резолютивная часть решения оглашена 11 марта 2021г.
мотивированное решение изготовлено 16 марта 2021г.
36RS0034-01-2021-000001-93
Дело № 2-135/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Россошь 11 марта 2021г.
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Фомкиной С.С.,
при секретаре Лошаковой М.В.,
с участием представителя ответчика УПФР в Россошанском районе Ворониной А.С., доверенность № 6 от 04.02.2021г.
представителя ответчика Управления Федерального казначейства по Воронежской области Рудаковой И.А., доверенность № 31-18-07/358 от 11.01.2019г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску /Картенко А.А./ к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области, Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) о взыскании денежных средств с применением районного коэффициента, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
/Картенко А.А./ обратилсяв суд с иском к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области, Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) о взыскании денежных средств с применением районного коэффициента, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда.
В обосновании требований истец указал, что он является получателем страховой пенсии по старости, с 1996года имеет стаж работыв районах Крайнего Севера. ГУ-Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе ему (истцу) выплачены суммы пенсионных накоплений в размере 227 582,00 руб. двумя платежами 07.03.2018 в размере 209 218,84 руб., и 02.08.2018 в размере 18 363,90 руб., при этом не произведена выплата надбавки с учетом районного коэффициента 1,4 за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере 91 032,00 рублей.
Считает, что ответчиком незаконно не произведена выплата надбавки, истец проситвзыскать
с УПФР в Россошанском районе Воронежской области невыплаченные денежные средства за районный коэффициент 1,4 за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 91 032,00 руб., и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 18 105 руб., в соответствии со ст.395 ГК РФ;
с Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области взыскать моральный вред причиненный ему невыплатой указанной выше надбавки, так как испытывал нервные переживания, в размере 781 726,00 рублей, в соответствии с положениями статьи 53 Конституции РФ.
В судебное заседание истец /Картенко А.А./ не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик представитель Управления Федерального казначейства по Воронежской области /Рудакова И.А./, действующая на основании доверенности № 31-18-07/358 от 11.01.2019г., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Ответчик представитель УПФР в Россошанском районе Воронежской области Воронина А.С., действующая на основании доверенности № 6 от 04.02.2021г., в судебном заседании возражала против удовлетворения требований /Картенко А.А./ указала, что произведенные на основании заявления истца единовременные выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета произведены в соответствии с действующим законодательством, не предусматривающим увеличение выплат средств пенсионных накоплений на размер районного коэффициента лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, предстаивла письменные возражения (л.д.32-33).
Суд, выслушав в судебном заседании участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета впрофессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 3).
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10Закона РФ от19.02.1993 № 4520-1).
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно п. 2 ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30, исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При конвертации пенсионных прав в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пениях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в России (т.е. соотношение показателей ЗР и ЗП) подлежит учету в повышенном размере для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненныхк ним местностях, мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При конвертации пенсионных прав в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пениях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» увеличение расчетного размера пенсии на соответствующий районный коэффициент лицам, проживающим по состоянию на 01.01.2002 в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, лицам имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федеральногозакона, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в томчисле повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 года.
В соответствии со ст.16, ст.17 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии для мужчин, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет (ч.4 ст.17) или увеличение фиксированной выплаты на величину районного коэффициента лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч.9 ст.17).
Как следует из материалов дела, установлено в судебном заседании, согласно справке УПФР в Россошанском районе Воронежской области/Картенко А.А./, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ с 03.01.2018 по 31.03.2021 (л.д.13), продолжительность периодов работы в районах Крайнего Севера, учтенных при установлении страховой пенсии, составляет 8 лет 6 мес. 1 дн. (л.д.10).
По состоянию на 12.03.2018 истцу установлена страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышенной фиксированной выплаты) с 03.01.2018 по - бессрочно в размере 13 749,11 руб., в том числе размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышенной фиксированной выплаты): 4982,90руб.; сумма средств пенсионных накоплений с учетом результата их инвестирования, за счет суммы страховыхвзносов на финансирование накопительной пенсии с учетом результата их инвестирования 18 364,05 руб. (л.д.16)
Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" регулирует отношения, связанные с порядком финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".
В целях настоящего Федерального закона под пенсионными накоплениями понимаются:
1) средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственным пенсионным фондом установлены накопительная пенсия и (или) срочная пенсионная выплата, единовременная выплата средств пенсионных накоплений, находящиеся в Пенсионном фонде Российской Федерации или в негосударственном пенсионном фонде и не переданные в доверительное управление управляющим компаниям;
2) средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, обратившихся за назначением накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации или негосударственный пенсионный фонд, находящиеся в доверительном управлении управляющих компаний;
3) средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым Пенсионным фондом Российской Федерации установлены накопительная пенсия и (или) срочная пенсионная выплата, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации от управляющих компаний для передачи в государственную управляющую компанию средствами выплатного резерва и еще не переданные ей;
4) средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым негосударственным пенсионным фондом установлены накопительная пенсия и (или) срочная пенсионная выплата, поступившие в негосударственный пенсионный фонд от управляющих компаний для передачи в управляющую компанию, с которой негосударственным пенсионным фондом заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата в отдельных инвестиционных портфелях, и еще не переданные ей;
5) средства выплатного резерва, а также средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, находящиеся в доверительном управлении управляющей компании, с которой негосударственным пенсионным фондом заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, соответственно в инвестиционном портфеле средств выплатного резерва и винвестиционном портфеле средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, или в государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, с которой Пенсионным фондом Российской Федерации заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата соответственно в инвестиционном портфеле средств выплатного резерва и в инвестиционном портфеле средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата;
6) средства, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации из государственной управляющей компании средствами выплатного резерва на выплату накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты, но еще не выплаченные застрахованным лицам;
7) средства, поступившие в негосударственный пенсионный фонд из управляющей компании, с которой заключены договор доверительного управления средствами выплатного резерва и договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, но еще не выплаченные застрахованным лицам.
Согласно статьи 2Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:
1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений (далее - единовременная выплата);2) срочная пенсионная выплата;3) накопительная пенсия;4) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.
В силу статьи 3 указанного Федерального закона застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением выплат за счет средств пенсионных накоплений, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, к тому страховщику, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления. Застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения или в составе накопительной пенсии.Размер выплат, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на день, с которого назначается соответствующий вид выплат, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".Выплата, указанная в пункте 4 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 N 1047 "Об утверждении Правил единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам" определен порядок обращения застрахованных лиц в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - территориальный орган Фонда) за получением средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части их индивидуального лицевого счета, в виде единовременной выплаты (далее - единовременная выплата), а также порядок осуществления этой выплаты.
В соответствии с решением УПФР по Россошанскому району №22 от 17.01.2018, на основании заявления /Картенко А.А./, истцу произведены единовременные выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета в размере 209 218,84 руб., и по решению №359 от 29.06.2018 произведена доплата к единовременной выплате средств пенсионных накоплений в размере 18 363,90 руб. (л.д.18).
Решая вопрос по заявленным истцом требованиям о применении районного коэффициента к размеру полученной им сумме единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, суд, с учетом изложенных положений специальных норм, согласно которых применение районного коэффициента допустимо в отношении размера страховой пенсии, и не предусматривающих применение районного коэффициента к единовременным выплатам средств пенсионных накоплений, приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению исковых требований о взыскании с УПФР денежных средств невыплаченных за районный коэффициент-1,4 при единовременной выплате.
Пункт 3 статьи 2 ГК Российской Федерации предписывает судам и иным правоприменительным органам применять гражданское законодательство к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой в том случае, если это предусмотрено законодательством. Тем самым применение положений статьи 395 ГК Российской Федерации в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско - правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям.
Положения статьи 395 ГК РФ предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско- правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
В данном случае, спорные правоотношения связаны с реализацией гражданином прав на получение пенсионного обеспечения, урегулированные нормами специального законодательства – Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, Федеральным законом от 15.12.2001 №167 –ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», Федеральным законом от 30.11.2011 N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» гражданское законодательство может быть применено только при условии, что это предусмотрено законодательством; возможность взыскания с органов,осуществляющих пенсионное обеспечение, процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 ГК РФ не предусмотрена указанными специальными нормами; отношения по пенсионному обеспечению в рамках специального правового регулирования не носят гражданско- правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации (статья 395 ГК Российской Федерации), применению не подлежат; в названных случаях гражданами на основании статей 15 и 16 ГК Российской Федерации могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, что согласуется с позицией изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2001 №99-О и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 53 право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями соответствующих государственных органов или их должностных лиц, не конкретизирует при этом порядок, условия и размер возмещения причиненного вреда и не предоставляет заинтересованным лицам право выбора конкретных форм такого возмещения. Эти вопросы урегулированы другими законодательными актами, на основании которых разрешаются соответствующие споры.
Таким образом, обязательность применения статьи 395 ГК Российской Федерации, устанавливающей ответственность за неисполнение денежного обязательства, к тем или иным видам правоотношений не вытекает ни из общих норм о возмещении убытков, ни из конституционных положений.
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 « О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности не имеется.Исходя из тех обстоятельств, что положения ст. 151 ГК РФ в настоящем случае не могут быть применены, так как ни Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ни Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена в данном случае возможность компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о невозможности применения положений статей 151,395 ГК РФ, отсутствии оснований к удовлетворению требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, также как и основанийк удовлетворению требований истца о взыскании морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований /Картенко А.А./ к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области, Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) о взыскании денежных средств с применением районного коэффициента, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.С. Фомкина
резолютивная часть решения оглашена 11 марта 2021г.
мотивированное решение изготовлено 16 марта 2021г.
36RS0034-01-2021-000001-93
Дело № 2-135/2021