Дело №3а-360/2020
УИД 61OS0000-01-2020-000434-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2020 года г.Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд
в составе судьи Абрамова Д.М.
при секретаре Гальковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «КриоГаз» о признании недействующими постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области №16/6 от 7 мая 2019 года «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ПАО «ТАГМЕТ» (ИНН 6154011797) с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2020 года», №16/7 от 7 мая 2019 года «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ПАО «ТАГМЕТ» (ИНН 6154011797) с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2020 года», №50/1 от 24 октября 2019 года «О внесении изменений в некоторые постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области в сфере водоснабжения»,
с участием прокурора Зонова О.В.,
представителя ООО «КриоГаз» Ким А.Ю.,
представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области Кириченко А.А.,
представителей АО «ТАГМЕТ» Сущей Ю.Е., Бугара С.В.,
у с т а н о в и л :
Региональной службой по тарифам Ростовской области приняты постановления №16/6 от 7 мая 2019 года «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ПАО «ТАГМЕТ» (ИНН 6154011797) с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2020 года», №16/7 от 7 мая 2019 года «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ПАО «ТАГМЕТ» (ИНН 6154011797) с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2020 года», №50/1 от 24 октября 2019 года «О внесении изменений в некоторые постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области в сфере водоснабжения», которые опубликованы на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru) 8 мая и 29 октября 2019 года.
ООО «КриоГаз» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими данных постановлений с даты принятия. ООО «КриоГаз» является собственником промышленного оборудования – «Кислородная станция для ДСП – 150», расположенного в г.Таганроге, ул.Социалистическая, 155. Между ООО «КриоГаз» и АО «Тагмет» заключен договор на поставку технической (обессоленной) воды, согласно п.4.4 договора оплата технической воды осуществляется по тарифам, утвержденным для поставщика (АО «Тагмет») в соответствии с действующим законодательством. Оспариваемые постановления применяются в отношении ООО «КриоГаз» при оплате технической воды.
Административный истец утверждает, что Региональной службой по тарифам (РСТ) неправомерно установлен тариф ввиду экономической необоснованности и документальной неподтверждённости конкретных статей расходов, положенных в основу расчета необходимой валовой выручки (производственные расходы: расходы на приобретение холодной воды и водоотведение, расходы на приобретение тепловой энергии, расходы на приобретение энергетических ресурсов, расходы на оплаты труда, расходы на материалы и малоценные основные средства, расходы на реагенты, расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание; расходы на амортизацию). РСТ неверно определил соотношение объемов воды, поставляемой ООО «КриоГаз, и воды, потребляемой АО «Тагмет» для собственных нужд, утвержденная производственная программа в этой части не соответствует данным, размещенным на официальном сайте АО «Тагмет» согласно стандартам раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения. Оспариваемые тариф (с учетом внесенных изменений) и производственная программа не базируются на экономически обоснованных расходах регулируемой организации, не соответствуют статьям 2,32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», пунктам 24,36,38,43 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», положениям Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э. В ходе судебного разбирательства административный истец также сослался на существенное нарушение порядка принятия постановления №16/7 в связи с рассмотрением заявления регулируемой организации в период с 27 апреля 2018 года по 7 мая 2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «КриоГаз» - Ким А.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, представив дополнительные письменные объяснения.
Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области - Кириченко А.А., действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на доводы письменных возражений.
Представители АО «Тагмет» - Сущая Ю.Е., Бугара С.В., действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении административного иска, полагая основания и порядок определения тарифа обоснованным.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей - уполномоченного по делу об установлении тарифа Колоткова М.В., главного энергетика АО «Тагмет» Алексеенко А.В., заключение прокурора Зонова О.В., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на установление соответствующих видов тарифов и утверждение производственных программ организаций, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, закреплены в разделе 2 (п. 2.1.4) Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года № 20 (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2017 года по делу по иску ООО «КриоГаз» к ПАО «Тагмет» об обязании заключить договор оплата по договору на поставку технической (обессоленной) воды осуществляется по тарифам, утвержденным для поставщика (ПАО «Тагмет») в соответствии с действующим законодательством. Договор на поставку технической (обессоленной) воды был заключен (л.д.49-64 том 1). ООО «КриоГаз» является собственником промышленного оборудования – «Кислородная станция для ДСП – 150», для эксплуатации которого необходима подача технической (обессоленной) воды, для подачи очищенной воды используется линия обработки подпиточной воды, принадлежащая поставщику.
27 апреля 2018 года ПАО «Тагмет» впервые обратилось в Региональную службу по тарифам Ростовской области с заявлением об установлении тарифа на производство и поставку воды технической (осмотической). Ранее тариф не устанавливался. 27 июня 2018 года РСТ направила организации извещение об открытии дела об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения на 2018-2019 года (л.д.15-18 том 3), в качестве метода регулирования принят метод экономически обоснованных расходов (затрат). В дальнейший период у регулируемой организации запрашивались дополнительные данные. В апреле 2019 года ПАО «Тагмет» обратилось в РСТ с заявлением о корректировке по утверждению тарифа с периода 2018-2019 годов на 2019 – 2020 годы.
В соответствии с п. 26 Правил регулирования тарифов РСТ подготовлено экспертное заключение с приложением расчетных таблиц от 30 апреля 2019 года (л.д.198-219 том 2, л.д.38-51 том 3).
7 мая 2019 года на заседании правления РСТ рассмотрены вопросы об утверждении тарифов в сфере холодного водоснабжения по заявлению ПАО «Тагмет» и производственной программы.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области №16/7 от 7 мая 2019 года «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ПАО «Тагмет» (ИНН 6154011797) с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2020 года» установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения ПАО «Тагмет» на техническую воду:
- с момента официального опубликования постановления по 30.06.2019 – 221,40 за 1 куб.м;
- с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 221,40 руб. за 1 куб.м;
- с 01.01.2020 по 30.06.2020 – 221,40 руб. за 1 куб.м;
- с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 226,17 руб. за 1 куб.м.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области №16/6 от 7 мая 2019 года утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения ПАО «Тагмет» с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2020 года.
Утвержденная производственная программа устанавливает планируемый объем подачи технической воды (280,56 тыс. куб.м с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2019 года, в 2020 году), включая объем приобретенной воды - 280,56 тыс. куб.м, потребление на собственные нужды – 160,56 тыс. куб.м, объем воды, отпущенной абонентам – 120 тыс. куб.м, а также объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы – 26 568,27 тыс. рублей (с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2019 года), 26 854,21 тыс.рублей (2020 год).
Постановления от 7 мая 2018 года опубликованы официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru) 8 мая 2019 года (л.д.230 том 2).
ООО «КриоГаз» не согласившись с установленными для ПАО «Ташмет» тарифами на услугу холодного водоснабжения, направило в ФАС России заявление о разногласии. Рассмотрев заявление о разногласии, ФАС России решением от 27 сентября 2019 года (л.д.231-238 том 2) обязала Региональную службу по тарифам Ростовской области пересмотреть тарифы в сфере холодного водоснабжения, исключив расходы по статье «расчетная предпринимательская прибыль» из состава необходимой валовой выручки, в связи с чем постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области №50/1 от 24 октября 2019 года «О внесении изменений в некоторые постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области в сфере водоснабжения» были установлены тарифы на техническую воду:
- с 01.11.2019 по 31.12.2019 – 211,90 руб. за 1 куб.м;
- с 01.01.2020 по 30.06.2020 – 211,90 руб. за 1 куб.м;
- с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 216,95 руб. за 1 куб.м.
Внесены изменения и в производственную программу в части объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (вместо цифры «26 568,27» указано «25 713,04» тыс. рублей, вместо цифры «26 854,21» указано «25 731,01» тыс.рублей).
Постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru) 29 октября 2019 года.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Из статьи 3 данного Закона следует, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена, в том числе, на достижение повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно статье 31 Закона регулированию подлежат, в том числе тарифы в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения. В соответствии со статьей 32 названного Закона расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов). Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее – Методические указания).
В силу п. 14, 16, 25 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
В силу пункта 26 Правил регулирования тарифов экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 правил).
Согласно пункту 37 (подпункт «а») Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
В силу пункта 38 Основ при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
РСТ установила размер необходимой валовой выручки АО «Тагмет» на 2019 год для расчета тарифа в сумме 44 369 тыс.рублей, применительно к ООО «КриоГаз» (пропорционально объему полезного отпуска воды) – 26 568,27 тыс.рублей (л.д.38-39 том 3 – «Смета расходов»).
Административный истец оспаривает общий размер НВВ в отношении следующих видов расходов: 1) производственные расходы: расходы на приобретение холодной воды и водоотведение (с точки зрения расчета объема приобретаемой воды и объема сточных вод), расходы на приобретение тепловой энергии, расходы на приобретение энергетических ресурсов, расходы на оплаты труда, расходы на материалы и малоценные основные средства, расходы на реагенты, расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание;
2) расходы на амортизацию.
Анализ конкретных статей разногласий, заявленных ООО «КриоГаз» применительно к суммам НВВ, указанным в заключении по делу об установлении одноставочных тарифов, приводит к следующему.
1. В заключении и в таблице «Баланс (холодное водоснабжение) Тагмет» (л.д.40 том 3) указан объем воды, приобретаемой из источников водоснабжения АО «Тагмет», в размере 280,56 тыс.куб.м. Объем воды, поступившей в сеть, и отпущенной из сети, составляет 200,40 тыс.куб.м, а объем потребления на собственные нужды регулируемой организации – 80,16 тыс.куб.м.
Из общего объема воды, отпущенной абонентам, на долю ООО «КриоГаз» приходится 120 тыс.куб.м, собственным абонентам АО «Тагмет» - 80,40 тыс.куб.м (с учетом технологического процесса – очищенная вода или «проникающий» поток).
Объем приобретаемый АО «Тагмет» воды 80,16 тыс.куб.м согласно объяснениям представителей РСТ и АО «Тагмет» является не объемом потребления на собственные нужды, а объемом воды, который является задержанным (отбракованным) потоком. Данный объем от общего объема приобретаемой воды составляет 28,57%.
Административный истец в обоснование суждений о несогласии с общим объемом приобретаемой воды (и соответственно с общим размером её стоимости, приведенным в строке 1.2.5 «Сметы расходов водоснабжение», таблице «расходы на приобретение холодной воды» - л.д.38,42 том 3) ссылается на произвольное завышение (3,57%) объема отбракованного потока.
Соответственно расходы на приобретение холодной воды с учетом заявленного объема 280,56 тыс.куб.м при тарифе 38,6 руб.куб.м (договор АО «Тагмет» с МУП «Водоканал») составляют 10 829,616 тыс.руб., доля расходов, приходящаяся на ООО «КриоГаз» составляет 6484,80 тыс.руб. согласно таблице – приложение 2.1.6 л.д.42 том 3).
РСТ при определении объемов приобретаемой воды исходила из заявки АО «Тагмет» и пункта 5.5.3.6 «Стандарта организации «Эксплуатация систем обработки подпиточной воды водоподготовки трубопрокатного цеха ПАО «Тагмет» (СТО Тагмет ЭнЦ-017-19), утвержденного главным энергетиком организации 1 марта 2019 года в период рассмотрения заявки (л.29-47 Расчета тарифа в 2019-2020 годах том 1). Согласно данному СТО при прохождении потока воды через мембраны получаются два потока: проникающий и задержанный, проникающий поток составляет 60-70% от поступающего потока, а задержанный (с высокой концентрацией солей) 40-30%.
РСТ, определив в общем объеме долю сбрасываемой воды (80,16 тыс. куб.м) в размере 28,57%, указывает, что эта доля не превышает норму, установленную СТО. Между тем согласно пункту 1.4.3 Технической спецификации на оборудование (линия водоподготовки) торговой марки «Simem» (л.д.78 том 1 настоящего дела, л.48-55 Расчета тарифа в 2019-2020 годах том 1) не более 25% от подаваемого потока воды отводится, как отбракованный поток.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
Согласно пункту 16 Методических указаний при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из указанных в этом пункте источников информации.
С утверждением РСТ об актуальности СТО в отношении пункта 1.4.3 Технической спецификации нельзя согласиться. Стандарт регулируемой организации является её внутренним документом, который не может регулировать отношения с другой стороной договора на поставку воды. В ранее утвержденной 31 июля 2017 года «ПАО «Тагмет» «Методической инструкции эксплуатации системы обработки подпиточной воды водоподготовки трубопрокатного цеха ВМ 157-ЭнЦ-017-17» в пункте 5.5.3.6 объем задержанного потока был установлен в размере 25%, то есть в соответствии с Технической спецификацией (л.д.87 том 1 настоящего дела). Эта инструкция применялась на время подачи первоначального заявления ПАО «Тагмет» об установлении тарифа.
Достаточного и объективно проверяемого обоснования изменения отбракованного потока воды, влияющего на общий объем приобретаемой воды (и соответственно доли расходов, приходящейся на ООО «КриоГаз») регулируемая организация в тарифное дело не представила, дополнительные расчеты качества поставляемой воды РСТ не проверялись. При таком положении не имеется оснований для непринятия технических данных об объеме отбракованного потока воды, указанных в Технической спецификации.
Расходы на водоотведение приняты РСТ в размере 1539,48 тыс.руб. (доля ООО «КриоГаз» - 921,84 тыс.руб.), исходя из объема стоков 80,16 тыс.куб.м (таблица «Расходы на приобретении холодной воды» л.д.42 том 3).
Фактически согласно таблице «Баланс (холодное водоснабжение)» весь указанный объем воды (строка 4.3 «потребление на собственные нужды») поставщик и РСТ определили как общий объем сточных вод. Между тем, согласно Технической спецификации (п.1.4.3) и СТО Тагмет ЭнЦ-017-19 (п.5.5.3.6) отбракованный поток (концентрат не более 25% от всего потока, как указано выше) поступает в промышленную ливневую канализацию, а затем по внутризаводским канализационным сетям на горизонтальные отстойники насосной станции «Береговая».
Данных о том, что весь поток отбракованной воды (либо его определенный объем) не используется для собственных нужд АО «Тагмет» после очистки, а поступает в централизованную систему водоотведения согласно единому договору №368-ВК/1026К/Г от 01.07.2016 холодного водоснабжения и водоотведения между ПАО «Тагмет» и МУП «Управление Водоканал» не имеется (л. 255 том 2 Расчета тарифа в 2019 – 2020 годах). Методика определения вышеуказанного объема сточных вод не приведена. Данных о технологическом соединении насосной станции «Береговая» с централизованной системой водоотведения и об объеме сточных вод не имеется.
РСТ и АО «Тагмет» в обоснование принятого объема сточных вод ссылаются на п. 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод (утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776), в соответствии с которым при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.
АО «Тагмет» в письменных объяснениях (л.д.95-96 том 3) указало, что осуществляет расчет с МУП «Управление «Водоканал» расчетным путем согласно приложению №4 к единому договору № 368-ВК/1026К/Г от 1 июля 2016 года холодного водоснабжения и водоотведения (л. 290-292 том 2 Расчета тарифа на 2019 – 2020 годы). Приложением № 4 к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения установлен режим приема сточных вод на 6 объектах (выпусках). Приложением № 4.1 к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения установлена методика расчета объема принятых сточных вод от предприятия ПАО «Тагмет» в централизованную систему канализации, находящейся в хозяйственном ведении МУП «Управление «Водоканал».
Согласно п. 23(1) Правил №776 объем сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, определяется в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, разработанным абонентом и согласованным с организацией, осуществляющей водоотведение. В балансе водопотребления и водоотведения указывается среднесуточный объем сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, с указанием распределения общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах).
Материалы тарифного дела вопреки утверждениям РСТ и заинтересованного лица не содержат документального обоснования и расчета объема водоотведения, принятого РСТ к учету при установлении тарифа. Из общего расчета (л.21 том 1 Расчета тарифа на 2019-2020 годы) и иных материалов (том 2 Расчета тарифа) вывод о точности и обоснованности такого объема сделать не представляется возможным. В тарифном деле отсутствуют баланс водоснабжения и водоотведения АО «Тагмет», данные об объемах водоотведения, приходящиеся на субабонентов, что приводит к выводу о произвольном определении такого объема, который с точки зрения экономической обоснованности РСТ проверен не был вопреки пункту 16 Методических указаний и Основ ценообразования.
Таким образом, расходы на общий объем приобретаемой воды (с учетом отбракованного потока) и водоотведение (на собственные нужды) нельзя признать подтвержденными.
2.Расходы на приобретение тепловой энергии (строка 1.2.1 Сметы расходов водоснабжение, приложение 2.1.3 – л.д.38,41 том 3).
Применительно к ООО «КриоГаз» расходы на приобретение теплоэнергии приняты в сумме 5602,99 тыс.рублей (в целом для АО «Тагмет» - 9356,99 тыс.рублей). Объем покупной энергии принят согласно заявке в размере 4,026 тыс.Гкал (справка АО «Тагмет» – л.д.60 том 1 Расчета тарифа на 2019-2020 годы).
Согласно пункту 48 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемую тепловую энергию (мощность) определяется как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемой тепловой энергии на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на тепловую энергию (мощность).
В силу пункта 20 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2-2.1.6 к настоящим Методическим указаниям). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.
Расчет объема покупаемой АО «Тагмет» теплоэнергии по договору с МУП «Городское хозяйство» от 26 июля 2018 года (л.д.323-355 том 2 Расчета тарифа на 2019-2020 годы) обоснован в заявке установкой двух теплообменников (акты ввода в эксплуатацию в августе, сентябре 2017 года – л.д.65-66 том 3 административного дела).
Объем 4026 Гкал согласно расчетной справке основан на использовании покупной теплоэнергии для работы двух теплообменников в течение 5 месяцев (при наличии диапазона температур каждого теплообменника: от 5 до 30 градусов, от 20 до 30 градусов). При этом в актах ввода в эксплуатацию указаны разные источники теплоносителя: пар собственного производства; горячая вода, приобретаемая у ООО «Тепловая Генерация». Расчетная справка сведений об этом не содержит. Акты ввода теплообменников в эксплуатацию в тарифном деле отсутствовали, они представлены при рассмотрении административного дела и РСТ не оценивались.
В Приложении №1 к договору от 26 июля 2018 года (расчет расхода тепловой энергии по отоплению ПАО «Тагмет» на 2018-2019 годы) по участку водоснабжения (НС термоотдела) указана годовая потребность в тепловой энергии в объеме 780,53 Гкал (л.д.331 том 2 Расчета тарифа на 2019-2020 годы). Как расчет АО «Тагмет», представленный в РСТ, связан с этим договором, материалы тарифного дела не содержат, а РСТ при формировании заключения и расчетной таблицы исходила из справки регулируемой организации. Дополнительные расчеты, изложенные в письменных объяснениях РСТ, не связаны с базовой расчетной справкой (в которой отсутствует расчет себестоимости энергетических ресурсов, в том числе пара), не были представлены регулируемой организацией и в тарифном деле отсутствуют.
Согласно Технической спецификации на оборудование (линия водоподготовки) торговой марки «Simem», используемое АО «Тагмет» для очистки воды (п.1.1), температура подаваемой на установку обратного осмоса воды составляет 4-28 градусов, температура подаваемой АО «Тагмет» воды по единому договору от 1 июля 2016 года составляет не ниже 5 градусов. Требования к температуре поставляемой воды в договоре между АО «Тагмет» и ООО «КриоГаз» не предусмотрены и иным образом не согласовывались.
Ссылка РСТ в письменных объяснениях на приказ от 23 января 2018 года № 23 «По экономии топливно-энергетических ресурсов», которым утверждены нормы и лимиты расходы энергоресурсов и согласно которому на участке водоснабжения годовой объем тепловой энергии в паре с потерями (ТПЦ-КРИОГАЗ) составил 2613,6 Гкал, отопление водяное с потерями – 3762,31 Гкал, не позволяет прийти к выводу об обоснованности учтенного при расчете тарифа объема тепловой энергии в размере 4026 Гкал.
Также РСТ не обосновано применение при расчете тарифа стоимости тепловой энергии, установленной договором теплоснабжения № 192/05/2018/1216 от 26 июля 2018 года, заключенного АО «Тагмет» с МУП «Городское хозяйство» (л.д. 323-353 том 1 Расчета тарифа на 2019-2020 годы), поскольку источником тепловой энергии для нагрева (подогрева) воды указан пар из общезаводской паровой сети от центральной котельной завода «Бабкок-Вилькокс» (п. 5.5.4.2 Стандарта), в тарифном деле отсутствуют материалы, позволяющие с достоверностью проверить логику расчета обоснованных расходов на производство пара.
Следовательно, утвержденные показатели объема приобретаемой теплоэнергии надлежащим образом не подтверждены.
3. Расходы на приобретение электроэнергии (строка 1.2.1 таблицы «Смета расходов водоснабжение», приложение 2.1.2 – л.д.45 том 3).
Годовой объем затрат на электроэнергию по водоснабжению заявлен АО «Тагмет» на 2019 год в размере 3 405,45тыс. руб., на 2020 год – 3 543,45 тыс. руб. Органом регулирования эти расходы учтены в размере 1 644,60 тыс. руб. на 2019 год, 1 693,81 тыс. руб. на 2020 год, пропорционально полезному отпуску воды, приходящемуся на абонента. В экспертном заключении отражено, что годовой объем покупной энергии принят на уровне 707,70 тыс. кВт/ч указанном в заявке АО «Тагмет». В обоснование объема электроэнергии РСТ сослалась на справку АО «Тагмет», п.5.2.1 Стандарта организации ЭнЦ-017-19 (л.д.32-33, 58 том 1 Расчета тарифа).
Вопрос о расчете расходов регулируемой организации на приобретаемую электрическую энергию (мощность) регулируется пунктом 48 Основ ценообразования, пунктом 20 Методических указаний. Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.
Материалы тарифного дела не содержат данных о показателях надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
В п. 5.2.1 Стандарта указано оборудование, входящее в состав линии приготовления подпиточной обессоленной воды. Согласно справке АО «Тагмет» при расчете объема электрической энергии (707,70 тыс. кВт/ч) использованы следующие параметры: 1) агрегаты, входящие в состав линии приготовления подпиточной обессоленной воды, 2) установленная электрическая мощность каждого агрегата, входящего в состав линии приготовления подпиточной обессоленной воды, 3) годовой фонд рабочего времени каждого агрегата, равный 7 984 часов, 4) коэффициент нагрузки (спроса) применительно к каждому агрегату.
В соответствии со справкой АО «Тагмет» при расчете учтено 4 насоса установленной мощностью 15кВт. Однако согласно п. 5.2.1 Стандарта в состав линии приготовления подпиточной обессоленной воды входит только 2 насоса установленной мощностью 15 кВт (насосы подачи питьевой воды на кварцевые фильтры). Описание оборудования согласно содержанию Стандарта не соответствует составу оборудования, указанного в расчетной справке, при этом Стандарт утверждался в период времени подачи заявки для установления тарифа.
Техническая документация в отношении оборудования, входящего в состав линии приготовления подпиточной обессоленной воды (технические паспорта, инструкции, иное) в материалы тарифного дела не представлены, что не позволяет признать обоснованными расчеты АО «Тагмет», содержащиеся в справке, в части установленной мощности каждого агрегата. Расчет годового потребления электроэнергии также не учитывает того, что часть насосов находится в работе, а другая в резерве, исходя из описания, содержащегося в Стандарте, иной порядок работы оборудования не представлен и документально не обоснован.
Ссылку РСТ на расчет коэффициента загрузки в соответствии со «Справочными данными по расчетным коэффициентам электрических нагрузок», а также его корректировку РСТ с учетом наличия резервных насосов, нельзя признать состоятельной ввиду отсутствия в тарифном деле указанных справочных данных.
4. Расходы на приобретение материалов и малоценных основных средств (модуль мембранный, строка 1.1.3 «Сметы расходов», приложения 2.1 – 2.1.2 (л.д.43-44 том 3).
В заявке АО «Тагмет» по водоснабжению на 2019 год указано расходов на материалы и малоценные средства 7 330,27 тыс. руб., на 2020 год – 7 550,21 тыс. руб. РСТ учтено 4 389,38 тыс. руб. на 2019 год и 4 521,08 тыс. руб. на 2020 год пропорционально полезному отпуску воды, приходящемуся на абонента.
Согласно пунктам 18 - 19 Методических указаний в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение. Расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов. Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно Приложениям 2.1-2.1.1 к настоящим Методическим указаниям в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы.
Из экспертного заключения следует, что норма расхода модулей мембранных рассчитана на основании инструкции ВМ 157-ЭнЦ. Согласно п. 5.2.1 инструкции ВМ 157-ЭнЦ установка обратного осмоса состоит из 6 х 18 мембранных модулей, производительностью до 60 м3/час.
Свидетель Колотков М.В. (уполномоченный органа регулирования) в судебном заседании пояснил, что необходимость приобретения 216 модулей обусловлена следующим расчетом: 6 х 18 х 2 = 216. В обоснование необходимости замены модулей 1 раз в год свидетель указал на содержание п. 5.2.1 Стандарта.
Необходимость замены мембранных модулей именно в двукратном (то есть максимальном) количестве (согласно Стандарту замена возможна 1-2 раза в год) ничем объективно не подтверждена, экономическая обоснованность приобретения 216 (а не 108) модулей в год из тарифного дела не следует, учитывая, что в предыдущие периоды эксплуатации установки в таком количестве они регулируемой организацией не приобретались, данных о фактической замене модулей в заявленном количестве также не имеется (за 2017 год израсходовано 12 мембранных модулей согласно актам на израсходованные материалы за 2017 год – л.д.280-282,287,297 том 1 дополнительных материалов).
Расчеты производительности модулей (со значительно более высоким показателем производительности установки), приведенные административным истцом в письменных объяснениях от 25 ноября 2020 года, РСТ и заинтересованное лицо не опровергли. Экономическая обоснованность расходов по данной статье в вышеуказанном размере не подтверждена.
5. Реагенты по водоснабжению (таблица «Расходы на сырье и материалы в сфере водоснабжения», л.д.44 том 3, нормы расходы реагентов – л.д.62 том 1 Расчета тарифа на 2019-2020 годы).
АО «Тагмет» заявлены суммарные расходы на приобретение реагентов в 2019 году в размере 1 594,92 тыс. руб., в 2020 году – 1 642,76 тыс. руб. Орган регулирования посчитал обоснованными расходы на приобретение реагентов в 2019 году в размере 955,04 тыс. руб., в 2020 году – 983,69 тыс. руб. пропорционально полезному отпуску воды, приходящемуся на абонента.
В обоснование объема реагентов, учтенных при расчете тарифа РСТ сослалась на справку АО «Тагмет» о нормах расхода химических реагентов и расходных материалов для линии приготовления обессоленной воды. Из примечания к справке следует, что нормы расхода реагентов разработаны из расчета дозировок реагентов на поток воды 120 куб. м./ч на линии предподготовки воды и протока воды 100 куб. м/ч на установке обратного осмоса.
Административный истец оспаривает обоснованность включения в расчет расходов на реагенты в заявленном размере, полагая заявленные расходы существенно завышенными, указывая в расчете (письменные объяснения от 25 ноября 2020 года л.д. 104 том 3), что при вышеуказанном потоке воды через установку обратного осмоса позволит произвести 657 000 куб.м в год, что более чем в 3 раза превышает общий годовой объем полезного отпуска воды (200 400 куб.м). Также административный истец указывает, что поток воды в объеме 120 куб.м./ч согласно примечанию к справке АО «Тагмет» о нормах расхода не может быть подан на линию предподготовки воды по техническим причинам, поскольку пропускная способность одного кварцевого фильтра, стоящего перед установкой обратного осмоса, составляет 33,3 куб.м/ч в соответствии с технической спецификацией на оборудование (л.д. 51 том 1 Расчета тарифа в 2019-2020 годах).
Из тарифного дела следует, что в линии предподготовки воды предусмотрено три кварцевых фильтра. Однако из заключения уполномоченного по делу об установлении тарифа (в соответствии с описанием технологического процесса работы установки – л.д.7 том 1 Расчета тарифа на 2018-2019 годы) следует, что в работе находится только 1 кварцевый фильтр, при этом второй в резерве, а третий – на восстановлении, таким образом, заявленный регулируемой организацией поток воды основан на максимальной работе всех фильтров, что не подтверждается материалами дела. Нормы расхода реагентов (графа 5 расчетной таблицы АО «Тагмет»), из которых следует общая стоимость реагентов, не приведены ни в Стандарте организации, ни в ином документе, исходя из чего нельзя сделать вывод об их экономической обоснованности. Обстоятельства приобретения АО «Тагмет» определенного количества реагентов согласно договорам поставки (л.д.135-233 том 2 Расчета тарифа) не подтверждает конкретный размер норм расхода.
6. Расходы на оплату труда (таблица 2.2 л.д.47 том 3). В заявке АО «Тагмет» по водоснабжению на 2019 год указано расходов на 845,42 тыс. руб., на 2020 год – 838,32 тыс. руб. РСТ учтено 506,24 тыс. руб. на 2019 год и 501,99 тыс. руб. на 2020 год пропорционально полезному отпуску воды, приходящемуся на абонента.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям. При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
По утверждению административного истца, расчет расходов на оплату труда произведен неверно в части использования завышенных показателей среднемесячной тарифной ставки и суммы дополнительного премирования (премия за выслугу лет).
Размер оплаты труда определен, исходя из численности персонала 1 человек.
Из Приложения 2.2 к заключению следует, что при расчете расходов на оплату труда использовались следующие показатели:
- среднемесячная тарифная ставка в размере 27 268 руб. (строка 2.5 приложения 2.2 к заключению); в обоснование РСТ ссылается на приложение № 1 к положению об оплате труда (л.д. 376 том 1 Расчета 2019-2020 тарифного дела);
- ежегодная премия за выслугу лет в размере 35 782 руб. (строка 2.9.2 приложения 2.2 к заключению); в обоснование РСТ ссылается на п. 2.5 приложения № 6 к положению об оплате труда (л.д. 417 том 1 Расчета тарифа на 2019-2020 годы).
Однако приложение № 1 и приложение № 6 к положению об оплате труда не подтверждают обоснованность включения в тариф расходов на оплату труда в соответствующем размере.
Приложение № 1 к положению об оплате труда содержит данные о часовой тарифной ставке и окладах работников АО «Тагмет» в зависимости от группы должностей, то есть не содержит данных о среднемесячной тарифной ставке. Из приложения 2.2. к заключению следует, что размер среднемесячной тарифной ставке получен путем умножения тарифной ставки рабочего 1 разряда (7 651 руб.) на средний тарифный коэффициент (3,563979), установленный распоряжением № 3-в от 09.01.2018 (л.д. 430 том 1 Расчета тарифа 2019-2020 тарифного дела). Однако указанное распоряжение данных о размере среднего тарифного коэффициента не содержит. Иные документы, позволяющие рассчитать средний тарифный коэффициент, в материалах тарифного дела отсутствуют.
Пунктом 2.5.1 приложения № 6 к положению об оплате труда установлены коэффициенты, используемые при расчете вознаграждения за выслугу лет (от 0,6 до 1,5). В соответствии с п. 2.5.2 того же положения вознаграждение начисляется, исходя из часовой тарифной ставки/должностного оклада согласно штатному расписанию по основной должности с учетом коэффициента, зависящего от продолжительности непрерывного стажа работы на предприятии, отработанного времени в календарных днях и действующего коэффициента повышения заработной платы. При расчете тарифа РСТ использовала коэффициент, равный 1,15, применяющийся к работникам, имеющим стаж непрерывной работы от 10 включительно до 15 лет. Между тем, обоснованность применения данного показателя материалами тарифного дела и расчетом в таблице (Приложение 2.2 «Расходы на оплату труда» не подтверждена.
7. Прочие производственные расходы (аварийно-диспетчерское обслуживание).
Согласно пункту 39 Основ ценообразования прочие производственные расходы определяются в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 18 Методических рекомендаций в числе прочих производственных расходов названы расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание.
АО «Тагмет» среди прочих производственных расходов заявлены расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание в размере 5 069,01 тыс. руб. на 2019 г. и 5 096,01 руб. на 2020 г. РСТ учтено при расчете тарифа 3 035,34 тыс. руб. в 2019 году и 3 051,5 тыс. руб. в 2020 году.
В экспертном заключении по делу об установлении тарифа указано, что в обоснование заявленных расходов на аварийно-диспетчерское обслуживание АО «Тагмет» представлен договор подряда № 120019000525 от 1 апреля 2019 года с ООО «Ремстройтранс» на сумму 5 069,01 тыс. руб. без учета НДС, годовой график ремонта оборудования участка водоснабжения энергетического цеха на 2019 год, ведомость дефектов энергетического оборудования участка водоснабжения (л.д.3-25 том 2 Расчета тарифа на 2019-2020 годы).
Из пункта 1.1 договора подряда с ООО «Ремстройтранс» видно, что АО «Тагмет» поручило, а ООО «Ремстройтранс» приняло на себя обязательство выполнить собственными и/или привлеченными силами и средствами следующие виды работ: «Энергетический цех. Участок водоснабжения. Текущий ремонт линии обработки осмотической воды для трубопрокатного цеха и «КриоГаз». Объем работ определен в смете №108689, содержание которой позволяет прийти к выводу о том, что предметом договора подряда от 1 апреля 2019 года является выполнение ООО «Ремстройтранс» работ, которые являются оказанием услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, которое фактически отсутствует.
По смыслу пп.7 п.18 Методических указаний «прочие производственные расходы», включающие расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание и не учитываемые в составе ремонтных расходов, должны быть непосредственно связаны с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, что и обусловливает их экономическую необходимость (с учетом специфики тарифа и оказываемой услуги), между тем, вывод РСТ в этой части сделан без учета приведенного правового предписания. В ремонтные расходы указанные суммы включены не были, соответствующее обоснование регулируемой организацией не представлялось и не проверялось РСТ, при таком положении нельзя согласиться с обоснованностью включения рассматриваемого вида расходов в «прочие производственные расходы».
При таких обстоятельствах в экспертном заключении расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание частично признаны экономически обоснованными в отсутствие подтверждающих документов.
8.Амортизация (строка 5 «Сметы расходов», таблица «Амортизация» л.д.49 том 3).
В заявке указаны расходы на амортизацию в 2019 году в размере 3 682,71 тыс. руб., в 2020 году – 3 682,71 тыс. руб. с учетом инфляции 3%. Орган регулирования посчитал обоснованными расходы в сумме 2 205,22 тыс. руб. в 2019 году и в 2020 году, пропорционально полезному отпуску воды, приходящемуся на абонента ООО «КриоГаз».
В соответствии с п. 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями.
Согласно п. 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Из приложения 2.3 к заключению следует, что АО «Тагмет» начислены, а РСТ учтены расходы на амортизационные отчисления по участку воды осмотической ТПЦ КриоГаз за 2018 год в отношении следующего имущества:
- трубопровод обессоленной воды к кислородной станции,
- таль электрическая,
- установка вододподготовки обессоленной воды,
- 6 агрегатов воздушных отопительных.
Однако указанное имущество не относится к объектам централизованной системы водоснабжения с точки зрения статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам). Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2017 года по делу А53-2096/2017 установлено, что поставка технической воды осуществляется через нецентрализованную систему холодного водоснабжения, то есть устройством, технологически не связанным с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенным для пользования ограниченного круга лиц. Возможность применения аналогии закона РСТ с точки зрения содержания приведенного Федерального закона при установлении тарифа не обоснована, в заключении уполномоченного в этой части каких-либо суждений и выводов не приведено.
При таких обстоятельствах расходы на амортизационные отчисления включены в тариф в отсутствие надлежащих оснований.
Заслуживают внимания в рамках совокупности исследованных данных доводы административного истца об оспаривании обоснованности отнесения на ООО «КриоГаз» затрат в размере 59,88% от общего объема расходов, ввиду ошибочного расчета РСТ соотношения объема расходов, приходящихся на ООО «КриоГаз». В заключении уполномоченного (л.д.53-54 том 3) приведены не соответствующие друг другу показатели полезного отпуска для ООО «КриоГаз» (59,88% от 200,4 тыс. куб.м и 42,77 % от 280,56 тыс.куб.м).
В обоснование примененного процентного соотношения при распределении расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, РСТ указала на необходимость руководствоваться данными баланса водоснабжения, представленными АО «Тагмет» (л.д. 10 том 1 Расчет тарифа в 2019-2020 годах), согласно которым из 200,4 тыс. куб.м. полезного отпуска 120 тыс.куб.м приходится на ООО «КриоГаз», а 80,40 тыс. куб.м на отпуск собственным абонентам АО «Тагмет». РСТ согласилась с заявкой в том, что объем воды равный 80,16 тыс. куб.м (потребление на собственные нужды) не подлежит включению в расчет, поскольку данный объем приобретенной воды составляет отбракованный поток после очистки установкой обратного осмоса.
По материалам дела следует прийти к выводу о том, что отсутствие в утвержденной форме баланса водоснабжения специальной графы не является основанием для исключения отбракованного потока воды (80,16 тыс.куб.м) из расчета в полном объеме, в том числе ввиду того, что соответствующий отбракованный поток воды впоследствии используется АО «Тагмет» в качестве оборотной воды, что предусмотрено и Стандартом Тагмет ЭнЦ-017-19 (без приведения в Стандарте и в ходе установления тарифа расчета используемого таким образом объема воды).
Доводы административного истца о наличии существенных нарушений процедуры рассмотрения заявки АО «Тагмет» об утверждении тарифа (в течение апреля 2018 – мая 2019 года), не могут повлиять на оценку оспоренных постановлений, поскольку они приняты уполномоченным государственным органом, тариф на соответствующую услугу должен быть установлен в соответствии с судебным актом арбитражного суда, поэтому процедура рассмотрения заявления об установлении тарифа не влечет вывод о самостоятельном основании для признания постановлений РСТ недействующими. Правоотношения по поводу установления тарифа возникли между РСТ и регулируемой организацией, поэтому вопрос соблюдения процедуры рассмотрения заявки относится к правам и обязанностям этого круга субъектов. Постановления проверены по существу.
Оспариваемый тариф с учетом изменений и параметры производственной программы рассчитаны, исходя из вышеизложенного, с нарушением положений тарифного законодательства.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты, как взаимосвязанные, применялись для регулирования правоотношений в соответствующей сфере, являются действующими на время рассмотрения дела, они признаются судом недействующими со дня вступления решения суда в законную силу при ограниченном сроке их действия. Препятствий для оценки соответствия тарифному законодательству этих актов, учитывая период их действия, не имеется. Вместе с тем правовые последствия признания постановлений противоречащими нормам более высокой юридической силы следует применять с даты начала их действия, поскольку неправомерность применяемых постановлений устанавливается судом со времени их принятия. Экономические вопросы, вытекающие из результата рассмотрения настоящего дела, подлежат разрешению в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена».
Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».
С административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 13500 рублей в соответствии со статьёй 111 КАС РФ.
Руководствуясь ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области №16/6 от 7 мая 2019 года «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ПАО «ТАГМЕТ» (ИНН 6154011797) с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2020 года», №16/7 от 7 мая 2019 года «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ПАО «ТАГМЕТ» (ИНН 6154011797) с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2020 года», №50/1 от 24 октября 2019 года «О внесении изменений в некоторые постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области в сфере водоснабжения».
Взыскать с Региональной службы по тарифам Ростовской области в пользу ООО «КриоГаз» уплаченную государственную пошлину в размере 13 500 рублей.
Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения в официальном периодическом печатном издании "Собрание правовых актов Ростовской области".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд.
Судья Д.М. Абрамов
В окончательной форме решение принято 7 декабря 2020 года