НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Родинского районного суда (Алтайский край) от 06.12.2023 № 2А-310/2023

22RS0042-01-2023-000420-55

№2а-310/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 декабря 2023 года с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,

при секретаре Крючковой Д.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 Э.Ш.О. о взыскании недоимки по налогам и страховым взносам.

В обоснование административных исковых требований указала, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной МФНС № 4 по Алтайскому краю и является собственником следующих транспортных средств:

- автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , марка/модель: ВАЗ21061, VIN: <***>, год выпуска 1994, дата регистрации права 09.06.2010;

- автомобили легковые, государственный регистрационный знак: марка/модель: ТОЙОТА КАМРИ, VIN: <***>, год выпуска 2003, дата регистрации права 04.02.2014;

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2018 год, подлежащий уплате ФИО1 Э.Ш.О.:

- за автомобиль ВАЗ21061– в размере 715 рублей (71,5 (мощность двигателя, л.с.) * 10 руб. (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев владения в году/12);

- за автомобиль ТОЙОТА КАМРИ – в размере 4 685 рублей (186,30 (мощность двигателя, л.с.) * 25 руб. (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев владения в году/12);

Итого сумма транспортного налога составила 5 373 рубля.

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления. Руководствуясь п. 3 ст. 363 НК РФ ФИО1 Э.Ш.О. направлено налоговое уведомление:

- от 27.06.2019 № 399564 на уплату транспортного налога за 2018 год; исчисленная сумма транспортного налога составила 5373 руб.

Указанное налоговое уведомление направлено в адрес налогоплательщика по почте, что подтверждается списком почтовых отправлений. В случае направления налогового уведомления по почте налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.

В связи с неуплатой в установленный законом срок выставлено требование от 19.12.2019 № 75412 на уплату транспортного налога за 2018 год, направленное налогоплательщику почтой.

Поскольку транспортный налог за указанный в налоговом уведомлении период не был уплачен в установленный законом сроки, налогоплательщику выставлено требование об уплате налога от 19.12.2019 № 75415, направленное налогоплательщику почтой.

В связи с имеющейся задолженностью по транспортному налогу начислены пени в размере 18,49 руб. (с 03.12.2019 по 15.12.2019 за 13 дней просрочки, исходя из банковской ставки 6,5% - 15,13 руб.; с 16.12.2019 по 18.12.2019 за 3 дня просрочки, исходя из банковской ставки 6,25% - 3,36 руб.).

Согласно сведениям, полученным Межрайонной МФНС № 4 по Алтайскому краю из органов государственного земельного кадастра, ФИО1 Э.Ш.О. является собственником следующего земельного участка:

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 5200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности 28.11.2013.

Налоговым органом исчислен земельный налог за 2018 год, подлежащий уплате ФИО1 Э.Ш.О. в размере 29 135 руб. (2 471 144 руб. (кадастровая стоимость) * 1 (размер доли) * 1,5 % (налоговая ставка)).

Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления. Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Руководствуясь п. 4 ст. 397 НК РФ ФИО1 Э.Ш.О. направлено налоговое уведомление от 27.06.2019 № 399564 за 2018 год по почте, что подтверждается списком почтовых отправлений.

В связи с возникновением недоимки по земельному налогу начислены пени в размере 100,27 руб. (с 03.12.2019 по 15.12.2019 за 13 дней просрочки, исходя из банковской ставки 6,5 % - 82,06 руб.; с 16.12.2019 по 18.12.2019 за 3 дня просрочки, исходя из банковской ставки 6,25 % - 18,21 руб.).

Согласно сведениям, полученным Межрайонной МФНС № 4 по Алтайскому краю из органов государственного земельного кадастра, ФИО1 Э.Ш.О. является собственником следующего имущества:

- магазин, адрес: <адрес>, кадастровый , общей площадью 516,50 кв.м., дата регистрации права собственности 28.11.2013.

На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Налоговым органом исчислен налог на имущество за 2018 год, подлежащий уплате ФИО1 Э.Ш.О. в размере 11 480 руб. (574 010 руб. (инвентаризационная стоимость) * 2 % (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев владения в году/12)).

Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления. Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Руководствуясь п. 4 ст. 397 НК РФ ФИО1 Э.Ш.О. направлено налоговое уведомление от 27.06.2019 № 399564 за 2018 год по почте, что подтверждается списком почтовых отправлений.

В связи с возникновением недоимки по налогу на имущество начислены пени в размере 39,52 руб. (с 03.12.2019 по 15.12.2019 за 13 дней просрочки, исходя из банковской ставки 6,5 % - 32,34 руб.; с 16.12.2019 по 18.12.2019 за 3 дня просрочки, исходя из банковской ставки 6,25 % - 7,18 руб.).

Межрайонная ИФНС № 16 по Алтайскому краю в установленный срок обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 Э.Ш.О. недоимки (включая пеню) по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество. Мировым судьей судебного участка Родинского района Алтайского края 15.04.2020 вынесен судебный приказ №2а-669/2020 о взыскании с ФИО1 Э.Ш.О. указанной задолженности. В связи с поступившими от налогоплательщика возражениями мировым судьей судебного участка 04.05.2023 вынесено определение об отмене судебного приказа в отношении ФИО1 Э.Ш.О.

Административный истец, реализуя право на взыскание задолженности, обращается в суд в порядке административного искового производства.

На основании изложенного, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю просит суд взыскать с ФИО1 недоимки по:

- налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2018 год: налог в размере 11 480 руб., пеня в размере 39,52 руб;

- транспортному налогу с физических лиц за 2018 год: налог в размере 5373 руб., пеня в размере 18,49 руб.;

- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2018 год: налог в размере 29 135 руб., пеня в размере 100,27 руб.

На общую сумму 46 146,28 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю не явился о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя административного истца.

Административный ответчик ФИО1 Э.Ш.О. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался, каких-либо возражений относительно заявленных требований не представил.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Разрешая административные исковые требования о взыскании недоимки по транспортному налогу, суд исходит из следующего.

Транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В соответствии с ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».

Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».

Согласно ч.2 ст. 2 Закона Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.11.2015 №, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Статьей 1 данного Закона Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. включительно установлена налоговая ставка 10 руб. 00 коп., свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно установлена налоговая ставка 25 руб. 00 коп.; свыше 250 л.с. установлена налоговая ставка 120 рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом

Согласно пунктам 1, 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно административного искового заявления, ФИО1 Э.Ш.О. являлся собственником следующих транспортных средств:

- автомобили легковые, государственный регистрационный знак: марка/модель: ВАЗ21061, VIN: <***>, год выпуска 1994, дата регистрации права 09.06.2010;

- автомобили легковые, государственный регистрационный знак: марка/модель: ТОЙОТА КАМРИ, VIN: <***>, год выпуска 2003, дата регистрации права 04.02.2014.

Таким образом, на основании ст.ст.357 и 358 Налогового кодекса РФ ФИО1 Э.Ш.О. являлся плательщиком транспортного налога.

Транспортный налог является региональным налогом, что предусмотрено разделом IX Налогового кодекса Российской Федерации, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 ст.2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

С 1 января 2016 года абзац 3 п.1 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 года №320-ФЗ, согласно которому налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, ФИО1 Э.Ш.О. лежала обязанность уплатить транспортный налог за 2018 год в срок до 01 декабря 2019 года.

Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2018 год, подлежащий уплате ФИО1 Э.Ш.О.:

- за автомобиль ВАЗ21061– в размере 715 рублей (71,5 (мощность двигателя, л.с.) * 10 руб. (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев владения в году/12);

- за автомобиль ТОЙОТА КАМРИ – в размере 4 685 рублей (186,30 (мощность двигателя, л.с.) * 25 руб. (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев владения в году/12);

Итого сумма транспортного налога составила 5 373 рубля.

Произведенный административным истцом расчет налога судом проверен, является арифметически верным и соответствует положениям налогового законодательства.

В силу п.3 ст.393 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Исходя из приведенных норм Налогового кодекса РФ, следует, что транспортный налог, подлежащий уплате ФИО1 Э.Ш.О., рассчитывается налоговым органом.

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления. Руководствуясь п. 3 ст. 363 НК РФ ФИО1 Э.Ш.О. направлено налоговое уведомление:

- от 27.06.2019 № 399564 на уплату транспортного налога за 2018 год; исчисленная сумма транспортного налога составила 5373 руб., по сроку уплаты не позднее 02.12.2019 (л.д. 8).

Указанное налоговое уведомление направлено в адрес налогоплательщика по почте, что подтверждается списком почтовых отправлений (л.д. 9). В случае направления налогового уведомления по почте налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.

В связи с неуплатой в установленный законом срок выставлено требование от 19.12.2019 № 75412 на уплату транспортного налога за 2018 год с расчетом сумм пени, включенной в требование по уплате № 75412 от 19.12.2019, со сроком уплаты не позднее 28.01.2020, направленное налогоплательщику почтой (л.д. 11-14).

Разрешая административные исковые требования о взыскании недоимки по земельному налогу, суд исходит из следующего.

Согласно п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено законом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно сведениям, полученным Межрайонной МФНС № 4 по Алтайскому краю из органов государственного земельного кадастра, ФИО1 Э.Ш.О. является собственником следующего земельного участка:

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 5200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности 28.11.2013.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 13.11.2023 № КУВИ-001/2023-255833116.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 Э.Ш.О. является плательщиком земельного налога.

Согласно ч. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Учитывая, что ФИО1 Э.Ш.О. в 2018 году являлся собственником следующего земельного участка: земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 5200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности 28.11.2013, на нем лежала обязанность уплатить земельный налог за 2018 года в срок до 1 декабря 2019 года.

Налоговым периодом, согласно ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Таким образом, земельный налог, подлежавший уплате ФИО1 Э.Ш.О. в 2018 году составлял: 29 135 руб. (2 471 144 руб. (кадастровая стоимость) * 1 (размер доли) * 1,5 % (налоговая ставка)), согласно расчету, представленному административным истцом.

Произведенный административным истцом расчет налога судом проверен; суд не согласен с представленным расчетом, полагая его арифметически неверным. Исходя из представленной кадастровой стоимости, размера доли и налоговой ставки, размер земельного налога, по мнению суда, составляет 37 067,16 руб.

Однако, федеральный законодатель в ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, отразил предписание о принятии решения исключительно по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным кодексом.

Оснований, по которым суд может выйти за пределы требований административного истца, заявленных в рамках настоящего дела, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено.

Иных требований в части взыскания задолженности по земельному налогу в рамках рассматриваемого дела административным истцом не заявлено.

На основании вышеизложенного, суд рассматривает заявленное требование о взыскании с ФИО1 Э.Ш.О. недоимки по земельному налогу за 2018 год по материалом, представленным в дело, включая расчет задолженности.

Исходя из приведенных норм Налогового кодекса РФ, следует, что земельный налог, подлежащий уплате ФИО1 Э.Ш.О., рассчитывается налоговым органом.

Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления. Руководствуясь п. 3 ст. 363 НК РФ ФИО1 Э.Ш.О. направлено налоговое уведомление:

- от 27.06.2019 № 399564 на уплату земельного налога за 2018 год; исчисленная сумма земельного налога составила 29 135 руб., по сроку уплаты не позднее 02.12.2019 (л.д. 8).

Указанное налоговое уведомление направлено в адрес налогоплательщика по почте, что подтверждается списком почтовых отправлений (л.д. 9). В случае направления налогового уведомления по почте налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.

В связи с неуплатой в установленный законом срок выставлено требование от 19.12.2019 № 75412 на уплату земельного налога за 2018 год с расчетом сумм пени, включенной в требование по уплате № 75412 от 19.12.2019, со сроком уплаты не позднее 28.01.2020, направленное налогоплательщику почтой (л.д. 11-14).

Разрешая административные исковые требования о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, суд исходит из следующего.

На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признаете; расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место: единый недвижимы:, комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещения.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведении, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 данной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Согласно п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 данной статьи. При этом, нормативно-правовые акты органов муниципальных образований являются общедоступными для всех граждан Российской Федерации, так размещены в информационно - правовых системах Российской Федерации.

В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

В соответствии с п. 5 ст. 408 НК РФ в случае возникновения (прекращения налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущества исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которь это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Налоговым органом исчислен налог на имущество за 2018 год, подлежащий уплате ФИО1 Э.Ш.О. в размере 11 480 руб. (574 010 руб. (инвентаризационная стоимость) * 2 % (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев владения в году/12)).

Произведенный административным истцом расчет налога судом проверен, является арифметически правильным и соответствует положениям налогового законодательства.

Исходя из приведенных норм Налогового кодекса РФ, следует, что земельный налог, подлежащий уплате ФИО1 Э.Ш.О., рассчитывается налоговым органом.

Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления. Руководствуясь п. 3 ст. 363 НК РФ ФИО1 Э.Ш.О. направлено налоговое уведомление:

- от 27.06.2019 № 399564 на уплату налога на имущество за 2018 год; исчисленная сумма налога на имущество составила 11 480 руб., по сроку уплаты не позднее 02.12.2019 (л.д. 8).

Указанное налоговое уведомление направлено в адрес налогоплательщика по почте, что подтверждается списком почтовых отправлений (л.д. 9). В случае направления налогового уведомления по почте налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.

В связи с неуплатой в установленный законом срок выставлено требование от 19.12.2019 № 75412 на уплату налога на имущество за 2018 год с расчетом сумм пени, включенной в требование по уплате № 75412 от 19.12.2019, со сроком уплаты не позднее 28.01.2020, направленное налогоплательщику почтой (л.д. 11-14).

Согласно п.п.1 и 2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

На основании абзацев 1 и 2 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Пунктом 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу п.4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с налоговым уведомлением от 27.06.2019 № 399564 налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2018 год в размере 5 373 рублей, земельный налог в размере 29 135 рублей, налог на имущество в размере 11 480 по сроку уплаты в соответствии с законодательством о налогах и сборах, т.е. не позже 02.12.2019 (л.д. 8).

Факт направления данного уведомления подтверждается списком № 122260 заказных писем с почтовым штемпелем от 11.07.2019 л.д. 9. Как указано выше, в случае направления налогового уведомления по почте налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.

В связи с неуплатой исчисленных сумм и в соответствии со ст.69 и ст.70 НК РФ налогоплательщику направлялось требование об уплате налога от 19.12.2019 № 75412 с добровольным сроком уплаты до 28.01.2020 (л.д. 11-13).

Факт направления данного требования подтверждается скрин-шотом из программы АИС Налог-3 ПРОМ (л.д. 14).

Таким образом, судом установлено, что в связи с неуплатой исчисленных сумм и в соответствии со ст.69 и ст.70 НК РФ налогоплательщику направлялось требование об уплате налога от 19.12.2019 № 75412 с добровольным сроком уплаты до 28.01.2020, а также расчет сумм пени, включенной в требование по уплате от 19.12.2019 № 75412 (л.д. 11-13).

Согласно абзацу 3 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.п.1 и 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Абзацами 1 и 4 п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование об уплате налога, как следует из п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что МИФНС России №16 по Алтайскому краю требования Налогового кодекса РФ об исчислении транспортного налога и земельного налога, направлении уведомления об уплате налогов и соответствующего требования исполнены. В свою очередь, административный ответчик ФИО1 Э.Ш.О. обязанность по уплате налогов за спорный период времени не исполнил, что дает суду правовые основания для взыскания образовавшейся недоимки.

Административный истец просит взыскать с ФИО1 Э.Ш.О. транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 5 373 рубля; пеню в размере 18, 49 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2018 год: налог в размере 29 135 рублей; пеня в размере 100,27 рублей, налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере: налог в размере 11 480 рублей; пеня – 39,52 руб.

Доказательства погашения образовавшейся недоимки на момент рассмотрения дела административным ответчиком не представлены.

С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что исковые требования о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 5373 рублей, по земельному налогу за 2018 год в размере 29 135 рублей, по налогу на имущество с физических лиц в размере 11 480 рублей подлежат удовлетворению.

Разрешая административные исковые требования МИФНС России №16 по Алтайскому краю о взыскании пени по транспортному и земельному налогам и налогу на имущество за период, суд принимает во внимание следующие фактические обстоятельства по делу.

В силу п.2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.

В соответствии с п.п. 1, 2, ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пунктами 3, 4, 5, 6 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.

Как установлено по делу, административному ответчику направлялось налоговое уведомление №399564 от 27.06.2019 о необходимости уплаты транспортного налога, налога на имущество и земельного налога, а также пени в срок до 2 декабря 2019 года. Однако налог не был своевременно уплачен. О наличии недоимки по налогам налоговым органом было указано в требовании №75412 по состоянию на 19.12.2019 со сроком уплаты до 28.01.2020.

Приведенные обстоятельства дают основание для взыскания пени по указанным видам налогов в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом проверен представленный административным истцом расчет пени по транспортному налогу за 2018 год.

В связи с имеющейся задолженностью начислены пени:

- по транспортному налогу - в размере 18,49 руб. (с 03.12.2019 по 15.12.2019 за 13 дней просрочки, исходя из банковской ставки 6,5% - 15,13 руб.; с 16.12.2019 по 18.12.2019 за 3 дня просрочки, исходя из банковской ставки 6,25% - 3,36 руб.);

- по земельному налогу - в размере 100,27 руб. (с 03.12.2019 по 15.12.2019 за 13 дней просрочки, исходя из банковской ставки 6,5 % - 82,06 руб.; с 16.12.2019 по 18.12.2019 за 3 дня просрочки, исходя из банковской ставки 6,25 % - 18,21 руб.);

- по налогу на имущество начислены - 39,52 руб. (с 03.12.2019 по 15.12.2019 за 13 дней просрочки, исходя из банковской ставки 6,5 % - 32,34 руб.; с 16.12.2019 по 18.12.2019 за 3 дня просрочки, исходя из банковской ставки 6,25 % - 7,18 руб.);

Произведенные административным истцом расчеты пени судом проверены, являются арифметически правильными и соответствуют положениям налогового законодательства.

Законодатель установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении (пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статьи 69,70 Кодекса).

В соответствии с пунктами 1, 2, 10 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Межрайонная ИФНС России № 8 по Алтайскому краю обратилась в судебный участок Родинского района Алтайского края за выдачей судебного приказа о взыскании с ФИО1 Э.Ш.О. недоимки (включая пеню) по транспортному, земельному, имущественному налогам. Мировым судьей судебного участка Родинского района Алтайского края 15.04.2020 вынесен судебный приказ №2а-669/2020 о взыскании с ФИО1 Э.Ш.О. указанной задолженности. В связи с поступившими от налогоплательщика возражениями мировым судьей судебного участка 04.05.2023 вынесено определение об отмене судебного приказа в отношении ФИО1 Э.Ш.О.

Согласно даты отправки административного искового заявления, указанной на почтовом конверте, административный истец обратился с указанным иском 01.11.2023, т.е. в установленный ч.2 ст.286 КАС РФ шестимесячный срок.

Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по транспортному, земельному, имущественному налогам и страховым взносам, а также то, что административный ответчик ФИО1 Э.Ш.О. обязанность по их уплате в установленный срок не исполнил. Обратное административным ответчиком не доказано.

При изложенных обстоятельствах, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Как следует из положений п. 2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, зачисляются в бюджеты муниципальных районов.

При разрешении коллизии между указанными нормами необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, с административного ответчика ФИО1 Э.Ш.О. в доход бюджета Родинского района Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 584 рублей 39 копеек, от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст.176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и страховым взносам удовлетворить.

Взыскать с взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недоимки по:

- транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 5 373 рублей, пеня в размере 18 рублей 49 копеек;

- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2018 год в размере 29 135 рублей, пеня в размере 100 рублей 27 копеек.

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 года в размере 11 480 рублей, пеня в размере 39 рублей 52 копеек.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета Родинского района Алтайского края в размере 1 584 рублей 39 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд Алтайского края.

Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2023 года.

Судья Г.В. Ожогина