НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ревдинского городского суда (Свердловская область) от 08.07.2022 № 2А-898/2022УИД660048-01-2022-000990-15

Дело № 2а-898/2022 УИД66RS0048-01-2022-000990-15

Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2022 года.

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

27 июня 2022 года город Ревда Свердловской области

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Карапетян И.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-898/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области (далее по тексту – МИФНС) обратилась в суд к административному ответчику ФИО1 с иском о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 11 063 руб. 09 коп.

В обоснование требований административный истец указал, что 24.09.2020 ФИО1 постановлен на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и 16.06.2021 утратил такой статус. 16.12.2021 был вынесен судебный приказ № 2а-4078/2021 о взыскании суммы задолженности по страховым взносам, который в последующем, в связи с поступлением от должника возражений, был отменен определением от 08.02.2022. В связи с наличием задолженности по страховым взносам МИФНС обращается в суд в порядке административного искового производства. Уплата налога является публичной обязанностью. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность по предоставлению в налоговый орган отчетности по суммам фиксированных платежей страховых взносов. В связи с тем, что налогоплательщик снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя с 16.06.2021, размеры страховых взносов на ОПС в фиксированном размере исчисляется согласно положений, предусмотренных п. 5 ст. 430 НК РФ. Исходя из норм налогового законодательства РФ, страховые взносы на ОПС за 2021 составили 11 063 руб. 09 коп., поскольку им были уплачены частично, в размере 3899 руб. 09 коп.

Представитель административного истца МИФНС в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом по адресу регистрации, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не заявлял, направленная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения.

Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства и определил рассмотреть процессуальный вопрос в их отсутствие.

Судья, исследовав письменные материалы дела, полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоги являются составной частью доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому неуплата налогов в бюджет нарушает права государства или муниципального образования на формирование соответствующего бюджета, за счет которого исполняются публичные обязанности государства или муниципального образования, возложенные на них Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные признаются плательщиками страховых взносов.

В силу положений ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ч. 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названой статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ определено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года, 36 723 рублей за расчетный период 2023 года;

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года, 8 766 рублей за расчетный период 2022 года, 9 119 рублей за расчетный период 2023 года.

Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.

Судом установлено, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 24 сентября 2020 года по 16 июня 2021 года и состоял на налоговом учете в МИФНС России по Свердловской области (л.д. 8-9).

ФИО1 исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2021 год в сумме 14 962 руб. 13 коп., однако были им уплачены частично, в размере 3899 руб. 04 коп.

Оставшаяся сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 11 063 руб. 09 коп., которая не оплачена по настоящее время.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Следует учитывать, что с даты выявления недоимки не должны быть превышены совокупные сроки, установленные статьей 48 (срок обращения в суд после истечения сроков, установленных требованием), статьей 69 (срок, в течение которого требование считается полученным, а также срок для исполнения требования) и статьей 70 (трехмесячный срок не позднее дня выявления недоимки) Налогового кодекса Российской Федерации.

В отношении ФИО1 выставлено требование по состоянию на 22.07.2021 об уплате страховых взносов и пени, в котором сообщалось о наличии у него задолженности (л.д. 4) и направлено 27.07.2021. Данное требование должно было быть исполнено в срок до 03.09.2021, однако до настоящего времени указанная сумма в полном объеме в бюджет не поступила.

Поскольку обязанность по уплате страховых взносов ответчиком исполнена не была, 14.12.2021 МИФНС обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Ревдинского судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа.

08.02.2022 года мировым судьей судебного участка № 1 Ревдинского судебного района Свердловской области вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-4078/2021 от 16.12.2021, в связи с поступившими от должника ФИО1 возражениями.

С настоящим административным иском МИФНС обратилась 30.05.2022 (л.д. 3).

Процедура, срок обращения в суд за взысканием недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год, предусмотренные статьями 69,70, пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом соблюдены, размер задолженности судом проверен и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым в соответствии со статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана надлежащая оценка, налог ответчиком своевременно не уплачен в полном объеме.

Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства представленными суду доказательствами установлено, что административный ответчик ФИО1 за указанные налоговые периоды являлся плательщиком страховых взносов, свою обязанность по уплате налогов и сборов в установленный законом срок не исполнил, факт наличия задолженности ФИО1 по уплате указанных обязательных платежей установлен, доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате задолженности по налогу и сборам административным ответчиком суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика ФИО1 недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в указанном выше размере.

Сторона ответчика, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ, не представила в суд своих возражений относительно размера исковых требований и доказательств таковых.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, принимая во внимание, что МИФНС, как государственный орган, выступающий по настоящему делу, в качестве административного истца, освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, и требования налогового органа судом удовлетворяются, на основании положений статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, абзаца 8 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, с административного ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 442 руб. 52 коп.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу: , , в доход бюджета недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 11 063 руб. 09 коп.

Взыскать с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу: , , государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 442 (четыреста сорок два) руб. 52 коп.

Решение может быть обжаловано в Свердловском областном суде путем подачи жалобы через Ревдинский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: И.В. Карапетян

Секретарь: ФИО2