НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 13.05.2020 № 3А-228/20

Дело № 3а – 228/2020

61OS0000-01-2020-000170-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2020 года город Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе

судьи Чайка Е.А.,

рассмотрев в помещении Ростовского областного суда в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области о ликвидации Ростовской региональной общественной организации «Лига акционеров» и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

18 июня 1998 года Управлением юстиции Ростовской области было принято решение о регистрации Ростовской региональной общественной организации «Лига акционеров». В Единый государственный реестр юридических лиц сведения о ней внесены Управлением Федеральной налоговой службы России по Ростовской области 26 декабря 2002 года за ОГРН 1026100010750. Организация состоит на налоговом учёте в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, ИНН 6164210086. В Ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления сведения об Организации внесены за учетным номером 6112011336.

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее также - Главное управление) обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации Ростовской региональной общественной организации «Лига акционеров» (далее – Организация, ЛигА) и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц, указывая на осуществление ею деятельности с грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации.

В качестве административного ответчика к участию в деле привлечена Ростовская региональная общественная организация «Лига акционеров».

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о месте и времени судебного разбирательства, доказательства чему имеются в материалах дела, в судебное заседание не явились.

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

По правилам части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощённого (письменного) производства, предусмотренного главой 33 указанного Кодекса.

При таком положении настоящее административное дело подлежит рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства судьёй единолично без проведения устного разбирательства, ведения протокола и аудиопротоколирования.

Исследовав и оценив письменные доказательства, материалы регистрационного дела № 6112011336 и материалы контрольного дела № 6112011336, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Статьёй 29 указанного Федерального закона предусмотрено, что объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Судом установлено, что 26 декабря 2002 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Ростовской региональной общественной организации «Лига акционеров» (сокращённое наименование – «ЛигА») (ОГРН 1026100010750, ИНН 6164210086).

На основании распоряжения Главного управления от 21 января 2020 года № 79-р с 10 февраля 2020 года по 10 марта 2020 года была проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с 10 февраля 2017 года по 9 февраля 2020 года.

Руководителю Организации 21 января 2020 года было направлено уведомление о проверке с указанием перечня документов, которые необходимо представить комиссии проверяющих к 10 февраля 2020 года.

К установленному сроку начала проведения проверки запрашиваемые документы Организацией представлены не были; материалы, необходимые для проведения проверки, представлены руководителем Организации 27 февраля 2020 года. Письменного объяснения причин непредставления данных документов в срок не поступило. В связи с этим 2 марта 2020 года в отношении руководителя Организации был составлен и направлен мировому судье протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В результате проверки комиссией проверяющих были выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации:

- в нарушение абзаца 1 статьи 28 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-Ф3 «Об общественных объединениях» наименование Организации не содержит указание на характер её деятельности;

- в нарушение пункта 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации Уставом Организации не определён предмет её деятельности;

- в нарушение подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ не внесены сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

- в нарушение пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации Уставом Организации не в полном объёме определена исключительная компетенция высшего органа управления;

- в нарушение пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации Уставом Организации не определена правомочность и порядок принятия решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления (общего собрания);

- в нарушение пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации Устав Организации не содержит информацию о количественном составе руководящего органа Организации (правления).

- в нарушение абзаца 3 статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-Ф3 «Об общественных объединениях» Уставом не определён постоянно действующий руководящий орган Организации;

- в нарушение пункта 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации Организацией не соблюдаются положения собственного Устава в части периодичности проведения заседаний высшего руководящего органа (общего собрания) и руководящего органа (правления);

- в нарушение подпунктов 1, 2, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в вышеуказанных протоколах не отражены сведения о времени проведения собрания, сведения о лицах, принявших участие в собрании, сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов, а также не указано общее количество членов Организации, в связи с чем установить правомочность заседаний высшего руководящего органа управления (Общего собрания членов) и руководящего органа (правления) не представляется возможным;

- в нарушение пункта 3 статьи 65.3, пункта 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца 5 статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Уставом Организации не определён единоличный исполнительный орган;

- в нарушение пункта «л» статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Уставом Организации не определено лицо, имеющее право действовать без доверенности;

- в нарушение пункта 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектом проверки не соблюдаются положения собственного Устава в части указания должностного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Организации. Так, должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Организации, содержащаяся в едином государственном реестре юридических лиц, не соответствует должности, указанной в Уставе субъекта проверки;

- в нарушение пункта 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектом проверки не соблюдаются положения собственного устава в части осуществления ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Организации;

- в нарушение пункта 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации в Организации не уплачиваются членские взносы;

- в нарушение абзацев 3, 4 статьи 29 Федерального закона № 82-Ф3 «Об общественных объединениях» Организация не полном объёме информировала орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также за проверяемый период не публиковала отчёты об использовании своего имущества и не обеспечивала доступность ознакомления с ними.

По результатам проверки комиссией проверяющих составлен акт проверки от 10 марта 2020 года № 12, которым установлено, что сделать вывод на соответствие деятельности Организации уставным целям, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, не представляется возможным в связи с представлением документов к проверке не в полном объёме. Вместе с тем выявлены нарушения устава и законодательства Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что нарушения, перечисленные в акте проверки от 10 марта 2020 года № 12, действительно имели место, однако они административным ответчиком не устранены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Организации по основаниям, перечисленным в пункте 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации (часть 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Таким образом, административное исковое заявление, согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 с последующими изменениями, подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённого Приказом Министерства юстиции России от 3 марта 2014 года № 25, предъявлено в суд уполномоченным государственным органом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Выявленные Главным управлением нарушения в деятельности Организации связаны с необходимостью внесения изменений в её устав и соблюдения его положений.

Частью 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что изменение устава некоммерческой организации относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Уставом Организации предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в устав ЛигА относится к исключительной компетенции общего собрания, созываемого правлением ЛигА не реже одного раза в год; на общем собрании решения принимаются простым большинством голосов общего числа членов ЛигА (пункты 4.1, 4.2); решения правления принимаются простым большинством голосов от общего числа членов правления (пункт 4.3), членство в ЛигА основано на принципе фиксированного членства; приём в члены ЛигА и исключение из него осуществляется решениями правления ЛигА, принимаемыми простым большинством членов правления при наличии более половины членов правления (пункты 5.1, 5.2).

Между тем материалами дела, а также исследованными судом материалами регистрационного и контрольного дел подтверждается, что Организацией не представлены документы о количественном составе членов организации; уставом Организации не определены количественный состав правления, уполномоченного созывать общее собрание, правомочность и порядок принятия решений по вопросам исключительной компетенции общего собрания, а также имеются иные вышеназванные нарушения законодательства Российской Федерации, препятствующие соблюдению порядка утверждения изменений и дополнений в устав.

Несоответствие устава Организации требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность общественных объединений, по мнению суда, является грубым нарушением, так как в настоящее время вследствие установленных обстоятельств оно не может быть устранено законным способом. Доказательств тому, что Организация предприняла все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, суду не представлено.

При таком положении суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований о ликвидации Ростовской региональной общественной организации «Лига акционеров».

Согласно статье 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учётом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, учитывая, что имеются предусмотренные законом основания для ликвидации Ростовской региональной общественной организации «Лига акционеров», данные о ней подлежат исключению из единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области удовлетворить.

Ликвидировать Ростовскую региональную общественную организацию «Лига акционеров» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Е.А. Чайка