Дело 2а-890/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2018 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего Яркович Н.Г.
при секретаре Абдулиной Ю.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора города Рубцовска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании нормативного правового акта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура города Рубцовска Алтайского края обратилась в защиту неопределенного круга лиц с настоящим административным иском, в котором указала следующее. Прокуратурой г. Рубцовска в ходе осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов установлено, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Назначение и выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования», утвержденный Постановлением Администрации г. Рубцовска от 08.08.2016 № 3421, принят Администрацией г.Рубцовска за пределами компетенции органа местного самоуправления.
Согласно ст.1 Закона Алтайского края от 28.04.2009 № 27-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по назначению и выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с настоящим Законом наделяются государственными полномочиями по назначению и выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», услуги, предоставляемые органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, относятся к числу государственных услуг.
Согласно ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с п. 14 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.38 Постановления Администрации Алтайского края от 04.05.2011 № 243 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также проведения экспертизы их проектов», осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Алтайского края, переданных им на основании закона Алтайского края с предоставлением субвенций из краевого бюджета, исполняется в порядке, установленном соответствующим административным регламентом, утвержденным органом исполнительной власти Алтайского края, если иное не установлено законом Алтайского края.
Учитывая, что вышеуказанными нормами органам местного самоуправления не делегировано право на принятие административных регламентов предоставления государственных услуг в рамках переданных государственных полномочий, Администрация г. Рубцовска не вправе осуществлять правовое регулирование в указанной сфере правоотношений.
Протест прокурора г. Рубцовска от 20.06.2017 с требованием об отмене указанного нормативного правового акта оставлен Администрацией города без удовлетворения. Постановление Администрации г. Рубцовска от 08.08.2016 № 342 опубликовано в газете « Местное время» от 16.08.2016 № 61. Административный истец полагает, что в данном случае усматривается нарушение прав неопределенного круга граждан, обратившихся или планирующих обратиться за получением государственной услуги по назначению и выплате компенсации части платы взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования. При этом государственная услуга, оказываемая за счет субвенций из краевого бюджета предоставляется в порядке, урегулированном органом местного самоуправления, не имеющим полномочий на ее урегулирование, что создает предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления при ее оказании. Административный истец просил признать недействующим Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Назначение и выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования», утвержденный Постановлением Администрации г. Рубцовска от 08.08.2016 №3421.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора город Рубцовска Рубенко-Догиль Е.Г. требования и доводы, изложенные в административном иске, поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что государственные, муниципальные услуги обязаны предоставляться в соответствии с административными регламентами, поскольку соответствующий Административный регламент не был принят органом исполнительной власти Алтайского края, считала, что органы местного самоуправления полномочны принимать оспариваемый Административный регламент руководствуясь положениями Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010, Законом Алтайского края от 28.04.2009 № 27-ЗС, Постановлением Администрации Алтайского края от 22.06.2016 № 204, Постановлением Администрации Алтайского края от 04.05.2011 № 243.
Представитель заинтересованного лица Муниципального казенного учреждения «Управление образования» города Рубцовска Олешко В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, свою позицию изложил в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Правительства Алтайского края в судебном заседании не явился, был надлежаще извещен, представил письменный отзыв по заявленным требованиям.
Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки Алтайского края в судебном заседании отсутствовал, просил рассмотреть дело без его участия, в письменной отзыве указал, что Законом Алтайского края от 28.04.2009 № 27-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по назначению и выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» органам местного самоуправления переданы государственные полномочия по назначению и выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Указанные государственные полномочия подлежат реализации в муниципальных образованиях по заявительному принципу, т.е. при наличии соответствующих обращений граждан, а, следовательно, посредством предоставления услуг в рамках Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ услуги, предоставляемые органами местного самоуправления в рамках переданных государственных полномочий, относятся к числу государственных услуг.
В силу п.38 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также проведения экспертизы их проектов, утвержденного постановлением Администрации края от 04.05.2011 № 243, реализация органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Алтайского края, переданных им на основании закона Алтайского края с предоставлением субвенций из краевого бюджета, осуществляется в порядке, установленном соответствующим административным регламентом, утвержденным органом исполнительной власти Алтайского края, если иное не установлено законом Алтайского края.
Учитывая, что законами края органам местного самоуправления не делегировано право на принятие административных регламентов предоставления государственных услуг в рамках переданных полномочий, они не вправе осуществлять Правовое регулирование в указанной сфере правоотношении.
Вместе с тем, на сегодняшний день Министерством разработан проект приказа «Об утверждении Административного регламента по предоставлению услуги «Выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях Алтайского края, реализующих образовательную программу дошкольного образования», который проходит процедуру согласования в Министерстве юстиции Алтайского края. Также неоднократно в устном порядке довались рекомендации органам местного самоуправления, которые приняли Административные регламенты предоставления муниципальных услуг «Назначение и выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования», об их отмене. Просил признать недействующим Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Назначение и выплаты компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования», утвержденный Постановлением Администрации г. Рубцовска от 08.08.2016 №3421.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 6 и 7 ст. 65 Федерального закона порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 т. 12 закона Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» порядок обращения за компенсацией, а также порядок и размер ее выплаты устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере образования.
В соответствии с подпунктом 25 п. 2.1. Положения о Министерство образования и науки Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 23.11.2016 № 142, Министерство устанавливает порядок обращения за компенсацией родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, а также порядок ее выплаты.
Законом Алтайского края от 28.04.2009 № 27-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по назначению и выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольные образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по назначению и выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с п. 3 ст. 2 данного закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производят в установленном порядке назначение и выплату компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно ч. 14 ст. 12 данного Федерального закона порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 04.05.2011 № 243 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также проведения экспертизы их проектов.
В соответствии с п. 5 данного Порядка административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций разрабатываются органами исполнительной власти Алтайского края, к сфере деятельности которых относится оказание (исполнение) государственной услуги (функции), в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края.
В соответствии с п. 38 Порядка осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Алтайского края, переданных им на основании закона Алтайского края с предоставлением субвенций из краевого бюджета, исполняется в порядке, установленном соответствующим административным регламентом, утвержденным органом исполнительной власти Алтайского края, если иное не установлено законом Алтайского края.
Органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере образования, является Министерство образования и науки Алтайского края.
Таким образом, исполнение органами местного самоуправления
полномочий по назначению и выплате компенсации части родительской платы
за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы
дошкольные образовательные программы в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, должно осуществляться в соответствии с
административным регламентом, утвержденным Министерством образования
и науки Алтайского края.
Как следует из письменных возражений Министерства образования и науки Алтайского края законами края органам местного самоуправления не делегировано право на принятие административных регламентов предоставления государственных услуг в рамках переданных полномочий, в связи с этим, они не вправе осуществлять правовое регулирование в указанной сфере правоотношении.
Однако, как установлено судом Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Назначение и выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования», был принят Администрацией города Рубцовска и утвержден Постановлением Администрации г. Рубцовска от 08.08.2016 № 3421, за пределами компетенции органа местного самоуправления.
В связи с изложенным, руководствуясь положениями п.п. «а» п. 2 ч.8 ст. 213 КАС РФ, ч.14 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 38 «Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также проведения экспертизы их проектов», утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 04.05.2011 № 243, указанный Административный регламент нельзя признать законным, в связи с чем административные требования подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд полагает необходимым применить п.п. 1 п. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и признать Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Назначение и выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования», был принят Администрацией города Рубцовска и утвержден Постановлением Администрации г. Рубцовска от 08.08.2016 № 3421, недействующим со дня его принятия.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора города Рубцовска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании нормативного правового акта недействительным удовлетворить.
Признать недействующим Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Назначение и выплата компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования», утвержденный Постановлением Администрации города Рубцовска от 08.08.2016 № 3421.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Г. Яркович