НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ревдинского городского суда (Свердловская область) от 02.02.2018 № 2-1623/17

КОПИЯ

Дело № 2-194/2018

Мотивированное решение изготовлено 02.02.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ревда Свердловской области 30 января 2018 года

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Захаренкова А.А.,

при секретаре Криванковой А.А.,

с участием истца Соколовой Л.А., представителя ответчика Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Ревде Неймышевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Л.А. к Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Ревде о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальных гарантий и обязывании предоставить социальные гарантии в форме частичной компенсации затрат на подключение жилых помещений к газовым сетям,

УСТАНОВИЛ:

Соколова Л.А. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Ревде (далее по тексту – Управление) и просила признать незаконным решение ответчика об отказе в предоставлении социальных гарантий в форме частичной компенсации затрат на подключение (технологическое присоединение) жилых помещений к газовым сетям от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика предоставить социальные гарантии в форме частичной компенсации затрат на подключение (технологическое присоединение) жилых помещений к газовым сетям.

В обоснование заявленных требований указано, что истец обратилась в Управление за предоставлением частичной компенсации затрат на подключение (технологическое присоединение) своего жилого дома к газовым сетям. После рассмотрения заявления ответчиком было принято решение об отказе в выплате компенсации. Причиной отказа явилось то, что дом истца не являлся жилым помещением в период осуществления затрат по газификации. ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи истцом был приобретен земельный участок и находящийся на нем дом, поврежденный в результате ненадлежащей эксплуатации, по адресу: <адрес>. В течение 2013 года истцом был снесен поврежденный дом и построен новый дом. Газификация нового дома была осуществлена в ноябре 2013 года, что подтверждено договорами и актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. Завершение строительства нового дома также было осуществлено в 2013 году, что подтверждено: техническим планом здания, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет здания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому год завершения строительства – 2013; кадастровым паспортом здания (кадастровый ) согласно которому год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) - 2013.?Ответчик в своем решении указал, что дом по адресу: <адрес> приобрел статус жилого в 2014 году, ссылаясь на свидетельство о государственной регистрации на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истца в период газификации (2013 год) жилой дом был построен, имел статус жилого, был изолированным помещением, которое является недвижимым имуществом для постоянного проживания граждан, отвечал установленным санитарным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

До рассмотрения дела по существу истец уточнила требования и просила обязать ответчика предоставить социальные гарантии в форме частичной компенсации затрат на подключение (технологическое присоединение) жилых помещений к газовым сетям на основании ч. 3 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» (л.д. 50), пояснив, что оставшееся ранее заявленное требование о признании незаконным решения ответчика об отказе в предоставлении социальных гарантий в форме частичной компенсации затрат на подключение (технологическое присоединение) жилых помещений к газовым сетям от 15.09.2017 № 3/355 оставляет без изменений.

В судебном заседании истец Соколова Л.А. исковые требования с учетом уточнения поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что полагает, что статус жилого помещения дом приобрел с момента фактического окончания его строительства. Точную дату окончания строительства дома назвать затруднилась. Кроме того, тот факт, что дом на момент окончания работ по его газификации являлся жилым подтверждается указанием на это в акте приемки объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Ревде Неймышева С.А. просила в удовлетворении требований Соколовой Л.А. отказать, представила письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 38-40), согласно которому исходя из представленных истцом в Управление документов временной период работ по газификации можно определить согласно представленных документов, а именно начало ДД.ММ.ГГГГ - договор о выполнении работ по газификации жилого дома и завершение ДД.ММ.ГГГГ - акт приемки законченного строительством объекта. В период осуществления газификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ газифицируемое помещение не имело статус жилого. Соколовой Л.A. разрешено строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> вместо здания (объекта, поврежденного в результате ненадлежащей эксплуатации). Срок завершения строительства и постановки на государственный кадастровый учет построенного здания, указывает технический план здания, который получен ДД.ММ.ГГГГ, из чего следует, что строительство длилось с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Строительство дома и признание его жилым помещением производилось в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а газификация осуществлена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период, когда здание не признано жилым помещением. Полагала, что решение ответчика об отказе в предоставлении социальных гарантий в форме частичной компенсации затрат на подключение (технологическое присоединение) жилых помещений к газовым сетям от ДД.ММ.ГГГГ является законным.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу подп. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» (далее по тексту – Закон № 126-ОЗ) предоставление социальных гарантий отдельным категориям граждан осуществляется в форме компенсации 90 процентов затрат на подключение (технологическое присоединение) жилых помещений к газовым сетям, включая затраты на разработку проектной документации, монтаж газового оборудования, пусконаладочные работы и другие работы, связанные с подключением (технологическим присоединением) жилых помещений к газовым сетям, и 90 процентов затрат на приобретение предусмотренного в перечне, утвержденном Правительством Свердловской области, бытового газового оборудования, но не более установленного Правительством Свердловской области максимального предельного размера этой компенсации (далее - частичная компенсация затрат на подключение жилых помещений к газовым сетям) или освобождения от 90 процентов затрат на подключение (технологическое присоединение) жилых помещений к газовым сетям, включая затраты на разработку проектной документации, монтаж газового оборудования, пусконаладочные работы и другие работы, связанные с подключением (технологическим присоединением) жилых помещений к газовым сетям, и от 90 процентов затрат на приобретение предусмотренного в перечне, утвержденном Правительством Свердловской области, бытового газового оборудования, но не более установленного Правительством Свердловской области максимального предельного размера этого освобождения (далее - частичное освобождение от затрат на подключение жилых помещений к газовым сетям).

Согласно п. 3 ст. 4 Закона № 126-ОЗ социальные гарантии, указанные в подпункте 2 статьи 3 настоящего Закона, предоставляются гражданам, достигшим пенсионного возраста, при соблюдении следующих условий:

1) гражданин, достигший пенсионного возраста, проживает на территории Свердловской области в жилом помещении, подключенном (технологически присоединенном) или подключаемом (технологически присоединяемом) к газовым сетям;

2) жилое помещение, указанное в подпункте 1 настоящей части, в период осуществления затрат, указанных в подпункте 2 статьи 3 настоящего Закона, и на день подачи заявления о предоставлении социальных гарантий принадлежало (принадлежит) гражданину, достигшему пенсионного возраста, на праве собственности;

3) гражданин, достигший пенсионного возраста, в период осуществления затрат, указанных в подпункте 2 статьи 3 настоящего Закона, и на день подачи заявления о предоставлении социальных гарантий не осуществлял (не осуществляет) работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежал (подлежит) обязательному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом;

4) гражданину, достигшему пенсионного возраста, не оказывалась социальная помощь и не предоставлялись социальные гарантии на газификацию жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Гражданами, достигшими пенсионного возраста, в целях части третьей настоящего пункта признаются граждане, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления социальных гарантий отдельным категориям граждан в форме частичной компенсации затрат на подключение жилых помещений к газовым сетям или частичного освобождения от затрат на подключение жилых помещений к газовым сетям, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 05.03.2008 № 164-ПП (далее по тексту – Порядок), к заявлению о предоставлении социальных гарантий в форме частичной компенсации затрат, поданному заявителем, являющимся гражданином, достигшим пенсионного возраста, прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающий документ на жилое помещение, принадлежащее на праве собственности заявителю в период осуществления затрат на его подключение (технологическое присоединение) к газовым сетям и на день подачи заявления, право собственности на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) трудовая книжка (сведения об отсутствии трудовой книжки указываются в заявлении);

3) договор о подключении (технологическом присоединении) жилого помещения к газовым сетям с подрядной организацией с указанием стоимости выполненных работ и срока выполнения работ;

4) акт о приемке в эксплуатацию внутридомового газового оборудования, подписанный заявителем, подрядной организацией и представителем газовой службы;

5) документы, подтверждающие произведенные заявителем расходы на подключение (технологическое присоединение) жилого помещения к газовым сетям;

6) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, оформленный в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, - в случае обращения заявителя через представителя.

В подп. 1 пункта 11 Порядка указано, что Управление социальной политики отказывает в предоставлении социальных гарантий в форме частичной компенсации затрат или частичного освобождения от затрат в случае, если не подтверждены условия предоставления социальных гарантий, предусмотренные частями второй - четвертой пункта 3 статьи 4 Закона № 126-ОЗ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление с заявлением о предоставлении социальных гарантий в форме частичной компенсации затрат на подключение (технологическое присоединение) жилых помещений к газовым сетям, приложив к заявлению: паспорт, справку с места жительства; правоустанавливающие документы на жилые помещения (3 экземпляра); трудовую книжку, договор о подключении, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы; справку Федеральной налоговой службы; документы, подтверждающие расходы в связи с газификацией жилого помещения (л.д. 47).

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48) истцу отказано в предоставлении социальных гарантий в форме частичной компенсации затрат на подключение (технологическое присоединение) жилых помещений к газовым сетям, поскольку из представленных Соколовой Л.А. документов следует, что работы по газификации по адресу: <адрес> проводились с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а помещение приобрело статус жилого приобрело ДД.ММ.ГГГГ (основание - свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ). В нарушение требований подп. 2 п. 3 ст. 4 Закона -ОЗ в период осуществления затрат на газификацию (октябрь 2013) газифицируемое здание не является жилым помещением.

Соответствие истца иным подпунктам пункта 3 статьи 4 Закона № 126-ОЗ ответчиком не оспаривалось, поэтому судом не проверяется.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу на праве собственности принадлежало здание (объект, поврежденный в результате ненадлежащей эксплуатации), расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 42).

Постановлением Администрации городского округа Ревда от ДД.ММ.ГГГГ истцу разрешено строительство индивидуального жилого дома вместо здания (объект, поврежденный в результате ненадлежащей эксплуатации) по адресу: <адрес> (л.д. 49).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Ревда истцу выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома вместо здания (дом двух этажный, размером 20,0 х 7,5 м) (л.д. 56). В разрешении на строительство указано необходимость сноса здания (объекта, поврежденного в результате ненадлежащей эксплуатации).

ДД.ММ.ГГГГ Соколовой Л.А. заключены договоры на выполнение работ по газификации <адрес> в <адрес> (наружный и внутренний газопровод). Срок выполнения работ по договорам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Общая стоимость работ по договорам – 70 400 рублей (л.д. 44, 45).

ДД.ММ.ГГГГ работы по строительству наружного и внутреннего газопровода по адресу: <адрес> приняты истцом, что подтверждается актом приемки (л.д. 60).

Затраты на газификацию производились истцом ДД.ММ.ГГГГ на сумму 61 900 рублей и ДД.ММ.ГГГГ на сумму 8 500 рублей (л.д. 59).

Следовательно, датой окончания периода осуществления затрат, указанных в подпункте 2 статьи 3 Закона № 126-ОЗ является ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Соколова Л.А. пояснила, что понесла затраты на подключение к газовым сетям построенного в 2013 году двухэтажного дома площадью 239,9 кв.м. При этом на момент начала строительства располагавшееся на земельном участке здание (объект, поврежденный в результате ненадлежащей эксплуатации) было снесено.

В силу ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 239,9 кв.м., зарегистрировано за истцом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).

Таким образом, в период осуществления затрат на подключение (технологическое присоединение) жилых помещений к газовым сетям здание, расположенное по адресу: <адрес> на праве собственности истцу не принадлежало.

Кроме того, доводы истца о том, что статус жилого помещения дом приобрел с момента фактического окончания его строительства основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому не могут быть приняты во внимание судом.

Так, объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Следовательно, жилые дома функционально предназначены для постоянного проживания граждан. Статус жилого помещение приобретает только с момента соответствующей регистрации в качестве такового в регистрирующем органе.

Приобретению статуса жилого помещения должно предшествовать оформление необходимой технической документации, а также отнесение в установленном порядке объекта недвижимости к жилищному фонду.

Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Суд учитывает, что представленные истцом документы: технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-18), декларация об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-23), кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24), договор на оказание услуг по подготовке технического плана на объект недвижимости (л.д. 57-58) датированы после ДД.ММ.ГГГГ (дата окончания периода осуществления затрат, указанных в подпункте 2 статьи 3 Закона № 126-ОЗ), и факт окончания строительства дома в период до проведения его газификации не подтверждают.

При таких обстоятельствах, условия для предоставления социальных гарантий в виде частичной компенсации затрат на подключение жилых помещений к газовым сетям истцом при обращении к ответчику соблюдены не были, поэтому оснований для отмены оспариваемого истцом отказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ и обязывания ответчика предоставить Соколовой Л.А. указанные гарантии не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Соколовой Л.А. к Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Ревде о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальных гарантий и обязывании предоставить социальные гарантии в форме частичной компенсации затрат на подключение жилых помещений к газовым сетям отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ревдинский городской суд Свердловской области.

Судья: подпись А.А. Захаренков

Копия верна:

Судья: А.А. Захаренков

Решение _________________________________________вступило в законную силу. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-194 /2018.

Судья: А.А. Захаренков