Рудничный районный суд города Кемерово
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Рудничный районный суд города Кемерово — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-244/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рудничный районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе председательствующего судьи Данилевской М.А.
при секретаре Стремлиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово «04» марта 2011 года гражданское дело по иску Кемеровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Заречная» о признании незаконным трудового договора, обязании прекратить трудовые отношения и уволить работника,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «УК «Заречная» о признании незаконным трудового договора, обязании прекратить трудовые отношения и уволить работника.
Исковые требования мотивировал тем, что Кемеровской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в Кемеровской таможне.
Проведенной проверкой установлено, что в должности (должность обезличена) Кузбасского таможенного поста Кемеровской таможни до 03.08.2009 года состоял Рагило А.А..
В силу должностных обязанностей Рагило А.А. осуществлял таможенное оформление и таможенный контроль таможенных деклараций, подаваемых физическими и юридическими лицами, в том числе ООО «УК «Заречная». Вплоть до увольнения из таможенных органов Рагило А.А. в отношении указанного участника внешнеэкономической деятельности осуществлялся таможенный контроль в формах, установленных ст. 367 (проверка документов и сведений), ст. 368 (устный опрос), ст. 369 (получение пояснений) Таможенного кодекса РФ.
03.08.2009 года приказом начальника Кемеровской таможни Рагило А.А. уволен с государственной гражданской службы в соответствии с п.3 ч.1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего).
26.01.2009 года Рагило А.А. принят на работу в филиал № 2 ООО «УК «Заречная» на должность (должность обезличена), 27.01.2010 года переведен на должность (должность обезличена), 06.12.2010 года вновь переведен на должность (должность обезличена), в которой работает по настоящее время.
ООО «УК «Заречная» является участником внешнеэкономической деятельности – экспортером угля, декларирование которого производится через Кузбасский таможенный пост Кемеровской таможни.
Возможность трудоустройства Рагило А.А. в ООО «УК «Заречная» комиссией Кемеровской таможни по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ не рассматривалось, соответствующее заявление от Рагило А.А. в Кемеровскую таможню не поступало.
В соответствии с ч.1 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Перечень граждан РФ, замещавших должность федеральной государственной службы на которых распространено указанное ограничение, установлен Указом Президента РФ от 21.07.2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции».
Исходя из положений Указом Президента РФ от 21.07.2010 года № 925, гражданин РФ, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которе граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с раздело 111 перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 года № 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указам Президента РФ от 01.07.2010 года № 821.
Разделом 11 перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 года № 557, к числу должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, отнесены должности федеральной государственной гражданской службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление контрольных и надзорных мероприятий.
Должность «(должность обезличена)», занимаемая Рагило А.А. до увольнения из Кемеровской таможни, в силу указанных нормативно-правовых актов относится к должностям федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Следовательно, на Рагило А.А. распространяются ограничения, установленные ч.1 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно ч.4 ст.12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативно-правовыми актами РФ.
Частью 3 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативно-правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного ч.2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.
Непринятием мер ООО «УК «Заречная» и Рагило А.А. к исполнению требований ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» допущено нарушение требований федерального законодательства и интересов РФ по противодействии коррупции, в том числе по ее профилактике, борьбе, а также минимизации последствий коррупционных правонарушений. Трудоустройство гражданина без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов является установленным законом основанием для прекращения трудового договора.
Прекращение трудового договора в данном случае основывается на принципах противодействия коррупции в РФ, а именно приоритетном применении мер по предупреждению коррупции (п.6 ст.3 ФЗ от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Что в свою очередь, влечет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством в виде прекращения правоотношения (ст. 12 ГК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Исходя из положений ч.2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающей из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
В связи с изложенным истец просил суд:
1. Признать незаконным трудовой договор между ООО «УК «Заречная» и Рагило А.А. от 01.10.2009 года № 88 и дополнительные соглашения № 1 от 15.10.2010 года, № 2 от 03.12.2010 года к указанному трудовому договору.
2. Обязать ООО «УК «Заречная» прекратить с Рагило А.А. трудовые отношения и уволить по основаниям п.14 ч.1 ст. 81 ТК РФ – в других случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.
В судебном заседании истец Кемеровский транспортный прокурор в интересах РФ в лице помощника прокурора Кемеровской транспортной прокуратуры Кадошникова С.О. исковые требования уточнил, просил суд обязать ООО «УК «Заречная» прекратить с Рагило А.А. трудовые отношения и уволить его по основаниям п.11 ст.77 ТК РФ. Уточнение исковых требований изложено в письменной форме и приобщено к материалам настоящего гражданского дела (л/д 185).
На исковых требованиях настаивал, изложенное в исковом заявлении поддержал.
В судебном заседании ответчик ООО «УК «Заречная» в лице представителя Коньковой Е.Г., действующей на основании доверенности (л/д 41) против удовлетворения заявленных требований возражала, суду показала, что согласно п. 2 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
Несоблюдение бывшим государственным или муниципальным служащим этого требования влечет прекращение с ним трудового договора в силу п. 3 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Таким образом, в соответствии с указанными нормами ответственность в форме прекращения трудового договора применяется к гражданину в случае несообщения представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы при заключении трудового договора.
Материалами дела не подтверждается, что указанная обязанность со стороны третьего лица Рагило А.А. была не исполнена.
Более того, при трудоустройстве Рагило А.А. в ООО «УК «Заречная» со стороны третьего лица информация о последнем месте своей службы (Кемеровская таможня) предоставлена была в полном объеме, что подтверждается трудовой книжкой Рагило А.А., в которую при трудоустройстве была внесена 01.09.2009 года запись № 26 о приеме на работу на основании приказа от 01.09.2009 года № 95. Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Поэтому предъявление работником при заключении трудового договора с ответчиком трудовой книжки подтверждает факт сообщения работодателю о предыдущем месте работы.
Таким образом, со стороны Рагило А.А. при трудоустройстве на работу в ООО «УК «Заречная» обязанность по информированию работодателя о последнем месте своей службы была исполнена надлежащим образом.
Следовательно, третье лицо Рагило А.А. не может быть привлечен к ответственности в форме прекращения с ним трудового договора в связи с отсутствием в его действиях состава противоправного деяния.
В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Положение, аналогичное ст. 64.1 ТК РФ, закреплено в ч.4 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
На момент приема на работу к ответчику третьего лица – Рагило А.А. (01.09.2009 года) действующее законодательство содержало только общие нормы, установившие ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора.
Тем не менее, порядок применения и реализации указанных норм закона, действующим законодательством установлен не был.
Нормативно-правовые акты по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции» были приняты значительно позже.
В частности, перечень должностей государственной или муниципальной службы, после увольнения, с которой граждане, замещавшие указанные должности, обязаны в течение двух лет после увольнения при заключении трудовых договоров сообщать работодателю о последнем месте службы, был введен Указом Президента РФ от 21.07.2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции».
Порядок информирования работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту службы был принят Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 года № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы».
Следовательно, на момент приема третьего лица – Рагило А.А. – на работу в ООО «УК «Заречная» - 01.09.2009 года нормативно правовые акты по реализации ограничений, установленных ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 ФЗ РФ «О противодействии коррупции», приняты не были.
В связи с отсутствием на момент приема третьего лица на работу необходимых нормативно-правовых актов, устанавливающих перечень должностей и порядок информирования работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора, ООО «УК «Заречная» не может нести ответственность за невыполнение обязанности, установленной ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Данное обстоятельство отмечено в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2009 года № 3854-17 «О реализации отдельных положений законодательства о противодействии коррупции», согласно которого федеральными органами исполнительной власти осуществляется разработка и согласование соответствующих проектов нормативных правовых актов, до принятия которых положения ст. 64.1 ТК РФ и ч.4 ст. 21 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не применяются.
Кроме того, не подлежит удовлетворению и является необоснованным предъявленное к ответчику требование о признании незаконным трудового договора между ООО «УК «Заречная» и Рагило А.А. от 01.10.2009 № 88 и дополнительные соглашения № 1 от 15.10.2010, № 2 от 03.12.2010 года к указанному трудовому договору, а также требование об обязании ООО «УК «Заречная» прекратить с Рагило А.А. трудовые отношения и уволить по п.14 ч.1 ст. 81 ТК РФ.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами.
Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленный ст. 81 ТК РФ, не является исчерпывающим, поскольку в п. 14 этой статьи указано, что ТК РФ и другими федеральными законами могут быть предусмотрены другие случаи расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Однако в п.5.5 Инструкции по заполнению трудовых книжек при прекращении трудового договора по дополнительным основаниям, предусмотренным ТК РФ или иными федеральными законами, в трудовую книжку вносятся записи об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующую статью ТК РФ или иного федерального закона.
Поэтому п.14 ч.1 ст.81 ТК РФ не может быть самостоятельным основанием для прекращения трудового договора в данном случае.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и охраняемых законом интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Расторжение трудового договора является ограничением права человека на труд, поэтому основания расторжения трудового договора могут быть установлены лишь федеральным законом.
Таким образом, расторжение трудового договора по любым мотивам, за исключением тех, которые основаны на положениях, предусмотренных федеральными законами, будет считаться необоснованным.
В связи с изложенным ответчик ООО «УК «Заречная» просил суд в удовлетворении требований Кемеровского транспортного прокурора отказать в полном объеме.
Возражения ответчика изложены в письменной форме и приобщены к материалам настоящего гражданского дела (л/д 72-75).
В судебном заседании третье лицо – Кемеровская таможня в лице представителя Кашинского Д.Э., действующего на основании доверенности (л/д 43) против удовлетворения исковых требований возражал, суду показал, что довод Кемеровского транспортного прокурора о том, что трудоустройство гражданина без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов является установленным законом основанием для прекращения трудового договора, не основан на законе.
В соответствии с ч.2 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщить представителю нанимателя (работодателя) сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования ч. 2 статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.
Указом Президента РФ от 21.07.2010 года «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что гражданин РФ, замещавший должность федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 года № 557, или должности федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом 111 переяня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 года № 557, в течение двух лет со дня увольнения с федерального государственной службы обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров с коммерческими или некоммерческими организациями в случае, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в его должностные обязанности, сообщить работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдение законодательства РФ о государственной тайне.
Данный нормативный правовой акт РФ установил перечень должностей государственной и муниципальной службы, замещение которых налагает ограничения на гражданина при заключении трудового договора, установленные ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Трудовой договор между ООО «УК «Заречная» и Рагило А.А. заключен 01.09.2009 года. На момент заключения трудового договора перечень должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с ограничениями, установленными ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции», отсутствовал.
Следовательно, обязанность, установленная ч.ч. 1, 2 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» на дату заключения трудового договора (01.09.2009 года) не могла быть возложена на Рагило А.А.
В соответствии со ст.12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
В связи с изложенным отсутствуют правовые основания для прекращения трудового договора, заключенного ООО «УК «Заречная» и Рагило А.А. 01.09.2009 года.
Довод Кемеровского транспортного прокурора о том, что прекращение трудового договора основывается на принципах противодействия коррупции в РФ и влечет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством в виде прекращения правоотношения (ст. 12 ГК РФ) не относится к спорным правоотношениям.
Данный иск вытекает из трудовых правоотношений. Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Трудовые отношения, то есть соответствующие права и обязанности, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ). Сторонами трудового договора являются работник и работодатель. В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством, состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права.
Отношения, регулируемые ГК РФ к которому апеллирует Кемеровский транспортный прокурор, определяют правовое положение участников гражданского оборота. В связи с этим обращение к способам защиты гражданских правоотношений, установленным ст. 12 ГК РФ при разрешении спора о прекращении трудового договора, является не обоснованным, т.к. данные отношения находятся вне сферы регулирования ГК РФ.
Кемеровский транспортный прокурор просит обязать ООО «УК «Заречная» прекратить трудовые отношения с Рагило А.А. и уволить его по основаниям, установленным п. 14 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Данное требование нельзя признать законным.
Ст.81 ТК РФ предусматривает основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя. При этом, в данном случае ООО «УК «Заречная» с такой инициативой не выступает. В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Из текста искового заявления Кемеровского транспортного прокурора следует, что ООО «УК «Заречная» при заключении трудового договора с Рагило А.А. допущено нарушение требований федерального законодательства. При этом федеральное законодательство, а именно ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, на который ссылается Кемеровский транспортный прокурор, предусматривает единственное основание для расторжения трудового договора, а именно – несоблюдение требования, предусмотренного ч.2 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ (требование сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы).
В исковом заявлении Кемеровского транспортного прокурора факт несообщения Рагило А.А. работодателю – ООО «УК «Заречная» о последнем месте своей службы не установлен.
Таким образом, требования Кемеровского транспортного прокурора об обязании ООО «УК «Заречная» прекратить трудовые отношения с Рагило А.А. по основаниям, установленным п. 14 ч.1 ст. 81 ТК РФ не являются обоснованными.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Третье лицо считает, что истцом не доказано распространение на Рагило А.А. ограничений, установленных ч.2 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» на дату заключения трудового договора 01.09.2009 года, требование о признании незаконным трудового договора между ООО «УК «Заречная» и Рагило А.А. от 01.10.2009 года № 88 и дополнительных соглашения № 1 от 15.10.2010 года, № 2 от 03.12.2010 года к указанному трудовому договору основано на нормах ГК РФ не регулирующих трудовые отношения и не подлежащих применению, не доказаны требования федерального закона, предусмотренные п. 14 ч.1 ст. 81 ТК РФ, устанавливающие обязанность расторжения трудовых отношений, выдвинуты требования о расторжении несуществующего трудового договора между ООО «УК «Заречная» и Рагило А.А. от 01.10.2009 года № 88. Между ООО «УК «Заречная» и Рагило А.А. заключен трудовой договор от 01.09.2009 года № 88.
В связи с изложенным третье лицо Кемеровская таможня просило отказать Кемеровскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований.
Возражения на исковое заявление изложено в письменной форме и приобщено к материалам настоящего гражданского дела (л/д 60-64).
Третье лицо – Рагило А.А. против удовлетворения исковых требований возражал, просил суд не лишать его работы.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования Кемеровского транспортного прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, третье лицо Рагило А.А. был принят на работу в ООО «УК «Заречная» на должность (должность обезличена) с 01.09.2009 года, что подтверждается приказом № 95 от 01.09.2009 года о приеме на работу (л/д 21), Трудовым договором № 88 от 01.09.2009 года (л/д 22-28).
Согласно Дополнительного соглашения № 1 от 15.10.2010 года к Трудовому договору Рагило А.А. был переведен на должность (должность обезличена), что подтверждается дополнительным соглашением № 1 (л/д 20), приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу № 140 от 29.10.2010 года (л/д 19).
Согласно Дополнительного соглашения № 2 от 03.12.2010 года к Трудовому договору Дополнительное соглашение № 1 от 15.10.2010 года утратило силу, что подтверждается дополнительным соглашением № 2 (л/д 18), приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу (л/д 17).
В должности (должность обезличена) Рагило А.А. работает в ООО «УК «Заречная» по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки Рагило А.А. (л/д 140-152).
Согласно копии трудовой книжки Рагило А.А. работал с 05.05.1995 года по 03.08.2009 года в Кемеровской таможне (л/д 140-152).
Согласно приказа от 03.08.2009 года № 137-к Кемеровской таможни Рагило А.А. был уволен с государственной гражданской службы в таможенных органах РФ с 03.08.2009 года (л/д 29).
Так, в соответствии со ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» «гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Согласно Указа Президента РФ от 21.07.2010 года № 945 «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что «гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009г. №557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009г. №557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы:
а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821;
б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне».
Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов было утверждено Указом Президента РФ от 01.07.2010 года № 821.
Таким образом, на момент приема Рагило А.А. на работу в ООО «УК «Заречная» не был издан Указ Президента РФ от 21.07.2010 года № 945 «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействии коррупции», а также не было утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, в связи с чем возможность трудоустройства Рагило А.А. в ООО «УК «Заречная» не могла быть рассмотрена комиссией Кемеровской таможни по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ.
Согласно Письма Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2009 N 3854-17 "О реализации отдельных положений законодательства о противодействии коррупции" «до принятия нормативных правовых актов положения абзаца третьего и четвертого пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 280-ФЗ и части 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не применяются».
Поскольку на момент приема на работу Рагило А.А. в ООО «УК «Заречная» отсутствовали нормативные правовые акты, на основании которых реализовывались бы положения ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции», то положения указанной статьи не могли быть применены к правоотношениям ООО «УК «Заречная» и Рагило А.А..
Таким образом, доводы истца о нарушениях федерального законодательства, допущенных при заключении трудового договора ООО «УК «Заречная» и Рагило А.А. не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем исковые требования Кемеровского транспортного прокурора о признании незаконным трудового договора между ООО «УК «Заречная» и Рагило А.А., обязании прекратить трудовые отношения с Рагило А.А. и уволить его суд считает не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кемеровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Заречная» о признании незаконным трудового договора между Обществом с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Заречная» и Рагило А.А. от 01.09.2009 года № 88 и дополнительные соглашения № 1 от 15.10.2010 года, № 2 от 03.12.2010 года к указанному договору, обязании Общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Заречная» прекратить с Рагило А.А. трудовые отношения и уволить работника по основаниям п. 11 ст. 77 ТК РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, т.е. с 09.03.2011 года.
Судья.
"Согласовано"
Судья: М.А.Данилевская