УИД 61OS0000-01-2021-000088-64
Дело № 3а-151/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе председательствующего судьи Журба О.В.,
при ведении протокола секретарем Лапшевой И.С.,
с участием представителя административного истца государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» Кириченко А.А.,
представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам Ростовской области Вербицкого Е.А., Рыжковой Е.Ю.,
прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Шматовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (ГУП РО «УРСВ») о признании не действующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/56 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год» в части размеров тарифов установленных в пункте 1 приложения к постановлению на питьевую воду «Белокалитвинский филиал участок г.Белая Калитва для потребителей города Белая Калитва», в пункте 3 приложения к постановлению на водоотведение «Белокалитвинский филиал участок г.Белая Калитва»,
у с т а н о в и л :
Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ, орган регулирования) 15 января 2019 г. принято постановление № 1/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467) на период с момента официального опубликовании постановления по 31 декабря 2022 г. Пунктом 1 этого постановления установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467) (далее - Предприятие) согласно приложению № 1 к постановлению. В приложении № 1 установлены тарифы на питьевую воду, на техническую воду, на водоотведение, на водоотведение (очистка сточных вод). Все перечисленные тарифы установлены с разбивкой по полугодиям. Пунктом 2 постановления № 1/2 установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения Предприятию согласно приложению № 2 к постановлению.
Постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области pravo.donland.ru 15 января 2019 г. № 6145201901150021.
18 декабря 2020 г. РСТ принято постановление № 54/56 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год», в пункте 1 которого установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 год с учетом корректировки согласно приложению к постановлению. В п. 2 данного постановления указано, что тарифы, установленные постановлением от 15 января 2019 г. № 1/2 на 2021 год признаны утратившими силу.
В пункте 1 приложения к постановлению установлены тарифы на питьевую воду Белокалитвинский филиал участок г.Белая Калитва для потребителей города Белая Калитва на период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. (без учета НДС) в размере 35,80, для населения (с учетом НДС) в размере 42,96; на период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (без учета НДС) в размере 37,23, для населения (с учетом НДС) в размере 44,68.
В пункте 3 приложения к постановлению установлены тарифы на питьевую воду Белокалитвинский филиал участок г.Белая Калитва для потребителей города Белая Калитва на период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. на водоотведение (без учета НДС) в размере 35,42, для населения (с учетом НДС) в размере 42,50; на период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.(без учета НДС) в размере 36,09, для населения (с учетом НДС) в размере 43,31.
Постановление № 54/56 опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области pravo.donland.ru 23 декабря 2020 г. № 6145202012230098.
ГУП РО «УРСВ» обратилось в суд с административным исковым заявлением в котором, после уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), просит признать не действующим со дня его принятия постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/56 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год», в части размеров тарифов установленных в пункте 1 приложения к постановлению на питьевую воду «Белокалитвинский филиал участок г.Белая Калитва для потребителей города Белая Калитва», в пункте 3 приложения к постановлению на водоотведение «Белокалитвинский филиал участок г.Белая Калитва».
В обоснование заявленных требований указано на необоснованное, по мнению ГУП РО «УРСВ», снижение заявленного фактического объема воды из источника водоснабжения, фактических затрат на приобретение электрической энергии, объема покупки холодной воды у другой регулируемой организации, расходов на оплату водного налога; необоснованное и немотивированное исключение заявленных предприятием фактических и плановых расходов на приобретение топлива (газа), плановых транспортных расходов, фактических и плановых расходов на аренду объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, концессионную плату, лизинговые платежи, на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды, недополученных доход; отказе в корректировке необходимой валовой выручки. Установленные размеры тарифов, по утверждению административного истца, рассчитаны с нарушением законодательства, не обеспечивают ГУП РО «УРСВ» возмещения понесенных затрат, связанных с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению, влекут возникновение убытков, не позволяют обеспечить нормальное функционирование, бесперебойное оказание потребителям услуг надлежащего качества.
В судебном заседании представитель административного истца Кириченко А.А., действующая на основании доверенности, поддержала требования ГУП РО «УРСВ», дала пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, уточненном административном исковом заявлении, и дополнительных пояснениях.
Представители Региональной службы по тарифам Ростовской области Вербицкий Е.А., Рыжкова Е.Ю., действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениям к отзыву, которые сводились к тому, что объём воды из источника водоснабжения рассчитан в соответствии с представленной регулируемой организацией информацией и показателем потерь, установленным в качестве долгосрочного параметра регулирования, затраты на приобретение электрической энергии снижены в соответствии с фактическими значениями удельного расхода электрической энергии исходя из показателей производственной программы; фактические и плановые расходы на топливо Предприятие экономически не обосновало; фактические расходы на покупку воды у другой регулируемой организации определены в соответствии с объёмом покупной воды; сумма водного налога рассчитана исходя из фактических данных объемов поднятой воды и установленных налоговым законодательством ставок; расходы на оплату транспортного налога не включены ввиду отсутствия материалов, подтверждающих экономическую обоснованность; расходы на арендную плату не включены ввиду отсутствия в представленных документах, подтверждения начисления арендодателем амортизации, обязательных налоговых платежей; расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов и недополученных доходов подлежат учету не позднее чем на третий годовой период регулирования; корректировка необходимой валовой выручки не осуществлена поскольку в 2019 году предприятие оказывало услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения менее одного календарного года.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО (специалист-эксперт отдела регулирования тарифов организации коммунального комплекса РСТ Ростовской области), ФИО (начальник по тарифному регулированию ГУП РО «УРСВ»), исследовав материалы административного дела, материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Шматовой Н.А., которая полагала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, оценив фактические данные в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении)).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на утверждение соответствующих видов тарифов закреплены в разделе 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20.
Таким образом, постановление РСТ от 18 декабря 2020 г. № 54/56 принято РСТ в пределах компетенции.
Упомянутый акт издан в форме соответствующей п. 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, принят на заседании Правления Службы правомочным составом с соблюдением порядка, установленного пунктом 3.6 того же Положения, опубликован 23 декабря 2020 г. на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru), номер опубликования 6145202012230098, с учетом положений Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области».
Постановление РСТ от 18 декабря 2020 г. № 54/56 на момент рассмотрения дела судом является действующим, содержит правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть, обладает признаками нормативного правового акта.
Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление принято тарифным органом в пределах имеющейся компетенции, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия, порядку опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя постановление на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Согласно пункту 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Из материалов дела следует, что ГУП РО «УРСВ» в соответствии с постановлением Администрации Белокалитвинского городского поселения от 10 декабря 2018 г. № 644 наделено статусом гарантирующей организации г.Белая Калитва, оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на указанной территории.
Установлено, что на основании заявления ГУП РО «УРСВ», поступившего в РСТ 29 апреля 2020 г. тарифным органом 15 мая 2020 г. открыто дело № 40.3/369/15.05.2020 с целью корректировки необходимой валовой выручки и одноставочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных на 2021 г. с применением метода индексации, поставляемых ГУП РО «УРСВ» потребителям города Белая Калитва.
18 декабря 2020 г. по результатам проведения специалистами тарифного органа экспертизы предложения Предприятия на заседании Правления принято постановление № 54/56, утверждена корректировка на 2021 г.
Согласно экспертному заключению по делу о корректировке от 16 декабря 2020 г. и выписке из протокола заседания Правления РСТ от 18 декабря 2020 г. № 66, тарифным органом снижен заявленный Предприятием размер необходимой валовой выручки: предприятием к корректировке предложена необходимая валовая выручка по услуге холодное водоснабжение – 99 224,02 тыс. руб., по водоотведению – 98 207,91 тыс.руб., учтено органом регулирования при установке тарифов: по холодному водоснабжению – 73 860,93 тыс. руб., по водоотведению – 75 573,64 тыс.руб.
При расчете объёма полезного отпуска оказываемых услуг, РСТ на 2021 год приняты натуральные показатели производственных программ в части полезного отпуска оказываемых услуг – 2 103,39 тыс.куб.м (холодное водоснабжение), 2 113,51 тыс.куб.м (водоотведение), объем потерь воды 648,30 тыс.куб.м (водоснабжение) и уровня потерь к объему отпущенной воды в сеть в размере 23,56 %. С указанными показателями Предприятие не спорит.
Из баланса водоснабжения следует, что органом регулирования снижен объём полезного отпуска за 2019 год, с чем ГУП РО «УРСВ» не согласно. Указывает, что на основании данного показателя снижены размеры фактических расходов на оплату водного налога, приобретение электрической энергии, покупку холодной воды.
Из баланса водоснабжения (Приложение 1.1 к заключению по делу № 40.3/369/15.05.2020) установлено, что Предприятием заявлен объём воды из источника водоснабжения за 2019 год в размере 3 055,54 тыс.куб.м, и определён органом регулирования в размере 2591,60 тыс.куб.м.
Предприятием указан объём воды приобретаемой от других операторов - 1170,1 тыс. куб.м. В обоснование затрат приобретения воды у приобретаемой от других операторов представлены поступления по статье «покупная вода», счета-фактуры ООО «Алюминий Металлург Рус», акты в порядке отражения в реестре, оборотно-сальдовая ведомость по сч. 20 за 2019 год, отчёт о фактической себестоимости услуг.
Органом регулирования объём воды приобретаемой от других операторов принят в объёме 992,50 тыс. куб.м.
Фактический полезный отпуск воды по абонентам принят и Предприятием, и органом регулирования в размере 1980,97 тыс. куб.м.
При исчислении потерь воды Предприятие указало фактический уровень потерь воды - 35,16 %, РСТ применил уровень потерь 23,56 % в соответствии с постановлением РСТ от 15 января 2019 г. № 1/2.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний, расчетный объём отпуска воды, объём принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям, на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объёма отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учётом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчётных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учёта воды (сточных вод).
Согласно абзаца 6 пункта 5 Методических указаний при расчёте объёма воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объёмы отпуска воды за текущий год и фактические объёмы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учётом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6.
Согласно пункта 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
Таким образом, судом установлено, что фактический объём отпуска воды из источников водоснабжения за 2019 год определён органом регулирования в соответствии с представленными Предприятием документами, подтверждающим приобретение воды, указанным Предприятием объёмом воды отпущенной абонентам в 2019 г. – 1980,97 тыс. куб.м и уровнем потерь воды, применяемым в соответствии с утвержденным постановлением РСТ от 15 января 2019 г. № 1/2 – 23,56 %, установленным в качестве долгосрочного параметра регулирования тарифов.
Противоречий нормам действующего законодательства не установлено, расчёт РСТ в данной части не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителя.
При разрешении следующих требований Предприятия основанных на указанных обстоятельствах, доводы относительно фактических показателей за 2019 год баланса водоснабжения ГУП РО «УРСВ» суд разрешает с учётом изложенных выводов об их соответствии нормам действующего законодательства.
В корректировку необходимой валовой выручки Предприятием были заявлены фактические расходы на приобретение электрической энергии в 2019 г. по холодному водоснабжению (вода питьевая) в размере 14 249,17 тыс.руб., по водоотведение в размере 17 672,49 тыс. руб.
Согласно пункту 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объём поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
При изменении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) величина, на которую изменились расходы на электрическую энергию (мощность), учитывается при установлении тарифов на очередной период регулирования в составе неподконтрольных расходов.
При снижении удельного расхода электрической энергии и объёма используемой мощности средства, сэкономленные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объёме, не исключаются при расчёте тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная от года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.
По итогам экспертизы РСТ приняты фактические расходы на приобретение электрической энергии на питьевую воду 12 086,45 тыс.руб., на водоотведение 16 638,16 тыс. руб.
Как следует из заключения, фактические затраты на приобретение электрической энергии определены органом регулирования на основании фактического объема отпуска воды из источников водоснабжения и фактического значения показателя удельного расхода электрической энергии.
Объем электроэнергии на 2021 г. рассчитан исходя из планового объёма поднимаемой воды на 2021 год и принятых показателей удельного расхода электроэнергии. Данную позицию и позицию органа регулирования по показателям расходов на приобретение электрической энергии по водоотведению Предприятие не оспаривало.
Административный истец указывает, что при расчёте фактических затрат органом регулирования применен некорректно рассчитанный объём воды из источников водоснабжения, а также показатель удельного расхода электрической энергии, не соответствующий долгосрочному параметру регулирования, утвержденному постановлением РСТ от 15 января 2019 г. № 1/2.
Как указано выше, нарушений со стороны органа регулирования норм законодательства при формировании баланса водоснабжения не установлено.
Вместе с тем, из расчёта расходов на приобретение электроэнергии по холодному водоснабжению производен с учётом фактического значения показателя удельного расхода электроэнергии (п.2 приложения 1.2 к заключению по делу № 40.3/369/15.05.2020) - 0,872 кВт ч/куб.м
Согласно подпункта «г» пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).
Удельный расход электрической энергии в силу пункта 84 Методических указаний является долгосрочным параметром регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.
Согласно абзацу 3 пункта 95 Методических указаний при определении фактических расходов учитываются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на общий объем воды, в отношении которой, осуществляется водоподготовка, и (или) на общий объем транспортируемой питьевой воды (общий объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) общий объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из фактических цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Пунктом 43 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на приобретение электрической энергии (мощности) и холодной воды учитываются значения долгосрочных параметров регулирования тарифов, таких как удельный расход электрической энергии и уровень потерь воды в случае, если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
В соответствии с приведенными правовыми нормами, корректировка тарифов должна осуществляться с учётом соблюдения долгосрочных параметров регулирования тарифов, которые не подлежат пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования.
Постановлением РСТ от 15 января 2019 г. №1/2 (Приложение №2) установлен долгосрочный параметр регулирования в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на питьевую воду Белокалитвинский участок г.Белая Калитва - удельный расход электроэнергии – 0,9782.
Поскольку в нарушении указанных положений расходы на приобретение электрической энергии за 2019 г. приняты РСТ с применением фактического значения показателя удельного расхода, а не утвержденного постановлением №1/2, указанное повлекло снижение затрат на приобретение электроэнергии, расчет не соответствует требованиям пункта 80 Основ ценообразования, пункту 43 Методических указаний.
В этой части требование ГУП РО «УРСВ» обосновано, фактические расходы на приобретение электрической энергии по холодному водоснабжению (вода питьевая) подлежат пересмотру.
Суд отклоняет доводы РСТ относительно неисполнения Предприятием производственной программы в части мероприятий по ремонту объектов централизованной сети (запланировано на 2019 год 1581,15 тыс.руб. освоено - 746,85 тыс.руб.) и необходимости, в связи с этим, исключения сэкономленных средств путем применения в расчете фактического значения показателя удельного расхода электроэнергии, поскольку положения абзаца третьего пункта 64 Основ ценообразования, на которые ссылается орган регулирования, прямо об этом не свидетельствуют.
Предприятием заявлены фактические расходы на приобретение топлива за 2019 год в размере 35,57 тыс.руб. по водоснабжению, 38,57 тыс.руб. по водоотведению, и плановые на 2021 год: в размере 37,56 тыс. руб. в сфере водоснабжения, 40,74 тыс. руб. в сфере водоотведения.
РСТ определены операционные расходы на приобретение топлива на питьевую воду и на водоотведение – 0,00, с указанием в заключении на отсутствие обосновывающих материалов.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).
Из представленных в материалы административного дела договоров № 04-000083819 от 9 января 2019 г. с ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», № 163/18 от 3 декабря 2018 г. с ООО «Галактика», счетов-фактур не следует экономического обоснования фактических и плановых расходов на топливо ГУП «УРСВ».
Так, предметом договора № 04-000083819 от 9 января 2019 г. являются услуги по техническому обслуживанию и ремонту по предприятию. В перечне объектов газового хозяйства Белокалитвинского филиала г. Белая Калитва указаны газопотребляющие установки в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Согласно договора с ООО «Галактика» № 163/18 от 3 декабря 2018 г. Предприятие арендует имущество, в том числе, согласно Приложения, по указанным адресам расположены пункт триангуляции и здание канализационной насосной станции, отнесенные к Белокалитвинскому филиалу г. Белая Калитва на водоотведение.
Вместе с тем, указанные договоры не содержат расчёта объёма газопотребления.
Кроме того, как указано, в договоре от 3 декабря 2018 г. данное имущество отнесено к водоотведению, тогда как Предприятие заявило расходы в тариф и по холодному водоснабжению.
В нарушение положений подпункта «е» пункта 17 Правил регулирования тарифов Предприятие не представило органу регулирования расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов).
Счета-фактуры представлены на приобретение угля, а не газа, сведения из штатного расписания об участках и видах деятельности также об экономической обоснованности данных расходов не свидетельствуют.
Таким образом, орган регулирования обоснованно исходил из отсутствия документов позволяющих сделать вывод об экономической обоснованности данных расходов.
Позиция РСТ по данному вопросу является обоснованной, противоречий нормативным правовым актам большей юридической силы не установлено.
При корректировке тарифа на питьевую воду в составе неподконтрольных расходов ГУП РО «УРСВ» заявлены фактические расходы на покупку холодной воды у другой регулируемой организации в размере 13 090,37 тыс. руб.
Службой заявленные расходы скорректированы в сторону уменьшения до 11 106,11 тыс. руб.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 65 Основ ценообразования, неподконтрольные расходы включают в себя расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Как следует из заключения № 40.3/369/15.05.2020 расходы на покупку воды за 2019 год скорректированы органом регулирования в соответствии с балансом водоснабжения (п.3.1.2), исходя из объёма покупки воды у других операторов – 992,5. тыс.куб.м
Таким образом, представленные административным истцом в обоснование размера затрат реестр документов по статье «покупная вода», счета-фактуры, акты в порядке отражения в реестре, оборотно-сальдовой ведомости по счету 20 за 2019 год, отчёт о фактической себестоимости услуг по водоснабжению, оказываемых для потребителей г. Белая Калитва филиала «Белокалитвинский» оценены органом регулирования с учетом фактического объёма покупки воды, в соответствии с которым экономически обоснованные расходы Предприятия составили 11 106,11 тыс.руб.
ГУП РО «УРСВ» не подтверждена экономическая обоснованность покупки ресурса у сторонней организации, в большем объёме.
Поскольку расчет данных затрат РСТ произведен в соответствии с действующим законодательством и не содержит в себе необоснованного уменьшения расходов Предприятия, требование в данной части следует признать необоснованным.
В составе неподконтрольных расходов ГУП РО «УРСВ» заявлены фактические расходы за 2019 год в размере 1 925,62 тыс.руб. на оплату водного налога.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации забор воды из водных объектов признается объектом налогообложения водным налогом. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) статьей 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 333.11, 333. 13 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями подпункта «б» пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.
В декларациях представленных ГУП РО «УРСВ» для расчета водного налога применяется ставка сверх установленных квартальных (годовых) лимитов, что расценено РСТ как необоснованный размер, сумма фактических затрат определена в размере 302,75 тыс.руб. исходя из расчётного значения налоговой базы по категориям абонентов, рассчитанной из фактического объёма полезного отпуска (935,34 тыс.куб.м - налоговая база для населения, 217,97 тыс.куб.м - налоговая база для прочих потребителей).
Согласно ст. 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации по каждому виду водопользования налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
Расчёт суммы налога, подлежащей оплате, определяется с учетом налоговых ставок, определенных в ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчислив налоговую базу для населения, орган регулирования в соответствии с положениями гл. 25.2, ст. 333.12 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации применил ставку налога для населения – 141, скорректировав сумму водного налога для потребителей «население» в размере 131,88 тыс.руб.
При этом, исчислив налоговую базу для прочих потребителей (217,97 тыс.куб.м.) РСТ применило ставку налога «прочие потребители, поверхностные воды» в размере 783,90.
Налоговая база для «прочие потребители, подземные воды» РСТ не исчислялась, ставка налога 976,86 применена не была.
Вместе с тем, из баланса водоснабжения (Приложение 1.1. к заключению) следует, что в целях водоснабжения ГУП РО «УРСВ» используются подземные источники (п.1.1.2).
Из схемы водоснабжения и водоотведения Белокалитвинского городского поселения, утверждённой постановлением Администрации Белокалитвинского городского поселения от 24 октября 2013 г. № 213, размещенной на официальном сайте Белокалитвинского городского поселения, следует, что снабжение питьевой водой указанного муниципального образования осуществляется из скважин Левобережного-1 (Городского) водозабора (17 скважин), расположенного на левом берегу реки Северский Донец и Правобережного водозабора (17 скважин). В микрорайон «Солнечный» вода подаётся с водозабора, принадлежащего АО «Алкоа Металлург Рус» путём покупки воды с учётом подпитки воды с Левобережного-1 водозабора. Источником являются подземные скважины. Водозабор осуществляется из 15 подземных скважин, находящихся на левобережном втором участке Белокалитвинского месторождения подземных вод.
Таким образом, установлено, что на территории г. Белая Калитва регулируемой организацией при осуществлении водоснабжения населения используется вода, полученная из подземных источников.
Суд принимает во внимание, что в представленной Предприятием налоговой декларации по водному налогу за 2019 г. ГУП РО «УРСВ» отражены наименования водных объектов Левобережный и Правобережный водозаборы, указан код водозабора – 12071 – подземные воды.
В тарифное дело Предприятием также представлены справки о поквартальном подъеме воды из подземных источников водоснабжения - Левобережный и Правобережный водозаборы.
При изложенных обстоятельствах, применение в расчете размера ставок для поверхностных источников, без учета источников водоснабжения, не отвечает принципу экономической обоснованности.
Поскольку сумма налога определена без учета фактической налоговой базы и ставок, установленных гл. 25.2, ст. 333.12 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации для подземных источников, расчет расходов по статье затрат «фактические расходы на оплату водного налога» в тарифе на питьевую воду подлежит пересмотру.
В составе неподконтрольных расходов ГУП РО «УРСВ» заявлены расходы на оплату транспортного налога на 2021 год в размере 17,22 тыс. руб. в сфере водоснабжения и 18,13 тыс. руб. в сфере водоотведения.
Органом регулирования заявленные расходы исключены в полном объеме со ссылкой на отсутствие обосновывающих материалов, на положения главы 28 (статьи 359, 361) Налогового кодекса Российской Федерации, с чем Предприятие не согласно.
По смыслу пункта 5 части 1 статьи 3 Закона о водоснабжении государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения должна быть направлена, в том числе, на достижение цели установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
В подтверждение заявленных расходов ГУП РО «УРСВ» представило расчет транспортного налога на 2021 г. по филиалу «Белокалитвинский» куда была включена исчисленная сумма транспортного налога по участку город Белая Калитва в отношении четырех транспортных средств: КРАЗ 256Б госномер ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, ГАЗ-САЗ-39014-10 госномер ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, машина для очистки канал.сетей КО-514 госномер ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, установка разведочного бурения 2 ДЗ 5934D1 госномер ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА; распределение транспортного налога начисленного по указанным транспортным средствам по видам услуг, (на водоснабжение 17 220,71 руб., на водоотведение 18 126,49 руб.), расчет процента распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов на 2021 г. пропорционально начисленным доходам за 2019 г. по филиалу «Белокалитвинский», распределение автомобильного транспорта, специальных машин и механизмов г.Белая Калитва в отношении 31-го транспортного средства, основные характеристики 31-го транспортного средства, эксплуатируемых в городе Белая Калитва, с указание дат выпуска, вида топлива, сроков эксплуатации, Приказ директора филиала «Белокалитвинский» ГУП РО «УРСВ» от 1 января 2020 г. № 1 «О закреплении транспортных средств по филиалу «Белокалитвинский ГУП РО «УРСВ» Белокалитвинскому району, участку город Белая Калитва, Каменскому участку», в соответствии с которым по городу Белая Калитва распределено 31 транспортное средство.
Согласно положений статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Предприятием в материалы тарифного дела не были представлены документы подтверждающие права ГУП РО «УРСВ» в отношении перечисленных транспортных средств, позволяющих отнести Предприятие к плательщикам транспортного налога.
Согласно приказа от 1 января 2020 г. № 1 за участком г.Белая Калитва закреплен автомобиль КАМАЗ КО 514 госномер ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, тогда как в распределении Предприятию такой автомобиль отсутствует, а в расчете транспортного налога указана машина для очистки канал.сетей КО-514 под этим госномером.
Также в приказе от 1 января 2020 г. № 1 указан КАМАЗ 5934D1 с госномером ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, тогда как в расчете под госномером ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА указана установка разведочного бурения, в распределении такой автомобиль отсутствует.
Указание на иные автомобили, из перечисленных, в распределении и в приказе отсутствуют.
Сведения о технической исправности автомобилей не представлено, как и сведений о виде топлива, тогда как с 1 января 2020 г. собственники автомобилей, которые используют газомоторное топливо, освобождены от уплаты транспортного налога (ст. 7 Областного закона Ростовской области от 10 мая 2012 г. № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области»).
Представленная в судебном заседании налоговая декларация по транспортному налогу за 2019 г. в отношении заявленных четырех автомобилей не были представлены Предприятием в материалы тарифного дела и не могли быть проанализированы органом регулирования.
ГУП РО «УРСВ», действуя в целях извлечения прибыли и являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для корректировки тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих обстоятельств.
Таким образом, плановые расходы на оплату транспортного налога органом регулирования исключены в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, ввиду отсутствия материалов подтверждающих экономическую обоснованность расходов по данной статье.
ГУП РО «УРСВ» заявлены в числе неподконтрольных расходов, фактические и плановые расходы на аренду объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения в сфере холодного водоснабжения - 2 834,67 тыс. руб. (в том числе на аренду 257,84 тыс. руб.) за 2019 год, 2 861,62 тыс. руб. - плановые на 2021 год, в сфере водоотведения - 2 776,22 тыс. руб. (в том числе 220,75 тыс. руб. аренда) за 2019 год, 4 047,57 тыс.руб. - плановые на 2021 год.
РСТ данные расходы исключены в полном объеме, указано, что предприятием не представлены документы, подтверждающие соответствие расходов требованиям пункта 29 Методических указаний. С указанным Предприятие не согласно.
Согласно подпункта «в» пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа.
Пунктом 44 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Пункт 29 Методических указаний содержит аналогичные положения.
В обоснование заявленных расходов ГУП РО «УРСВ» представило три договора: № 163/18 от 3 декабря 2018 г. заключенный с ООО «Галактика», № 31 от 17 декабря 2018 г. заключенный с администрацией Белокалитвинского городского поселения, № 39/19 от 14 июня 2019 г. заключенный с ООО «Галактика».
Договор № 31 от 17 декабря 2018 г. заключен с администрацией Белокалитвинского городского поселения в отношении водопроводно-канализационного хозяйства Белокалитвинского городского поселения. Согласно условий его заключения, дополнительного соглашения №2 и расчета месячной арендной платы за имущество, годовой размер установлен согласно отчету №111/2018 об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы, и не содержит сведений об амортизации, налогах на имущество, других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Договоров № 163/18 от 3 декабря 2018 г. заключен с ООО «Галактика в отношении 266 единиц имущества в целях осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения (пункты 1.1, 1.3 договора) и имеет три Приложения: №1 - перечень имущества по видам деятельности филиала, в том числе, отдельно указано «водоснабжение г.Белая Калитва»; №2 -акт приема-передачи; № 3 - расчет арендной платы.
Согласно пункту 3.1.1, и 7.7. договора, расчет арендной платы, изложенный в Приложении №3, отражены размер амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю и других обязательных платежей собственника имущества.
В тарифном деле копия договора аренды № 163/18 представлена без Приложений № 2 и № 3.
Договор № 39/19 от 14 июня 2019 г. заключен ГУП РО «УРСВ» с ООО «Галактика» в отношении 27-ми земельных участков в целях осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения (пункты 1.1, 1.3 договора).
Перечень имущества включает земельные участки Белокалитвинского района и г.Белая Калитва (№ №1 – 17). В отношении каждого земельного участка указан адрес, кадастровый номер, номер регистрации права собственности, размер арендной платы.
Пунктом 3.1.1, и 7.7. договора, расчет арендной платы изложен в Приложении № 3 к договору, где отражены размер амортизации, земельный налог и другие обязательные платежи собственника имущества, что отвечает требованиям пункта 44 Основ ценообразования о сведениях необходимых для определения экономически обоснованного размера заявленных расходов.
Указанному обстоятельству органом регулирования не дана оценка, вывод об отсутствии в представленных ГУП РО «УРСВ» документов, подтверждающих начисление арендодателем амортизации по переданному в аренду имуществу, обязательных налоговых платежей, в отношении данного договора является необоснованным.
Расчет по статье расходов на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, противоречит положениям пункта 44 Основ ценообразования, указанное влияет на размер тарифов, как по водоснабжению, так и по водоотведению. Расчет расходов по данной статье затрат подлежит пересмотру.
ГУП РО «УРСВ» заявлены расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов на холодное водоснабжение (питьевую воду) в сумме 9 382,70 тыс.руб., водоотведение – в размере 7 343,14 тыс.руб.
Административным ответчиком расходы по указанной статье затрат не учтены в полном объёме в соответствии с п.91 Методических указаний.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца пояснила, что исключение органом регулирования из данных расходов по водоснабжению и водоотведению расходов на энергетические ресурсы, аренды имущества и земельных участков, а так же исключение из расходов по водоснабжению водного налога, Предприятием не оспаривается, суммы, которые ГУП РО «УРСВ» полагает необходимым учитывать по водоснабжению – 5 110,36 тыс.руб., по водоотведению – 4 566,92 тыс.руб., сформированы без учета указанных расходов.
Вместе с тем, заявленные Предприятием в составе расходов на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов расходы на автозапчасти, материалы и малоценные основные средства, горюче-смазочные материалы, содержание транспортных средств, транспортные расходы, госпособия, служебные командировки, канцелярские расходы, ремонты электродвигателя, оргтехники, мебели, вывоз ТБО, услуги ООО ЦКУ, банка (прочие расходы), информационные услуги, материалы на ремонт, программное обеспечение, управленческие услуги, печать и конвертирование документов, прочие общехозяйственные расходы - относятся к операционным расходам, включенным в базовый уровень, который является долгосрочным параметром и в соответствии с положениями статьи 80 Основ ценообразования корректировке не подлежит.
Представитель административного истца указала, что предприятие по указанной статье затрат заявило фактически понесенные операционные расходы в размере, превышающем учтенный в базовом уровне операционных расходов при установлении тарифов, а также фактические расходы на приобретение электроэнергии и топлива, превышающем плановую величину затрат на 2019 г.
Согласно положения подпункта «ж» пункта 65 Основ ценообразования, неподконтрольные расходы включают в себя расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов.
Согласно пункта 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Действующие нормы не предусматривают обязанность регулирующего органа по распределению ранее не учтённых экономически обоснованных расходов и недополученных доходов равномерно в течение трёх лет, при этом определён лишь предельный срок, в котором такие расходы должны быть учтены.
В связи с изложенным, экономически обоснованные расходы и недополученный доход за 2019 год, подтвержденные и заявленные Предприятием, подлежат учёту органом регулирования не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, т.е. не позднее 2023 года. Невключение данных сумм в необходимую валовую выручку до этого времени, каким-либо нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и не свидетельствует о незаконности постановления РСТ № 54/56 в оспариваемой части.
Административным истцом также заявлен к учёту недополученный доход в сфере водоснабжения в сумме 375,9 тыс. руб., водоотведения – 467,70 тыс. руб.
Как пояснила представитель административного истца, заявленные суммы сформированы в результате разницы между плановым и фактическим полезным отпуском.
РСТ при корректировке тарифов недополученные в 2019 году доходы не включило, в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования. Указанное является обоснованным в соответствие с вышеизложенным выводом: отсутствие обязанности включения недополученных доходов при корректировке тарифов не позднее установленного данной нормой периода.
Указанный расчёт нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
ГУП РО «УРСВ» заявлено, что при расчёте тарифа на 2021 г. органом регулирования не произведена корректировка необходимой валовой выручки на питьевую воду и водоотведение.
Заявка Предприятия на корректировку по холодному водоснабжению – 4 896,52 тыс.руб., по водоотведению – 4 898,52 тыс.руб.
РСТ указало на отсутствие оснований применения корректировки необходимой валовой выручки в связи с тем, что период регулирования в 2019 г. составил менее одного года.
Как изложено выше, пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрена ежегодная корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации, с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, предусмотренной в пункте 90 Методических указаний.
Пунктом 90 Методических указаний предусмотрено, что в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации, осуществляется по формуле 32.
В формуле отсутствует указание на невозможность её применения в случае, если организация осуществляла регулируемую деятельность не в течение полного года.
Пунктом 27 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что срок действия тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, может составлять менее года.
С учетом изложенного, позиция административного ответчика по корректировке необходимой валовой выручки, не соответствует требованиям Основ ценообразования и Методических указаний.
Примененный РСТ подход полностью исключает учет фактических результатов деятельности предприятия за истекший период 2019 года, что нарушает права Предприятия на установление экономически обоснованных тарифов.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 27 Правил регулирования тарифов, разделом 2 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (утвержденного Приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. № 1154-э) тарифное дело по установлению тарифов открывается по заявлению регулируемой организации в 10-дней срок; решение принимается не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются (корректируются) тарифы.
ГУП РО «УРСВ» наделено статусом гарантирующей организации на территории города Белая Калитва с 10 декабря 2018 г., заявление об установлении тарифов Предприятия зарегистрировано 24 декабря 2018 г., Постановление РСТ № 1/2 вступило в силу 15 января 2019 г.
Примененный РСТ подход не учитывает своевременность обращения ГУП РО «УРСВ» с заявлением о корректировке, полностью исключая учёт фактических результатов деятельности за истекший 2019 г. период, что не соответствует принципам соблюдения баланса экономических интересов, установления тарифов исходя из экономически обоснованных расходов организации.
Проанализировав все представленные доказательства в их совокупности, суд исходит из того, что положенные органом регулирования в основу расчёта оспариваемого тарифа по водоснабжению (питьевая вода) затраты на приобретение электрической энергии, оплату водного налога, расходов на арендную плату в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, корректировка необходимой валовой выручки, и положенные в основу расчета оспариваемого тарифа по водоотведению расходы на арендную плату в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, корректировка необходимой валовой выручки, определены с нарушением Основ ценообразования, что влияет на величину тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» на 2021 год с учетом корректировки.
В силу изложенного административное исковое заявление ГУП РО «УРСВ» подлежит удовлетворению: пункт 1 приложения в части тарифа на питьевую воду в отношении Белокалитвинского филиала участка г. Белая Калитва для потребителей г. Белая Калитва и пункт 3 приложения в части тарифа на водоотведение в отношении Белокалитвинского филиала участка г. Белая Калитва постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/56 «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год» подлежат признанию недействующими.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 38 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся для регулирования правоотношений в соответствующей сфере, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».
Материалами дела подтверждается, что при обращении в суд административным истцом была уплачена государственная пошлина в установленном статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размере – 4500 руб. Следовательно, на основании части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данные расходы подлежат возмещению административным ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования ГУП РО «УРСВ» удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/56 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год» в части размеров тарифов установленных в пункте 1 приложения к постановлению тариф на питьевую воду «Белокалитвинский филиал участок г.Белая Калитва для потребителей города Белая Калитва», в пункте 3 приложения к постановлению тариф на водоотведение «Белокалитвинский филиал участок г.Белая Калитва».
Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области принять новый нормативный правовой акт в части, в которой постановление от 18 декабря 2020 г. № 54/56 признано недействующим настоящим решением суда.
Взыскать с Региональной службы по тарифам Ростовской области в пользу ГУП РО «УРСВ» уплаченную государственную пошлину в размере 4500 руб.
Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В.Журба
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2021 г.
Судья О.В.Журба