мотивированное решение
изготовлено 16.09.2013г.
№ 2-1239/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (мотивированное)
10 сентября 2013 года г. Ростов Ярославской области
Ростовский районный суд Ярославской области, в составе председательствующего судьи Отрывина С.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Ростове
гражданское дело по иску ФИО2 к Межрайонной ФНС РФ <данные изъяты> о взыскании пособия по беременности и родам,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Межрайонной ИФНС РФ № по <адрес> в должности специалиста 1 разряда отделу урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.
ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
Истцу работодателем было назначено и выплачено за счет средств социального страхования пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
ФИО2 обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС РФ <данные изъяты> о взыскании недоплаченного пособия по беременности и родам в размере 55 405 руб. 00 коп., и пособия по уходу за ребенком в сумме 31 701 руб. 50 коп.
В судебном заседании истица ФИО2 настаивала на удовлетворении заявленного иска, пояснила суду, что инспекцией неверно были определены пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком - при их исчислении необоснованно не были включены в заработную плату суммы материальной помощи и единовременного поощрения.
Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС <данные изъяты>, действующая по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, заявила о ходатайство применении срок исковой давности. Пояснила, что истцу правильно были исчислены пособия в соответствии с действующим в тот период времени законодательством. Порядок назначения и исчисления пособий, поскольку они выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования, проверяется Фондом.
ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения ходатайства о применении срока исковой давности, пояснила суду, что о нарушенном праве она узнала в 2011 году.
Третье лицо - Государственное учреждение - <данные изъяты> региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав лиц участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО2 обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заявление представителя ответчика о применении срока исковой давности в отношении заявленных требований ФИО2, суд находит несостоятельным.
Суд исходит из того, что вопросы назначения и выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, трудовым законодательством в силу ст. 1 ТК РФ не регулируются, они регулируются специальными законами, поэтому не может быть применена ст. 392 ТК РФ о трехмесячном сроке обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Согласно подп. 8, 11 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком является одним из видов страхового обеспечения в системе обязательного социального страхования.
В соответствии со ст. 26 указанного Федерального закона сроки исковой давности в системе обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, сроки исковой давности в системе обязательного социального страхования устанавливаются специальным законодательством.
Применительно к ежемесячному пособию по уходу за ребенком и единовременному пособию при рождении ребенка сроки исковой давности до настоящего времени специальным законодательством не установлены.
Исходя из этого, и в отсутствие иного правового регулирования указанного вопроса специальным законодательством, к требованиям о взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребенком и единовременного пособия при рождении ребенка следует применять общий трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
При этом частью ст. 15 Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» определено, что назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине работодателя или территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая, что работодатель в силу положений ст. 2.1 Федерального Закона № 255- ФЗ является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, им производится назначение и выплата пособий, на нем лежит ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования.
В результате неправильного определения работодателем заработной платы истца, из которой производится исчисление пособий, ею были не дополучены суммы таких пособий.
Суд считает, что истец, в данном конкретном случае не мог влиять на правильность изначального исчисления размера пособий.
Кроме того, о нарушении своего права на получение пособий в определенных судом размерах, ФИО2 узнала в 2011 году, что не опровергнуто ответчиком.
В силу ст. 23 Федерального закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем.
Застрахованные лица вправе рассчитывать на правильность определения размера полагающегося им пособия. В связи с этим срок давности ФИО2 не пропущен.
Судом установлено, что истцу при исчислении в 2009 - 2010 годах пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет в состав заработка, из которого производилось исчисление, не были включены суммы материальной помощи, единовременных поощрений, в связи с чем суммы пособий были выплачены в меньшем размере.
До ДД.ММ.ГГГГ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком исчислялись в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», ст. 15 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
Статьями 11, 13, 14 Федерального Закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», с 1 января 2010 года наименование которого стало: «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», действующими на момент назначения пособий, устанавливалось, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. На 2009 год такой размер был установлен в сумме 25 390 рублей за полный календарный месяц.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями ст. 15 Федерального Закона № 81-ФЗ устанавливалось, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом максимальный размер такого пособия ограничен пределом. В 2009 году он составлял 7 492 руб. 40 коп.
Согласно п. 2 Положения в редакции до 01.01.2010 года в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, к которым относятся, в том числе: заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, выданная в неденежной форме; денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации; премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.
В соответствии с п. 4 Положения в заработок, исходя из которого исчислялись пособия, не включались выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Таким образом, при решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий: данная выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда и должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.
Статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из месячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Из изложенного следует, что другие выплаты гражданским служащим производятся помимо денежного содержания (оклад денежного содержания и дополнительные выплаты), а понятие системы оплаты труда применительно к государственным служащим шире, чем понятие денежного содержания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 N 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» (пункты 1 и 2) установлено, что с 01.01.2007 и в 2008 - 2010 годах материальное стимулирование государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в 2007 - 2010 годах сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.
Минфину РФ предписано разработать порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Согласно Порядку, утвержденному Приказом Минфина РФ от17.10.2007 №90н материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.
По мнению суда, несмотря на то, что суммы единовременных поощрений, материальной помощи не входят в состав денежного содержания, но, по сути, являются материальным стимулированием труда, назначаются при условии достижения особых показателей в труде, следовательно, не относятся к выплатам социального характера и иным подобным выплатам. Они учитывались при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, поэтому должны учитываться при расчете пособия по беременности и родам и уходу за ребенком.
С 01.01.2010 года указанные пособия исчисляются в порядке, установленном ст. 14 Закона № 255-ФЗ и Положением в новых редакциях.
Согласно указанным нормативным правовым актам в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
При решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо исходить из того, начисляются ли на те или иные выплаты страховые взносы.
Поскольку на суммы материального стимулирования, выплачиваемые в 2008- 2009 гг. истцу начислялись страховые взносы, то они также подлежат учету в среднем заработке при исчислении пособий.
Предельный размер ежемесячного пособия на ребенка в 2010 году был установлен в размере 13 833 руб. 33 коп.
При исчислении пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком истцам налоговой инспекцией не были учтены суммы полученных ими в 2008-2009 гг. материальной помощи, единовременных поощрений, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В обоснование заявленных требований истцом представлены расчеты размера доплаты пособия по беременности и родам и доплаты пособия по уходу за ребенком. Правильность данных расчетов подтверждается расчетом Межрайонной ИФНС <данные изъяты>.
Исходя из представленных расчетов, в отношении истца недоплачено пособие по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 55 405 руб. 00 коп., пособие по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 31 701 руб. 50 коп.
Соответственно данные суммы подлежат взысканию с Межрайонной ИФНС <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной ИФНС <данные изъяты> в пользу ФИО2 сумму недополученного пособия по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 55 405 руб. 00 коп., пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 31 701 руб. 50 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Отрывин