НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 05.11.2020 № 11-1658/20

Судья: Черепанова Л.Н. № 11-1658/20

Р Е Ш Е Н И Е

5 ноября 2020 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» на решение судьи Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 07 июля 2020 года, Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (далее – ГУП «УРСВ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 115 000 рублей.

Указанное постановление ГУП «УРСВ» обжаловало в суд.

Решением судьи Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 августа 2020 года постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 07 июля 2020 года в отношении ГУП «УРСВ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба ГУП «УРСВ» - без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением судьи Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 августа 2020 года, ГУП «УРСВ» в лице защитника Шуба В.Ю. обжаловало его в Ростовский областной суд. В своей жалобе заявитель, не оспаривая факт совершения предприятием правонарушения, просит снизить размер назначенного административного штрафа до 55000 рублей, учитывая тяжелое финансовое положение Общества, а также факт устранения выявленного правонарушения.

В судебном заседании защитник Саркисян Н.Б. доводы жалобы поддержала, указала на наличие у ГУП «УРСВ» задолженности перед ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», арест счетов предприятия в рамках возбужденного по заявлению взыскателя исполнительного производства.

Заслушав лицо, участвующее в рассмотрении жалобы, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, нахожу основания для изменения постановления должностного лица и решения судьи.

Часть 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Данный порядок регулируется Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 года №1/29 (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1.5 Порядка обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

Требования охраны труда работников, занятых эксплуатацией систем водоснабжения и канализации, установлены Межотраслевыми правилами по охране труда, едиными для организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, утвержденными Постановлением Минтруда России от 16.08.2002 N 61.

В силу пунктов 3.20, 3.22 названных Правил, обучение работников вопросам охраны труда и безопасным приемам работы проводится при подготовке новых работников, повышении квалификации по курсовой, групповой и индивидуальной формам обучения. Продолжительность обучения работников составляет 10 или 12 часов, а для работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования, - 24 часа.

Проверка знаний по охране труда должна проводиться индивидуально, результаты фиксируются в протоколе заседания комиссии по проверке знаний.

Из представленных материалов дела следует, что ГУП «УРСВ» нарушены требования ст. 212 ТК РФ, Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 года № 1/29, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйств, допущены к работе не прошедшие в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда электромонтер Николаев Д.С., машинист насосных установок Калюжин О.В., оператор Аникеева Л.П., электромонтер Макеев А.А., оператор Фролов Г.Е., протоколы проверки знаний требований охраны труда отсутствуют.

Факт нарушения со стороны ГУП «УРСВ» нормативных требований охраны труда подтверждается также: объяснением специалиста по охране труда ГУП «УРСВ» Валуйсковой Л.А.; протоколом об административном правонарушении от 03.07.2020 года.

Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности юридического лица - ГУП «УРСВ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

Привлекая ГУП «УРСВ» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ государственный инспектор труда в Ростовской области пришел к правильному выводу о нарушении указанным юридическим лицом государственных нормативных требований охраны труда, поскольку выявленные при проведении проверки нарушения напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников.

Судом первой инстанции обоснованно было принято решение о соответствии постановления административного органа требованиям закона, поскольку в соответствии с представленными материалами к тому имелись достаточные основания.

Вместе с тем полагаю, что назначенное ГУП «УРСВ» наказание подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно положениям ч.ч. 1, 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Принимая во внимание вышеназванные положения КоАП РФ, санкцию ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающую наложение на юридических лиц административного штрафа от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей, учитывая характер совершенного ГУП «УРСВ» административного правонарушения, имущественное и финансовое состояние Предприятия, исходя из прилагаемых к жалобе документов, устранения допущенных нарушений, прихожу к выводу о том, что имеются обстоятельства, позволяющие снизить размер наложенного на ГУП «УРСВ» административного штрафа до 55 000 рублей, который будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи городского суда, в части размера назначенного ГУП «УРСВ» административного наказания, подлежат изменению, в остальной их части - оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 07 июля 2020 года и решение судьи Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» изменить: снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 55 000 рублей, в остальном постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи оставить без изменения.

Судья