НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 28.09.2021 № 3А-229/2021

УИД 61OS0000-01-2021-000210-86

дело № 3а-229/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2021 г. г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе председательствующего судьи Журба О.В.,

при ведении протокола секретарем Кононенко О.И.,

с участием представителя административного истца государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» ФИО1,

представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам Ростовской области ФИО2, ФИО3, ФИО4,

прокуроров отдела прокуратуры Ростовской области Зонова О.В., Шматовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (ГУП РО «УРСВ») о признании не действующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/56 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), на 2021 год» в части установленных в пункте 1 приложения к постановлению тарифов на питьевую воду филиала Гуково-Зверевский для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинского района, для потребителей Гуково-Гундоровского водовода (подъем, водоподготовка и перемещение от НС-1 до НС-4); в пункте 3 тарифа на водоотведение «филиал Гуково-Зверевский»,

у с т а н о в и л :

Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ, орган регулирования) 15 января 2019 г. принято постановление № 1/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) на период с момента официального опубликовании постановления по 31 декабря 2022 г. Пунктом 1 этого постановления установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) (далее - Предприятие) согласно приложению № 1 к постановлению. В частности, в приложении № 1 установлены тарифы, в пункте 1 Гуковский, Зверевский производственные участки: для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинского района и для потребителей Гуково-Гундоровского водовода (подъем, водоподготовка и перемещение от НС-1 до НС-4); в пункте 3 тарифы на водоотведение Гуковский, Зверевский производственные участки. Все перечисленные тарифы установлены с разбивкой по полугодиям. Пунктом 2 постановления № 1/2 установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения Предприятию согласно приложению № 2 к постановлению.

Постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области pravo.donland.ru 15 января 2019 г. № 6145201901150021.

24 января 2019 г. в постановление № 1/2 были внесены изменения постановлением №2/2 (п.6) которое опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области pravo.donland.ru 30 января 2019 г. № 61452019013000201.

18 декабря 2020 г. РСТ принято постановление № 54/56 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), на 2021 год» в пункте 1 которого установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 год с учетом корректировки согласно приложению к постановлению. В пункте 2 данного постановления указано, что тарифы, установленные постановлением от 15 января 2019 г. № 1/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН)» на 2021 год признаны утратившими силу.

В пункте 1 приложения к постановлению установлены тарифы (руб. за 1 куб. метр) на питьевую воду Гуковский, Зверевский производственные участки:

для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинского района на период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. (без учета НДС) в размере 76,52, для населения (с учетом НДС) в размере 91,82; на период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (без учета НДС) в размере 77,97, для населения (с учетом НДС) в размере 93,56.

для потребителей Гуково-Гундоровского водовода (подъем, водоподготовка и перемещение от НС-1 до НС-4) на период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. (без учета НДС) в размере 22,95, для населения (с учетом НДС) в размере 27,54; на период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (без учета НДС) в размере 23,38, для населения (с учетом НДС) в размере 28,06.

в пункте 3 тарифы на водоотведение Гуковский, Зверевский производственные участки на период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. (без учета НДС) в размере 28,70, для населения (с учетом НДС) в размере 34,44; на период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (без учета НДС) в размере 29,24, для населения (с учетом НДС) в размере 35,09.

Постановление № 54/56 опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области pravo.donland.ru 23 декабря 2020 г. № 6145202012230098.

12 января 2021 г. Постановлением РСТ №1/2 были внесены изменения в некоторые постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе, в приложение к Постановлению от 18 декабря 2020 г. № 54/56, заменены слова «Гуковский, Зверевский производственные участки» словами «филиал Гуково-Зверевский».

Постановление № 1/2 опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области pravo.donland.ru 14 января 2021 г. № 6145202101140006.

ГУП РО «УРСВ» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором, после уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) просит признать не действующим со дня его принятия постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/56 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), на 2021 год» в части тарифов установленных в пункте 1 приложения к постановлению на питьевую воду «филиал Гуково-Зверевский»: для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинский район, «филиал Гуково-Зверевский»: для потребителей Гуково-Гундоровского водовода (подъем, водоподготовка и перемещение от НС-1 до НС-4)»; в пункте 3 тариф на водоотведение «филиал Гуково-Зверевский».

В обоснование заявленных требований ГУП РО «УРСВ» указано на необоснованное исключение из необходимой валовой выручки расходов по статьям затрат на приобретение электрической энергии, неподконтрольным расходам и амортизации.

Установленные размеры тарифов, по утверждению административного истца, рассчитаны с нарушением Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э. Указано, что корректировка необходимой валовой выручки осуществлена РСТ без учета фактических результатов деятельности предприятия за период 2019 года, базовый уровень операционных расходов необходимой валовой выручки за 2019 год определен без применения фактического индекса изменения потребительских цен за 2019 год. Фактические расходы на приобретение электрической энергии в тарифе на питьевую воду для потребителей г.Гуково, г.Зверево, Красносулинского района рассчитаны с учетом показателя удельного потребления электрической энергии, не утвержденного в качестве долгосрочного параметра регулирования. В тарифе на питьевую воду Гуково-Гундоровского водовода фактический объем водоподготовки, участвующий в расчете фактического объема электроэнергии определен с учетом фактического уровня потерь, не утвержденного в качестве долгосрочного параметра регулирования. Фактические расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций определены с учетом показателя потерь, установленного в качестве долгосрочного параметра регулирования, а не фактического. Не обоснованно снижены заявленные фактические расходы на оплату водного налога и исключены плановые расходы на оплату налога на имущество, заявленные предприятием расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, недополученный доход. По статье амортизации фактические и плановые расходы исключены с указанием на письмо ФАС и то обстоятельство, что имущество предприятия создано за счет бюджетных средств, в связи с чем, согласно ст.256 НК РФ амортизационные отчисления по данному виду имущества не начисляются. Таким образом, тарифы не обеспечивают ГУП РО «УРСВ» возмещения понесенных затрат связанных с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению, влекут возникновение убытков, не позволяют обеспечить нормальное функционирование, бесперебойное оказание потребителям услуг надлежащего качества.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала требования ГУП РО «УРСВ», дала пояснения, аналогичные изложенным в уточненном административном исковом заявлении, дополнительных пояснениях.

Представители Региональной службы по тарифам Ростовской области ФИО2, ФИО3, ФИО4 действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнениям к отзыву которые сводились к тому, что порядок издания, принятия и введения в действие оспариваемого постановления соблюден, оспариваемое постановление соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в соответствии с заявкой предприятия и представленными обосновывающими документами.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО8, ФИО9, исследовав материалы административного дела, материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора Шматовой Н.А., о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, оценив фактические данные в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении)).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на утверждение соответствующих видов тарифов закреплены в разделе 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20.

Таким образом, постановление РСТ от 18 декабря 2020 г. № 54/56 принято РСТ в пределах компетенции.

Упомянутый акт издан в форме соответствующей п. 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, принят на заседании Правления Службы правомочным составом с соблюдением порядка, установленного пунктом 3.6 того же Положения, опубликован 23 декабря 2020 г. на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru), номер опубликования 6145202012230098, с учетом положений Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области».

Постановление РСТ от 18 декабря 2020 г. № 54/56 на момент рассмотрения дела судом является действующим, с изменениями, внесенными постановлением РСТ №1/2 от 12 января 2021 г. опубликованным на официальном портале правовой информации Ростовской области 14 января 2021 г., содержит правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть, обладает признаками нормативного правового акта.

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление принято тарифным органом в пределах имеющейся компетенции, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия, порядку опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя постановление на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

ГУП РО «УРСВ» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в различных районах Ростовской области, имеет несколько филиалов.

Из материалов дела следует, что ГУП РО «УРСВ» в соответствии с постановлениями Администрации города Гуково от 10 декабря 2018 г. № 1567, Администрации города Зверево от 11 декабря 2018 г. № 771, Администрации Углеродовского г/п от 7 декабря 2018 г. № 90, Администрации Ковалевского с/п от 10 декабря 2018 г. № 116, Администрации Долотинского с/п от 10 декабря 2018 г., 104, Администрации Гуково-Гнилушевского с/п от 10 декабря 2018 г. № 99, Администрации Комиссаровского с/п от 11 декабря 2018 г. №122, Администрации Михайловского с/п от 4 декабря 2018 г. №36, Администрации Владимировского с/п от 12 декабря 2018 г. № 100 наделено статусом гарантирующей организации на территории г.Гуково, г.Зверево, Красносулинского района, оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на указанной территории.

В целях обеспечения холодного водоснабжения потребителей г.Гуково, г.Зверево, Красносулинский район на указанный участок производится покупка (перемещение) воды от Гуково-Гундоровского водовода.

Для УРСВ расчетный период является третьим годом первого долгосрочного периода регулирования.

Установлено, что на основании заявления ГУП РО «УРСВ», поступившего в РСТ 29 апреля 2020 г. тарифным органом 18 мая 2020 г. открыто дело № 40.3/369/15.05.2020 с целью корректировки необходимой валовой выручки и одноставочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных на 2021 г. с применением метода индексации, поставляемых ГУП РО «УРСВ» потребителям г.Гуково, г.Зверево, Красносулинский район, о чем организация уведомлена извещением от 18 мая 2020 г. № 40.3/369.

В соответствии с п. 26 Правил регулирования тарифов РСТ подготовлено экспертное заключение по делу № 40.3/369/15.05.2020 с приложением расчетных таблиц, 18 декабря 2020 г. на заседании Правления принято постановление № 54/56, утверждена корректировка на 2021 г.

В соответствии с ч.1 ст. 32 Закона о водоснабжении расчет тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.

Согласно экспертному заключению по делу о корректировке от 10 декабря 2020 г. и выписке из протокола заседания Правления РСТ от 18 декабря 2020 г. № 54, тарифным органом снижен заявленный Предприятием размер необходимой валовой выручки.

Так, предприятием к корректировке предложена необходимая валовая выручка по услуге холодное водоснабжение (вода питьевая) – 551 793,28 тыс. руб., учтено органом регулирования при установке тарифов: 216 721,81 тыс. руб.; по услуге холодное водоснабжение (вода питьевая) ГГВ – 270 597,56 тыс. руб., учтено органом регулирования при установке тарифов: 15 415,32 тыс. руб., в том числе по конечным потребителям 1 163,91 тыс. руб.; по услуге по водоотведению – 63 413,94 тыс.руб., учтено органом регулирования при установке тарифов – 67 736,02 тыс.руб.

ФИО5 «УРСВ» полагает, что тарифным органом при корректировке необоснованно исключены фактические показатели результатов деятельности предприятия за 2019 год.

В соответствии с пунктом 90 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Таким образом, при проведении корректировки необходимой валовой выручки учитывается такой показатель как размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых периодов регулирования.

В ходе судебного разбирательства суду не было представлено доказательств наличия в заявке предприятия в тарифах на холодное водоснабжение для потребителей г. Гуково, г. Зверево, Красносулинского района и холодное водоснабжение для потребителей Гуково-Гундоровского водовода указанного выше показателя.

В тарифе на водоотведение для потребителей г. Гуково, г. Зверево, Красносулинского района заявлено в корректировку НВВ по результатам деятельности 2019 г. - 1 138,53 тыс.руб.

Предприятием, согласно заключения, предложены к корректировке необходимая валовая выручка (НВВ) и тарифы на 2021 год с показателем роста: по холодному водоснабжению (вода питьевая для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинского района) рост тарифа – 264,41 %, необходимая валовая выручка, рост - 256,15 %, по холодному водоснабжению (вода питьевая для потребителей Гуково-Гундоровского водовода (подъем, водоподготовка и перемещение от НС-1 до НС-4)) рост тарифа – 174,99 %, необходимая валовая выручка, рост - 2225,65 %, по водоотведению Гуковский, Зверевский производственные участки рост тарифа - 127,03 %, необходимая валовая выручка, рост - 94,51 %.

Из приложений 1.5, 2.5, 3,5 к заключению по делу о корректировке необходимой валовой выручки и одноставочных тарифов следует, что тарифным органом произведена корректировка необходимой валовой выручки по указанным видам деятельности, темп роста тарифов составил 100,61%, 100,95 %, 100,95 %.

Установлено, что расчет корректировки необходимой валовой выручки орган регулирования произвел без учета корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых периодов регулирования (2019 год), осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов. Значение данного показателя принято – 0, в виду осуществления предприятием регулируемой деятельности не полный календарный год, поскольку тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на указанных территориях были установлены для предприятия с 15 января 2019 г., что следует из постановления РСТ от 15 января 2019 г. № 1/2, сведений о его публикации и из утвержденной постановлением РСТ от 18 декабря 2020 г. № 54/55 производственной программы.

Расчет корректировки НВВ в соответствии с пунктами 90 и 91 Методических указаний производится по формулам 32 и 33.

Исходя из содержания формулы 32, на основании которой производится корректировка необходимой валовой выручки, необходимая валовая выручка, определяемая на год i долгосрочного периода регулирования с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, определяется как сумма значений, в числе которых учитывается и размер корректировки необходимой валовой выручки за год i-2, определяемый, в свою очередь, по формуле 33.

Далее, размер корректировки необходимой валовой выручки за год i-2 определяется как разница между фактической величиной необходимой валовой выручки в i-2 году, определяемой на основе фактических значений параметров взамен прогнозных, и выручкой от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в i-2 году.

При этом, фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году определяется в годовых показателях в то время, как выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году подлежит определению с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2019 г.

Ввиду сопоставления фактических расходов в годовых значениях и товарной выручки предприятия за неполный год, учет фактических значений параметров расчета тарифов за неполный год к значениям, учтенным при установлении тарифов в годовых значениях, приведет к некорректному применению указанных формул и к необоснованному росту необходимой валовой выручки и тарифов предприятия.

Таким образом, подход РСТ при корректировке необходимой валовой выручки не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы.

Расчет показателя фактической НВВ в (i-2) м году с учетом п.п. «г» п.9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утв. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 касается введения в действие предельных индексов, определяющих максимальный допустимый рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в среднем по региону и к расчету спорного показателя за неполный год, не применим.

Рассматривая доводы представителя административного истца об отсутствии возможности учесть недополученные доходы за 2019 год, суд учитывает, что в соответствии с п.15 Основ ценообразования недополученные доходы могут быть включены в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Кроме этого, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования (п. 22 Правил регулирования тарифов).

Согласно пунктам 29, 74 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

ГУП РО «УРСВ» заявлены фактические расходы на приобретение электрической энергии в 2019 г. по холодному водоснабжению (вода питьевая) в размере: 9 323,14 тыс.руб в тарифе на питьевую воду для потребителей г.Гуково, г.Зверево, Красносулинского района, 129 200,82 тыс.руб. в тарифе на питьевую воду для потребителей Гуково-Гундоровского водовода, по итогам экспертизы снижены и приняты РСТ соответственно в размерах 3 514,75 тыс. руб., 93,58 тыс. руб. РСТ скорректирован фактический объем покупки воды, заявленный предприятием для потребителей г.Гуково, г.Зверево, Красносулинского района в размере 12 053,52 тыс. куб.м до 4 402,82 тыс. куб.м в виду применения уровня потерь воды установленного долгосрочным параметром регулирования тарифов постановлением от 15 января 2019 г. № 1/2 - 34,69%; фактический объем покупки воды, заявленный предприятием для потребителей Гуково-Гундоровского водовода в размере 12 779,44 тыс. куб.м - до 4 696,79 тыс., в виду применения фактического значения потерь воды – 5,34%, а не долгосрочного параметра регулирования 8,25%, поскольку ГУП РО «УРСВ» не выполнена производственная программа за 2019 год.

Кроме того, ГУП РО «УРСВ» в составе неподконтрольных расходов заявлены фактические расходы на оплату товаров (услуг, работ) приобретаемых у других организаций в тарифе на питьевую воду г.Гуково, г.Зверево, Красносулинского района в размере 172 484,27 тыс. руб., которые скорректированы до 9 686,20 тыс.руб., с учетом показателя потерь, установленного в качестве долгосрочного параметра регулирования тарифов.

ГУП РО «УРСВ» в составе неподконтрольных расходов в тарифе на питьевую воду Гуково-Гундоровского водовода также заявлены фактические расходы на оплату водного налога в размере 13 707,44 тыс. руб., которые скорректированы РСТ до 1 946,70 тыс. руб., в виду определения фактического объема отпуска воды из источников водоснабжения за 2019 год с учетом представленной Предприятием информации о фактическом объеме воды, отпускаемой абонентам в 2019 году, налоговых ставок определенных статьей 333.12 НК РФ, без применения повышающих коэффициентов.

ГУП РО «УРСВ» также заявлены фактические расходы на амортизацию в тарифе на питьевую воду г.Гуково, г.Зверево, Красносулинского района в размере 443,66 тыс. руб., которые исключены РСТ в полном объеме.

Учитывая, что указанные фактически понесенные Предприятием в 2019 г. расходы на приобретение электрической энергии, на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, на оплату водного налога и амортизацию применяются только при расчете формулы корректировки с учетом размера корректировки необходимой валовой выручки за год i-2, который, как установлено выше, при расчете оспариваемых тарифов не определялся ввиду неполного года деятельности предприятия, то невключение данных затрат не повлияло на размер необходимой валовой выручки и оспариваемых тарифов, утвержденных постановлением от 18 декабря 2020 г. № 54/56 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), на 2021 год», не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы.

Не оказывает влияния на размер тарифов и допущенная ошибка в расчете фактических расходов на оплату водного налога (тариф на питьевую воду Гуково-Гундоровского водовода).

ГУП РО «УРСВ» заявило, что базовый уровень операционных расходов необходимой валовой выручки за 2019 год, утвержденный РСТ в размере 116 258,69 тыс. руб. в тарифе на питьевую воду для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинского района в размере 9 989,85 тыс. руб., в тарифе на питьевую для потребителей Гуково-Гундоровского водовода, в размере 72 796,31 тыс. руб., в тарифе на водоотведение, принят без применения фактического индекса изменения потребительских цен за 2019 г. (Приложения 1.5, 2.5, 3.5 к заключению).

В соответствии с п. 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определённый в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс количества активов.

В силу п. 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 – 26 Методических указаний за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов).

Операционные расходы рассчитываются на второй и последующий годы долгосрочного периода регулирования по формуле 8, содержащейся в указанном пункте Методических указаний, в котором предусмотрен индекс потребительских цен, определённый в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной период регулирования.

В соответствии с п. 95 Методических указаний, необходимая валовая выручка, определяемая на i-2-й год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, установленная с применением метода индексации рассчитывается по формуле 38 с учетом пунктов 22 - 23 Основ ценообразования.

В указанной формуле участвует показатель операционных расходов, в i-2 году, определенный исходя из уточненных параметров расчета тарифов (индексов) в соответствии с формулой (40) Методических указаний.

В соответствии с формулой (40) Методических указаний фактический индекс изменения потребительских цен применяется при расчете скорректированных операционных расходов, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования. Вопреки доводам представителя административного истца, действующее законодательство не предусматривает при корректировке тарифов применение фактического индекса изменений потребительских цен на первый год долгосрочного периода.

Как следует из материалов дела, ГУП РО «УРСВ» в тарифе на питьевую воду Гуково-Гундоровского водовода заявлены плановые расходы на уплату налога на имущество по объекту «Строительство второй нитки Гуково-Гундоровского водопровода от НС-4 в сторону г. Зверево из ПЭ труб» в размере 8 929,99 тыс.руб. (Приложение № 1.3 к заключению).

Указанные расходы исключены РСТ в полном объеме как экономически необоснованные со ссылкой на отсутствие обосновывающих материалов.

Расходы на уплату налогов относятся к неподконтрольным расходам, в числе которых учитывается налог на имущество организаций (пункт 65 Основ ценообразования, пункт 30 Методических указаний). Данные расходы являются текущими (пункт 76 Основ ценообразования), которые при расчете тарифов с применением метода индексации включаются в НВВ в размере планируемых расходов на соответствующий год долгосрочного периода регулирования (пункт 85 Методических указаний).

В соответствии со статьей 374 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество на праве хозяйственного ведения, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 указанного Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Областным законом Ростовской области от 10 мая 2012 г. № 843-ЗС установлены налоговые ставки по налогу на имущество организаций.

Налогообложению подлежит недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В обоснование указанных расходов ГУП РО «УРСВ» представлен расчет налога на имущество, промежуточная налоговая декларация по уплате налога на имущества за 2020 г., распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Ростовской области финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области №19-р/193 от 6 февраля 2020 г. о передаче объекта «Строительство второй нитки Гуково-Гундоровского водопровода от НС-4 в сторону г. Зверево из ПЭ труб» на праве хозяйственного ведения ГУП РО «УРСВ», выписка из ЕГРН о регистрации права, карточка ОС-1а.

Из распоряжения №19-р/193 следует, что объект недвижимого имущества протяженностью 16 863 м передан ГУП РО «УРСВ» на праве хозяйственного ведения. В акте прима-передачи указано, что первоначальная (балансовая) стоимость объекта 447 749 170 руб., фактический срок эксплуатации на момент передачи объекта – 25 мес., срок полезного использования – 10000 мес., норма амортизации (месячная) 0,7%, начисленная амортизация – 1 074 598,08 руб., сведения о дате изготовления (постройки) отсутствуют.

В выписке из ЕГРН указан год ввода объекта в эксплуатацию - 2016 г., назначение объекта – иное сооружение.

Из показаний свидетеля ФИО9 - главного инженера ГУП РО «УРСВ» следует, что указанный объект эксплуатируется ГУП РО «УРСВ» в качестве основной ветки водоснабжения потребителей в г. Зверево.

Сведения о завершении строительства и кадастровой стоимости объекта в выписке из ЕГРН отсутствуют, документов, подтверждающих использование объекта в централизованной системе водоснабжения, ведомость амортизационных отчислений, карточка ОС-6 по данному объекту органу регулирования представлены не были.

Как следует из положений Постановления Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 для оформления и учета операций приема, приема-передачи зданий (сооружений) в организации или между организациями применяется акт - форма № ОС-1а.

Представленная ГУП РО «УРСВ» карточка ОС-1а в противоречие с данными указанными в распоряжении №19-р/193 содержит первоначальную стоимость 7 749 170,00 руб., срок полезного использования – 1000 мес., дату ввода объекта в эксплуатацию 6 февраля 2020 г. В карточке ОС-1а не указаны сведения об организации-сдатчике, основании для составления акта, месте нахождения объекта, остаточной стоимости, начисленной амортизации, норме амортизации, фактическом сроке эксплуатации, подписи ответственных лиц.

ГУ РО «УРСВ» не обосновало начисление ускоренной амортизации, отсутствует указание на принадлежность объекта к амортизационной группе.

Расчет налога на имущество ГУП РО «УРСВ» «Строительство второй нитки Гуково-Гундоровского водопровода от НС-4 в сторону г. Зверево из ПЭ труб» на 2020-2021 годы не имеет подписи ответственного лица.

Данные промежуточной налоговой декларации по налогу на имущество за 2020 год содержат расчет среднегодовой стоимости за период с марта по октябрь. Как пояснила представитель административного истца, промежуточная налоговая декларация была представлена в орган регулирования без отметки налогового органа.

В соответствии с пунктами 16, 17 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов.

В соответствии с подп. «е» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, к заявлению в числе обосновывающих материалов прилагается расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

ГУП РО «УРСВ» действуя в целях извлечения прибыли и являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть заинтересовано в проявлении инициативы по представлению обосновывающих материалов для корректировки тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

Поскольку заявленные регулируемой организацией расходы не подтверждены первичными документами, а представленные материалы содержат противоречивые сведения, они обоснованно исключены тарифным органом.

Представленный в судебном заседании акт ввода в эксплуатацию от 15 августа 2016 г. не мог быть оценен РСТ ввиду его отсутствия в обосновывающих заявку документах Предприятия.

Плановые затраты по статье «амортизация» были заявлены ГУП РО «УРСВ» в тарифе на питьевую воду г.Гуково, г.Зверево, Красносулинский район в размере 2 529,98 тыс. руб., в тарифе на питьевую воду Гуково-Гундоровского водовода в размере 2 372,01 тыс. руб. и исключены органом регулирования в полном объеме со ссылкой на отсутствие обосновывающих документов и письмо ФАС России от 31 октября 2019 г. № СП/95753/19.

Согласно пунктам 43, 77 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н, согласно пункту 49 которых стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержат.

С учетом изложенного, вывод РСТ о том, что в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, переданных Предприятию в хозяйственное ведение не подлежит начислению амортизация, является ошибочным.

Вместе с тем, основанием принятия решения о невключении расходов по статье «амортизация» послужило и отсутствие обосновывающих документов.

Согласно пунктам 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Согласно пунктам 12 и 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н (Методические указания по бухгалтерскому учету) учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.

Согласно пункту 16 названных Методических указаний при наличии большого количества объектов основных средств по месту их нахождения в структурных подразделениях их учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта основных средств, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта.

В подтверждение плановых расходов по статье «амортизация» ГУП РО «УРСВ» представлен расчет амортизационных отчислений на 2021 г., ведомость амортизации за 9 месяцев 2020 г. по Гуковскому участку, обороты счета 20.01, акты ОС1, распоряжение Минимущества Ростовской области о передаче в хозяйственное ведение объекта «Строительство второй нитки Гуково-Гундоровского водопровода от НС-4 в сторону г. Зверево из ПЭ труб».

Карточки учета основных средств ОС-6 ГУП РО «УРСВ» не представлены.

Из представленных расчетов амортизационных отчислений следует, что по Гуково-Гундоровскому водоводу заявлены 11 объектов, в том числе объект недвижимости «Строительство второй нитки Гуково-Гундоровского водопровода от НС-4 в сторону г. Зверево из ПЭ труб», по г.Гуково, г.Зверево и Красносулинскому району 32 объекта.

Представленные на часть объектов акты приема-передачи основных средств по форме ОС-1 надлежащим образом не заполнены, ответственными лицами не подписаны, не содержат сведений об организации-сдатчике, месте нахождения объекта. Предприятием не представлены приказы на закрепление транспортных средств по участкам, сведения по размещению объектов по группам и сроку полезного использования.

Таким образом, заявленные регулируемой организацией плановые расходы на амортизацию не подтвержденные первичными документами бухгалтерского учета и не могли быть приняты органом регулирования в качестве экономически обоснованных.

ГУП РО «УРСВ» заявлены расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов на холодное водоснабжение (питьевую воду) для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинского района в размере 64 952,99 тыс. руб., а также расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов и недополученный доход на холодное водоснабжение (питьевую воду) для потребителей Гуково-Гундоровского водовода в размере 168 953,83 тыс. руб., из которых экономически обоснованные расходы - 167 925,85 тыс.руб., недополученный доход - 1 027,98 тыс.руб.; на водоотведение для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинского района в размере 28 201,61 тыс.руб., из которых, согласно заявки предприятия, экономически обоснованные расходы – 13 004,40 тыс.руб., недополученный доход 15 197,21 тыс.руб.

Пунктом 65 Основ ценообразования затраты на компенсацию экономически обоснованных расходов отнесены к неподконтрольным расходам, поскольку основаны на фактических документально подтвержденных затратах.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца пояснила, что заявленные расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, включают в себя расходы, которые отражены в отчетах о фактической себестоимости услуг по водоснабжению, такие как ГСМ, расходы на реагенты, оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, расходы на энергоресурсы, прочие общехозяйственные расходы; предприятие по указанной статье затрат заявило фактически понесенные операционные расходы в размере, превышающем учтенный в базовом уровне операционных расходов при установлении тарифов, а также фактические расходы на приобретение электроэнергии и топлива, превышающем плановую величину затрат на 2019 г.

Расчеты затрат предприятием представлены не были. По пояснению представителя административного истца, заявленные суммы недополученного дохода сформированы в результате разницы между плановым и фактическим полезным отпуском.

Административным ответчиком расходы по указанной статье затрат не учтены в полном объеме.

Согласно положению подпункта «ж» пункта 65 Основ ценообразования, неподконтрольные расходы включают в себя расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов.

Согласно пункта 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Действующие нормы не предусматривают обязанность регулирующего органа по распределению ранее не учтенных экономически обоснованных расходов и недополученных доходов равномерно в течение трех лет, при этом определен лишь предельный срок, в котором такие расходы должны быть учтены.

В связи с изложенным, экономически обоснованные расходы и недополученный доход за 2019 год, подтвержденные и заявленные Предприятием, подлежат учету органом регулирования не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, т.е. не позднее 2023 года.

Невключение данных сумм в необходимую валовую выручку до этого времени, каким-либо нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и не свидетельствует о незаконности постановления РСТ № 54/56 в оспариваемой части.

В силу положений главы 21 КАС РФ нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если будет установлено, что он противоречит закону, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца.

Проанализировав все представленные доказательства в их совокупности, суд исходит из того, что доказательств нарушения принципа экономической обоснованности в ходе корректировки тарифов в материалы дела не представлено; несоответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом не установлено.

С учетом изложенного, исковые требования ГУП РО «УРСВ» о признании не действующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/56 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), на 2021 год» в части установленных в пункте 1 приложения к постановлению тарифов на питьевую воду филиала Гуково-Зверевский для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинского района, для потребителей Гуково-Гундоровского водовода (подъем, водоподготовка и перемещение от НС-1 до НС-4); в пункте 3 тарифа на водоотведение «филиал Гуково-Зверевский» не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении административных исковых требований государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (ГУП РО «УРСВ») о признании не действующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/56 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), на 2021 год» в части установленных в пункте 1 приложения к постановлению тарифов на питьевую воду филиала Гуково-Зверевский для потребителей города Гуково, города Зверево, Красносулинского района, для потребителей Гуково-Гундоровского водовода (подъем, водоподготовка и перемещение от НС-1 до НС-4); в пункте 3 тарифа на водоотведение «филиал Гуково-Зверевский».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 1 октября 2021 г.

Судья О.В.Журба