Дело № 2а-2083/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2023 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Яркович Н.Г.
при секретаре Шкурдовой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Аманта" к и.о. прокурора города Рубцовска Алтайского края Иконниковой С.С., прокуратуре Алтайского края о признании незаконным представления прокуратуры г. Рубцовска от *** об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Аманта" (далее по тексту ТСЖ "Аманта") обратилось в суд с административным иском о признании незаконным представления прокуратуры г. Рубцовска от *** об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что *** и.о. прокурора г. Рубцовска Алтайского края Иконниковой С.С. в адрес председателя ТСЖ "Аманта" было вынесено представление, основанием для вынесения представления явилась проверка, проведенная прокуратурой г. Рубцовска по обращению собственников помещений многоквартирного дома ... (далее МКД), в ходе которой, по мнению прокуратуры, выявлены нарушения требований жилищного законодательства в деятельности ТСЖ «Аманта» при взимании денежных средств для проведения капитального ремонта, а также при распределении накопленных на специальном счете денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта. С данными выводами административный истец не согласен и считает, что оспариваемым представлением нарушены права ТСЖ «Аманта» на принятие решений по управлению МКД и вмешательство в его хозяйственную деятельность. МКД находится на обслуживании ТСЖ «Аманта». Собственники помещений выбрали способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный банковский счет, владельцем которого является ТСЖ «Аманта» (протокол общего собрания от ***). На этом же собрании установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт в сумме <данные изъяты> с 1 кв. м. Средства фонда на капитальный ремонт могут использоваться только в соответствии с целевым назначением, указанным в п. 1 ст. 174 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).
Решением внеочередного общего собрания членов ТСЖ «Аманта» собственников многоквартирного дома по ... (протокол от ***) принято решение провести капитальный ремонт отмостки МКД с помощью асфальтового покрытия с бордюром, капитальный ремонт фасада фундамента с отделкой профилем, была утверждена смета на выполнение работ, заключен договор, выполнены работы по капитальному ремонту фундамента. На эти цели было израсходовано <данные изъяты>. В тоже время в представлении указано на то, что при наличии денежных средств на специальном счете ТСЖ «Аманта» не организовано проведение работ по ремонту фундамента МКД.
В представлении так же ставится в вину ТСЖ «Аманта» участие в финансировании работ проведенных в рамках федеральной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования г. Рубцовск Алтайского края» на 2018-2024. Так как не предусмотренные ст. 164 (статья 164 Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), 177 (статья 177 Совершение операций по специальному счету) ЖК РФ. Административный истец считал, что ссылка на эти статьи сделана ошибочно.
На внеочередном общем собрании членов ТСЖ «Аманта», собственников МКД ..., проводимого в очной форме протокол от *** в п. 8 принято решение увеличить размер взноса, на капитальный ремонт, превышающий минимальный размер взносов на <данные изъяты> определить размер взноса на капитальный ремонт с *** -<данные изъяты> с 1 кв. м. до ***
В п. 9 протокола решено утверждение статьи «Капитального ремонта», а именно превышающий размер минимального взноса на капитальный ремонт, как источник финансирования благоустройства дворовой территории в реализации программы «Формирование современной городской среды».
Согласно п.1. ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Пунктом 3 ст. 166 ЖК РФ установлено - в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В пункте 2 приложения № 9 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры ""Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения") Рекомендован Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, в числе которых: устройство теле- и радиоантенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сетям; установка домофонов, электрических замков; устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация отопительных котельных, тепловых сетей, теплопунктов и инженерного оборудования жилых домов; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев); оборудование детских, спортивных (кроме стадионов) и хозяйственно-бытовых площадок; разборка аварийных домов; изменение конструкции крыш; оборудование чердачных помещений жилых и нежилых зданий под эксплуатируемые.
Вышеуказанными нормами права не запрещено финансирование работ за счет взносов превышающих минимальный размер взноса на капитальный ремонт.
Решением внеочередного общего собрания членов ТСЖ в многоквартирном доме по адресу: ... (Протокол от ***) утвердили использование, превышающего минимальный размер взноса на капитальный ремонт в размере <данные изъяты> для расчета с Администрацией г. Рубцовска по соглашению от ***. Всего на софинансирование выделено и использовано <данные изъяты>, произведен ремонт внутридомовой территории, произведена замена дорожного покрытия, установлена детская и спортивная площадка. Решением вышеуказанного собрания, оставшаяся сумма в размере <данные изъяты> направлена на установку камер видеонаблюдения на придомовой территории. (средства не освоены). В представлении сделан вывод о том, что были установлены нарушения при принятии решений на общих собраниях собственников (протокол от ***, от ***, от ***). В представлении видимо опечатка нужно было написать - протокол от ***).
На внеочередном общем собрании от *** протокол было принято решение:
8. Определить сумму превышающего взноса на капитальный ремонт <данные изъяты> с 1 кв.м. общей площади жилого помещения, общий размер взноса на капитальный ремонт будет составлять <данные изъяты>. с 1 м.кв. с *** по *** Голосовали: за - <данные изъяты>
9. Собранные денежные средства на специальном счете ТСЖ «Аманта» за период с *** по *** в размере взноса превышающего минимальный размер взноса на капитальный ремонт, направить для расчета софинансирования федеральной программы «Формирование современной городской среды» по договору, заключенному с Администрацией г. Рубцовска. Голосовали: за - <данные изъяты>.
На внеочередном общем собрании собственников многоквартирного дома ..., членов ТСЖ «Аманта» от <данные изъяты>. в п. 6 продублировано решение от *** и не могло повлиять на исполнение ранее принятых решений в нарушение п. 1 ст. 155 ЖК РФ.
На основании изложенного считал, что нарушений при принятии решений на указанных общих собраниях не допущено, и решения не повлекли негативных последствий в виде нарушения жилищных прав граждан. К тому же все эти решения принимали сами граждане - собственники помещений в МКД а не должностные лица. Все решения исполнены.
Представитель ТСЖ "Аманта" ФИО1, председатель ТСЖ "Аманта" ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске, представитель ФИО1 дополнительно указал, что из оспариваемого представления не понятно, какие нарушения необходимо устранить, каким образом исполнить представление. Так же указал, что денежные средства <данные изъяты>. фактически не были перечислены со специального счета на счет ТСЖ, было только принято решение на общем собрании собственников дома об использовании данных средств для установки видеокамер на доме. Согласно методическим рекомендациям, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2022 N 1159/пр, ремонт отмостки здания входит в состав ремонта фундамента. В 2019 году был произведен ремонт отмостки здания, какой-либо иной ремонт фундамента на МКД не требуется, в связи с этим, представление прокурора в части нарушений о не проведении капитального ремонта фундамента здания является незаконным. Рекомендуемые виды работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов содержатся в "Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, в приложении N 8 к данным Правилам приведен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, где в пункте 3 включены работы по благоустройству дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок). В связи с изложенным, полагал, что благоустройство преддомовой территории МКД по ... относится к капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, которые были проведены за счет средств на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, на основании Соглашения от *** , предметом которого является софинансирование проведенных работ в рамках федеральной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края» на 2018-2024. Полагал, что законом не запрещено производить работы по благоустройству преддомовой территории МКД, являющейся общим имуществом собственников многоквартирного дома, за счет средств на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт. Так же полагал, что в протоколе общего собрания собственников МКД от *** были продублированы решения, принятые ранее об увеличении взносов на капитальный ремонт, превышающих минимальный размер взноса на капитальный ремонт. Данный протокол не свидетельствует о принятии решений задним числом об увеличении взносов на капитальный ремонт, превышающих минимальный размер взноса на капитальный ремонт, за периоды, предшествующие дате проведения собрания. Было проведено общее собрание собственников и принято решение, оформленное данным протоколом от ***, по требованию Банка, который осуществляет снятие средств со специального счета ТСЖ "Аманта" и направляет эти средства на оплату произведенных работ по благоустройству дворовой территории МКД в рамках Соглашения от *** с Администрацией г. Рубцовска. Решение общего собрания, принятое *** о оформленное протоколом от ***, не является документом, требующим исполнения задним числом, денежные средства на момент составления протокола от *** уже были собраны на основании протоколов общих собрания от ***, от ***, таким образом, протокол общего собрания собственников от *** прав собственников не нарушает. Просил требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Прокуратуры Алтайского края помощник прокурора г. Рубцовска Крупина Ю.Н. действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержала возражения, ранее представленные в дело.
И.о. прокурора г. Рубцовска Алтайского края Иконикова С.С. в судебном заседании отсутствовала, была надлежаще извещена.
Представитель заинтересованного лица Алтайское отделение № 8644 Сибирского банка ПАО "Сбербанк России" в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктом 3 статьи 22, статьями 24, 28 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закона о прокуратуре) представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
На основании п. 1 ст. 6 Закона "О прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий (в т.ч. представления об устранении нарушений закона) подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно п. 3 указанной статьи неисполнение требований прокурора влечет установленную законом ответственность.
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, ст. 17.7 КоАП РФ в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
Как следует из ответа на вопрос 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ.
Судом установлено, что по обращению собственников помещений многоквартирного дома ... прокуратурой г. Рубцовска была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований жилищного законодательства, по результатам проверки *** в адрес председателя ТСЖ "Аманта" ФИО2 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства.
*** представление прокуратуры г. Рубцовска было рассмотрено на заседании правления ТСЖ "Аманта", с участием ст.помощника прокурора г. Рубцовска Руденко-Догиль Е.Г., принято решение обжаловать в судебном порядке.
Согласно оспариваемому представлению, установлено, что между Администрацией г.Рубцовска и ТСЖ «Аманта» заключено соглашение от *** , предметом которого является софинансирование проведенных работ в рамках федеральной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края» на 2018-2024 г.г. на сумму <данные изъяты>. После фактического завершения работ затраты на софинансирование составили <данные изъяты>. Денежные средства в размере <данные изъяты> перечислены на основании соглашения от *** , дополнительного соглашения от *** , на счет Администрации г.Рубцовска платежным поручением от *** со специального счета МКД.
Кроме того, со специального счета на расчетный счет ТСЖ «Аманта» переведены денежные средства в размере <данные изъяты>. для обеспечения видеонаблюдения дворовой территории МКД, чем нарушены требования сг.ст. 1 64, 1 77 ЖК РФ.
При этом, при наличии денежных средств на специальном счете ТСЖ «Аманта» не организовано проведение работ по ремонту фундамента МКД, предусмотренного краевой программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от *** .
Также установлено, что финансирование вышеуказанных работ произведено за счет средств счета фонда капитального ремонта, сформированных в результате сбора превышающего размера взноса на капитальный ремонт на основании решений общих собраний собственников помещений МКД от *** , от *** , от *** . Из анализа содержания указанных решений общих собраний установлено, что ими утверждены размеры превышающего взноса на капитальный ремонт МКД за периоды, предшествующие датам проведения собрания (решением общего собрания от *** утвержден размер превышающего взноса на капитальный ремонт с 1 кв.м. за период с *** по *** на <данные изъяты>. с кв.м., с *** по *** - на <данные изъяты> с кв.м.), что свидетельствует о нарушениях при принятии решений на указанных общих собраниях и указывает на невозможность исполнения их требований ТСЖ «Аманта» ввиду нарушения требований п.1 ч.2 ст.155 ЖК РФ.
Причинами выявленных нарушений является ненадлежащая работа должностных лиц товарищества, ответственных за организацию формирование и использование средств фонда капитального ремонта.
Нарушения законодательства в сфере формирования и использования средств капитального ремонта являются недопустимыми, требуют немедленного устранения, поскольку влекут негативные последствия в виде нарушения жилищных прав граждан.
Требовалось безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, недопущению подобных нарушений впредь, путем принятия мер к исключению фактов ненадлежащего формирования и использования средств фонда капитального ремонта МКД.
В судебном заседании установлено, что собственники помещений многоквартирного дома по ... выбрали способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный банковский счет, владельцем которого является ТСЖ «Аманта», что подтверждается протоколом общего собрания от *** На этом же собрании установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт в сумме <данные изъяты> с 1 кв. м. (вопрос 4).
Протоколом внеочередного общего собрания собственников МКД в по ... от *** в п. 8 принято решение увеличить размер взноса, на капитальный ремонт, превышающий минимальный размер взносов на <данные изъяты>, определен размер взноса на капитальный ремонт <данные изъяты>. с 1 кв. м. с *** по ***.
В п. 9 данного протокола принято решение об утверждении статьи «Капитального ремонта», а именно превышающий размер минимального взноса на капитальный ремонт, как источник финансирования благоустройства дворовой территории в реализации программы «Формирование современной городской среды».
Протоколом внеочередного общего собрания собственников МКД ... от *** в п. 8 принято решение увеличить размер взноса, на капитальный ремонт, превышающий минимальный размер взносов, на <данные изъяты>., определен размер взноса на капитальный ремонт <данные изъяты> с 1 кв. м. с *** по ***.
В п. 9 данного протокола принято решение о том, чтобы собранные средства на специальном счете ТСЖ "Аманта" за период с *** по *** в размере взноса, превышающего минимальный размер взноса на капитальный ремонт, направить для расчета софинансирования Федеральной программы «Формирование современной городской среды» по договору, заключенному с Администрацией г. Рубцовска.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников МКД ... от *** в п. 6 определен размер взноса, на капитальный ремонт, превышающий минимальный размер взносов, <данные изъяты>., определен общий размер взноса на капитальный ремонт <данные изъяты>. + минимальный размер взноса с 1 кв. м. с *** по ***.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников МКД ... от *** в п. 4 утверждено начисление взноса, превышающего минимальный размер взноса на капитальный ремонт, с *** по *** на <данные изъяты>. с 1 кв.м., с *** по *** на <данные изъяты>. с 1 кв.м.общей площади жилого помещения. В п. 5 утверждено использование превышающего минимального размера взноса на капитальный ремонт, собранного на специальном счете ТСЖ "Аманта" в размере <данные изъяты>. за период с *** по *** для расчета с Администрацией г. Рубцовска по соглашению от ***, дополнительному соглашению от *** за софинансирование на проведение работ по благоустройству дворовой территории МКД ..., по Федеральной программе "Формирование современной городской среды на территории МО Город Рубцовск Алтайского края" на 22018-2024 г.г. в размере <данные изъяты>. В п. 6 утвержден перевод оставшейся суммы превышающего взноса на капитальный ремонт в размере <данные изъяты>. со специального счета ТСЖ "Аманта" на расчетный счет ТСЖ и использовать ее на установку видеонаблдюдения дворовой территории по .... В п. 7 утверждена установка трех камер видеонаблюдения на придомовой территории МКД ... со средств статьи "содержание жилья" и частично со средств превышающего взноса на капитальный ремонт в сумме <данные изъяты>.
На момент проведения прокурорской проверки и вынесения оспариваемого представления, указанные протоколы общих собрания собственников МКД не обжаловались, и не были признаны незаконными в судебном порядке.
Из оспариваемого представления следует, что ТСЖ "Аманта" вменяются следующие нарушения:
1. использование не по целевому назначению денежных средств, накопленных на специальном счете ТСЖ "Аманта", превышающих взносы на капитальный ремонт, для расчета с Администрацией г. Рубцовска по соглашению от ***, дополнительному соглашению от *** за софинансирование на проведение работ по благоустройству дворовой территории МКД ..., по Федеральной программе "Формирование современной городской среды на территории МО Город Рубцовск Алтайского края" на 22018-2024 г.г.;
2. перевод денежных средств со специального счета на расчетный счет ТСЖ «Аманта» в размере <данные изъяты>. для обеспечения видеонаблюдения дворовой территории МКД;
3.при наличии денежных средств, накопленных на специальном счете ТСЖ "Аманта", превышающих взносы на капитальный ремонт, ТСЖ "Аманта" не организовало проведение работ по ремонту фундамента МКД по ..., предусмотренного краевой программой "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, распложенных на территории Алтайского края на 2014-2043 годы", утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от *** ;
4. решениями общих собраний собственников помещений МКД от *** , от *** , от *** утверждены размеры превышающего взноса на капитальный ремонт МКД за периоды, предшествующие датам проведения собрания (решением общего собрания от *** утвержден размер превышающего взноса на капитальный ремонт с 1 кв.м. за период с *** по *** на <данные изъяты>. с кв.м., с *** по *** - на <данные изъяты>. с кв.м.), что свидетельствует о нарушениях при принятии решений на указанных общих собраниях и указывает на невозможность исполнения их требований ТСЖ «Аманта» ввиду нарушения требований п.1 ч.2 ст.155 ЖК РФ.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
1.1. Услуги и (или) работы, входящие в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 настоящей статьи, определяются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
2. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
3. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 1159/пр утверждены Методические рекомендации по определению нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п. 2,4,5 Методических рекомендаций услуги и (или) работы, входящие в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - услуги (работы), в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации рекомендуется определять с указанием составляющих их услуг и (или) работ (далее - состав услуг (работ).
Состав услуг (работ), включаемый в нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, рекомендуется определять в объеме, достаточном для отнесения услуг (работ) к капитальному ремонту в соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных частью 5 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Рекомендуемый состав услуг (работ) приведен в приложении к настоящим методическим рекомендациям. В нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации могут быть определены услуги (работы), входящие в состав услуг (работ), но не указанные в Приложении к настоящим рекомендациям.
Согласно "Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (утв. Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013), в качестве граничных определены следующие условия: а) капитальному ремонту подлежит только общее имущество многоквартирного дома; б) объектами капитального ремонта из состава общего имущества могут быть только те конструктивные элементы и инженерные системы, которые указаны в части 3 статьи 15 Федерального Закона N 185-ФЗ; в) объем и состав ремонтных работ по каждому из установленных Федеральным законом N 185-ФЗ видов работ должен быть не меньше объемов текущего ремонта и не больше того, который рассматривается как реконструкция.
При выполнении перечисленных условий должны быть решены задачи повышения энергоэффективности многоквартирных домов, создания благоприятных условий проживания граждан, применения современных материалов и оборудования, что соответствует понятию модернизации зданий при проведении капитального ремонта.
Настоящие методические рекомендации предназначены для применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в процессе отбора многоквартирных домов для включения в муниципальные и региональные адресные программы капитального ремонта, финансируемые за счет средств, предусмотренных в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, а также товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными, иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, а также собственниками жилых помещений в многоквартирных домах.
Состав общего имущества в соответствии с Правилами содержания общего имущества в каждом многоквартирном доме определяется:
а) собственниками помещений - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) застройщиком (или иным лицом по заданию застройщика) в составе Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (далее - Инструкция по эксплуатации), разрабатываемой в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2007 года N 45 "Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома" на основании рекомендаций проектной организации, в составе проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт многоквартирного дома.
В Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома предусмотрена полная информация о составе общего имущества многоквартирного дома, в том числе:
а) перечень помещений общего пользования, их характеристика и площадь;
б) перечень ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, их месторасположение, материалы отделки и облицовки конструкции;
в) перечень ограждающих ненесущих конструкций многоквартирного дома, их месторасположение, материалы отделки и облицовки конструкции;
г) перечень оборудования, находящегося за пределами и внутри помещений многоквартирного дома, их месторасположение, характеристика и функциональное назначение оборудования.
д) перечень объектов общего имущества, в том числе элементов озеленения и благоустройства, расположенных в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, их месторасположение, характеристика и функциональное назначение объекта (элемента);
е) перечень иных объектов (элементов) общего имущества многоквартирного дома, их месторасположение, характеристика и функциональное назначение объекта (элемента), материалы отделки, облицовки объекта (элемента). (п. 1.1.5 Методических рекомендаций).
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) (далее Правила).
Согласно п. 2.4.2 Правил при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
В пункте 3 Приложения 8 указанных Правил в числе работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, предусмотрено: модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок). Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.
Согласно ч.ч. 1-4, 6 ст. 177 Жилищного кодекса Российской Федерации по специальному счету могут совершаться следующие операции:
1) списание денежных средств, связанное с расчетами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и (или) работы, указанные в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса;
2. Операции по специальному счету, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не допускаются.
3. Банк в порядке, установленном настоящей статьей, банковскими правилами и договором специального счета, обязан обеспечивать соответствие осуществляемых операций по специальному счету требованиям настоящего Кодекса.
4. Операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении следующих документов:
1) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающий в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
3) акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части. Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части.
6. Банк отказывает в выполнении распоряжения владельца специального счета о совершении соответствующей операции, в подтверждение которой не представлены документы, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи.
Согласно ответа ПАО "Сбербанк" от ***, ТСЖ "Аманта" предоставило в Банк: Соглашение от ***, Дополнительное соглашение от ***, протокол общего собрания собственников от *** , на основании которых перевод денежных средств со специального счета Банком был одобрен, и денежные средства со специального счета ТСЖ "Аманта" в размере <данные изъяты> были переведены согласно платежному поручению от ***, в счет оплаты работ по благоустройству дворовой территории МКД ..., по Федеральной программе "Формирование современной городской среды на территории МО Город Рубцовск Алтайского края" на 2018-2024 г.г.
Работы были выполнены, о чем составлен Акт о приемке выполненных работ от ***.
Представители ТСЖ "Аманта" в судебном заседании утверждали о законном и целевом использовании средств, накопленных на специальном счете ТСЖ, превышающих минимальные взносы на капитальный ремонт, ссылаясь на ч.3 ст. 166 ЖК РФ, "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (Приложение 8).
Таким образом, суд учитывает следующее: решениями общего собрания собственников от ***, ***, были приняты решения: об утверждении статьи «Капитального ремонта», а именно превышающий размер минимального взноса на капитальный ремонт, как источник финансирования благоустройства дворовой территории в реализации программы «Формирование современной городской среды», собранные средства на специальном счете ТСЖ "Аманта" за период с *** по *** в размере взноса, превышающего минимальный размер взноса на капитальный ремонт, направить для расчета софинансирования Федеральной программы «Формирование современной городской среды» по договору, заключенному с Администрацией г. Рубцовска; решением общего собрания собственников от *** были продублированы ранее вынесенные решения: утверждено использование превышающего минимального размера взноса на капитальный ремонт, собранного на специальном счете ТСЖ "Аманта" в размере <данные изъяты>. за период с *** по *** для расчета с Администрацией г. Рубцовска по соглашению от ***, дополнительному соглашению от *** за софинансирование на проведение работ по благоустройству дворовой территории МКД ..., по Федеральной программе "Формирование современной городской среды на территории МО Город Рубцовск Алтайского края" на 2018-2024 г.г. в размере <данные изъяты>.
Указанные решения собственников приняты органом управления ТСЖ - общим собранием собственников, к чьей исключительной компетенции относится принятие указанных решений. На момент вынесения представления прокурора в адрес председателя ТСЖ "Аманта", указанные решения общих собраний собственников не были обжалованы в судебном порядке и признаны не законными.
В ходе прокурорской проверки представители ТСЖ "Аманта" в письменном виде излагали свою позицию по вопросу использования денежных средств со специального счета, превышающих минимальные взносы на капитальные ремонт, оценка которым должностным лицом прокуратуры не была дана. При этом, суд обращает внимание, что спорные вопросы о праве разрешаются только в судебном порядке.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что представление и.о. прокурора г. Рубцовска Иконниковой С.С. в данной части в адрес председателя ТСЖ "Аманта" было внесено преждевременно.
В оспариваемом представлении указано, что в нарушение требований закона был осуществлен перевод денежных средств со специального счета на расчетный счет ТСЖ «Аманта» в размере <данные изъяты>. для обеспечения видеонаблюдения дворовой территории МКД (т.е. не целевое использование денежных средств). Вместе с тем, никаких подтверждающих документов совершения указанного перевода административным ответчиком предоставлено не было. Из материалов дела, ответа Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, выписки по счету ТСЖ "Аманта", следует, что перевод денежных средств со специального счета на расчетный счет ТСЖ «Аманта» в размере <данные изъяты>. для обеспечения видеонаблюдения дворовой территории МКД фактически не производился.
Решениями общих собрания собственников МКД принято решение об использовании указанных средств <данные изъяты>. на установку видеонаблюдения дворовой территории МКД, однако данные решения не были приведены в исполнение.
В связи с этим, протест прокурора в части осуществления перевода денежных средств со специального счета на расчетный счет ТСЖ «Аманта» в размере <данные изъяты>. для обеспечения видеонаблюдения дворовой территории МКД, нельзя признать законным, поскольку такие действия фактически произведены не были.
В оспариваемом представлении должностным лицом указано о том, что ТСЖ "Аманта" не организовало проведение работ по ремонту фундамента МКД по ..., предусмотренного краевой программой "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, распложенных на территории Алтайского края на 2014-2043 годы", утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 27.03.2014 № 146, при наличии денежных средств на специальном счете.
Постановлением Администрации Алтайского края от 27.03.2014 N 146 утверждена краевая программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы", которая включает в себя перечень мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в Алтайском крае, в том числе ремонт фундамента многоквартирного дома.
Административным истцом предоставлены документы в подтверждение доводов о проведении ремонта фундамента МКД: решение внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома по ... (протокол от ***), которым принято: провести капитальный ремонт отмостки МКД с помощью асфальтового покрытия с бордюром, капитальный ремонт фасада фундамента с отделкой профилем; локальная смета на выполнение работ, договор подряда от ***, дополнительное Соглашение к договору подряда, Акт от ***, подтверждающим выполнение указанных работ, на общую сумму <данные изъяты>.
Доводы административного ответчика о том, что ремонт отмостки не относится к ремонту фундамента МКД, суд считает не основанными на законе. Так согласно Приложению к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 1159/пр, в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества МКД включено: ремонт фундамента МКД, который включает: демонтаж, монтаж, восстановление отмостки, заделка и расшивка, инъектирование стыков, швов, трещин элементов фундамента; ремонт фасада включает: демонтаж, монтаж, восстановление (включая усиление) наружных стен, включая штукатурные работы, демонтаж, монтаж, восстановление (включая усиление), частичная перекладка кирпичной кладки стен, тнъектирование трещин, демонтаж, монтаж, восстановление (включая усиление) архитектурных элементов фасада, демонтаж, монтаж, восстановление (включая усиление), утепление цоколя, обработка гидрофобизирующими составами и др.
Представители ТСЖ "Аманта" в судебном заседании утверждали, что ремонт отмостки многоквартирного дома по ... произведен в *** году, производство иных работ по ремонту фундамента на данный момент в МКД не требуется, фундамент дома находится в надлежащем состоянии. Материалы надзорного производства проведенной прокурорской проверки не содержат сведений о необходимости проведения иного ремонта фундамента МКД.
В связи с этим, представление прокурора в части указания на нарушение о не проведении ремонта фундамента МКД по ..., предусмотренного краевой программой "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, распложенных на территории Алтайского края на 2014-2043 годы", при наличии денежных средств, накопленных на специальном счете ТСЖ "Аманта", превышающих взносы на капитальный ремонт, нельзя признать законным.
В оспариваемом представлении должностным лицом указано на нарушение, выразившееся в том, что решениями общих собраний собственников помещений МКД от *** , от *** , от *** утверждены размеры превышающего взноса на капитальный ремонт МКД за периоды, предшествующие датам проведения собрания (решением общего собрания от *** утвержден размер превышающего взноса на капитальный ремонт с 1 кв.м. за период с *** по *** на <данные изъяты>. с кв.м., с *** по *** - на <данные изъяты> с кв.м.), что свидетельствует о нарушениях при принятии решений на указанных общих собраниях и указывает на невозможность исполнения их требований ТСЖ «Аманта» ввиду нарушения требований п.1 ч.2 ст.155 ЖК РФ.
Как указано ранее, протоколом внеочередного общего собрания собственников МКД ... от *** в п. 8 принято решение увеличить размер взноса, на капитальный ремонт, превышающий минимальный размер взносов, на <данные изъяты>., определен размер взноса на капитальный ремонт <данные изъяты>. с 1 кв. м. с *** по ***. Данный протокол общего собрания собственников от *** не был признан незаконным в судебном порядке, денежные средства взимались с собственников с сентября ***.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников МКД ... от *** в п. 6 определен размер взноса, на капитальный ремонт, превышающий минимальный размер взносов, <данные изъяты>., определен общий размер взноса на капитальный ремонт <данные изъяты>. + минимальный размер взноса с 1 кв. м. с *** по ***. На момент внесения представления прокурора данный протокол общего собрания собственников от *** не был признан незаконным в судебном порядке.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников МКД ... от *** в п. 4 утверждено начисление взноса, превышающего минимальный размер взноса на капитальный ремонт, с *** по *** на <данные изъяты> с 1 кв.м., с *** по *** на <данные изъяты>. с 1 кв.м.общей площади жилого помещения.
Как следует из пояснений представителя ТСЖ "Аманта", протокол от *** дублировал ранее вынесенные решения общих собрания собственников от ***, от ***, по требованию Банка. Данный протокол от *** предоставлялся в ПАО Сбербанк вместе с другими документами для осуществления перевода средств со специального счета для оплаты работ по благоустройству дворовой территории МКД ..., по Федеральной программе "Формирование современной городской среды на территории МО Город Рубцовск Алтайского края" на 2018-2024 г.г.
Денежные средства по решению общего собрания собственников от *** не взимались, на момент его составления денежные средства были уже собраны. В связи с этим, протокол от *** не влечет каких-либо негативных последствий для собственников МКД, составлен по формальным мотивам (по требованию ПАО "Сбербанк"). Доказательства обратному материалы прокурорской проверки не содержат, административным ответчиком не предоставлено.
Представителями ТСЖ "Аманта" указанные доводы доводились до сведения должностных лиц в ходе прокурорской проверки, однако, им не была дана должная оценка, не выяснялся факт нарушений прав собственников, которые повлекли (если таковые имеются) указанные решения общих собраний, негативных последствий для собственников. Сами собственники МКД указанные протоколы общих собраний в судебном порядке не обжаловали.
Кроме того, указанные решения, оформленные протоколами общих собраний от ***, от ***, от ***, принимались на общем собрании собственников МКД, а не председателем ТСЖ "Аманта" ФИО2
В силу ч.1 ст. 44 ЖК РФ, ст. 144 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом; в чью исключительную компетенцию входит принятие указанных решений.
Нарушения по вопросам законности (незаконности) принятия решений общим собранием собственников МКД, не может вменяться председателю ТСЖ.
В связи с этим, представление и.о. прокурора Иконниковой С.С. в данной части так же нельзя признать законным.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ТСЖ "Аманта".
Руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Товарищества собственников жилья "Аманта" удовлетворить.
Признать незаконным представление от *** и.о. прокурора г. Рубцовска Алтайского края Иконниковой С.С. в адрес председателя ТСЖ "Аманта" об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
мотивированное решение 11.08.2023.
Судья Н.Г. Яркович