Дело № 12-1-20(1)/2022
УИД:64RS0030-01-2022-000770-30
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
25 мая 2022 года г. Ртищево
Судья Ртищевского районного суда Саратовской области Артюх О.А.,
при секретаре Стерликовой Е.А.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу Курочкина И.А.- Семенова В.А.,
представителя Центрального банка Российской Федерации Волго-Вятское управление отделение по Саратовской области Федотовой Л.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора открытого акционерного общества «Аргон» Курочкина Игоря Анатольевича на постановление должностного лица Банка России, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, заместителя управляющего Отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Ломакиной Натальи Николаевны от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении генерального директора открытого акционерного общества «Аргон» Курочкина Игоря Анатольевича к административной ответственности по ч.2 ст.15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением должностного лица Банка России, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, заместителя управляющего Отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо генеральный директор открытого акционерного общества «Аргон» (далее- ОАО «Аргон») Курочкин И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Ртищевский районный суд, должностное лицо генеральный директор ОАО «Аргон» Курочкин И.А. просит постановление заместителя управляющего Отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.19 КоАП РФ изменить, заменив наказание в виде штрафа на предупреждение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации в связи с осуществлением контроля за соблюдением ОАО «Аргон» порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг установлено, что по состоянию на 16 декабря 2021 года на странице АО «Аргон» в сети Интернет годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2017, 2018, 2019 годы раскрыта 20 февраля 2021 года, 24 февраля 2021 года и 24 февраля 2021 года соответственно без приложения аудиторских заключений, выражающих в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, что подтверждается распечаткой с официального сайта https://www.e-disclosure.ru. используемого Обществом для раскрытия информации, о чем составлен акт, о подтверждении факта нарушения законодательства Российской Федерации и (или) надзорного факта от 16 декабря 2021 года № ВН-4-35-2-1/29885. Таким образом, ОАО «Аргон» нарушен порядок раскрытия годовой бухгалтерской (финансовой отчетности) за 2017, 2018, 2019 годы, предусмотренный Федеральным Законом № 208-ФЗ и Положением № 454-П годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2017, 2018, 2019 годы, раскрыта без аудиторского заключения, выражающего в установлено форме мнение аудиторской организации о ее достоверности), а также не раскрыта годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность Общества за 2020 год с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности. Нарушение ОАО «Аргон» порядка раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации послужило основанием для составления в отношении Курочкина И.А. протокола об административном правонарушении от 02 февраля 2022 года № ТУ-63-ДЛ-21-10902/1020-1 по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ. 14 марта 2022 года постановлением № 21-10902/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-63-ДЛ-21 -10902 Курочкин И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.19 КоАП РФ и наложен на него штраф в размере 30000 рублей 00 копеек. Курочкин И.А. полагает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства Российской Федерации и подлежит отмене в части назначения наказания, с изменением его на предупреждение. Считает, что у ОАО «Аргон» отсутствовала объективная возможность для соблюдения порядка раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами по следующим основаниям. На предприятии закрыты расчетные счета, справка ОСП по Ртищевскому и Аркадакскому районам УФССП России была представлена ЦБ. На расчетные счета организации наложены ограничения. Выписка из лицевого счета № за период с 01 января 2017 года по 01 февраля 2022 года филиал № 8622/00654 ПАО «Сбербанк России» и из лицевого счета № за период с 01 января 2017 года по 01 февраля 2022 года ОО «Ртищевский», Филиал центральный банка ВТБ (ПАО). На объекты недвижимости наложено обременение в виде запрета на совершение действий по регистрации всех имеющихся объектов, Уведомление № КУВД-001/20201-15509612 от 28 апреля 2021 года. Предприятие убыточно, что подтверждается бухгалтерскими балансами за 2017, 2018, 2019 и 2020 годы. Отсутствие возможности проведения общего собрания акционеров в связи с существующей задолженностью перед регистратором «Регистраторское общество «Статус», письмо б/н от 31 марта 2021 года. На предприятии существует задолженность по з/п за периоды ранее 2015 год, с тех пор з/п на предприятии не начисляется, что подтверждается справкой об отсутствии производственной деятельности и Расчетом по страховым взносам за период 2017 - 2021 года. Численность работников - 1 человек - директор, в виду отсутствия денежных средств у предприятия зарплата так же не начисляется, что подтверждается справкой о штатной численности организации. Объем выручки, согласно представленным отчетам о финансовых результатах, менее 2 млн. руб. в год. В 2017, 2018 годах и 6 месяцев 2019 года на предприятии не было директора, так же отсутствовал главный бухгалтер. Директор назначен в 2019 году, бухгалтерия - с 01 июля 2021 года. На данный момент восстановлено ведение бухгалтерского учета и 01 октября 2022 года предприятие имеет возможность получать ежеквартальный баланс. Директор предприятия, Курочкин И.А., предупрежден об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, что подтверждается предупреждением, выданным ОСП по Ртищевскому и Аркадакскому районам УФССП России. Сложилась ситуация, при которой, предприятие обладающие активами более 15 млн. рублей для возобновления нормального функционирования не может ими воспользоваться. А все появляющиеся финансовые средства направляются на погашение существующих налоговых и судебных задолженностей. Согласно представленным документам (справка ОСП по Ртищевскому и Аркадакскому районам УФССП) - она (задолженность) уменьшается. ОАО «Аргон» производило попытки раскрыть, установленную действующим законодательством, бухгалтерскую (финансовую) информацию. Но необходимо аудиторское заключение, которое требует соответствующего финансирования. Общество представило письмо налоговой инспекции на запрос от 09 марта 2022 года, согласно которому налоговый орган сообщил об уточнении сведений и внесении изменений в отношении при очередном обновлении единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимом ежемесячно 10 числа за предшествующий месяц. При этом отсутствие информации об отнесении общества к субъектам малого предпринимательства на дату вынесения постановления банка обусловлено действиями налогового органа. Из анализа письма налогового органа от 16 марта 2022 года следует, что на момент вынесения постановления банка имели все условия для признания и отнесения общества к субъектам малого и среднего предпринимательства. Установив, что на дату вынесения постановления банка общество относилось к субъектам малого предпринимательства, необходимо сделать вывод о признании незаконным и отмене постановление банка в части назначения наказания, изменив его на предупреждение.
В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу Курочкин И.А. доводы, изложенные в жалобе, оглашенной в судебном заседании, поддержал, просил суд по указанным в ней основаниям постановление изменить, заменив наказание в виде штрафа на предупреждение.
В последующем в судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу Курочкин И.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Защитник должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу Курочкина И.А.- Семенов В.А. в ходе судебного заседания доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил суд по указанным в ней основаниям постановление изменить, заменив наказание в виде штрафа на предупреждение.
Представители Центрального банка Российской Федерации Волго-Вятское управление отделение по Саратовской области Шамионов А.Р. (в последующем в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом), Федотова Л.П. в судебном заседании возражали относительно изменения постановления и замены наказания в виде штрафа на предупреждение, в отношении должностного лица ОАО «Аргон» Курочкина И.А. изложив свою позицию по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд счел возможным рассмотреть в дело в отсутствии должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Курочкина И.А., извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела и в отсутствии представителя Центрального банка Российской Федерации Волго-Вятское управление отделение по Саратовской области Шамионова А.Р..
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу, его защитника, должностных лиц Центрального банка РФ, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с положениями ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо, подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которого установлена его вина.
Согласно положений ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно содержаться мотивированное решение по делу, что обязывает должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, указать в постановлении выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения, привести доказательства, на которых основаны такие выводы, а также указать мотивы, которыми руководствовалось должностное лицо при назначении наказания.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
В соответствии с п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Федеральный закон № 208-ФЗ) публичное общество обязано раскрывать, в том числе, годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Федеральный закон № 39-ФЗ) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
В соответствии с п. 26 ст. 30 Федерального закона № 39-ФЗ состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России.
Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации эмитентом до 01 октября 2021 года регулировались Положением Банка России от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее -Положение № 454-П).
С 01 октября 2021 года Положение № 454-П утратило силу в связи с изданием Положения Банка России от 27 марта 2020 года № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение № 714-П).
В соответствии с ч.1 ст.1.7 КоАП РФ, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Действующее в настоящее время Положение № 714-П (пункт 58.2) по сравнению с утратившим с 01 октября 2021 года силу Положением № 454-П (пункт 71.4) с учетом положений ст. 4.5 КоАП РФ ухудшает положение акционерного общества в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем, применению подлежит Положение № 454-П.
В соответствии с п. 69.2 Положения № 454-П публичное акционерное общество обязано раскрывать, в том числе, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
В соответствии с п. 71.1, п. 71.3 Положения № 454-П акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
Согласно п. 5 ст. 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
В соответствии с п. 71.4. Положения № 454-П годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В силу ст. 18 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
В соответствии с п. 2.17 Положения № 454-П в случае, когда последний день срока, в который в соответствии с Положением эмитент обязан раскрыть информацию или предоставить копию документа, содержащего подлежащую раскрытию информацию, приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания такого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, что также согласуется с положениями статьи 193 ГК РФ.
В соответствии с ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ОАО «Аргон» признается публичным акционерным обществом в силу наличия у него признаков публичного акционерного общества, предусмотренных п. 1 ст. 66.3 ГК РФ.
Как установлено должностным лицом Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, и следует их материалов дела (распечатка с официального сайта https://www.e-disclosure.ru, используемого Обществом для раскрытия информации), годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Аргон» за 2020 год вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности должна была быть размещена Обществом на странице в сети Интернет не позднее 05 апреля 2021 года. Адрес страницы в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации на рынке ценных бумаг https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=18952. По состоянию на 16 декабря 2021 года на странице ОАО «Аргон» в сети Интернет годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2020 год раскрыта не была, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2017, 2018, 2019 годы раскрыта 20 февраля 2021 года, 24 февраля 2021 года и 24 февраля 2021 года соответственно без приложения аудиторских заключений, выражающих в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации о выявленном факте нарушения законодательства Российской Федерации составлен акт о подтверждении факта нарушения законодательства Российской Федерации и (или) надзорного факта от 16 декабря 2021 года № ВН-4-35-2-1/29885.
Должностным лицом, административного органа установлено, что ОАО «Аргон» нарушен порядок раскрытия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017, 2018, 2019 годы (годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2017, 2018, 2019 годы раскрыта без аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности), предусмотренный Федеральным законом № 208-ФЗ и Положением № 454-П, а также не раскрыта годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность Общества за 2020 год с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, на момент рассмотрения административным органом, дела об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности истек 20 февраля 2022 года и 24 февраля 2022 года, в части нарушения ОАО «Аргон» порядка раскрытия информации (годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017, 2018 и 2019 годы без аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности), раскрытой 20 февраля 2022 года и 24 февраля 2022 года, в связи с чем, административным органом производство по делу было прекращено.
Время совершения административного правонарушения, в части нераскрытия ОАО «Аргон» годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности-06 апреля 2021 года.
Должностное лицо административного органа в ходе судебного заседания пояснил, что в данном случае генерального директора ОАО «Аргон» привлекли к административной ответственности за бездействие, выразившееся в нераскрытии информации годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не отрицал вину должностного лица Курочкина И.А. в части нераскрытия ОАО «Аргон» годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, ссылаясь на трудное финансовое положение предприятия.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере представления и раскрытия информации о рынке ценных бумаг.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует нераскрытие на странице Общества в сети Интернет годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества за 2020 год с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть должностные лица. Субъективная сторона может быть выражена в виде умысла или неосторожности.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, генеральным директором ОАО «Аргон» с 24 июня 2019 года и по настоящее время является Курочкин И.А..
В данном случае должностным лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа -генеральным директором ОАО «Аргон» Курочкиным И.А. нарушены требования законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и рынке ценных бумаг.
Наличие в действиях генерального директора ОАО «Аргон» события и состава вышеизложенного административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, доказано и подтверждено материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 02 февраля 2022 года № ТУ-63-ДЛ-21-10902/1020-1 по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, актом о подтверждении факта нарушения законодательства Российской Федерации и (или) надзорного факта от 16 декабря 2021 года № ВН-4-35-2-1/29885 с распечатками с сайта информационного агентства «Интерфакс-Центр раскрытия корпоративной информации», скриншотом страницы сайта информационного агентства «Интерфакс -Центр раскрытия корпоративной информации» от 02 февраля 2022 года, иными материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Курочкиным И.А., как должностным лицом, необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств по недопущению правонарушения, а также невозможности его предотвращения, материалы дела не содержат, в ходе судебного заседания не представлено.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административно ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лицо должно выполнить ту или иную обязанность в сфере определенных правоотношений, и вытекает это, прежде всего из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту ступень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Суд соглашается с тем, что при указанных обстоятельствах по делу должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о наличии в действия генерального директора ОАО «Аргон» Курочкина И.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.
Ссылка защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении на трудное финансовое положение предприятия (с предоставлением документов, по мнению защитника, свидетельствующих об этом), что не позволило по его мнению раскрыть на странице Общества в сети Интернет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Общества за 2020 год с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности,
не влечет отмену законно принятого постановления.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применение административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
При производстве по делу об административном правонарушении процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
Нарушение норм процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления должностного лица административного органа по делу не имеется.
Размер штрафа назначен административным органом в размере санкции, предусмотренной ч.2 ст.15.19 КоАП РФ и в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ.
Ссылка Курочкиным И.А. в жалобе на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьей 7.3, 9.1,14.43,15,19 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несостоятельна, так как в нем речь идет о снижении административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, а не должностным лицам.
Так же не состоятельна ссылка в жалобе при назначении административного наказания о необходимости применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, так как данная норма применима только при назначении административного наказания юридическому лицу.
Также не может быть назначено наказание Курочкину И.А. (и при наличии, по его мнению, тяжелого материального положения, в обосновании которого, им предоставлены документы) с применением ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, так как данная норма допускает назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа составляет для должностных лиц –не менее пятидесяти тысяч рублей.
Санкция ч.2 ст.15.19 КоАП РФ предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении указывал на то, что на дату вынесения постановления от 14 марта 2022 года № 21-10902/3110-1 Банк России должен был применить положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, в связи с фактическим наличием всех условий для отнесения ОАО «Аргон» к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Однако данные доводы несостоятельны по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 4.1.1 и ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение применительно к лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам, за впервые совершенное административное правонарушение, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, в результате данного правонарушения.
Ст. 4.1.1 КоАП РФ в целях дифференциации административных наказаний и правил их применения устанавливает наличие особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников - руководителей и иных работников, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - работники).
Статья 4.1.1 КоАП РФ, при наличии соответствующих условий применяется в отношении всех хозяйствующих субъектов, в том числе, в отношении некредитных финансовых организаций, участников рынка ценных бумаг и корпоративных отношений, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, и их работников.
Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) определено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из приведенного положения Федерального закона № 209-ФЗ следует, что наличие сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства является обязательным и определяющим условием для отнесения соответствующего хозяйствующего субъекта к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу положений статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства возложено на Федеральную налоговую службу. Указанный реестр доступен в сети «Интернет» по адресу: https://rmsp.nalog.ru.
Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 14 марта 2022 года ОАО «Аргон» не являлось субъектом малого и среднего предпринимательства, Общество исключено из указанного реестра с 10 августа 2019 года.
Согласно сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 25 апреля 2022 года ОАО «Аргон» являлось малым предприятием с 10 августа 2018 года по 10 августа 2019 года и с 10 апреля 2022 года. Таким образом, в период осуществления административного производства вы отношении ОАО «Аргон» юридическое лицо не относилось к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Доводы защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, о том, что предпринимались меры для признания и отнесения общества к субъектам малого и среднего предпринимательства и что на момент вынесения постановления у банка имелись все условия для признания и отнесения общества к субъектам малого и среднего предпринимательства, основаны на неверном толковании норм права, не опровергают правильные выводы должностного лица административного органа и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменении принятого по делу акта административного органа.
Учитывая изложенное, основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ на момент вынесения постановления от 14 марта 2022 № 21-10902/3110-1 отсутствовали.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица, Банка России, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, заместителя управляющего Отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Ломакиной Н.Н. от 14 марта 2022 года № 21-10902/3110-1 является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, жалоба должностного лица ОАО «Аргон» Курочкина И.А.,- удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь, ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление должностного лица Банка России, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, заместителя управляющего Отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Ломакиной Натальи Николаевны от 14 марта 2022 года № 21-10902/3110-1 о привлечении генерального директора открытого акционерного общества «Аргон» Курочкина Игоря Анатольевича к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Курочкина Игоря Анатольевича- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья