Судья: Орельская О.В. № 7.1-248/2020
Р Е Ш Е Н И Е
23 марта 2020 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Павленко И.В. на постановление судьи Батайского городского суда Ростовской области от 27.02.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Батайского городского суда Ростовской области от 27.02.2020 года индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного приостановления деятельности по приему платежей физических лиц платежным агентом на срок 30 суток.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник ФИО1 по доверенности Павленко И.В. выражает несогласие с принятым по делу судебным актом. В обоснование жалобы заявитель ссылается, что сумма денежных средств, поступивших на специальные банковские счета ... рублей меньше суммы принятых платежей и собственных средств, внесенных для пополнения оборотных средств ... на сумму ..., равную суммам, оприходованным в кассу и выданным по РКО для внесения на специальный счет, но не довезенные в банк, которые будут внесены на специальный счет следующим днем, то есть уже 29.10.2019. Суду не представлены документы, на основании которых ИФНС производила расчет сумм, полученных без применения контрольно-кассовой техники.
В судебном заседании защитники ФИО1 - Ткаченко Н.Н. и Павленко И.В. поддержали доводы жалобы, указав, что ФИО1 о рассмотрении жалобы извещена и просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ростовской области ФИО2 и ФИО3 возражали против удовлетворения жалобы, представили для обозрения отчеты по ККТ на дисках CD-R.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, прихожу к следующему.
Согласно части 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в случае если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, посягающие на права потребителя, включая право на информацию, на выбор товаров (работ, услуг), на установленный порядок осуществления государством контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответствующих работ, в части, касающейся административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин, - на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, составляет неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном Федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В силу пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями части 12 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Согласно пунктам 3, 4 и 6 статьи 2 Закона N 103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц; платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях данного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии со статьями 5 и 6 Закона N 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: 1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; 2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; 3) прием денежных средств, вносимых плательщиками; 4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Как следует из материалов дела, 28.10.2019 года на основании поручения заместителя начальника межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области № 11 по Ростовской области в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 проведена проверка по вопросам соблюдения требований законодательства о контрольно-кассовой технике при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт через платежные терминалы.
В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 зарегистрирована следующая контрольно-кассовая техника: фискальный регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ..., установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ..., установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским №..., установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ..., установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ..., установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ..., установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ..., установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-
01-ФА с заводским № ..., установленный по адресу:
...; фискальный
регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ...,
установленный по адресу: ...;
фискальный регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ..., установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-
01-ФА с заводским № ..., установленный по адресу:
...; фискальный
регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ...,
установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-01-ФА с
заводским № ..., установленный по адресу: ...; фискальный
регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ...,
установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ..., установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ..., установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-01–ФА с заводским № ..., установленный по адресу: ...; фискальный регистратор PAYONLINE-01-ФА с заводским № ..., установленный по адресу: ...; фискальный регистратор
PAYONLINE-01-ФА с заводским № ..., установленный по
адресу: ....
Без применения контрольно-кассовой техники индивидуальным предпринимателем ФИО1 получена выручка за период с 01.01.2019 года по 28.10.2019 года при осуществлении наличного денежного расчета при приеме платежей физических лиц через платежные терминалы, названные в протоколе об административном правонарушении.
Так, при проведении контрольной закупки налоговым инспектором при внесении наличных денежных средств в размере 50 рублей в купюроприемник платежного терминала № ... за оплату услуг мобильной связи «Мегафон» выявлено, что в составе платежного терминала контрольно-кассовая техника не применяется, кассовые чеки (бланки строгой отчетности), подтверждающие расчет, не выдаются. В информационной системе налоговых органов ИП ФИО1 по данному адресу не зарегистрирована контрольно-кассовая техника.
16.12.2019 года по факту выявленных нарушений Инспекцией в отношении Предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 61811932917960600002, согласно которому деяние ИП ФИО1 квалифицировано по части 3 статьи 14.5 КоАП РФ с учетом того, что постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю от 29 января 2019 года ИП ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Факт осуществления ИП ФИО1 наличных денежных расчетов при приеме платежей физических лиц через платежные терминалы, названные в протоколе об административном правонарушении, без применения контрольно-кассовой техники подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств: актом проверки № 9 от 25.11.2019 года; фотографиями; отчетами ООО «Эвотор ОФД», представленными для исследования в судебное заседание на дисках CD-R; протоколом осмотра объекта недвижимости.
Материалами дела установлено, что платежные терминалы, указанные в протоколе, не оснащены контрольно-кассовой техникой, за ИП ФИО1 зарегистрирована контрольно-кассовая техника по другим адресам, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 3 статьи 14.5 КоАП РФ.
Налоговым органом при производстве по делу об административном правонарушении, а также при рассмотрении дела судом первой инстанции установлен факт неприменения ИП ФИО1 контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов, в связи с наличием разницы между данными фискального отчета и суммой денежных средств, поступивших на специальные банковские счета ИП ФИО1 в результате осуществления деятельности платежного агента за период с 01.01.2019 года по 28.10.2019 года.
При этом данное обстоятельство заявителем не опровергнуто. Ссылка в жалобе на внесение на специальный счет 29.10.2019 года денежных средств в размере ..., оприходованных в кассу 28.10.2019 года, объективно не подтверждена.
Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктами 62 - 68 указанного регламента предусмотрено проведение осмотра контрольно-кассовой техники, в том числе применяемой в составе платежного терминала (банкомата), при ее регистрации (перерегистрации). Так, предусмотрено, что при осмотре контрольно-кассовой техники в составе платежного терминала (банкомата) специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, проверяет заводской номер контрольно-кассовой техники и платежного терминала (банкомата). После осмотра контрольно-кассовой техники в установленном порядке осуществляется опломбирование контрольно-кассовой техники маркой-пломбой установленного образца, включение фискального режима контрольно-кассовой техники (далее - фискализация), а также активация накопителя фискальной памяти. По завершении фискализации специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, проводит проверку наличия на распечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах реквизитов, соответствующих техническим характеристикам и параметрам функционирования регистрируемой модели контрольно-кассовой техники, а также на соответствие требованиям к кассовым чекам, установленным законодательством Российской Федерации. В ходе проверки для подтверждения факта эксплуатации контрольно-кассовой техники в фискальном режиме отпечатывается чек на произвольную сумму, которая должна быть отражена в сменном и фискальном отчетах.
Таким образом, осуществление расчетов с населением через платежный терминал может осуществляться только с применением ККТ, входящей в состав этого терминала, и после регистрации ККТ в налоговом органе с указанием номера и места нахождения платежного терминала, в состав которого она входит. Регистрация ККТ осуществляется только после осмотра и фискализации ККТ в составе платежного терминала. Об изменении адреса установки ККТ владелец платежного терминала должен сообщать в налоговый орган.
Использование ККТ в составе платежного терминала без регистрации в налоговом органе и (или) использование ККТ не в том платежном терминале и не по тому адресу, которые указаны при регистрации ККТ, без уведомления налогового органа об изменении места установки ККТ, является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий регистрации и применения ККТ и образует событие правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.5 КоАП РФ (с учетом признака повторности).
Использование в расчетах с населением через платежный терминал ККТ, фактически установленной в составе другого платежного терминала, без уведомления об этом налогового органа, препятствует осуществлению налоговыми органами контроля за применением ККТ в платежных терминалах. Регистрация непосредственно платежных терминалов в налоговом органе не предусмотрена, контроль за применением ККТ при осуществлении денежных расчетов через платежные терминалы, в том числе необходимый для соблюдения прав потребителей и контроля за выручкой, получаемой через терминалы, осуществляется в первую очередь через регистрацию (перерегистрацию) ККТ в составе платежного терминала.
Допущенное ИП ФИО1 правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с осуществлением наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа.
Таким образом, событие и состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.5 КоАП РФ, следует признать установленными с позиций статьи 26.1 и статьи 26.2 КоАП РФ.
Привлечение к административной ответственности осуществлено в данном случае в пределах срока, установленного части 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе проводить проверки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, получать необходимые пояснения, справки, сведения и документы по вопросам, возникающим при проведении таких проверок, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, проводить контрольные закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, запрашивать и получать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Исходя из указанных положений действия сотрудника инспекции, выразившиеся в совершении им как покупателем (клиентом) расчетов с продавцом, в рамках проводимой проверки (контрольная закупка) осуществляется в пределах предоставленных законом полномочий.
В соответствии с поручением № 85 от 28 октября 2019 года старшему государственному налоговому инспектору отдела выездных проверок № 3 ФИО3 поручено проведение проверки полноты учета выручки ИП ФИО1
Проверка полноты учета выручки ИП ФИО1 проведена Инспекцией в соответствии с положениями Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2011 N 132н (далее - Административный регламент).
Из пункта 22 Административного регламента следует, что основанием для начала административной процедуры по проверке выдачи кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), является поручение на исполнение государственной функции.
В силу пункта 23 Административного регламента проверка выдачи кассовых чеков специалистами Инспекций включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установление факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанные действия (процедуры проверки) могут быть проведены специалистами Инспекций в форме контроля, основанной на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами); либо в форме аналитических процедур, направленных на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Процедура привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности налоговым органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований, регламентированных КоАП РФ, судом не установлено.
Административное наказание назначено судом первой инстанции ИП ФИО1 в пределах санкции ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, также обоснованно были учтены сведения о повторном совершении однородного административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.
Выявленное административное правонарушение причиняет существенный вред охраняемым общественным правоотношениям в сфере торговли и финансов, поскольку применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок, что отражается на определении налоговой базы и размере налогов, подлежащих уплате в бюджет РФ.
Судьей городского суда все юридически важные обстоятельства учтены, сделан обоснованный вывод о том, что назначение иного вида административного наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, не допущено. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Батайского городского суда Ростовской области от 27.02.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1 – Павленко И.В. – без удовлетворения.
Судья