НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ромодановского районного суда (Республика Мордовия) от 03.08.2022 № 2А-197/2022

Дело № 2а-197/2022

УИД 13RS0018-01-2022-000326-72

Ромодановский районный суд Республики Мордовия

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

п. Ромоданово 3 августа 2022 г.

Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Занькина Д.В.,

при секретаре Киреевой Н.А.,

с участием в деле:

административного истца – Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия,

административного ответчика – несовершеннолетней ФИО1 в лице законного представителя Григорян М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия к несовершеннолетней ФИО1 в лице законного представителя Григорян Мариам Вагинаковны о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее – УФНС России по Республике Мордовия, налоговый орган) обратилось в суд с административным иском к несовершеннолетней ФИО1 в лице законного представителя Григорян М.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование административного иска указано, что на налоговом учёте состоит несовершеннолетняя ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, законным представителем которой является мать Григорян М.В.

Несовершеннолетняя ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку имеет в собственности 1/4 доли в праве общей долевой собственности на следующее недвижимое имущество:

- квартиру с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>,

- квартиру с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.

Кроме того, в 2019 и 2020 годах несовершеннолетней ФИО1 принадлежала 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.

На указанное имущество налоговым органом был исчислен налог, а именно: на квартиру с кадастровым номером за 6 месяцев 2018 года в размере 8 рублей; на квартиру с кадастровым номером за 8 месяцев 2019 года в сумме 41 рубль, за 9 месяцев 2020 года в размере 46 рублей; на квартиру с кадастровым номером за 3 месяца 2020 года в размере 51 рубль. Всего на общую сумму 146 рублей.

В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц, налоговым органом несовершеннолетней ФИО1 на указанную сумму недоимки были начислены пени за период со 2 декабря 2021 года по 23 января 2022 года в сумме 2 руб. 11 коп.

Также налоговым органом установлено, что ФИО1 в 2020 году получила доход в сумме <данные изъяты> рублей от продажи 1/4 доли в квартире с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>. Вместе с тем, в установленный законом срок налог на доходы физических лиц в сумме 27 950 рублей с продажи указанной квартиры уплачен не был.

Поскольку уплаты налогов и пени не последовало, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика соответствующие требования об их уплате, которые также исполнены не были.

В связи с этим налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия с заявлением о выдаче судебного приказа. 30 марта 2022 года мировым судьёй был выдан судебный приказ, который им же был отменён 5 апреля 2022 года.

В связи с этим просит суд взыскать с Григорян М.В., как с законного представителя несовершеннолетней ФИО1, недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018, 2019, 2020 годы в размере 146 рублей, пени за период со 2 декабря 2021 года по 23 января 2022 года в сумме 2 руб. 11 коп., а также недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 27 950 рублей.

Всего просит суд взыскать с Григорян М.В. задолженность по налогам и пени на общую сумму 28 098 руб. 11 коп.

В судебное заседание представитель административного истца – УФНС России по Республике Мордовия не явился, представив в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Законный представитель несовершеннолетней ФИО1 – Григорян М.В. в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, надлежащим образом была извещена о месте и времени его проведения.

Поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, их явка не была признана обязательной, суд принял решение о рассмотрении административного дела в отсутствие всех вышеуказанных лиц, в соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Свой вывод суд основывает следующим.

В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации, статьёй 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 настоящего Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершённого строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 397 и пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица уплачивают имущественный налог по итогам налогового периода не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с положениями абзаца четвёртого пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации направленный налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика документ считается полученным в день, следующий за днём размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В данном случае из материалов дела следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является несовершеннолетней, следовательно, в силу пункта 1 части 2 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не обладает административной процессуальной дееспособностью, не может самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей; родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

В силу пункта 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих налогооблагаемое имущество, управляют им, в том числе исполняя обязанности по уплате налогов.

Таким образом, обязанность по уплате налогов на принадлежащее несовершеннолетней ФИО1 имущество, законом возложена на её родителей, то есть в данном случае на её мать – Григорян М.В., как на законного представителя налогоплательщика.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку имеет в собственности 1/4 доли в праве общей долевой собственности на следующее недвижимое имущество:

- квартиру с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>,

- квартиру с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.

Кроме того, в 2019 и 2020 годах несовершеннолетней ФИО1 принадлежала 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.

На указанное имущество налоговым органом ФИО1 был исчислен налог, а именно: на квартиру с кадастровым номером за 6 месяцев 2018 года в размере 8 рублей; на квартиру с кадастровым номером за 8 месяцев 2019 года в сумме 41 рубль, за 9 месяцев 2020 года в размере 46 рублей; на квартиру с кадастровым номером за 3 месяца 2020 года в размере 51 рубль. Всего на общую сумму 146 рублей.

Заявленный административным истцом расчёт задолженности по указанной недоимке, судом проверен и является арифметически верным, подтверждается подробным расчётом сумм задолженности.

27 сентября 2021 года в адрес ФИО1 налоговым органом по почте заказным письмом было направлено налоговое уведомление N 21236785 от 1 сентября 2021 года о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц не позднее 1 декабря 2021 года (л.д.15, 16).

Поскольку в установленный срок законными представителями несовершеннолетней не была исполнена обязанность по уплате имущественного налога, то ФИО1 налоговым органом были начислены пени за период со 2 декабря 2021 года по 23 января 2022 года в сумме 2 руб. 11 коп.

Учитывая, что в установленный срок законные представители несовершеннолетней ФИО1 налог на имущество физических лиц не уплатили, то в её адрес налоговым органом было направлено требование N 618 по состоянию на 24 января 2022 года об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 146 рублей и пени в размере 2 руб. 11 коп. (л.д.19-20).

Данное требование было направлено налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика, к которому его законные представители имеют доступ с 21 января 2022 года, что подтверждается скриншотом о подключении налогоплательщика к сервису "Личный кабинет" (л.д.85, 86), и в соответствии с положениями статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации в день, следующий за днём размещения документа в личном кабинете налогоплательщика считается полученным.

Указанное требование налогового органа законными представителями несовершеннолетней ФИО1 в добровольном порядке исполнено не было.

Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.

К числу доходов от источников в Российской Федерации, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, статья 208 Налогового кодекса Российской Федерации относит доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (абзац второй подпункта 5 пункта 1).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц. При этом согласно пункту 1 статьи 229 и пункту 4 статьи 228 указанного Кодекса такие физические лица обязаны представить в налоговой орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также обязуется уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с настоящим Кодексом с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй.

В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем первым пункта 1.2 статьи 88 настоящего Кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учётом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом и пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным статьёй 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

Для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, или на сумму фактически произведённых и документально подтверждённых налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса.

В случае, если у налогового органа отсутствует информация о цене сделки либо цена сделки меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определённая на дату его постановки на государственный кадастровый учёт), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, сумма дохода налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества принимается равной умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта (пункт 3 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации).

При исчислении в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи налога в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, находившегося в общей долевой собственности, сумма полученного налогоплательщиком дохода определяется пропорционально доле в праве собственности налогоплательщика на такое недвижимое имущество (пункт 4 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации).

В данном случае судом установлено и из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи квартиры от 13 октября 2020 года, Григорян М.В., действуя от имени своей несовершеннолетней дочери ФИО1, продала принадлежащую последней 1/4 долю в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 13:23:1109211:5405, площадью 34,6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>. Квартира находилась в долевой собственности с 26 апреля 2019 года, её кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2020 года составляла 581 743 руб. 64 коп. Продажная цена квартиры составила 1 860 000 рублей, следовательно, стоимость 1/4 доли ФИО1 составляет 465 000 рублей (1 860 000 рублей:4х1).

Вместе с тем, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц от имени ФИО1, её законным представителем в срок до 30 апреля 2021 года представлена не была, соответствующий налог на доходы физических лиц в срок до 15 июля 2021 года также уплачен не был.

В связи с этим, в соответствии с пунктом 3 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом налогоплательщику был начислен налог на доходы физических лиц от продажи вышеназванной квартиры в сумме 27 950 рублей.

Заявленный административным истцом расчёт задолженности по указанной недоимке, судом проверен и является арифметически верным, подтверждается подробным расчётом суммы задолженности.

2 декабря 2021 года налоговым органом вынесено решение № 208 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ФИО1, ввиду несовершеннолетия последней. Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу в сумме 27 950 рублей. 7 декабря 2021 года налоговым органом данное решение по почте заказным письмом было направлено в адрес налогоплательщика (л.д.11-14, 84).

В связи с тем, что указанная недоимка уплачена не была, то в адрес налогоплательщика налоговым органом было направлено требование N 591 по состоянию на 21 января 2022 года об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьёй 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в сумме 27 950 рублей, со сроком исполнения до 2 марта 2022 года (л.д.17).

Данное требование об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьёй 228 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено налоговым органом 25 января 2022 года по месту жительства (регистрации) налогоплательщика заказным письмом, что подтверждается выпиской из реестра исходящей корреспонденции (л.д.87), и в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении шести дней с даты направления считается полученным.

Указанное требование налогового органа налогоплательщиком (его законными представителями) в добровольном порядке также исполнено не было.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.

Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Поскольку все вышеназванные требования налогоплательщиком (его законными представителями) исполнены не были, налоговый орган в порядке и в сроки, предусмотренные статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обратился к мировому судье судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан налоговому органу.

Определением мирового судьи судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия от 5 апреля 2022 года судебный приказ от 30 марта 2022 года отменён (л.д.21).

В связи с отменой судебного приказа УФНС России по Республике Мордовия обратилось в суд с настоящим административным иском 20 мая 2022 года, то есть в пределах установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока обращения в суд.

При таких обстоятельствах, учитывая то, что стороной административного ответчика не представлено суду доказательств уплаты недоимки по налогу на имущество в сумме 146 рублей, пени в размере 2 руб. 11 коп., а также недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 27 950 рублей, суд считает, что требования УФНС России по Республике Мордовия основаны на законе, следовательно, административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Григорян М.В., как с законного представителя несовершеннолетней ФИО1, подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, от уплаты которой административный истец был освобождён.

Руководствуясь статьёй 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия к несовершеннолетней ФИО1 в лице законного представителя Григорян Мариам Вагинаковны о взыскании задолженности по налогам и пени, удовлетворить.

Взыскать с Григорян Мариам Вагинаковны (ИНН ), зарегистрированной по адресу: <адрес>, как с законного представителя несовершеннолетней ФИО1 (ИНН ), зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> задолженность по налогам и пени на общую сумму 28 098 (двадцать восемь тысяч девяносто восемь) руб. 11 коп., а именно:

- недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018, 2019, 2020 годы в размере 146 рублей, пени за период со 2 декабря 2021 года по 23 января 2022 года в сумме 2 руб. 11 коп.;

- недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 27 950 рублей.

Взыскать с Григорян Мариам Вагинаковны, как с законного представителя несовершеннолетней ФИО1, государственную пошлину в доход бюджета Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в размере 1043 (одна тысяча сорок три) рубля.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ромодановский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ромодановского районного

суда Республики Мордовия Д.В. Занькин

Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2022 г.

Судья Ромодановского районного

суда Республики Мордовия Д.В. Занькин