НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ревдинского городского суда (Свердловская область) от 19.01.2011 № 2-56

                                                                                    Ревдинский городской суд Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ревдинский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-56К\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2011 года Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Козловских Н.Ю., при секретаре Любиченко Л.П., с участием заявителя Кострикова Е.В., представителя заявителя Багиной Ю.Н., представителей заинтересованных лиц: Виноградовой И.М., Ветлугина М.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кострикова Евгения Викторовича – об оспаривании решений ИФНС РФ по г. Ревде и Управления ФНС России по Свердловской области,

У С Т А Н О В И Л :

Костриков Е.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ИФНС РФ по г. Ревде Свердловской области (далее – ИФНС) № 06-05\3860 от 8.10.2010 года и Решения Управления ФНС России по Свердловской области (далее – Управление ФНС) № 1560 от 17.11.2010 года. Он просил эти решения отменить. В обоснование заявленных требований Костриков Е.В. указал, что Решением ИФНС от 8.10.2010 года он был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения – неполную уплату налога на доходы физических лиц за 2008 год. Он самостоятельно исчислил налог в размере 13% от суммы дохода в виде выигрыша – автомобиля BMW 325i Cabrio, полученного результате стимулирующей лотереи в игровом клубе «Миллион» и составившего 1900 000 рублей, задекларировал его и уплатил в соответствии с п.2 ст. 228 НК РФ. В результате камеральной проверки, проведенной ИФНС, его выигрыш был расценен как полученный в результате мероприятия, проведенного в целях рекламы и, в соответствии с абзацем 3 п.2 ст. 244 НК РФ, его доход признан подлежащим налогообложению по ставке 35%. Ему предписано доплатить сумму налога а также он привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения – неполную уплату налога. Полагая решение ИФНС незаконным, он оспорил его в Управление ФНС. Решением УФНС решение ИФНС признано законным и оставлено в силе.

В судебном заседании заявитель Костриков Е.В. и его представитель Багина Ю.Н. поддержали заявленные требования. В дополнение к указанному в заявлении Костриков Е.В. суду пояснил, что он в 2008 году в течение полутора месяцев играл в игровые автоматы, установленные в игровом клубе «Миллионъ». При выпадении выигрыша он этот выигрыш не получал на руки, а продолжал игру на выигранные деньги. Одновременно с этим администратором клуба велся счет его выигрышей. За полтора месяца им было проиграно в автоматы около 1,5 млн. рублей. Сумму выигрышей он не помнит, но по результатам игры на сумму выигрышей ему было выдано около 10-15 билетов для участия в лотерее и в розыгрыше автомобиля в качестве компенсации проигранной суммы. Какой именно автомобиль будет являться призом – не оговаривалось. В назначенное время в клубе состоялся розыгрыш, по результатам которого он выиграл автомобиль. Для получения автомобиля ему был выдан сертификат, в котором было указано, что он принимал участие в стимулирующей лотерее. Ему не был понятен юридический смысл слова стимулирующая лотерея. Он играл на деньги не с целью участия в лотерее. Розыгрыш приза происходит также в виде игры: участники розыгрыша попарно загадывали числа и затем кидали игровой кубик. В зависимости от выпавшего числа один из пары проходил в следующий тур и так – пока не остался один, который и выиграл приз. Принимая участие в розыгрыше приза он полагал, что приз приобретен на деньги, проигранные им и другими участниками розыгрыша в этом клубе. При этом он считает, что ни в какой рекламной акции участия не принимал. При разъяснении ему администратором клуба условий розыгрыша приза до его сведения не было доведено, что лотерея проводится с целью рекламы чего-либо. На приобретенном им в результате розыгрыша лотереи автомобиле также не содержалось никаких рекламных надписей и иных свидетельств рекламы.

Представитель ИФНС Виноградова И.М. и представитель Управления ФНС Ветлугин М.А. требования заявителя не признали и просили их оставить без удовлетворения.

Представитель ИФНС Виноградова И.М. представила суду письменный отзыв, (л.д.48-50), в котором указала, что термин «стимулирующая лотерея» подразумевает проведение ее за счет средств организатора лотереи с целью рекламы товаров, работ, услуг, стимулирования спроса на них и создания положительного имижда компании. В обоснование доводов она сослалась на ст. 228 НК РФ, Федеральный Закон «О лотереях», Письма Минфина России от 14.04.2009 года № 03-04-05-01\181, от 20.02.2009г. № 03-04-06-01, от 14.11.2007 г. № 03-04-06-01\392, от 29.08.2006 г. № 03-05-01-04\253, от 16.07.2009 г. № 3-5-04\1-40, от 2.03.2006г. № 04-1-03\115, в которых разъясняется действующее законодательство. Она полагала, что участники лотереи не несут риска, связанного с потерей денежных средств, соответственно стимулирующая лотерея не относится к играм, основанным на риске. По ее мнению в данном случае путем проведения стимулирующей лотереи рекламировалась игра в азартные игры в клубе, где разыгрывался приз.

Представитель Управления ФНС Ветлугин М.А. суду пояснил, что не считает требования к УФНС обоснованными, поскольку оспариваемым решением УФНС права Кострикова Е.В. не затрагивались и не нарушались, поскольку УФНС фактически не принимало решения об обязывании заявителя произвести доплату налога и не налагало штрафных санкций. Кроме того, он полагал, что оспариваемое решение ИФНС и соответственно решение Управления ФНС являются законными и обоснованными. В письменном отзыве он указал, что ставка налогообложения применяется 13% или 35% в зависимости от того, в каких целях проводится розыгрыш главного приза. В случае проведения розыгрыша в рекламной акции к полученными участниками розыгрыша доходам применяется ставка 35%, в остальных случаях налог нужно рассчитывать по ставке 13%. Стимулирующая лотерея считается мероприятием, проводимым в рекламных целях и поэтому доходы от полученного в результате такой лотереи призы облагаются налогом 35%. (л.д.61-65).

В ходе подготовки дела к слушанию судом сторонам разъяснялись положения ст.ст. 12,35,56 ГПК РФ и на сторону заинтересованных лиц, чьи решения оспариваются, была возложена обязанность доказать законность и обоснованность оспариваемых решений.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Статьей 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право гражданина оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К таким решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, статьей 255 ГПК РФ отнесены коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п.6 Постановления Пленума ВС и ВАС от 1.07.1996 года основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В статье 209 Налогового Кодекса Российской Федерации указано, что объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 224 НК РФ налоговая ставка установлена в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 224 НК РФ (глава 23) налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса. Пунктом 28 статьи 217 НК РФ установлено, что не облагаются налогом доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ (глава 23) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из суммы таких выигрышей.

Согласно статьи 4 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (п.1 ст. 4); выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (п.4 ст. 4)

Согласно п.п.1,2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации в силу п.4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» является ненадлежащей.

Статьей 9 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Из приведенных выше норм законов следует, что по отношению к выигрышу, полученному Костриковым Е.В. в результате проведенной лотереи, должна быть применена ставка налога в размере 35 % лишь в случае, если лотерея проведена в целях рекламы определенного товара, работы или услуги. В противном случае ставка налога должна быть исчислена в соответствии с пунктом 1 статьи 224 НК РФ в размере 13 процентов.

Судом установлено, что в 2008 году Костриковым Е.В. был получен доход в виде выигрыша автотранспортного средства – автомобиля BMW 325i Cabrio. Им была предоставлена в ИФНС декларация, согласно которой с дохода, полученного в виде выигрыша им самостоятельно исчислена сумма налога в размере 13% (л.д.16-21). Эта сумма была им уплачена. Правильность примененного Костриковым Е.В. арифметического подсчета подлежащих уплате и факт уплаты суммы налога в размере 13% заинтересованными лицами не оспаривается.

ИФНС была проведена камеральная проверка Кострикова Е.В. с 14.05.2009 года по 16.08.2009 года, по результатам которой составлен Акт № 576 от 30.08.2010 года (л.д.25-28). Возражения Кострикова Е.В. на указанный акт ИФНС не были признаны обоснованными и Решением ИФНС РФ по г. Ревде Свердловской области № 06-05\3860 от 8.10.2010 года исчисление им налога по ставке 13% признано незаконным, Кострикову Е.В. доначислен налог в размере 663600 рублей – до размера 35%. В оспариваемом решении также указано, что в 2008 году Костриков Е.В. получил доход от продажи указанного автомобиля в размере 1500000 рублей и имел право на получение имущественного налогового вычета либо вместо этого право на уменьшение суммы облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. Подлежащая уплате в бюджет сумма налога от продажи автомобиля составила 178750 рублей (13% от продажной цены). С учетом этой суммы подлежавшая уплате в бюджет сумма налога составила по мнению ИФНС 842500 рублей ( 663600+178750), тогда как самим налогоплательщиком исчислена и уплачена сумма в размере 425750 рублей. Разницу, составляющую 416600 рублей, со стороны ИФНС предложено доплатить Кострикову Е.В. в бюджет. В силу п.4 ст. 228, п.3 ст. 75,п.1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, Костриков Е.В. привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 83320 рублей. (л.д.29-30, 31-35).

Не согласившись с данным решением, Костриков Е.В. подал в Управление ФНС апелляционную жалобу. Решением Управления ФНС России по Свердловской № 1560 от 17.11.2010 года Решение ИФНС по г. Ревде утверждено и признано вступившим в силу с момента утверждения (л.д.8-11).

Суд считает оспариваемые решения незаконными, поскольку органами, чьи решения оспариваются не представлено суду достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих, что проведенная лотерея, в результате которой Костриков Е.В. получил приз в виде автомобиля проводилась в целях рекламы товаров, работ, услуг, а также по своему содержанию являлась стимулирующей, то есть проведенной за счет средств организатора лотереи. Не представлены доказательства того, что организатором лотереи до сведения участников розыгрыша было доведено какой именно приз (автомобиль) будет разыгрываться. Более того, по мнению представителя ИФНС Виноградовой И.М. лотерея проводилась не с целью рекламы определенной модели и марки автомобиля, а с целью рекламы услуг – игры в игровые автоматы. Однако, факт рекламирования такой услуги также ею не доказан, поскольку на призе- автомобиле не содержатся какие-либо надписи рекламного характера, рекламирующие игру в игровые автоматы. Сам по себе факт игры в игровые автоматы, как элемент лотереи суд не расценивает как рекламу игры в игровые автоматы, поскольку розыгрыш приза производился также в виде азартной игры и исходя из пояснений Кострикова Е.В., при недоказанности иного, полученный им выигрыш может подпадать под понятие выигрыша, полученного в результате азартной игры, установленное п.4 ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Для того, чтобы удостовериться в том, являлась ли проведенная акция фактически стимулирующей лотереей и носила ли она рекламный характер, налоговый орган должен был проверить у организатора этого мероприятия соблюдение Федерального закона «О лотереях», соответствие условий проведения лотереи Федеральному закону «О рекламе», установить, за чей счет проведена лотерея.

Согласно п.2 ч.1 ст. 2 ФЗ «О лотереях» лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Статьей 3 этого же закона лотерея делится на виды в зависимости от способа формирования ее призового фонда и подразделяется на:

1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;

2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Статьей 7 этого закона право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:

1) условия стимулирующей лотереи;

2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;

3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;

4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;

5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;

6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;

7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей;

8) выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.

(п. 8 введен Федеральным законом от 29.06.2010 N 130-ФЗ)

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.

К условиям стимулирующей лотереи статьей 9 этого же закона отнесены:

1) наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется;

2) указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения;

3) наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;

4) сроки проведения стимулирующей лотереи;

5) права и обязанности участников стимулирующей лотереи;

6) порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;

7) порядок и сроки получения выигрышей;

8) порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.

Приказом Минфина РФ от 9 августа 2004 г. N 66н установлены формы и сроки предоставления отчетности о лотереях а также утверждены Правила проведения негосударственной лотереи (далее – Правила). Правила устанавливают порядок проведения негосударственной лотереи на территории Российской Федерации и включают в себя: выдачу разрешений на проведение лотереи; внесение в государственный реестр всероссийских лотерей информации о выданных Федеральной налоговой службой разрешениях на проведение всероссийских лотерей; проверку соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации; приостановление и отзыв разрешений на проведение лотереи.

Статьей 1 Правил предусмотрена обязанность организатора лотереи для получения разрешения на ее проведение представить в Федеральную налоговую службу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи, в котором указываются срок проведения лотереи и вид лотереи, с приложением следующих документов:

1) условия лотереи;

2) нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах);

3) макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков;

4) правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша;

5) технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи;

6) описание и технические характеристики лотерейного оборудования (включая эксплуатационные документы с указанием контрольных сумм используемого программного обеспечения и документ, подтверждающий выполнение требований по контролю отсутствия недекларированных возможностей в указанном программном обеспечении);

7) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов заявителя;

8) бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи;

9) выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;

10) порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов;

11) порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов;

12) порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов;

13) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи в течение двух месяцев со дня поступления заявления о предоставлении указанного разрешения со всеми необходимыми документами и не позднее чем через три дня со дня принятия соответствующего решения направляет (вручает) заявителю уведомление о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи (с указанием причин отказа).

К уведомлению о выдаче разрешения на проведение лотереи прилагается выписка из реестра по форме, установленной в Приложении N 3 к настоящему Приказу(ч.2 Правил).

3. Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по одному из следующих оснований:

1) несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям федерального закона;

2) представление заявителем недостоверных сведений;

3) наличие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов;

4) возбуждение в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).

Стороной ИФНС суду не представлено доказательств соблюдения организатором проведения лотереи статей 7 и 9 ФЗ «О лотереях» и указанных выше Правил. Со слов представителя ИФНС Виноградовой И.М. проведение лотереи не было зарегистрировано и установленные законом документы о проведении лотереи в ИФНС по месту нахождения организатора проведения лотереи не поступали.

Положениями главы 23 НК РФ на организаторов тотализаторов и лотерей, выплачивающих выигрыши физическим лицам, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм (обязанности налогового агента). В то же время, согласно Обзору практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц за июль-декабрь 2006 года следует иметь в виду, что деятельность по организации тотализаторов и лотерей подлежит лицензированию, порядок которого установлен Постановлением Правительства России от 15.07.22002 года № 525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений». Таким образом, если организация не зарегистрирована как организатор тотализатора или лотереи в установленном законодательством порядке, то в отношении выплат денежных выигрышей физическим лицам она является налоговым агентом и должна исполнять обязанности налогового агента, определенные статьями 226,230 НК РФ – то есть вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде и при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Как пояснила представитель ИФНС Виноградова И.М., ООО «Елань-Екатеринбург» в ИФНС с заявлением о регистрации проведения стимулирующей лотереи не обращалось и соответственно никаких документов для получения такого разрешения не предоставляло. Поэтому предусмотренные статьей 1 Правил условия проведения лотереи, ее вид и сроки проведения ей не известны.

Поскольку в данном случае приз получен в натуральной форме, а организатор лотереи не был зарегистрирован в налоговом органе и не имел возможности удержать сумму налога, он, в соответствии с п.5 ст. 226 НК РФ, был обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога, что им было сделано в соответствующей форме, путем предоставления в налоговый орган справки 2-НДФЛ.

Согласно справки 2-НДФЛ о доходах физического лица Кострикова Е.В. за 2008 год, представленной в ИФНС налоговым агентом – филиалом «Елань-Екатеринбург» сумма дохода Кострикова Е.В. 1900000 рублей подлежит обложению налогом по ставке 35%.(л.д.51). Код дохода, указанный в справке 2740 означает согласно Приказу ФНС РФ от 13.10.2006 года «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц» указание стоимости выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг.

Для того, чтобы отнести лотерею к стимулирующей, необходимо, чтобы она была осуществлена за счет организатора лотереи. Таким доказательством мог бы являться документ, подтверждающий расходы организатора лотереи на организацию этой лотереи и на приобретение приза. Стороной ИФНС также не представлено никаких доказательств в подтверждение доводов о том, что лотерея была стимулирующей. Указание на этот факт в выданном сертификате не является достаточным и достоверным доказательством.

В акте камеральной проверки ссылка на какие-либо доказательства приобретения приза и организации лотереи за счет средств организатора лотереи отсутствуют. Не указано также какая именно организация (учреждения) являлись организатором лотереи. В обоснование применения ставки налога 35% ИФНС в оспариваемом решении сослалась на представленные налогоплательщиком документы и сведения, поступившие из ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга.

Документами, на основании которых было вынесено оспариваемое решение явились справка 2-НДФЛ, представленная на Кострикова Е.В. налоговым агентом – ООО «Елань-Екатеринбург» и представленные налогоплательщиком простой и именной сертификаты на получение автомобиля BMW 325i Cabrio, выданные победителю стимулирующей лотереи ООО «Елань-Екатеринбург» (Игровой клуб «Миллионъ» (л.д.14-14). В указанных сертификатах отсутствуют сведения о том, что лотерея проведена в целях рекламы, не указано, какие именно товары, работы или услуги рекламируются. Согласно справки 2-НДФЛ, поступившей по утверждению представителя ИФНС Виноградовой из ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга на Кострикова Е.В. налоговым агентом – ООО «Елань-Екатеринбург», указан код 2740 и процент подлежащего уплате Костриковым налога – 35%. Обоснованность правильности указания кода и ставки налога ИФНС не проверялись. В указанных документах отсутствуют сведения, за чей счет проведена лотерея и приобретен приз.

Согласно пункту 5 Правил ФНС вправе проводить плановые и внеплановые проверки организатора (оператора) лотереи на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации. Внеплановая проверка может проводиться в случае необходимости проверки достоверности представленных сведений.

Поскольку в данном случае отсутствовал факт регистрации проведения лотереи, имелись основания для такой внеплановой проверки с целью установления обоснованности указания кода 2740 в сведениях о доходах Кострикова Е.В. Необходимость проведения такой проверки подтвердила и представитель ИФНС Виноградова И.М. Однако, как она пояснила суду, такая проверка ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга своевременно не была проведена. А после поступления справки 2-НДФЛ в ИФНС по г. Ревде возможность проведения проверки была утрачена в связи с прекращением существования ООО «Елань-Екатеринбург». При этом представителем ИФНС не были представлены доказательства невозможности проведения выездной проверки ИФНС по г. Ревде, а также доказательств реорганизации или ликвидации ООО «Елань-Екатеринбург».

При указанных обстоятельствах суд считает не доказанной стороной ИФНС правомерность требования, предъявленного к Кострикову Е.В. об уплате налога с выигрыша в размере 35%. Отсутствуют допустимые и достоверные доказательства проведения стимулирующей лотереи, за счет организатора лотереи, в ходе проведения которой осуществлялась реклама товаров, работ, услуг.

Согласно ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Судом установлено, что Костриков Е.В. привлечен к налоговой ответственности по ч.1 ст. 122 НК РФ, согласно которой неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Поскольку судом установлено, что Костриков Е.В. законно и обоснованно уплатил сумму налога в соответствии с подлежавшей применению в данном случае статьей 228 НК РФ в сумме 13%, а требование ИФНС об уплате 35% на основании ст. 224 НК РФ признано судом необоснованным, то отсутствуют основания привлечения Кострикова Е.В. к налоговой ответственности по ч.1 ст. 122 НК РФ, поскольку отсутствует событие правонарушения.

В решении о привлечении Кострикова Е.В. к административной ответственности не указана форма его вины.

Частью 3 ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Поскольку доводы ИФНС о проведении лотереи в рекламных целях основаны только на предположениях и рекламный характер лотереи, проведенной в игровом клубе «Миллионъ» не подтвержден достоверными и допустимыми доказательствами, в действиях Кострикова отсутствует и вина как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Статьей 139 НК РФ установлены порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Костриков Е.В. в соответствии со ст. 139 НК РФ обратился с жалобой на решение вынесенное ИФНС по г. Ревде в вышестоящий орган. Поскольку решением вышестоящего органа – Управления ФНС России по Свердловской области незаконное решение ИФНС оставлено без изменения и вступило в силу, суд приходит к выводу, что Решение Управления ФНС также является незаконным, затрагивающим права и интересы заявителя и подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, главой 225 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными и отменить Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ревде Свердловской области № 06-05\3860 от 8.10.2010 года и Решение Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области № 1560\10 от 17.11.2010 года, вынесенные в отношении Кострикова Евгения Викторовича.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через суд г. Ревды в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2011 года.

Судья подпись

Копия верна

Судья Н.Ю. Козловских