НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 31.05.2022 № 3А-110/2022

УИД 61OS0000-01-2022-000071-34

№ 3а-110/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2022 года г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе

председательствующего Шикуля Е.В.

с участием прокурора Друговой Ж.Д.

при секретаре Канкуловой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (ГУП РО «УРСВ») о признании недействующим в части постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 15 января 2019 года № 1/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН <***>), с момента официального опубликования по 31 декабря 2022 года

у с т а н о в и л:

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 15 января 2019 года №1/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН <***>), установлены тарифы (приложение 1) и долгосрочные параметры регулирования (приложение 2) с момента официального опубликования по 31 декабря 2022 года.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 января 2019 года № 2/2 внесены изменения в приложение 1 оспариваемого постановления, касающиеся тарифов для населения - потребителей Гуково-Гундоровского водовода (подъем, водоподготовка и перемещение от НС-1 до НС-4), в приложение 2 оспариваемого постановления в части показателя энергосбережения и энергетической эффективности (уровня потери воды в тарифе для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинского района).

Постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2019 года № 66/59 «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН <***>), на 2020 год», от 18 декабря 2020 года № 54/56 «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН <***>), на 2021 год», от 20 декабря 2021 года № 71/22 «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН <***>), на 2022 год», установлены тарифы на 2020, 2021, 2022 годы на соответствующих территориях с учетом корректировки.

Также постановлением № 71/22 от 20 декабря 2021 года в пункте 1 приложения 1 и пункте 1 приложения 2 к постановлению тарифы на питьевую воду и долгосрочные параметры регулирования для расчетов тарифов на питьевую воду для потребителей п. Зерновой, п. Комсомольский, п. Кленовый, п. Шоссейный Зерноградского городского поселения признаны утратившими силу с 1 января 2022 года.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12 января 2021 года № 1/2 в связи с внесением изменений в устав ГУП РО «УРСВ» внесены изменения в приложения №№ 1, 2 оспариваемого постановления в части наименования структурных подразделений.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 5 апреля 2022 года № 18/1 внесены изменения в приложение к постановлению от 15 января 2019 года № 1/2 путем замены цифры «42269,89» цифрой «45262,89».

ГУП РО «УРСВ» обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением и, с учетом уточнения заявленных требований, просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение 1, приложение 2 в части определенного базового уровня операционных расходов по всем видам регулируемой деятельности (на питьевую воду - филиал «Белокалитвинский» для потребителей города Белая Калитва; филиал «Гуково-Зверевский»: для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинского района, для потребителей Гуково-Гундоровского водовода (подъем, водоподготовка и перемещение от НС-1 до НС-4); филиал «Зерноградский»: для потребителей Зерноградского городского поселения, для потребителей Аксайского района; филиал «Красносулинский»: для потребителей Красносулинского городского поселения, х. Малая Гнилуша Пролетарского сельского поселения, Горненского городского поселения Красносулинского района; филиал «Новошахтинский»: для потребителей города Новошахтинска, для потребителей Новошахтинско-Красносулинского водовода (подъем, водоподготовка и перемещение от НС-1 до НС-2); на техническую воду: филиал «Зерноградский» - для потребителей Аксайского района; на водоотведение: филиал «Белокалитвинский» участок город Белая Калитва, филиал «Гуково-Зверевский», филиал «Зерноградский»- для потребителей Зерноградского городского поселения, филиал «Красносулинский» - для потребителей Красносулинского городского поселения; на водоотведение (очистка сточных вод): филиал «Зерноградский» - для потребителей филиала «Зерноградский») к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 15 января 2019 года № 1/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН <***>)».

По мнению административного истца ГУП РО «УРСВ» (далее также Предприятие), орган регулирования при определении расходов на оплату труда, формирующих базовый уровень операционных расходов, на основании которого в свою очередь утверждены тарифы, был обязан применить параметры отраслевого тарифного соглашения «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы» № 22/77-19 от 8 декабря 2016 года, заключенного между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКХ) и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, которое автоматически распространяется на всех работодателей в сфере ЖКХ, притом, что административный истец не подавал мотивированный отказ присоединиться к ОТС.

В судебном заседании представители административного истца по доверенностям ФИО1, ФИО2 поддержали административные исковые требования в уточненной редакции, пояснили, что отраслевое тарифное соглашение определено законодателем в качестве первоисточника данных для определения расходов на оплату труда. Параметры регионального тарифного соглашения подлежат применению в случае отсутствия действующего тарифного соглашения на федеральном уровне; присоединение Предприятия к ОТС РФ 21 января 2021 года и фактическое применение соглашения с конца 2021 года не свидетельствуют о невозможности применения его параметров с момента его утверждения.

Представители Региональной службы по тарифам Ростовской области по доверенностям ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 просили отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что органом регулирования применялась тарифная ставка рабочего первого разряда, установленная Положением об оплате труда, оснований для применения федерального тарифного соглашения в части тарифной ставки рабочего первого разряда не имелось, поскольку ГУП РО «УРСВ» информации о распространении на него прав и обязательств по соблюдению федерального отраслевого тарифного соглашения не предоставляло, самостоятельно проверить данную информацию не представлялось возможным, тарифная заявка Предприятием была сформирована без намерения соблюдения положений ОТС РФ, отсутствовало экономическое обоснование включения затрат по оплате труда с учетом норм ОТС РФ. Также представители административного ответчика ссылались на порядок присоединения (распространения) ОТС к отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы (новая редакция), согласно которому у органа регулирования возникает обязанность включить данные затраты в тариф в случае если имеется официальное подтверждение от ОООР ЖКХ.

Изучив материалы административного дела, материалы тарифного дела, выслушав представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункты 1, 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В целях реализации положений Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) в части, касающейся тарифного регулирования, Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования). Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания).

В силу статьи 3 Закона о водоснабжении в числе общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрены создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих водоснабжение, необходимых для его осуществления; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесены установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее - орган регулирования, РСТ), полномочия которой на утверждение соответствующих видов тарифов и производственных программ закреплены в разделе 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года № 20 (с последующими изменениями и дополнениями).

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление принято РСТ в пределах имеющейся компетенции.

Упомянутый акт издан в форме постановления, что соответствует пункту 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, принят на заседании Правления РСТ правомочным составом Правления с соблюдением порядка, установленного пунктом 3.6 того же Положения, что подтверждено протоколом заседания Правления, приказами о формировании персонального состава Правления.

Оспариваемое постановление РСТ № 1/2 от 15 января 2019 года официально опубликовано с соблюдением требований, установленных Областным законом Ростовской области от 29 декабря 2003 г. № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области», на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru, 15 января 2019 года № 6145201901150021.

ГУП РО «УРСВ» оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, поставляемые потребителям города Белая Калитва, города Гуково, города Зверево, города Новошахтинска, Красносулинского района, Белокалитвинского района, Зерноградского района, Аксайского района, города Зернограда.

10 декабря 2018 года ГУП РО «УРСВ» обратилось в РСТ с заявлением об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2021 годы с приложением обосновывающих материалов (л.д.30-32 том 2).

По итогам экспертизы представленных Предприятием обосновывающих материалов к заявлению об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подготовлены заключения 24 декабря 2018 года, 14 января 2019 года № 40.5/1856/04.05.2018 (л.д. 1-180 том 3, 165-257 том 4).

15 января 2019 года состоялось заседание Правления РСТ, по результатам которого принято оспариваемое постановление №1/2 (л.д. 115-116 том 2, 112-114 том 2).

В данном случае для ГУП РО «УРСВ» 2019 год является первым годом долгосрочного периода регулирования, экспертиза проведена методом экономически обоснованных расходов (затрат) с учетом постатейной разбивки расходов, применяемой при методе индексации, на период 2019-2022 годы произведен расчет одноставочных тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.

Пункт 33 Основ ценообразования предусматривает, что долгосрочные тарифы устанавливаются, в том числе, методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

Согласно пункту 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов является долгосрочным параметром регулирования тарифов, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования, определяется в соответствии с Методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ.

В силу названной нормы, а также пунктов 39, 40, 41 Основ ценообразования расходы на оплату труда основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала и страховые взносы на обязательное социальное страхование относятся к операционным, то есть связанным с осуществлением регулируемого вида деятельности, и, следовательно, подлежат учету в расчете базового уровня операционных расходов как долгосрочного параметра регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Из пункта 17 Методических указаний следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения:

параметры отраслевого тарифного соглашения;

параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);

размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;

условия коллективного договора;

прогнозный индекс потребительских цен.

В обоснование расходов на оплату труда производственного, ремонтного, административно-управленческого персонала и страховые взносы на обязательное социальное страхование Предприятием представлены проект штатного расписания, положение об оплате труда, расчетные таблицы на 2019-2022 годы, дополнительные обосновывающие материалы от 28 декабря 2018 года со ссылками на дополнительное соглашение к Отраслевому тарифному соглашению по ЖКХ РО на 2017-2019 годы от 13 сентября 2018 года № 2.

В заявке ГУП РО «УРСВ» для расчета тарифов на период 2019-2022 годы в части «Расходы на оплату труда» размер тарифной ставки рабочего 1 разряда составляет 7765,80 руб., за исключением тарифа на холодное водоснабжение (питьевая вода) для потребителей Зерноградского района, при расчете которого Предприятием применена ставка рабочего первого разряда в размере 13396 руб. (л.д.241 том 4).

РСТ при утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения и определении базового уровня операционных расходов по всем видам деятельности принята тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере равном 6678 руб.

В судебном заседании представители административного ответчика пояснили, что РСТ применена тарифная ставка рабочего первого разряда, предусмотренная Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников ГУП РО «УРСВ», утвержденным приказом № 203 от 29 декабря 2018 года.

В связи с чем необходимо отметить, что представленное в числе обосновывающих документов Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников ГУП РО «УРСВ» содержит противоречивые сведения о размере тарифной ставки рабочего первого разряда (в разделе II - 6678 руб., в приложении 1 - 5573 руб.) (папка «дополнительные материалы к письму № 2432 от 29 декабря 2018 года).

Исследование правовой обоснованности применения РСТ для расчета тарифов, установленных ГУП РО «УРСВ» на оказание услуг в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, ставки рабочего 1 разряда по каждой группе работников приводит к следующим выводам.

При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку в порядке приоритетности, подлежат использованию параметры отраслевого тарифного соглашения.

Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

В сфере водоснабжения и водоотведения действуют два отраслевых тарифных соглашения: Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (продлено до 31 декабря 2022 года), утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденное 8 декабря 2016 года), а также Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (продлено до 31 декабря 2022 года), утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 года (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденное 16 марта 2017 года).

Предприятие является участником Отраслевого тарифного соглашения по жилищно-коммунальному хозяйству Ростовской области на 2017-2019 гг., заключенного между Правительством Ростовской области, Союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Ростовской области" и Союзом работодателей Ростовской области (далее также – ОТС по ЖКХ РО) с учетом дополнительного соглашения, прошедшего уведомительную регистрацию 17 октября 2018 года, согласно которому стороны договорились о том, что минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения равна произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда и коэффициента особенностей работ, с 1 января 2019 года установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере 7765,80 руб., в том числе базовая тарифная ставка рабочего 1 разряда размере 5547,00 руб. и повышающий коэффициент особенностей работ в размере 1,4.

Специальный порядок присоединения организаций к ОТС ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденному 16 марта 2017 года, путем направления письма о присоединении либо путем подписания соответствующего соглашения, свидетельствует о неприсоединении ГУП РО «УРСВ» к данному соглашению и невозможности применения его параметров.

В данном случае подлежит исследованию порядок распространения на работодателей и присоединения организаций к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 года.

Письмом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 года, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденного 8 декабря 2016 года, предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835, или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.

Поскольку не имеется сведений о направлении ГУП РО «УРСВ» мотивированного письменного отказа от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 года, действие данного соглашения считается распространенным и на данную регулируемую организацию.

Официальное присоединение ГУП РО «УРСВ» к данному соглашению 21 января 2021 года и осуществление фактических выплат заработной платы с конца 2021 года с применением тарифной ставки рабочего 1 разряда, установленной федеральным отраслевым соглашением, не свидетельствуют об отсутствии оснований для применения тарифным органом положений соглашения в части социальных гарантий работников, в том числе с целью учета затрат по оплате труда на 2019 год, и об отсутствии экономического обоснования включения данных затрат в расчет.

Порядок присоединения (распространения) к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденный 17 ноября 2017 года, на который ссылается орган регулирования в обоснование своей позиции, детализирует процедуру присоединения к ОТС, ведение реестра участников и не может расцениваться как самостоятельный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей. С учетом вышеизложенного, необходимо руководствоваться непосредственно положениями трудового законодательства и ОТС в ЖКХ РФ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность (пункт 1.9 ОТС в ЖКХ РФ, утвержденного 8 декабря 2016 года).

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько Соглашений, применяются условия Соглашений, наиболее благоприятные для работников (пункт 1.12 ОТС в ЖКХ РФ, утвержденного 8 декабря 2016 года).

При таких условиях орган регулирования обязан учитывать расходы Предприятия на оплату труда с учетом тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной ОТС в ЖКХ РФ, утвержденным 8 декабря 2016 года.

Для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 года составляла 10303 руб.

Расчет органом регулирования заработной платы исходя из ставки ниже обозначенной является неправомерным, не позволяющим Предприятию выполнять вытекающие из тарифного соглашения обязательства перед работниками.

Отсутствие в расчетах Предприятия указаний на применение ставки рабочего первого разряда, установленной ОТС РФ, утвержденным 8 декабря 2016 года, не предоставление Предприятием органу регулирования сведений о распространении действия указанного ОТС, фактическое его не применение при расчетах с работниками до конца 2021 года, не ставят под сомнение обязанность органа регулирования применить ОТС в ЖКХ РФ, утвержденное 8 декабря 2016 года, при установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и утверждении базового уровня операционных расходов на 2019-2022 годы.

Неприменение РСТ тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной ОТС в ЖКХ РФ, утвержденным 8 декабря 2016 года, повлекло необоснованность расчета показателей базового уровня операционных расходов, являющегося долгосрочным параметром регулирования, и утверждение на его основе тарифов, в связи с чем подлежат признанию недействующими приложения №№ 1,2 в части определения показателей базового уровня операционных расходов по всем видам регулируемой деятельности к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2018 года № 85/27.

Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся для регулирования правоотношений в соответствующей сфере, на его основе реализовывались права и обязанности как ресурсоснабжающей организации, так и потребителей, с учетом содержания закрепленных им правовых норм и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», постановление в оспариваемой части признаётся судом недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. В то же время, принятие настоящего решения означает, что постановление об установлении тарифов и утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов в оспариваемой части являлось незаконным изначально, что должно учитываться при расчете тарифов в замещающем тарифном решении.

Поскольку признание судом недействующим в части постановления об утверждении тарифов на услуги Предприятия влечет недостаточную правовую урегулированность публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд в соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает на административного ответчика обязанность принять замещающий правовой акт с учетом выводов суда, касающихся статьи расходов на оплату труда.

Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возлагается обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом, взыскиваются в пользу последнего с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ГУП РО «УРСВ» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение № 1, приложение 2 в части определенного базового уровня операционных расходов по всем видам регулируемой деятельности (на питьевую воду- филиал «Белокалитвинский» для потребителей города Белая Калитва; филиал «Гуково-Зверевский»: для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинского района, для потребителей Гуково-Гундоровского водовода (подъем, водоподготовка и перемещение от НС-1 до НС-4); филиал «Зерноградский»: для потребителей Зерноградского городского поселения, для потребителей Аксайского района; филиал «Красносулинский»: для потребителей Красносулинского городского поселения, х. Малая Гнилуша Пролетарского сельского поселения, Горненского городского поселения Красносулинского района; филиал «Новошахтинский»: для потребителей города Новошахтинска, для потребителей Новошахтинско-Красносулинского водовода (подъем, водоподготовка и перемещение от НС-1 до НС-2); на техническую воду: филиал «Зерноградский»- для потребителей Аксайского района; на водоотведение: филиал «Белокалитвинский» участок город Белая Калитва, филиал «Гуково-Зверевский», филиал «Зерноградский»- для потребителей Зерноградского городского поселения, филиал «Красносулинский» - для потребителей Красносулинского городского поселения; на водоотведение (очистка сточных вод): филиал «Зерноградский» –для потребителей филиала «Зерноградский») к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 15 января 2019 года № 1/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН <***>)».

Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области принять новый нормативный правовой акт в части, в которой постановление от 15 января 2019 года № 1/2 признано недействующим настоящим решением суда.

Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в официальном периодическом издании «Собрание правовых актов Ростовской области».

Судебные расходы возложить на административного ответчика.

Взыскать с Региональной службы по тарифам Ростовской области в пользу государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Шикуля

Решение суда в окончательной форме принято 15 июня 2022 года

Судья: Е.В. Шикуля