НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 18.12.2014 № 3-59/2014

 Дело № 3-59/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 18 декабря 2014 года                     г. Ростов-на-Дону

 Ростовский областной суд

 в составе судьи Абрамова Д.М.,

 при секретаре Третьякове И.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратенко Олега Витальевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Администрации г.Ростова-на-Дону об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной рыночной стоимости, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Правительство Ростовской области, Межрайонная инспекция ФНС России по Ростовской области №24,

 с участием представителя Кондратенко Олега Витальевича – Чаплиева И.В., представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - Косенко К.Ю., Дрозд О.В., представителя Правительства Ростовской области – Пилипеевой Н.Л., представителя Межрайонной инспекции ФНС России по Ростовской области №24 – Евсеенко А.А.,

 у с т а н о в и л :

     Кондратенко О.В. обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»), указав, что ему на основании договора купли-продажи от ... года принадлежит жилой дом, площадью ... кв.м, расположенный по адресу – ... (кадастровый номер ...). Кадастровая стоимость жилого дома установлена в размере ... рублей в 2014 году. Истец полагал, что эта кадастровая стоимость, являющаяся налоговой базой для уплаты налога на имущество, не соответствует рыночной стоимости жилого дома по состоянию на апрель 2014 года. По утверждению истца, в настоящее время не имеется правовых и фактических оснований для определения инвентаризационной стоимости жилого дома для определения налоговой базы. В целях обоснованного определения размера налога на имущество, ссылаясь на положения ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Кондратенко О.В. просил суд установить кадастровую стоимость жилого дома в размере его рыночной стоимости по состоянию на 14 апреля 2014 года согласно отчету оценщика в сумме ... рубля.

     На основании части 3 статьи 40 ГПК Российской Федерации определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.Ростова-на-Дону как орган, представляющие интересы муниципального образования, в бюджет которого должны поступать налоговые платежи.

     В судебном заседании представитель истца Чаплиев И.В., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования, истец в суд не явился, извещен надлежаще, дело рассмотрено в его отсутствие в силу ч.3 ст.167 ГПК Российской Федерации.

 Представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - Косенко К.Ю., Дрозд О.В., действующие на основании доверенностей, в суд явились, просили в удовлетворении иска отказать, полагая его необоснованным, пояснили, что кадастровая стоимость вновь возведенного жилого дома определена на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости в силу постановления Правительства Ростовской области от 5 июля 2012 года №572 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ростовской области» по состоянию на 6 июня 2011 года.

 Представитель Администрации г.Ростова-на-Дону в суд не явился, извещен надлежаще, дело рассмотрено в его отсутствие в силу ч.4 ст.167 ГПК Российской Федерации.

     Представитель Правительства Ростовской области Пилипеева Н.Л., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснив, что в Ростовской области в настоящее время не принят закон, устанавливающий кадастровую стоимость жилого дома в качестве налоговой базы налога на имущество, при таком положении на данном этапе права истца не нарушены, кроме того, представленный истцом отчет о рыночной оценке жилого дома выполнен на дату 14 апреля 2014 года, между тем, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ростовской области утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 5 июля 2012 года №572 по состоянию на 6 июня 2011 года, что исключает возможность принятия за основу выводов этого отчета.

 Представитель Межрайонной инспекции ФНС России по Ростовской области №24 – Евсеенко А.А., действующая по доверенности, в суд явилась, полагала иск не подлежащим удовлетворению, указав, что налоговая база по уплате налога на имущество для граждан (включая жилые дома) определяется согласно инвентаризационной оценке, а не исходя из кадастровой стоимости.    Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

 Судом установлено, что Кондратенко О.В. на основании договора купли-продажи от ... года принадлежит жилой дом, площадью ... кв.м, расположенный по адресу – ... (кадастровый номер ...), год постройки и ввода в эксплуатацию - ....

 Кадастровая стоимость жилого дома установлена в размере ... рублей, стоимость определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области 8 апреля 2014 года в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 5 июля 2012 года №572 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ростовской области» по состоянию на 6 июня 2011 года (л.д.153, 128).

 В ходе судебного разбирательства представитель истца пояснил, что уплата налога на имущество за 2014 год должна осуществляться исходя именно из кадастровой стоимости жилого дома, приобретенный истцом по договору купли-продажи жилой дом снесен, а инвентаризационная стоимость в отношении существующего жилого дома определена быть не может.

 Результаты государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 5 июля 2012 года № 572.

 На день рассмотрения дела судом эти результаты являются действующими.

 Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», установившей новые правила проведения государственной кадастровой оценки и оспаривания её результатов.

 Согласно статье 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

 Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

 Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

 В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

 Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

 недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

 установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

 С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

 В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Кондратенко О.В. не обращался, воспользовавшись правом на обращение в суд.

 Правовым механизмом изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости выступает внесение сведений о такой стоимости на определенную дату в государственный кадастр недвижимости надлежаще уполномоченным субъектом – ФГБУ «ФКП Росреестра».

 В подтверждение своих доводов о несоответствии кадастровой стоимости рыночной истцом представлен отчет №... об оценке рыночной стоимости жилого дома по состоянию на 14.04.2014 года, составленный независимым оценщиком – индивидуальным предпринимателем [ФИО]11 На отчет получено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации «...». В отчете указана рыночная стоимость жилого дома по состоянию на 14 апреля 2014 года в сумме ... рубля. Оценщик – специалист был опрошен в судебном заседании, выводы отчета никем не оспаривались.

 В настоящее время раздел X части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 32, регулирующей уплату налога на имущество физических лиц.

 Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

 Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

 Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

 1) жилой дом;

 2) жилое помещение (квартира, комната);

 3) гараж, машино-место;

 4) единый недвижимый комплекс;

 5) объект незавершенного строительства;

 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

 Статьей 402 Налогового кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

 Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

 Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

 Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

 В силу статьи 404 Налогового кодекса налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

 Налоговым периодом признается календарный год.

 Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" в случае утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе установить в срок до 20 ноября 2014 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.

 В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) о введении на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) с 1 января 2015 года налога на имущество физических лиц должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года.

 В статье 5 этого же Федерального закона установлено, что начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

 Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 06.11.2014 N 746 "Об установлении налога на имущество физических лиц" опубликовано в официальном печатном издании "Ростов официальный" N 46 12.11.2014 года.

 Данным Решением установлен на территории города Ростова-на-Дону налог на имущество физических лиц в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

 Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, определена исходя из их инвентаризационной стоимости.

 При определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения установлены определенные в таблице ставки налога.

 В Ростовской области на 20 ноября 2014 года не принят закон субъекта Российской Федерации о единой дате начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

 Таким образом, в настоящее время в Ростовской области не имеется правовых оснований для исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть установленная кадастровая стоимость жилого дома, принадлежащего истцу, не определяет для Кондратенко каких-либо обязанностей в сфере налогообложения.

 На данном этапе правовых препятствий для исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости, не имеется, а права собственника жилого дома как налогоплательщика не нарушены, отсутствует субъективное право или законный интерес, подлежащий судебной защите. Это обстоятельство влечет отказ в удовлетворении иска.

 Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л :

 отказать в удовлетворении иска Кондратенко Олега Витальевича об установлении кадастровой стоимости жилого дома площадью ... кв.м, расположенного по адресу – ... (кадастровый номер ...), равной рыночной стоимости по состоянию на 14 апреля 2014 года в сумме ... рубля.

 На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Судья                             Д.М. Абрамов