НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ртищевского районного суда (Саратовская область) от 16.10.2019 № 2А-512(1

Дело № 2а-512(1)/2019

64RS0030-01-2019-000750-42

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 октября 2019 года город Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Артюх О.А.,

при секретаре Туновой Е.А.,

с участием административного истца Тимофеевой В.В.,

представителя административного истца Тимофеевой В.В.- адвоката Балалайкина А.Ю., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области, заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области Матвеевой Ю.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тимофеевой Валентины Вячеславовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области о незаконных действиях налогового органа при начислении транспортного налога

установил:

Тимофеева В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области (далее по тексту - МРИФНС РФ № 5) о незаконных действиях налогового органа при начислении транспортного налога.

Свои требования административный истец обосновывает следующими обстоятельствами.

12 мая 2017 года Тимофеевой В.В. был приобретен автомобиль ГАЗ-2217 «Соболь Баргузин» как легковой семейный минивэн, на 6 посадочных мест, (помимо водительского). Тимофееву В.В. смутил тот факт, что в строке 3 паспорта транспортного средства указан тип транспортного средства: «Автобус. Прочие». Однако в телефонном разговоре (перед оформлением автомобиля) по горячей линии ФНС пояснили: если автомобиль имеет категорию «В», то ставка налога и последующие льготы применяются по легковым автомобилям. Однако межрайонная ИФНС № 5 начислила налог за 2017 год как на автобус, отказавшись предоставить льготу как многодетной семье, пояснив, что в соответствии с Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109- ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» льготы по транспортному налогу на автобус имеют многодетные семьи, в которых семь и более детей, а ее семья под эту категорию не подходит. Семье можно получить льготу по уплате транспортного налога только на легковой автомобиль.

В ПТС в технических характеристиках транспортного средства ГАЗ-2217 государственный регистрационный знак , 2007 года выпуска указана категория «В», автомобиль классифицирован как «Автобус. Прочие». При этом его максимальная масса не превышает 3,5 тонны, число пассажирских мест (помимо места водителя) не превышает 8-ми мест, то есть его классификация по типу «В» соответствует наименованию этого типа Венской конвенции по типу «М-1» приложения сравнительной таблицы и технического регламента - механическое транспортное средство для перевозки пассажиров, имеющее не менее четырех колес и не более восьми мест для сиденья, кроме места водителя (т.е. легковое транспортное средство).

Считает, что, нормы ст.361 НК РФ не предоставляют право налоговой инспекции применять налоговую ставку исходя из типа транспортного средства, указанного в сведениях представленных органами ГИБДД без учета его категории.

В Налоговом кодексе РФ, не указано, что налоговая ставка определяется
конструкционными особенностями транспортного средства: его крышей, капотом, и дверями, при этом технический осмотр и полис ОСАГО транспортного средства ГАЗ-2217 оформлены как на легковом транспортном средстве.

УФНС России по Саратовской области в ответе за № 1918/003351 от 18 февраля 2019 года указало, что категория транспортного средства «В» в равной степени может быть присвоена как легковым автомобилям, так и автобусам. По данным УГИБДД код типа указанного ТС - 42 (автобусы длиной более 5-ти метров, но не более 8-ми метров).

Однако категория «В» в равной степени может быть присвоена как легковым автомобилям, так и малотонаженным грузовым автомобилям, но никак не к автобусам. Технические характеристики показывают, что длина транспортного средства ГАЗ-2217 составляет 4,81 метра и это на 19 см. короче заявленных минимальных 5-ти метров для автобусов с кодом 42, следовательно, транспортное средство ГАЗ-2217 не может быть автобусом длиной более 5-ти метров, но не более 8-ми метров.

В досудебном порядке, 12 июля 2019 года Тимофеевой В.В. была направлена жалоба начальнику Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области на незаконные действия должностных лиц межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области при начислении транспортного налога. Однако Решением УФНС России по Саратовской области от 31 июля 2019 года в удовлетворении жалобы было отказано.

Просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области по применению к автомобилю ГАЗ-2217, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак , принадлежащего Тимофеевой В.В., ставки транспортного налога, установленной для автобусов. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области предоставить льготу Тимофеевой В.В., как многодетной матери по уплате транспортного налога на автомобиль ГАЗ-2217, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак , произведя перерасчет транспортного налога за 2017 год из ставки транспортного налога, установленной для легковых автомобилей. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области в пользу Тимофеевой В.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Административный истец Тимофеева В.В., в судебном заседании поддержала административные исковые требования, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного истца Тимофеевой В.В.- Балалайкин А.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области, заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области Матвеева Ю.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, указав, что транспортный налог отнесен к региональным налогам.Начисление данного налога на территории Саратовской области регулируется НК РФ и Законом Саратовской области № 109-ЗСО от 25 ноября 2002 года «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (далее - Закон № 109-ЗСО). Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ. На основании сведений, полученных из органов ГИБДД за Тимофеевой В.В. зарегистрировано транспортное средство ГАЗ-2217, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак , категория транспортного средства - «В», тип транспортного средства - «Автобус. Прочие», мощность двигателя 140 лошадиных сил. Статьёй 2 Закона № 109-ЗСО закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Основным документом, действующим на территории РФ для регистрации транспортных средств и допуска к их эксплуатации участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства. Правильность применения к транспортным средствам соответствующих ставок транспортного налога находится в непосредственной зависимости от указанного в выданном на них паспорте транспортного средства наименования (типа) этих транспортных средств. Указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствуют о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам. Тип транспортного средства определяется совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях, и установленным производителем назначением транспортного средства. Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, необходимо руководствоваться типом объекта налогообложения, сведения о котором указаны в его паспорте транспортного средства. При этом налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип или категорию транспортного средства. Ставка налога должна определяться исключительно по данным о типе и категории автомобиля, представленным подразделением ГИБДД. Категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства, доказательств внесения в паспорт транспортного средства изменений, позволяющих отнести указанный автомобиль к иной категории транспортных средств, не имеется. Категория и тип спорного транспортного средства в совокупности характеризует его как Автобус. В связи с чем, инспекцией при налогообложении транспортным налогом, в отношении указанного транспортного средства, применяла размер ставки транспортного налога, установленный для Автобуса. При установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. В соответствии со ст. 4 Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109 - ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» категории граждан, освобождаемые от уплаты транспортного налога родители (усыновители), на имя которого выдано удостоверение многодетной семьи, либо другой родитель (усыновитель) трех и более детей из числа указанных в удостоверении многодетной семьи, в отношении которых данный родитель (усыновитель) не лишен родительских прав и не ограничен в родительских правах. Льготы предоставляются только в отношении одной единицы транспортного средства, указанного в пунктах 1, 2 статьи 2 настоящего Закона (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры), по выбору физического лица, признаваемого налогоплательщиком по данному налогу и дополнительно в отношении одной единицы транспортного средства с мощностью двигателя до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно, указанного в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона (автобусы), для физических лиц, признаваемых налогоплательщиками по данному налогу, имеющих семь и более несовершеннолетних детей. Исходя из полученных сведений из ГИБДД, и с учетом положений НК РФ, Закона Саратовской области № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» Инспекцией правомерно произведено начисление транспортного налога за 2017 год по указанному транспортному средству по налоговой ставке, установленной для автобусов с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил согласно налоговому уведомлению от 14 июля 2018 года № 16968988 в сумме 3430 рублей. Кроме того, Вид (категория) автомототранспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом должен определяться на основании типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства. К транспортным средствам категории «В» относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанногообозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывается на его тип (вид автомобиля), например: «1»-легковой автомобиль; «2»-автобус, «3»- грузовой (бортовой), «7»-фургон, «9» -специальный транспорт. Согласно сведений, полученных из органов ГИБДД за Тимофеевой В.В., зарегистрировано транспортное средство ГАЗ-2217, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак , вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства - 2 - означает принадлежность к типу «Автобус длиной более 5 м., но не более 8 м».Таким образом, категория и тип спорного транспортного средства в совокупности характеризуют его как Автобус, в связи с чем, инспекция при налогообложении транспортным налогом, в отношении указанного транспортного средства, применяла размер ставки транспортного налога, установленной для Автобуса. Кроме того, налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип, или категорию транспортного средства. Ставка налога должна определяться исключительно по данным о типе и категории автомобиля, представленным подразделением ГИБДД. Просила в удовлетворении административных исковых требованиях отказать.

Заинтересованное лицо- Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области извещенное о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, просило провести судебное заседание в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), неявка сторон в судебное заседание, не является препятствием к рассмотрению дела. Суд в соответствии с названной нормой рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Исследовав предоставленные доказательства, заслушав стороны, специалиста, допросив свидетеля, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратно силы не имеют.

В соответствии со статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации.

В силу п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В силу статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подп. 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

На основании ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

По правилам НК РФ данные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Согласно ч.3 ст.361 НК РФ допускается установление дефференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Данное правило применяется помимо установленных в ч.1, 2 ст.361 НК РФ, предоставляя органам субъекта РФ возможность по дополнительно дифференциации налогооблажения по транспортному налогу.

Согласно ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками -физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу статьи 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.

Согласно положениям статьи 356 НК РФ транспортный налог (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года (ред. от 08 ноября 2017 года) № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (далее- Закон № 109-ЗСО).

Статьей 2 Закона № 109-ЗСО закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя. Налоговая ставка для легковых автомобилей (категории ТС-М1) с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно (с года выпуска которых прошло свыше 3 лет), составляет 30 рублей с каждой лошадиной силы, а налоговая ставка для автобусов (категория М2) с мощность двигателя до 200 л.с. включительно составляет 42 рубля с каждой лошадиной силы.

В соответствии с п.1 пп. «г» ст.4 «Льготы по налогу» Закона № 109-ЗСО, освобождаются от уплаты транспортного налога родители (усыновители), на имя которого выдано удостоверение многодетной семьи, либо другой родитель (усыновитель) трех и более детей из числа указанных в удостоверении многодетной семьи, в отношении которых данный родитель (усыновитель) не лишен родительских прав и не ограничен в родительских правах.

В соответствии с п.2 пп. «б» ст.4 Закона № 109-ЗСО, льготы предоставляются только в отношении одной единицы транспортного средства, указанного в пунктах 1, 2 статьи 2 настоящего Закона (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры), по выбору физического лица, признаваемого налогоплательщиком по данному налогу и дополнительно в отношении одной единицы транспортного средства с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно, указанного в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона (автобусы), для физических лиц, признаваемых налогоплательщиками по данному налогу, имеющих семь и более несовершеннолетних детей.

В силу приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09 апреля 2003 года № БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 Транспортный налог части второй Налогового кодекса Российской федерации», при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей, следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 359) и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08 ноября 1968 год), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года № 5938-VIII (п.16 Методических рекомендаций).

Таким образом, именно на налоговом органе лежит обязанность по правильной правовой квалификации объекта налогооблажения, с целью законного определения размера подлежащего уплате налога.

Поскольку Конвенция о дорожном движении ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года № 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции по правилам ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социально информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года № 677, хозяйствующий субъект самостоятельно определяет код объекта классификации, относящегося к своей деятельности, путем присвоения этому объекту соответствующего кода и наименования позиции указанного классификатора.

В сравнительно таблице (Приложение № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств) категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии и по классификации Конвенции о дорожном движении вообще нет сравнительного разграничения транспортных средств для классификации на легковые, грузовые и автобусы. Для разграничения используются иные характеристики (количество пассажирских мест, максимальная масса и прочее).

Согласно данному Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. совместным приказом МВД РФ № 496, Министерства промышленности и энергетики РФ № 192, Министерства экономического развития и торговли РФ № 134 от 23 июня 2005 года) к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны. Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует само по себе о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам. По данной сравнительной таблице автобус в любом случае не может быть отнесен к транспортным средствам категории «В».

Из постановления Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 01 апреля 1998 года «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» следует, что паспорт транспортного средства, это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Из копии паспорта транспортного средства, принадлежащего Тимофеевой В.В. следует, что автомобиль ГАЗ-2217, имеет наименование (тип ТС)-«Автобус.Прочие», категория ТС «В», мощность двигателя 140 л.с., разрешенная максимальная масса-2900 кг.

В судебном заседании установлено, что на основании поступивших из УГИБДД по <адрес> сведений по спорному транспортному средству ГАЗ-2217, государственный регистрационный знак Инспекцией исчислен транспортный налог за 2017 год (количество месяцев в году-7/12) в сумме 3430 рублей, с применением ставки транспортного налога, установленной статьей 2 Закона 109-ЗСО, в размере 42 рублей, за одну лошадиную силу, что усматривается из налогового уведомления, представленного истцом и не оспаривалось представителем ответчика.

В адрес Тимофеевой В.В. было направлено налоговое уведомление от 14 июля 2018 года № 16968988 на уплату транспортного налога за 2017 год, в том числе за автомобиль ГАЗ-2217 в сумме 3430 рублей 00 копеек со сроком уплаты 03 декабря 2018 года.

21 декабря 2018 года Тимофеева В.В. обратилась в межрайонную ИФНС России № 5 по Саратовкой области о предоставлении семье льготы по уплате транспортного налога, в соответствии с п.1 п.п. «г» ст.4 Закона Саратовской области о введении на территории Саратовской области транспортного налога № 109-ЗСО (как многодетной семье), на автотранспортное средство ГАЗ-2217 «Соболь Баргузин» государственный регистрационный знак , 2007 года выпуска.

Письмом № 04-76/00463 от 22 января 2019 года административный ответчик отказал административному истцу в предоставлении льготы, с указанием того, что многодетной семье, имеющей в составе трех детей, льгота не может быть предоставлена в отношении заявленного транспортного средства ГАЗ-2217, государственный регистрационный знак 2007 года выпуска, и транспортного средства «автобус».

06 февраля 2019 года Тимофеева В.В. обратилась в Управление ФНС по Саратовской области, считая, что действия сотрудников межрайонной ИФНС № 5 по Саратовской области по начислению транспортного налога на принадлежащее ей транспортное средство ГАЗ-2217 «Соболь Баргузин», государственный регистрационный знак , 2007 года выпуска, как на автобус считает ошибочным и как следствие-отказ в предоставлении льгот по уплате транспортного налога многодетной семье. Просила разобраться в сложившейся ситуации, правильно определить категорию принадлежащего ей транспортного средства ГАЗ-2217 «Соболь Баргузин», государственный регистрационный знак , 2007 года выпуска.

Письмом № 19-18/003351 от 18 февраля 2019 года Управление ФНС по Саратовской области, полагало, что Межрайонной ИФНС России № 5 по Саратовской области, по указанному транспортному средству по налоговой ставке как с автобуса с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил, исчисление транспортного налога за 2017 год произведено правомерно по налоговому уведомлению от 14 июля 2018 года № 16968988, в сумме 3430 рублей, в связи с чем, в предоставлении льготы по транспортному налогу по указанному транспортному средству, Инспекцией отказано правомерно. Для решения вопроса об определении типа и категории транспортного средства рекомендовано обратиться в УГИБДД, так как для начисления транспортного налога налоговые органы используют информацию о характеристиках объекта и о праве собственности, поступающую из регистрирующих органов.

12 июля 2019 года Тимофеевой В.В. была направлена жалоба начальнику Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области на незаконные действия должностных лиц межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области по применению к автомобилю ГАЗ-2217, 2007 года выпуска государственный регистрационный знак , принадлежащего Тимофеевой В.В., ставки транспортного налога, установленной для автобусов. В жалобе Тимофеева В.В. просила предоставить льготу, как многодетной матери по уплате транспортного налога на автомобиль ГАЗ-2217, 2007 года выпуска государственный регистрационный знак , произведя перерасчет транспортного налога за 2017 год из ставки транспортного налога, установленной для легковых автомобилей. Решением УФНС России по Саратовской области от 31 июля 2019 года в удовлетворении жалобы было отказано.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 показал, что, Тимофеева В.В. его бывшая супруга. По рекомендации сотрудников ГИБДД в 2017 году они приобрели легковое транспортное средство большей вместимости семейный минивен ГАЗ-2217 «Соболь Баргузин». Тип данного транспортного средства «Автобус», как указала налоговая служба. Считает, что тип транспортного средства для налогообложения требуется устанавливать, руководствуясь не только записью одной строки ПТС, а надо учитывать несколько строк ПТС, накладывать на приложение 3 сравнительной таблицы КВТ (комитет внутреннего транспорта) Европейской комиссии при ООН. Из данной таблицы определяется конкретно категория транспортного средства. Существует 3 типа транспортного средства: грузовой тип транспортного средства, пассажирский тип транспортного средства, специализированный тип транспортного средства. Полагает, что следует смотреть и на категорию транспортного средства, если стоит грузовой автомобиль категории «Б», то допустимая масса не более 3,5 тонн. Согласно положения № 3- это категория «Н1» (грузовик). Если транспортное средство пассажирское, то в нем будет не более 8 посадочных мест. Это категория «М1» легковое транспортное средство. Категория «Д» - это автобусы, троллейбусы. Разделением «М2» и «М3» идет по максимально технической массе, по нормативным документам 5 тонн. Если пассажирское транспортное средство и стоит категория «Д» масса до 5 тонн - это автобус, троллейбус, если свыше 5 тонн- это «М3».

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста, в порядке ст.50 КАС РФ ФИО6, показал, что служит в органах МВД с 2005 года, являлся инспектором ОГИБДД МО МВД РФ «Ртищевский», с 2011 года является инспектором РЭО ГИБДД МО МВД РФ «Ртищевский».Тип транспортного средства устанавливается заводом изготовителем на момент когда производится, транспортное средство. На основании технического регламента таможенного союза 011 присваивается категория ТС. В данном случае заявлено «Автобус. Прочее». Будет ли спорное транспортное средство подпадать под категорию «Автобус» он не может однозначно утверждать, это решает НАМИ. Тип ТС и категория это разные вещи. Категория определяется из наличия посадочных мест и типу ТС. Если посадочных мест менее 8 - это легковой автомобиль, категория «Б», если более 8 мест это уже категория «Д» - пассажирский. Автобус по 011 регламенту имеет параметры - свыше 8 мест категория «Д». Для исчисления транспортного налога регистрирующим органом подаются сведения указанные в заводском ПТС, и поменять они их не могут. Форма транспортного средства никак не влияет на налогооблажение, есть различные типы кузовов автомобилей. Определение типа ТС производится только с одобрения завода изготовителя. Что входит в понятие «Прочее» он не может сказать.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленный ФИО7 административный иск подлежит удовлетворению.

Суд считает, что транспортное средство-автомобиль ГАЗ-2217, 2007 года выпуска, регистрационный знак , принадлежащее Тимофеевой В.В. на праве собственности, относится к легковым транспортным средствам, поэтому в отношении него подлежит применению налоговая ставка для легковых автомобилей - 30 рублей с каждой лошадиной силы.

К указанному выводу суд пришел на основании следующего.

В паспорте транспортного средства (ПТС) истца ГАЗ-2217, в графе «3»-наименование (тип ТС)» указано: «Автобус.Прочие». В графе «4» паспорта транспортного средства ГАЗ-2217 отнесен к категории «В». В графе «10» мощность двигателя указано 140 л.с. (кВт). Согласно графе «15» его разрешенная максимальная масса составляет 2900 кг.

Статьей 361 НК РФ ставки транспортного налога установлены применительно не к категории, а к типу транспортного средства, а именно на автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и грузовые автомобили.

Согласно Классификации и системе обозначения автомобильных транспортных средств, принятых в России на основании международных требований, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, автомобильные транспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. К пассажирскому транспортному средству относятся легковые автомобили и автобусы.

В соответствии с Классификацией автотранспортных средств, принятой ЕЭК ООН, к категории МI относятся АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест (кроме места водителя), максимально массой до 5,0 тонн, класс и эксплуатационное назначение -автобусы.

Согласно Конвенции «О дорожном движении», принятой 08 ноября 1968 года в Вене и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 29 апреля 1974 года, транспортные средства подразделяются на следующие категории: «А»-мотоциклы; «В»-автомобили, за исключением относящихся к категории «А», разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг. и число сидячих мест, которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; «С»- автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг.; «D» автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сидения водителя.

В соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 23 июня 2005 года МВД РФ N 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192 и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134, в строке 2 «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), Свидетельстве либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств. В строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. В строке 4 паспорта «Категория ТС» (А, В, С, Д, прицеп) указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года, где категория «В» обозначает автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сидения водителя, не превышает восьми, а категория «Д» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сидения водителя.

Согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социально информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года № 677, хозяйствующий субъект самостоятельно определяет код объекта классификации, относящегося к своей деятельности, путем присвоения этому объекту соответствующего кода и наименования позиции указанного классификатора.

В сравнительно таблице (Приложение № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств) категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии и по классификации Конвенции о дорожном движении вообще нет сравнительного разграничения транспортных средств для классификации на легковые, грузовые и автобусы. Для разграничения используются иные характеристики (количество пассажирских мест, максимальная масса и прочее).

Согласно данному Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. совместным приказом МВД РФ № 496, Министерства промышленности и энергетики РФ № 192, Министерства экономического развития и торговли РФ № 134 от 23 июня 2005 года) к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны. Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует само по себе о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам. По данной сравнительной таблице автобус в любом случае не может быть отнесен к транспортным средствам категории «В».

С учетом указанных норм права суд приходит к выводу о неправомерности действий Межрайонной ИФНС № 5 по Саратовской области по отнесению автомобиля ГАЗ -2217 к автобусам.

Как следует из ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств.

Согласно п. 1.2.1. ранее действовавшего «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08 января 1997 года N 2, автобус - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с-числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3).

Из ст. 362 НК РФ, приведенной выше, следует, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем, при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД МВД России.

Минфин России в письме от 29 марта 2007 года N 03-05-06-04/17 указал, что в отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08 ноября 1968 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года N 5938-VIII. Эта же классификация приведена в Приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 года.

Аналогичные положения содержатся и в письме Минфина России от 17 января 2008 года N 03-05-04-01/1, которое в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 18 февраля 2008 года N ШС-6-3/112 рекомендовано для использования в работе налоговых органов по вопросу определения категории автотранспортных средств для целей налогообложения. Согласно данному письму категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства. В случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налогоплательщиками налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 «О введении паспортов транспортных средств». В соответствии с данным письмом налоговые органы категорию транспортного средства в целях налогообложения должны определять не только исходя из типа транспортного средства (строка 3 ПТС) но и его назначения (категории) указанных в ПТС.

Поскольку у ответчика были необходимые данные на автомобиль истца при постановке его на учет в 2017 году, при этом у ответчика не было сомнений в типе транспортного средства истца, ибо ответчик не обращался в компетентные органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, за соответствующими разъяснениями, суд считает, что в данном случае необходимо руководствоваться п. 7 ст. 3 Кодекса, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, поэтому у ответчика было основание для перерасчета транспортного налога за 2017 год по другой налоговой ставке.

Помимо изложенного, суд также учитывает следующее.

Действительно в Российской Федерации 30 июня 1966 года Минавтопромом СССР утверждена Отраслевая нормаль ОН 025270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями", в соответствии с которой в обозначении ГАЗ-2217 первая и вторая цифры «22» обозначают класс и тип транспортного средства, и данный автомобиль относится к автобусам длиной 4,5-5,0 м..

Между тем, суд приходит к выводу, что Налоговый кодекс Российской Федерации, Конвенция «О дорожном движении», принятая 08 ноября 1968 года и ратифицированная Указом Президиума ВС СССР от 29 апреля 1974 года, и иные нормы права, примененные судом по рассматриваемому делу, имеют высшую юридическую силу нежели Отраслевая нормаль ОН 025270-66, а учитывая, что данный документ утвержден 30 июня 1966 года, в него не вносились изменения по состоянию на 2019 год, между тем факт развития транспорта и транспортной системы в России с 1966 года по 2017 год очевиден и не подлежит доказыванию, суд не находит оснований для отнесения автомобиля истца к автобусу только лишь на основании нормали ОН 025270-66.

В материалах административного дела имеется копия удостоверения многодетной семьи серии № , выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Тимофеевой В.В., согласно которому в составе многодетно семьи находятся трое детей, 2008, 2014, 2016 года рождения.

Согласно административного дела Тимофеева В.В. 21 декабря 2018 года обратилась в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по уплате транспортного налога, как многодетной семье в отношении транспортного средства марки ГАЗ-2217, с государственным регистрационным знаком что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным признать незаконными действия Межрайонной ИФНС № 5 Саратовской области по применению к автомобилю ГАЗ-2217, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак принадлежащего Тимофеевой В.В. ставки транспортного налога, установленной для автобусов и обязать предоставить Тимофеевой В.В. льготу, как многодетной матери по уплате транспортного налога на автомобиль ГАЗ-2217, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак , произведя перерасчет транспортного налога за 2017 год из ставки транспортного налога, установленной для легковых автомобилей.

В силу статьи 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу Тимофеевой В.В. в сумме 300 рублей 00 копеек, (что подтверждается платежным поручением № 2870711 от 10 декабря 2018 года), исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 290, 298 КАС РФ, суд,

решил:

административные исковые требования Тимофеевой Валентины Вячеславовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области о незаконных действиях налогового органа при начислении транспортного налога -удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области по применению к автомобилю ГАЗ-2217, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак , принадлежащего Тимофеевой Валентине Вячеславовне ставки транспортного налога, установленной для автобусов.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области предоставить Тимофеевой Валентине Вячеславовне, как многодетной матери льготу по уплате транспортного налога на автомобиль ГАЗ-2217, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак и произвести перерасчет транспортного налога за 2017 год на автомобиль ГАЗ-2217, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак из ставки транспортного налога, установленной для легковых автомобилей.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Саратовской области в пользу Тимофеевой Валентины Вячеславовны, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись