НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ртищевского районного суда (Саратовская область) от 09.11.2016 № 2А-1055(1)/2016

Дело № 2а-1055(1)/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 ноября 2016 года город Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Е.С. Шароновой,

при секретаре Т.В. Спициной,

с участием представителей административного истца Я.О. Калимовой, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия на один год, Е.Д. Фахрединовой, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия на один год,

представителя ответчика Н.Н. Федоровой, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом нотариального округа город Ртищево и Ртищевский район Саратовской области ФИО6, зарегистрированной в реестре за , сроком действия на 10 лет,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 к Л.А. Акимушкиной о взыскании обязательных платежей,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Саратовской области (далее по тексту – МРИ ФНС РФ № 5) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Л.А. Акимушкиной о взыскании обязательных платежей. Свои требования административный истец обосновывает следующими обстоятельствами.

Ответчик состоит на налоговом учёте в МРИ ФНС РФ № 5 в качестве налогоплательщика.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной регистрационной службы, органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств и Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом ФНС и ФРС от 08 сентября 2005 года. №130 (САЭ-3-21/436) и Порядком представления сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, земельные участки и транспортные средства в МРИ ФНС РФ в электронном виде поступают сведения о наличии недвижимого имущества, земельных участков и транспортных средств, зарегистрированных за гражданами.

По данным регистрирующих органов ответчик владела объектами налогообложения, по которым произведен расчет имущественных налогов за 2012, 2013 годы: недвижимое имущество: склад строительных материалов, расположенный по адресу: <адрес>, 91989 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость); фуражный склад, расположенный по адресу: <адрес>: 701628 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость); мастерская МТМ, расположенная по адресу: <адрес>, 1088140 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость); продовольственный склад, расположенный по адресу: <адрес>, 155993 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость); склад строительных материалов, расположенный по адресу: <адрес>, 34580 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость); семенной склад, расположенный по адресу: <адрес>, 1256653 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость); красный уголок, расположенный по адресу: <адрес>: 130965 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость); свинарник, расположенный по адресу: <адрес>, 3597275 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость); пожарное депо, расположенное по адресу: <адрес>, 182274 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость).

Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Федерального закона от 04 октября 2014 года 284-ФЗ.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 09 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость имущества (применяется к правоотношениям, возникшим в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года). В соответствии со ст. 3 указанного Закона налоговые ставки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Налоговым органом в соответствии с п. 3 ст. 52 НК РФ произведен расчет налогов, подлежащих уплате Л.А. Акимушкиной за 2012-2013 годы в общей сумме 69805,07 рубля, что подтверждается налоговым уведомлением № 209394.

За 2012 год: склад строительных материалов в селе Сланцы: 91989 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1 % умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 689 рублей 92 копейки; фуражный склад в селе Сланцы: 701628 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 4969,87 рубля; мастерская МТМ, расположенная в селе Сланцы по <адрес>: 1088140 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 8161,05 рубль; продовольственный склад, расположенный в селе Сланцы по <адрес>: 155993 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1 % умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 1169,95 рубль; склад строительных материалов, расположенный в селе Сланцы: 34580 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 259,35 рубль; семенной склад в селе Сланцы: 1256653 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 8901,29 рубль; красный уголок в селе Сланцы: 130965 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 873,10 рубль; свинарник в селе Сланцы: 3597275 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 26979,56 рубль; пожарное депо в селе Сланцы: 182274 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 1367,06 рубль.

В 2013 году: склад строительных материалов в селе Сланцы: 91989 рулей. (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 2 получается 76,66 рубль; фуражный склад в селе Сланцы: 701628 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве ? умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 2 получается 584,69 рубль; мастерская МТМ, расположенная в селе Сланцы по <адрес>: 1088140 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 7 получается 3173,74 рубль; продовольственный склад, расположенный в селе Сланцы по <адрес>: 155993 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве ? умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 6 получается 389,98 рубль; склад строительных материалов в селе Сланцы: 34580 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 2 получается 28,82 рубль; семенной склад в селе Сланцы: 1256653 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 2 получается 1047,21 рубль; красный уголок в селе Сланцы: 130965 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 2 получается 109,14 рубль; свинарник в селе Сланцы: 3597275 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 7 получается 10492,05 рубль; пожарное депо в селе Сланцы: 182274 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 7 получается 531,63 рубля.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством, за 2012 год - не позднее 05 ноября 2013 года, за 2013 год – не позднее 05 ноября 2014 года.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки ответчиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.

Налоговым органом в отношении ответчика выставлено требование от 16 октября 2015года № 4035 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у неё задолженности и о сумме пени, начисленной на сумму недоимки. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

В соответствии со ст. 17.1 КАС РФ МРИ ФНС РФ № 5 обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Ртищевского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.

01 июня 2016 года мировым судьей вынесен судебный приказ по делу № 2-289/2016. 03 июня 2016 года вынесено постановление об отмене судебного приказа в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения МРИ ФНС РФ № 5 в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам, пени.

Просит взыскать с Л.А. Акимушкиной в пользу Межрайонной ИФНС России №5 по Саратовской области (ИНН6446011434, счет № 40101810300000010010, БИК:046311001, отделение город Саратов, УФК по Саратовской области) задолженность по: налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 69805 рублей 07 копеек (КБК 18210601030101000110 ОКТМО 63641428), пени в размере 4277 рублей 36 копеек (КБК 18210601030102100110 ОКТМО 63641428), судебные расходы возложить на административного ответчика.

В ходе судебного разбирательства административным истцом был заявлен отказ от административных исковых требований в части взыскания пени в сумме 636 рублей 77 копеек, отказ принят судом и определением суда от 24 октября 2016 года производство по делу в этой части прекращено.

С учетом отказа от части исковых требований представители административного истца в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, указав в дополнение, что 08 февраля 2013 г. в МРИ ФНС РФ № 5 от ответчика поступило заявление об освобождении от уплаты налога на имущество за 2011 г. в связи с использованием объектов недвижимости в предпринимательской деятельности (ЕСХН), в связи с чем, налог на имущество за 2012, 2013 годы по срокам уплаты 01 ноября 2013 г. и 05 ноября 2014 г. не начислялся.

В дальнейшем, по результатам проведенного мониторинга представленных ответчиком деклараций, заявлений и иных документов, было установлено, что с 2010 г. ИП Л.А. Акимушкина сельскохозяйственной деятельностью не занималась, последняя декларация по ЕСХН представлена 11 января 2012 г. за 2011 год.

Так как ответчик не использовала указанное недвижимое имущество для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и не осуществляла сельскохозяйственную деятельность с 2010 года, у нее отсутствовали основания для применения льготы по налогу и, соответственно, возникла обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2012-2013 г.г.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

На основании указанного пункта налоговым органом произведен расчет налога на имущество Акимушкиной Л.А. за 2012-2013 г. со сроком уплаты 01 октября 2015 г. В адрес плательщика направлено налоговое уведомление № 209394.

В связи с тем, что налог в установленные сроки не уплачен, налоговым органом выставлено требование об уплате налога № 4035 от 16 октября 2015 г.

В соответствии с Приказом ФНС России от 15.11.2013 г. № ММВ-7-1/507@ «О передаче функций централизованной печати и рассылки налоговых документов в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России» функции печати налоговых документов (уведомлений, требований) Инспекций, находящихся в ведении УФНС России по Саратовской области осуществляет филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России по Нижегородской области.

В связи с изложенным просили взыскать с ответчика налог на имущество физических лиц за 2012 год в сумме 53371,15 рублей, за 2013г. в сумме 16433,92 рублей, а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2011г. в сумме 3988,90 рублей; по налогу на имущество физических лиц за 2012год в размере 220,16 рублей; по налогу на имущество физических лиц за 2013г. в сумме 67,79 рублей.

Административный ответчик Л.А. Акимушкина в суд не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие с участием её представителя Н.Н. Федоровой. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Представитель административного ответчика Н.Н. Федорова в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований. Дала пояснения, аналогичные указанному в возражении на административное исковое заявление, указав, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Согласно пунктов 1-2 ст. 5 вышеуказанного закона исчисление налога производится налоговыми органами. Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.

В свою очередь, сроки направления требования об уплате налога определены в статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период). По общему правилу этой статьи требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Следовательно, в случае не направления в установленный срок требования на уплату соответствующих сумм налогов и пеней возможность принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням утрачивается при истечении совокупности сроков, установленных статьей 70, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку данный срок не подлежит восстановлению, то в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по налогу и пени.

В виду того, что сроки уплаты налога предусмотрены законодательством, невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков. Таким образом, отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации конкретного указания на срок, в течение которого налоговый орган должен выявить налоговую задолженность, не означает, что налоговый орган не ограничен во времени её выявления.

Таким образом, срок уплаты налога на имущество физического лица за 2012 год для налогоплательщика истек 01 ноября 2013 года, за 2013 год -01 ноября 2014 года. Срок, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд, у налогового органа по 2012 году истек 01 мая 2014 года, за 2013 год - 01 мая 2015 года.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (п.8 ст.5 Закона). В соответствии с абз.2 п.2 ст.52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Из документов, приложенных к административному исковому заявлению следует, что налоговым органом выписано налоговое уведомление №209394 с требованием до 01 октября 2015 года уплатить налог на имущество физических лиц за 2012-2013 годы в сумме 69805 рублей 07 копеек, а с учетом имеющейся переплаты по данному налогу долг составил 69481 рубль 55 копеек. Однако доказательств вручения или направления налогоплательщику налогового уведомления № 209394 налоговым органом не представлено, соответственно, обязанности по уплате налога на имущество физических лиц у ответчика не возникло.

По общему правилу обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 НК РФ). В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по его уплате возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ, письма Минфина России от 12.10.2011 № 03-05-06-01/71, от 14.07.2010 № 03-05-04-01/38). Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом уведомлении.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Поскольку обязанность по уплате налога у физического лица возникает с момента получения налогового уведомления, то начисление пени возможно только при нарушении сроков, указанных в полученном налоговом уведомлении.

Из приложенного к административному исковому заявлению расчета пени по требованию №4035 от 16 октября 2015 года следует, что начисление пени начинается с 08 июля 2015 года по 01 октября 2015 года на сумму недоимки 143614 рублей 90 копеек, и с 02 октября 2015 года по 16 октября 2015 года на сумму недоимки 213529 рублей 83 копейки. Из чего следует, что заявленные к уплате пени по налогу на имущество не имеют отношение к налогу на имущество физических лиц за 2012-2013 годы ни по срокам уплаты, ни по начисленной сумме налога.

Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ (пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Как определено в статье 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 НК РФ). Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц до 01 января 2015 года была предусмотрена Законом РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон о налогах на имущество).

В силу ст. 1 Закона о налогах на имущество плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Статьей 2 Закона о налогах на имущество к объектам налогообложения отнесены, в том числе строения, помещения и сооружения. В соответствии со ст. 5 Закона о налогах на имущество исчисление налогов производится налоговыми органами (пункт 1). Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора (пункт 2).

С 01 января 2015 года налог на имущество физических лиц установлен главой 32 НК РФ.

Решением совета Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области от 04 октября 2010 года № 21 установлен налог на имущество физических лиц, определены ставки и льготы в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения (л.д. 27-28).

По административному делу установлено и не оспаривается сторонами, что административный ответчик Л.А. Акимушкина является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц за 2012-2013 годы, в связи с нахождением у неё в собственности ряда нежилых помещений. Согласно представленному административным истцом расчету сумма налога составляет: за 2012 год: склад строительных материалов в селе Сланцы: 91989 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1 % умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 689 рублей 92 копейки; фуражный склад в селе Сланцы: 701628 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 4969,87 рубля; мастерская МТМ, расположенная в селе Сланцы по <адрес>: 1088140 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 8161,05 рубль; продовольственный склад, расположенный в селе Сланцы по <адрес>: 155993 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1 % умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 1169,95 рубль; склад строительных материалов, расположенный в селе Сланцы: 34580 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 259,35 рубль; семенной склад в селе Сланцы: 1256653 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 8901,29 рубль; красный уголок в селе Сланцы: 130965 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 873,10 рубль; свинарник в селе Сланцы: 3597275 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 26979,56 рубль; пожарное депо в селе Сланцы: 182274 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 12 получается 1367,06 рубль.

За 2013 год: склад строительных материалов в селе Сланцы: 91989 рулей. (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 2 получается 76,66 рубль; фуражный склад в селе Сланцы: 701628 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве ? умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 2 получается 584,69 рубль; мастерская МТМ, расположенная в селе Сланцы по <адрес>: 1088140 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 7 получается 3173,74 рубль; продовольственный склад, расположенный в селе Сланцы по <адрес>: 155993 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве ? умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 6 получается 389,98 рубль; склад строительных материалов в селе Сланцы: 34580 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 2 получается 28,82 рубль; семенной склад в селе Сланцы: 1256653 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 2 получается 1047,21 рубль; красный уголок в селе Сланцы: 130965 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 2 получается 109,14 рубль; свинарник в селе Сланцы: 3597275 рублей (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 7 получается 10492,05 рубль; пожарное депо в селе Сланцы: 182274 рубля (инвентаризационная (кадастровая) стоимость) умножить на долю в праве 1/2 умножить на налоговую ставку 1% умножить на количество месяцев владения в году 7 получается 531,63 рубля.

Периоды владения недвижимым имуществом, расчеты сумм исчисленных налогов на имущество физических лиц административным ответчиком не оспариваются. Доводы ответчика о том, что административным истцом не представлено доказательств вручения или направления ответчику налогового уведомления и соответственно у Л.А.Акимушкиной обязанности по уплате налога на имущество физических лиц не возникло, суд находит несостоятельным по следующим основаниям. Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенными в пункте 1 статьи 3 НК РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Порядок исполнения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 48, 52, 69 НК РФ). Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога, письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту сумму и соответствующие пени (пункт 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ). Таким образом, неполучение налогоплательщиком налогового уведомления не может является основанием освобождения от уплаты налогов, поскольку налогоплательщик, должен исполнить свою конституционную обязанность по оплате налогов и сборов в порядке и сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Как следует из материалов дела, административному ответчику в 2015 году МРИ ИФНС № 5 исчислен налог на имущество физических лиц за 2012, 2013 годы в общей сумме 69805 рублей 07 копеек, об уплате которого в срок не позднее 01 октября 2015 года Л.А. Акимушкиной вынесено налоговое уведомление № 209394 (л.д. 14).

В доказательство направления ответчику налогового уведомления административным истцом в материалы дела представлен реестр единых уведомлений на уплату налогов физических лиц без даты, принятый к отправке почтовым отделением, что подтверждается оттиском печати почтового отделения от 10 февраля 2015 года (л.д. 42).

В связи с неуплатой сумм налога за 2012 - 2013 годы в срок, установленный налоговым уведомлением, налоговым органом в отношении ответчика выставлено требование от 16 октября 2015года № 4035 об уплате налога, в котором указано о наличии у неё задолженности и о сумме пени, начисленной на сумму недоимки (л.д. 11).

Указанное требование 22 октября 2015 года было направлено ответчику по почте заказным письмом по месту его регистрации, что подтверждается реестром заказной корреспонденции № 27 (л.д. 12). При этом ответчиком не представлено доказательств недостоверности предоставленных налоговым органом документов, свидетельствующих о направлении указанного требования. Суд также находит, что, ответчик не был лишен возможности самостоятельно обратиться в налоговый орган с просьбой (заявлением) о выдаче налогового уведомления на руки.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Данному праву корреспондирует установленная пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов по бесплатному предоставлению такой информации налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговых агентам.

Механизм реализации права налогоплательщика на получение информации определен в административном регламенте Федеральной налоговой службы, утвержденном Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н.

Согласно административному регламенту ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков инспекторы могут давать разъяснения индивидуально или публично. Публичный способ реализуется с помощью размещения информации на официальных интернет-сайтах, в официальных разъяснениях налоговых органах.

Основанием для индивидуального информирования является обращение заявителя в налоговый орган в целях получения информации.

Доказательства, подтверждающие обращение Л.А. Акимушкиной в налоговой орган за получением разъяснения по вопросам налогообложения, материалы дела не содержат.

Довод ответчика о том, что срок для обращения в суд у налогового органа по взысканию налога на имущество физических лиц за 2012 год истек 01 мая 2014 года, за 2013 год - 01 мая 2015 года, не основан на законе.

Исчисление срока на обращение в суд административным ответчиком, исходя из сроков уплаты налога на имущество физических лиц за 2012 - 2013 годы, основано на неверном толковании налогового законодательства.

Исходя из положений ст. 5 Закона о налогах на имущество лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога (пункт 10). Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога (пункт 11).

Сходные положения установлены действующим налоговым законодательством в главе 32 НК РФ, согласно статье 409 которого направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).

Таким образом, факт исчисления ИФНС налога на имущество физических лиц и направления в адрес ответчика налогового уведомления по истечении срока уплаты данного налога за 2012 - 2013 годы не свидетельствует о нарушении административным истцом порядка взыскания обязательных платежей.

Также суд учитывает, что ответчик в феврале 2013 г. обращалась в МРИ ФНС РФ № 5 с заявлением об освобождении от уплаты налога на имущество за 2011 г. в связи с использованием объектов недвижимости в предпринимательской деятельности (ЕСХН).

Доказательств информирования налогового органа о том, что объекты недвижимого имущества не использовались в предпринимательской деятельности в 2012-2013 г.г. ответчиком не представлено, в связи с чем налог на имущество за 2012, 2013 годы по срокам уплаты 01 ноября 2013 г. и 05 ноября 2014 г. не был начислен своевременно.

Срок обращения в суд регулируется пунктом 2 статьи 48 НК РФ, в силу которого заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрен частью 2 статьей 286 КАС РФ.

Срок исполнения направленного в адрес ответчика требования об уплате налога истек 30 ноября 2015 года, и ИФНС в установленный законом шестимесячный срок обратилась в соответствии со ст. 17.1 КАС РФ к мировому судье судебного участка № 3 Ртищевского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Ртищевского района от 01 июня 2016г. вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по налогам (сборам).

Определением от 03 июня 2016г. судебный приказ отменен в связи поступлением возражений от Л.А. Акимушкиной относительно его исполнения (л.д. 17). Между тем ответчик после отмены судебного приказа не принял мер к уплате налогов.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом соблюден срок, предусмотренный статьей 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ.

Каких-либо доказательств уплаты налогов в спорный период ответчик не представил и материалы дела не содержат. Следовательно, налоговая обязанность, предусмотренная статьей 57 Конституции Российской Федерации, ответчиком не исполнена, что позволило налоговому органу в установленный пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о взыскании с ответчика налога на имущество физических лиц являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

При этом, в связи с невыполнением ответчиком обязанности по уплате налога в указанный в уведомлении срок, суд приходит к выводу о наличии в силу положений ст. 75 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика пени.

Статьей 75 НК РФ определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 в редакции Федеральных законов от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ, от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 6 в редакции Федерального закона от 04 ноября 2005 года № 137-ФЗ). Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 422-О, в постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. НК РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).

Суд считает, что с ответчика подлежат взысканию пени по налогу на имущество физических лиц в следующем размере: по налогу на имущество физических лиц за 2012 год в период с 02 октября по 16 октября 2015 года - 53371,15 руб. х (ставка пени) 0,000275 х (количество дней просрочки) 15 = 220 рублей 16 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в период с 02 октября по 16 октября 2015 года - 16433,92 руб. х (ставка пени) 0,000275 х (количество дней просрочки) 15 = 67 рублей 79 копеек.

Требования о взыскании пени на сумму недоимки по налогу на имущество за 2011г. в сумме 3988 рублей 90 копеек не подлежат удовлетворению.

Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 НК РФ).

С учетом изложенного, законодательством не предоставляется возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Согласно имеющемуся в материалах дела вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2015 года в удовлетворении исковых требований МРИ ФНС РФ № 5 к Л.А. Акимушкиной о взыскании налога на имущество физических лиц за 2011 год в сумме 143938 рублей отказано (л.д.70-72). Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 02 июня 2016 года данное решение оставлено без изменения (л.д.73-76).

Учитывая, что имеется вступившее в законную силу решение суда, которым отказано в удовлетворении требований о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2011 год пени, начисленные налоговым органом на сумму данной задолженности также не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате налога.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №5 по Саратовской области удовлетворить частично.

Взыскать c Л.А. Акимушкиной, ИНН , проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №5 по Саратовской области (ИНН 6446011434, расчетный счет 40101810300000010010, БИК 046311001, Отделение г. Саратов, УФК по Саратовской области задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2012 год: налог в размере 53371 рубль 15 копеек (КБК 18210601030101000110, ОКТМО 63641428), пени в размере 220 рублей 16 копеек (КБК 18210601030101000110, ОКТМО 63641428); за 2013 год: налог в размере 16433 рубля 92 копейки (КБК 18210601030101000110, ОКТМО 63641428), пени в размере 67 рублей 79 копеек (КБК 18210601030101000110, ОКТМО 63641428), а всего на общую сумму 70093 рубля 02 копейки.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

Взыскать с Л.А. Акимушкиной государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 2303 рубля.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись