НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ртищевского районного суда (Саратовская область) от 24.12.2020 № 2А-677(1

Дело № 2а-677(1)/2020

64RS0030-01-2020-001200-66

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 декабря 2020 года город Ртищево Саратовской области

Ртищевский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Шароновой Е.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>.

В обосновании административных исковых требований указывает, что ФИО1 состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России №5 по Саратовской области в качестве налогоплательщика, и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ физические лица признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 3 статьи 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 -221 НК РФ.

При расторжении договоров добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения договоров страхований по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврате физическому лицу выкупной суммы полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты. Также при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (абз. 2, 3 пп. 4 п. 1 ст. 213 НК РФ).

Пунктом 5 статьи 226 НК РФ установлено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога.

При этом, при наличии справки, выданной налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающей неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета, организация не удерживает НДФЛ с этих сумм (абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 213 НК РФ).

Налоговым агентом ООО СК «РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ» представлена справка по форме 2-НДФЛ за 2018 г., согласно которой ФИО1 получен доход в 2018 г. в сумме <данные изъяты> по коду дохода 1219 (Суммы страховых взносов, в отношении которых налогоплательщику был предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, учитываемый в случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования). Сумма исчисленного, но не удержанного налога составила <данные изъяты>

В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.

Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлено требование об уплате налога от 20.12.2019 № 20881, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

В соответствии со ст. 48 НК РФ взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

На основании изложенного, просит взыскать с ФИО1 налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>.

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, от административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя налогового органа.

Административный ответчик о причинах неявки суд в известность не поставил, доказательств уважительности не представил, заявления об отложении слушания дела не подал. В поступившем в суд письменном заявлении исковые требования признал.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представителей этих лиц, административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Изучив материалы дела и доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 2 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Система налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлена Налоговым кодексом Российской Федерации (далее также НК РФ).

Установление налога представляет собой определение налогоплательщиков, а также элементов налогообложения, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 17 НК РФ.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налоговое законодательство в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ физические лица признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.

На основании пункта 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 3 статьи 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 -221 НК РФ.

При расторжении договоров добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения договоров страхований по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврате физическому лицу выкупной суммы полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты. Также при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (абз. 2, 3 пп. 4 п. 1 ст. 213 НК РФ).

Пунктом 5 статьи 226 НК РФ установлено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога.

При этом, при наличии справки, выданной налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающей неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета, организация не удерживает НДФЛ с этих сумм (абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 213 НК РФ).

В соответствии с пунктом 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ. При этом в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пени, размер которой исчисляется в соответствии со статьей 75 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, налоговым агентом ООО СК «РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ» представлена справка по форме 2-НДФЛ за 2018 г., согласно которой административным ответчиком в 2018 году получен доход в сумме <данные изъяты> по коду дохода 1219 (Суммы страховых взносов, в отношении которых налогоплательщику был предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, учитываемый в случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования).

ФИО1 согласно налоговому уведомлению от 10.07.2019 № 27215680 был произведен расчет налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, в сумме <данные изъяты> (л.д. 12).

В связи с неуплатой налога по уведомлению в установленные сроки в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от 20.12.2019 № 20881, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и пени.

Направление как налогового уведомления, так и требования подтверждается списками почтовых заказных отправлений (со штемпелем Почты России о принятии к отправлению) (л.д. 10,13).

17 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка № 3 Ртищевского района Саратовской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 вышеуказанной задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Ртищевского района Саратовской области от 25 мая 2020 года в связи с поступившими возражениями налогоплательщика судебный приказ от 17 апреля 2020 года отменен.

Согласно части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в районный суд 12 октября 2020 года, что свидетельствует о соблюдении административным истцом шестимесячного срока для обращения в суд с настоящим административным иском.

Суд соглашается с произведенным административным истцом расчетом задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени, который административным ответчиком не оспорен.

Также суд учитывает, что административный ответчик заявленные административные требования признал в соответствии с письменным заявлением, что в силу части 3 статьи 157 КАС РФ является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о взыскании с административного ответчика налога на доходы физических лиц, с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты> подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в доход государства, в соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ составляет <данные изъяты> на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293, 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ИНН <***>, зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Саратовской области (ИНН<***>, счет № 40101810300000010010, БИК:046311001, Отделение г. Саратов УФК по Саратовской области) налог на доходы физических лиц, с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный суд Саратовской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья