- 11 количество емкостей для питьевой воды, находящихся в обороте, должно быть вдвое больше числа обеспечиваемых ими рабочих мест) и отсутствии их дезинфекции. Отсутствие достаточного количества емкостей для питьевой воды и их дезинфекции не соответствует требованиям п. 13.24 СанПиН 2.2.2948-11, ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Отсутствуют умывальники в комнатах приема пищи ТБУ, локомотивного депо, что не соответствует требованиям п. 5.52 СП 44.13330.2011 и п. 5.1 СП 2.2.1.1312-03, ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Пища, принимаемая работниками в комнатах приема пищи, доставляется работниками из дома. Питание работников, выполняющих работы, непосредственно, в карьерах, также осуществляется пищей, доставляемой работниками из дома. Отсутствие организации централизованного питания работников, подразделений организации, в т.ч., выполняющих работы в карьерах, не соответствует требованиям п.п. 13.14, 13.15, 13.18 СанПиН 2.2.2948-11. Данными санитарными правилами организация децентрализованного питания работников угледобывающих предприятий не предусматривается.

Отсутствуют результаты проведения ежеквартального производственного радиационного контроля за мощностью дозы гамма-излучения на рабочих местах персонала группы «А» на объекте - Кедровский угольный разрез (буровая площадка) при проведении гамма-каротажных работ (геофизических исследований) за 2018 год, что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14 Федерального закона РФ от 09.01.96 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», п. 7.3., 7.4. СанПиН 2.6.1.1202-03 «Гигиенические требования к использованию закрытых радионуклидных источников ионизирующего излучения при геофизических работах на буровых скважинах».

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя юридического лица при наличии сведений о его надлежащем извещении.

Таким образом, должностным лицом – главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Кемерово Бурковой А.Р. установлен факт совершения юридическим лицом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ.

Постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Кемерово Щепинова К.П. №535 от 16.04.2019 юридическое лицо АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 1-6).

Постановление о назначении АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание АО «Угольная компания «КУзбассразрезуголь» назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что п. 10.8 СанПиН 2.2.2948-11 не имеет отношения к регулированию вопросов длительности ежедневного отдыха при ином, нежели сменный режимах труда, в т.ч. при скользящем или 8 часовом рабочем дне пятидневной рабочей недели, суд считает несостоятельным, поскольку исходя из смысла Трудового кодекса Российской Федерации термины «ежедневная работа», «рабочий день», «рабочая смена» употребляются как синонимы и относятся к любому виду рабочей недели. Фактически используемый скользящий режим труда в АО «УК «Кузбассразрезуголь» является односменным режимом с 11 -11,5 часовой ее длительностью. Используемые режимы труда с повышенной длительностью рабочей смены дня увеличивают сменную нагрузку вредными факторами на работников, переводя условия труда из допустимого класса во вредный класс, либо увеличивают степень вреда во вредном классе, что может привести к развитию профессионального заболевания.

На основании изложенного, судья приходит к выводу о наличии в действиях АО «УК «Кузбассразрезуголь» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

Однако, судья считает подлежащим удовлетворению довод жалобы о соответствии «Программы лабораторного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 2018 год»; «Программы мониторинга атмосферного воздуха на 2018 год»; «Программы лабораторного контроля атмосферного воздуха и шума на границе санитарно-защитной зоны на 2018 год» требованиям п. 3.3. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 № 13), поскольку данные программы у Общества имеются, утверждены в 2017 году и отвечают указанным выше требованиям (лд.50-62).

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Однако при этом следует учитывать то, что в соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие иди бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ является формальным, не требующим наступления каких-либо вредных последствий. Само по себе нарушение санитарно-эпидемиологических правил и невыполнение предъявляемых требований создает угрозу эпидемической безопасности населения, угрозу вредного воздействия факторов среды обитания на человека и благоприятным условиям его жизнедеятельности.

Таким образом, с учетом характера и степени потенциальной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.

При указанных обстоятельствах, судья считает, что постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Кемерово Щепинова К.П. №535 от 16.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, подлежит изменению.

Руководствуясь ст.30.5-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу защитника Акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» Зелениной О.С. на постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Кемерово Щепинова К.П. №535 от 16.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ удовлетворить частично.

Постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Кемерово Щепинова К.П. №535 от 16.04.2019 изменить, исключить из объема обвинение не соответствие требованиям п. 3.3. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. Изменений и дополнений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 № 13) - «Программы лабораторного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 2018 год»; «Программы мониторинга атмосферного воздуха на 2018 год»; «Программы лабораторного контроля атмосферного воздуха и шума на границе санитарно-защитной зоны на 2018 год».

В остальной части постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Кемерово Щепинова К.П. №535 от 16.04.2019, оставить без изменения, жалобу защитника АО УК «Кузбассразрезуголь» Зелениной О.С. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровском областном суде в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья: