НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Россошанского районного суда (Воронежская область) от 23.04.2021 № 2-2-141/2021

УИД: 36RS0034-02-2021-000136-26

Дело № 2-2-141/2021

Строка 2.075г

резолютивная часть решения объявлена 23.04.2021

мотивированное решение составлено 28.04.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Ольховатка 23 апреля 2021 года

Россошанский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Грибанова И.В.,

при секретаре Крашениной В.В.,

с участием истицы /ФИО1./

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску /ФИО1./ к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) о включении в трудовой стаж периодов работы в зоне с льгтным социально-экономическим статусом и назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

/ФИО1./ обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в Россошанском районе) о включении в трудовой стаж периодов работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении трудовой пенсии по старости, указывая, что 31.08.2020 она обратилась в ГУ УПФ РФ в Россошанском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13, ст. 34 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением УПФР в Россошанском районе от 10.12.2020 /ФИО1./ отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием стажа работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В специальный стаж /ФИО1./ не зачтен период её трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве оператора АЗС в ООО «Воронежский Транс-Сервис», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве оператора АЗС ООО «Стройторг», т.е. работа в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

/ФИО1./ считая своё право на досрочное назначение страховой пенсии по старости нарушенным, обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным и отменить решение ГУ УПФ РФ в Россошанском районе от 10.12.2020 №200000023161/547453/20. Обязать УПФР в Россошанском районе включить ей в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве оператора АЗС в ООО «Воронежский Транс-Сервис», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве оператора АЗС ООО «Стройторг», как работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в УПФР в Россошанском районе, то есть с 31.08.2020.

В судебном заседании истица /ФИО1./ исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Ответчик – УПФР в Россошанском районе о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель в суд не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления. В удовлетворении заявленных требований просил отказать по изложенным в возражениях основаниям.

С учетом мнения истицы, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Свидетель /Свидетель 1/ суду пояснила, что в настоящее время она работает управляющей на АЗС Подсолнух. В 2001-2002 годах она вместе с /ФИО1./ работала на той же АЗС (заправке), которая относилась к Нефтебазе, расположенной по адресу: <адрес>. Данная территория входит в чернобыльскую зону. АЗС (заправка) неоднократно переименовывалась, сначала была Воронеж Транс-Сервис, потом Стройторг. В 2002 году она вместе с /ФИО1./ были уволены, и на месте старой АЗС (заправки) стали строить новую АЗС, у которой также изменился и адрес. /ФИО1./. работала посменно – день, ночь, два дня дома.

Свидетель /ФИО2/. суду пояснила, что она вместе с /ФИО1./ с 2001 по 2002 работала на АЗС (заправке) Ольховатская нефтебаза, расположенной по адресу: <адрес>. В последующем АЗС (заправка) неоднократно реорганизовывалась, сначала была Воронеж Транс-Сервис, потом Стройторг, но место их работы не менялось, это была одна и та же АЗС. В сентябре 2002 /ФИО2/ и /ФИО1./ были уволены. Вместо старой заправки построили новую.

Исследовав письменные доказательства, выслушав объяснения истицы, свидетелей, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом отнесена часть территории Ольховатского района Воронежской области, а именно: Ольховатское городское поселение: пос. Загирянка, пос. Большие Базы; Караяшниковское сельское поселение - хут. Андриановка, хут. ФИО3, хут. Новомосковский, хут. Рыбный, хут.Лесное Уколово; Копанянское сельское поселение - хут. Колесниково, хут. Новая Сотня; Марьевское сельское поселение - слобода Марьевка, хут. Новодмитриевка, хут. Ясиновка; Степнянское сельское поселение - с. Костово, пос. Конное, хут. ФИО4 Героя.

В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 27.12.2018) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с п. 4 Разъяснения Минтруда РФ от 19.04.2000 N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 19.04.2000 N 33 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.2000 N 2236), в стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

На основании пп. «б» п. 18 приказа Минтруда России от 28.11.2014 N 958н (ред. от 28.01.2019) "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 N 35496), для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы: о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно п. 4 раздела 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из материалов дела следует, что 31.08.2020 /ФИО1./ обратилась в УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Решением УПФ РФ в Россошанском районе Воронежской области от 10.12.2020 № 200000023161/547453/20 ФИО1 было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального страхового стажа. В специальный стаж /ФИО1./ не был включен период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве оператора АЗС в ООО «Воронежский Транс-Сервис», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве оператора АЗС ООО «Стройторг», т.к. документально не подтверждается работа в качестве оператора АЗС, расположенного на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Судом установлено, что истица зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 28.08.1998, что подтверждается выпиской из её индивидуального лицевой счета от 27.08.2020. Спорные периоды работы истицы /ФИО1./ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора АЗС в ООО «Воронежский Транс-Сервис», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора АЗС ООО «Стройторг» приходятся на период после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, а потому подлежат подтверждению сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица – /ФИО1./ работа в зоне ЧАЭС не подтверждена страхователями – работодателями: ООО «Воронежский Транс-Сервис», ООО «Стройторг».

Согласно справки администрации Ольховатского городского поселения №1079 от 08.11.2019, ООО «Воронежский транссервис» Ольховатский филиал по обеспечению нефтепродуктами находилось по адресу: <адрес>, на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно справки администрации Ольховатского городского поселения № 1080 от 08.11.2019 Ольховатский ФПОН ООО «Стройторг» находилось по адресу: <адрес> на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В настоящее время организации ООО «Воронежский Транс-Сервис», ООО «Стройторг» ликвидированы.

Согласно справки КУ ВО «Государственный архив Воронежской области документов по личному составу» (КУВО «ГАВОДЛС) от 27.08.2020 № 7077 документы Ольховатского ФПОН ООО «Стройторг» на хранение не поступали.

Согласно справки администрации Ольховатского муниципального района Воронежской области № 637/3348 от 27.08.2020 документы по личному составу Ольховатского филиала по обеспечению нефтепродуктами ООО «Воронежский Транс Сервис» и Ольховатского филиала нефтепродуктов ООО «Стройторг» на хранение в архив не сдавались.

Судом установлено, что периоды работы истицы /ФИО1./ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора АЗС в ООО «Воронежский Транс-Сервис», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора АЗС ООО «Стройторг» подтверждены записями в трудовой книжке, выданной на имя /ФИО1./ (л.д. 10-11), свидетельскими показами.

В силу пункта 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 27.12.2018) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В судебном заседании достоверно установлено и подтверждено представленными доказательствами, что /ФИО1./ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности оператора АЗС в ООО «Воронежский Транс-Сервис», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности оператора АЗС ООО «Стройторг», расположенных по юридическому адресу: <адрес> ( сооружения бывшей нефтебазы). Сама АЗС находилась не на территории нефтебазы, а за ее пределами, но тоже на <адрес> Данный населенный пункт в указанные периоды входил в зону проживания с льготно-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании также установлено, что Ольховатская нефтебаза неоднократно была реорганизована, сначала изменилось название на Ольховатский филиал по обеспечению нефтепродуктами ООО «Воронежский Транс Сервис», в последующем на Ольховатский ФПОН ООО «Стройторг». Однако АСЗ (заправка) находилась на одном и том же месте на <адрес> без присвоенного адреса строения.

ГУ УПФ РФ в Россошанском районе была проведена проверка по корректировке оспариваемых периодов трудовой деятельности истцы /ФИО1./ однако на дату принятия Управлением решения об отказе в установлении истице пенсии отсутствовали документы, подтверждающие её работу в спорные периоды в зоне ЧАЭС, поэтому периоды работы истицы /ФИО1./ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора АЗС в ООО «Воронежский Транс-Сервис», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора АЗС ООО «Стройторг», не были засчитаны Управлением в подсчет стажа работы в зоне ЧАЭС.

Продолжительность работы истицы /ФИО1./ на дату вынесения Управлением решения об отказе в установлении пенсии, в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляла 7 лет 5 месяцев 18 дней, что не является достаточным для назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на 2 года с ДД.ММ.ГГГГ.

Поэтому суд приходит к выводу о том, что исковые требования /ФИО1./ подлежат частичному удовлетворению, в страховой стаж подлежат включению периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора АЗС в ООО «Воронежский Транс-Сервис», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора АЗС ООО «Стройторг», как работа в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В удовлетворении части требований о признании незаконным и отмене решения ГУ УПФ РФ в Россошанском районе от 10.12.2020 №200000023161/547453/20, а также в назначении страховой пенсии с даты обращения в пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, /ФИО1./ следует отказать, так как решение пенсионного фонда об отказе в установлении пенсии вынесено на основании совокупности документов, имевшихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ. Обстоятельства, имеющие правовое значение для оценки пенсионных прав истицы, были установлены только в результате судебного разбирательства. Оспариваемое истицей решение УПФ было вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены нет. По результатам судебного разбирательства истица может реализовать свои пенсионные права, обратившись с повторным заявлением в УПФР в Россошанском районе.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования /ФИО1./ к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) о включении в трудовой стаж периодов работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении трудовой пенсии по старости – частично удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) включить /ФИО1./, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора АЗС в ООО «Воронежский Транс-Сервис», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператра АЗС ООО «Стройторг», как работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца.

Судья: И.В. Грибанов.

УИД: 36RS0034-02-2021-000136-26

Дело № 2-2-141/2021

Строка 2.075г

резолютивная часть решения объявлена 23.04.2021

мотивированное решение составлено 28.04.2021