Дело № 3-21/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2015 года г. Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд
в составе председательствующего судьи Рудневой О.А.,
при секретаре Варфоломеевой С.А.,
с участием представителя истца - ООО «Торговая фирма «Донские зори» ФИО1, представителя ответчика - Правительства Ростовской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Торговая фирма «Донские зори» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ростовской области об установлении кадастровой стоимости здания торгового центра равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
ООО «Торговая фирма «Донские зори» обратилось в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»), указывая, что является собственником здания торгового центра с кадастровым номером ... площадью ... кв.метров, литер ..., расположенного по адресу: .... Кадастровая стоимость здания, составляющая ... рублей, по мнению истца, существенно завышена, что нарушает его права как плательщика налога на имущество организаций. ООО просит суд установить кадастровую стоимость здания торгового центра в размере рыночной стоимости в сумме ... рублей (л.д. 38, 39-41).
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству по инициативе суда в порядке ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве соответчика к участию в деле привлечено Правительство Ростовской области как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в бюджет которого зачисляется налог на имущество организаций, на снижение налоговой базы по которому направлен иск, и как орган, утвердивший оспариваемые истцом результаты государственной кадастровой оценки.
В судебном заседании представитель ООО «Торговая фирма «Донские зори» ФИО1 уточнила, что просит установить кадастровую стоимость здания в размере рыночной в сумме, установленной в отчете оценщика по состоянию на 6 июня 2011 года (дату, на которую определялась кадастровая стоимость). Доводы о правовой заинтересованности ООО в пересмотре размера кадастровой стоимости мотивировала со ссылкой на ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации необходимостью расчета налога на имущество организаций за 2014 год из кадастровой стоимости объекта.
Представитель Правительства Ростовской области ФИО2 иск не признала, ссылаясь на то, что на территории Ростовской области не принят областной закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов, указанных в пп.1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК Российской Федерации, и не утверждены перечни объектов, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости. В отсутствие подобных региональных актов кадастровая стоимость объектов, перечисленных в названных нормах, не применяется в качестве налоговой базы для исчисления налога на имущество организаций.
Представители ФГБУ «ФКП Росреестра», надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Доказательства уважительности причин неявки суду представлены не были, ходатайства об отложении судебного разбирательства не поступили. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей названного лица.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Обращение юридических лиц в суд с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости допускается только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Судом установлено, что ООО «Торговая фирма» Донские зори» является собственником торгового центра, назначение: нежилое, общая площадь ... кв.метров, литер ..., этажность: ..., подземная этажности: ..., кадастровый номер ..., расположенного по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31 июля 2014 года, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12 декабря 2014 года (л.д. 11, 116-118).
Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории Ростовской области утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 5 июля 2012 года № 572 по состоянию на 6 июня 2011 года.
Кадастровая стоимость принадлежащего истцу здания с кадастровым номером ..., установленная названным актом, составляет ... рублей.
ООО «Торговая фирма «Донские зори» в подтверждение довода о несоответствии кадастровой стоимости торгового центра рыночной стоимости представило копию отчета № ... от ... года, составленного ООО «...» (л.д. 42-105), согласно которому рыночная стоимость объекта на 6 июня 2011 года составляет ... рублей. Суду представлено также экспертное заключение № ... саморегулируемой организации оценщиков «...» о соответствии отчета оценщика требованиям законодательства, федеральных стандартов оценки и других актов (копия л.д. 106-115). Оригиналы отчета и заключения обозревались в судебном заседании.
Из материалов дела следует, что 2 октября 2014 года ООО «Торговая фирма «Донские зори» в порядке, предусмотренном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости торгового центра на основании установления рыночной стоимости объекта в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области.
Решением Комиссии от 21 октября 2014 года заявление правообладателя отклонено со ссылкой на то, что рыночная стоимость объекта, указанная в отчете оценщика, превышает утвержденную кадастровую стоимость на 65%. При этом отмечено, что отчет об оценке и положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков соответствуют предъявляемым требованиям по форме и содержанию.
Законность решения Комиссии в рамках настоящего дела предметом проверки и оценки не является.
Как указано выше, ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предоставляет юридическим лицам право требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по основаниям, предусмотренным законом, лишь в случаях, когда результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Условием удовлетворения требований ООО в данном случае является установление судом факта нарушения прав или законных интересов лица, обратившегося в суд, при условии выбора истцом надлежащего способа защиты права, которое истец считает нарушенным. Избранный способ защиты должен вести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Необходимость доказывания факта нарушения прав и законных интересов судом представителю ООО разъяснялись неоднократно, начиная со стадии подготовки дела к судебному разбирательства, однако доказательства наличия такого нарушения в ходе судебного разбирательства суду представлены не были.
Из содержания искового заявления и пояснений представителя истца усматривается, что единственной целью, на достижение которой направлены требования в данном деле, является снижение кадастровой стоимости с целью уменьшения налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Согласно ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 375 НК Российской Федерации, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей.
В силу п. 2 ст. 375 НК налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Статья 378.2 НК Российской Федерации (введена Федеральным законом от 2 ноября 2013 № 307-ФЗ) предусматривает не только перечень видов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (торговые центры (комплексы) и помещения в них включены в этот перечень – пп. 1 п. 1 ст. 378.2), но и определяет условия и особенности такого порядка определения налоговой базы.
Так, согласно п. 2 ст. 378.2 Кодекса (действует в редакции Федерального закона от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ) закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
На основании п. 7 ст. 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из положений пунктов 2 и 7 ст. 378.2 Кодекса следует, что налоговая база в отношении указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, определенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Начиная с 1 января 2014 года налогоплательщики, имеющие в собственности указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 Кодекса объекты, должны облагать объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости только в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации применительно к налоговому периоду 2014 года соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, определенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Разъяснения по этому вопросу, обязательные для применения налоговыми органами, согласованные с Минфином России, изложены в письме Федеральной налоговой службы от 19 июня 2014 года № БС-4-11/11793.
Статья 378.2 НК Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 ноября 2013 № 307-ФЗ вступила в силу с 1 января 2014 года, однако на территории Ростовской области в настоящее время применению не подлежит. Законодательным Собранием Ростовской области соответствующий нормативный правовой акт не принят. Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в Ростовской области на соответствующие налоговые периоды в Ростовской области не утверждены. Сроки начала применения п. 1 ст. 378.2 Кодекса в данном субъекте Российской Федерации уполномоченными органами не установлены.
При указанных обстоятельствах налог на имущество организаций, подлежащий уплате ООО «Торговая фирма «Донские зори», должен исчисляться не из кадастровой стоимости торгового центра, а по общим правилам, изложенным в п. 1 ст. 375 НК Российской Федерации.
Решение суда не может быть вынесено под условием с учетом возможного введения иного правового регулирования, в отсутствие подтвержденного нарушения прав и законных интересов лица, обращающегося в суд.
Сведения об ином правовом интересе ООО в пересмотре кадастровой стоимости, не связанном с исчислением налога на имущество организаций, представителем истца суду не представлены.
Изложенное является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ООО «Торговая фирма «Донские зори».
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью «Торговая фирма «Донские зори» об установлении кадастровой стоимости торгового центра, расположенного по адресу: ..., литер ..., общей площадью ... кв.метров, с кадастровым номером ... в размере рыночной стоимости ... рублей отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.А.Руднева
...
...