Дело № 2-327/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Гальбштадт 25 августа 2015 года
Районный суд Немецкого национального района Алтайского края в составе председательствующего судьи Комашко К.Н., с участием:
истицы Госсен Р.А.,
представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району - Федосенко С.А.,
при секретаре Клепиковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Госсен Р.А. к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о признании решения незаконным и возложении обязанности включить в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения, отопления и освещения,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о признании решения незаконным и возложении обязанности включить в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения, отопления и освещения. В обоснование своих требований указала, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УСЗН по Немецкому национальному району с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности. ДД.ММ.ГГГГ она получила решение об отказе в назначении компенсации на том основании, что у нее отсутствует 10-летний стаж в муниципальном или краевом образовательном учреждении. Она не согласна с данным решением, считает его не законным, поскольку ее педагогически стаж в сельской местности - на территории <адрес> составляет более ... лет, а именно .... С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год она работала в качестве ... детского сада «...», расположенного по адресу <адрес>, колхоза имени ..., впоследствии переименованного в СХАПЗ им. .... С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принята переводом ... в этот же детский сад, но уже принадлежавшему ИП главе КФХ ФИО1 В ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости, но она продолжала работать ... того же детского сада. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принята переводом ... в этот же детсад ООО «...». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принята на работу ... этого же детсада, но уже принадлежащему МБДОУ детский сад «...» филиал №. С ДД.ММ.ГГГГ, уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Вплоть до выхода на пенсию она являлась получателем компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения как педагогический работник в сельской местности, назначенной по ДД.ММ.ГГГГ. Тот факт, что она определенный период занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, не являющемся государственным либо муниципальным образовательным учреждением, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот при выходе на пенсию. Просит суд, признать решение об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилья, отопление и освещение как педагогическому работнику, пенсионеру № от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН по Немецкому национальному району незаконным. Признать за ней право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию, проживающим в сельской местности, обязать УСЗН по Немецкому национальному району включить ее в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГГГ.
Истица Госсен Р.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, а так же дополнительно суду пояснила, что она письменно обратилась в Управление социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ за предоставлением льгот. Там ей отказали, ссылаясь на то, что не хватает трудового стажа, необходимого для того, чтобы льготы были предоставлены, а именно трудового стажа в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации или в муниципальных образовательных учреждениях. В материалах дела имеется письменный отказ. Однако считает, что ею выполнены все условия для предоставления льгот. Она ушла на пенсию с того места работы, где работала воспитателем, и где получала льготы. Все необходимые документы в Управление социальной защиты населения были предоставлены. В соответствии с Законом «Об образовании», а так же Законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС, она имеет право на льготы как педагогический работник, проработавший в сельской местности более 10 лет и вышедший на пенсию. В связи, с чем просит суд, признать решение об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилья, отопление и освещение как педагогическому работнику, пенсионеру № от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН по Немецкому национальному району незаконным, признать за ней право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию, проживающим в сельской местности, а так же обязать Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району включить ее в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району - Федосенко С.А. исковые требования истицы не признала в полном объеме, доводы, указанные в письменном отзыве поддержала в полном объеме. Из представленного в суд письменного отзыва следует, что Госсен Р.А., как вышедший педагог на пенсию не имеет права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, установленной п.8 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Указанная выше правовая норма на получение компенсации предусмотрена только для работающих педагогов. На педагогических работников, вышедших на пенсию, такое право Федеральным законом № 273-ФЗ не распространено.
Таким образом, для вывода о наличии у вышедших на пенсию педагогическим работников гарантий на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения, установленных на федеральном уровне и не подлежащих снижению, отсутствовали правовые основания.
В соответствии с п.8 ст.47 Федерального закона № 273-Ф3 полномочия по установлению размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций делегированы субъектам Российской Федерации.
В Алтайском крае порядок и условия предоставления рассматриваемой компенсации регламентированы законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон) и Правилами предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 (далее - Правила).
Обратившись в Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району, Госсен Р.А. право как педагога-пенсионера на получение таких мер не определялось. Таким образом, в настоящее время ее право может быть рассмотрено в соответствии с действующими нормами Закона 88-ЗС и Правил.
Указанными нормативными правовыми актами предусмотрено право вышедших на пенсию педагогических работников на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения при соблюдении следующих обязательных условий:
занятие педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) непосредственно перед выходом на пенсию;
наличие стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10
лет;
получение на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников;
проживание в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
Согласно п.37 Правил предоставление компенсации прекращается в связи с увольнением с работы, дающей право на ее получение, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство.
Согласно копии имеющейся в материалах дела трудовой книжки Госсен Раисы Александровны, на момент выхода на пенсию имела общий педагогический стаж работы в образовательных учреждениях сельской местности более 10 лет, вместе с тем необходимый стаж педагогической работы у истицы в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) отсутствует.
Поскольку истица обратилась за предоставлением льготы на общих основаниях, у органов социальной защиты населения отсутствуют правовые основания для предоставления Госсен Р.А., установленных Законом мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Учитывая вышеизложенное, считают обоснованным отказ Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району в предоставлении льготы.
Требования Госсен Р.А. удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании представителем ответчика не оспаривается тот факт, что истица до момента ее увольнения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно пользовалась льготами как педагогический работник, то есть имела право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, но у истцы отсутствует 10-летний стаж работы в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждениях. Истица проработала в ведомственном детском саду, и имеет стаж работы в сельской местности в ведомственном детском саду более 10 лет, данный факт ими также не оспаривается. С заявлением о предоставлении льготы истица обратилась в ДД.ММ.ГГГГ, и ей было отказано в предоставлении льгот ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не прибыл. В представленных возражениях указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Статьей 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон) и Правилами предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 (далее - Правила № 99) – регламентированы порядок и условия предоставления рассматриваемой компенсации.
Закон № 88-ЗС и Правила являются единственным источником норм материального права, подлежащим применению при разрешении дел о праве на меры социальной поддержки для пенсионеров из числа бывших педагогических работников, проживающих в сельской местности.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление сельским педагогическим работникам-пенсионерам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения и не возложена обязанность по предоставлению таких льгот на субъект Российской Федерации.
Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2008 года № 72-Г08-4, от 04 октября 2006 года № 51-Г06-23 подтверждается отсутствие обязанности субъектов Российской Федерации за счет собственных средств устанавливать меры социальной поддержки в отношении бывших педагогических работников.
Меры социальной поддержки педагогов-пенсионеров сельской местности, предусмотренные Законом № 88-ЗС, устанавливаются в соответствии с правилами назначения и выплаты компенсации путем обращения граждан с заявлением (с приложением необходимого пакета документов) в органы социальной защиты населения по месту жительства граждан.
Согласно п.2 Правил, компенсация педагогам-пенсионерам предоставляется при обязательном соблюдении следующих условий:
1) наличие стажа работы не менее 10 лет в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);
2) непосредственно перед выходом на пенсию работа в вышеуказанных образовательных учреждениях в должности, дающей право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения и получение указанных мер.
Пунктом 23 указанных Правил определено, что несоответствие условий, предусмотренных п.2 Правил является основанием для отказа в предоставлении компенсации.
Согласно записям трудовой книжки № истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (...) занимала должность ... в муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении детский сад «...», филиал №. В указанный период истица пользовалась льготами по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Госсен Р.А. занимала должности в образовательном учреждении, которое не являлось краевым или муниципальным образовательным учреждением. Следовательно, указанный стаж работы не может быть принят во внимание для назначения компенсации.
Таким образом, в связи с тем, что общий стаж работы Госсен Р.А. в образовательных учреждениях, предусмотренных Правилами, составляет менее 10 лет, правовые основания для предоставления ей компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения у управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району отсутствуют.
Обращают внимание на то, что само по себе получение мер социальной поддержки работающим педагогом не влечет за собой автоматического перехода права на получение указанных мер после выхода педагога на пенсию. Право на меры социальной поддержки сельским педагогам при выходе на пенсию определяется заново путем подачи соответствующего заявления.
С учетом изложенного решение об отказе в назначении компенсации Госсен Р.А. управлением социальной защиты населения по Немецкому национальному району вынесено правомерно.
Данная правовая позиция подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2011 года № 10-Г11-11.
С учетом вышеуказанной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации по аналогичному делу единство судебной практики следует понимать как характеризующееся едиными подходами к толкованию и применению судами норм права.
На основании изложенного просят отказать в удовлетворении иска в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя Главного управления и направить в их адрес копию судебного постановления.
С учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, вынесением решения в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, заслушав истицу Госсен Р.А., представителя ответчика Федосенко С.А., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, находит исковые требования истицы Госсен Р.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Право педагогических работников проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено федеральным законодательством.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу ч.8 ст.47 названного Федерального закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».
В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 указанного закона в редакции от 13 января 1996 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом.
Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
К образовательным относятся учреждения, в том числе и дошкольные.Аналогичные и схожие положения нашли свое отражение и в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где в ст.2 даны понятия, что такое образовательная деятельность, образовательная организация, организация, осуществляющая обучение, организация, осуществляющая образовательную деятельность. Так же в ч.4 ст.10 вышеуказанного закона указано, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования.
На основании Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края (п.7 ст.2 Закона).
Согласно п.2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Пункт 18 Правил устанавливает, что в отношении педагогических работников, до 1 января 2012 года получавших меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения через органы местного самоуправления или управомоченные ими муниципальные учреждения, управление социальной защиты населения формирует реестр на основании сведений, переданных органами местного самоуправления, краевыми и муниципальными образовательными учреждениями. Сформированный в отношении указанных педагогических работников реестр является основанием для назначения им с 1 января 2012 года компенсации и документом - основанием для расходования бюджетных средств.
Предоставление компенсации прекращается в связи с увольнением с работы, дающей право на получение компенсации, выбытием на постоянное место жительства за пределы Алтайского края, района Алтайского края, а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п.37 Правил).
На основании пунктов 1, 3 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Как было установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, истице, согласно удостоверению и справки ГУ-УПФР в Немецком национальном районе с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как педагогическому работнику, однако истица продолжала работать вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, то есть имела общий педагогический трудовой стаж в сельской местности более 10 лет, что так же подтверждается копией трудовой книжки (л.д.8-11), а так же на момент выхода на пенсию и в последующем, работав ... в МБДОУ детском саду «Ракета» филиал № пользовалась льготами по коммунальным услугам как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, что так же подтверждается справкой-аттестатом от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной Управлением социальной защиты населения по Немецкому национальному району (л.д.15).
Таким образом, истица, проживая в сельской местности, как непосредственно перед выходом на пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а так же после указанной даты занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, на момент перехода на пенсию, а так же на момент увольнения стаж ее работы в образовательном учреждении составил более 10 лет, что не оспаривается сторонами.
Поскольку до момента назначения истице пенсии, как педагогическому работнику, так и до ее увольнения ДД.ММ.ГГГГ истица получала меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренные для педагогических работников сельской местности, постольку и после увольнения и выхода на пенсию, она, по мнению суда, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как сельский педагог.
Порядок реализации названного права регулируется, в том числе Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», (подпункт «б» его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет).
Пунктом 23 Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения» действие подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 было распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности. Вышеуказанные положения нормативных актов органов Союза ССР в настоящее время сохраняют свое действие в силу ст.4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР».
Приведенные положения сохранили свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».
В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 указанного закона в редакции от 13 января 1996 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Из содержания названной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагало какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ норма абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не ограничило гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Правильность такой правовой позиции подтверждается ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Приведенные положения действующего в настоящее время Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по сути, аналогичны положениям ранее действовавшего Закона Российской Федерации «Об образовании» и не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, в том числе вышедших на пенсию, на получение мер социальной поддержки.
Это согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в действительности приобретенных прав, их защите и уважении властями.
В связи, с тем, что истица пользовалась правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации «Об образовании», не разграничивающих ранее категории образовательных учреждений, тот факт, что она определенный период занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, не являющимся государственным либо муниципальным образовательным учреждением, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот при выходе на пенсию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что лишение Госсен Р.А. мер социальной поддержки, не может свидетельствовать о конституционности, справедливости и защищенности прав гражданина.
В связи, с чем суд не соглашается с доводами представителя ответчика и представителя третьего лица, что истица Госсен Р.А., пользовавшаяся компенсацией расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности до дня увольнения ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выходом на пенсию не имеет право в настоящее время на получение вышеуказанной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, вышедший на пенсию, так как истица работала в ведомственном детском саду, и у нее отсутствует требуемый 10 летний стаж работы в образовательном учреждении имеющим статус краевого или муниципального образовательного учреждения, как того требуют Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, (утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года N 99).
Данная позиция представителя ответчика и третьего лица противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08 февраля 2007 года № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации», а так же позиции указанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П.
В соответствии с ч.2 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный акт не соответствует нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС и Постановление Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99, предусматривающие возможность компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом, на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников, противоречат Закону Российской Федерации «Об образовании», действовавшему так же на момент спорных правоотношений и приведенных выше нормативно правовых актов, поскольку устанавливают дополнительные условия и основания предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для указанной категории граждан.
Данное обстоятельство нарушает принцип справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на социальную защиту, установленную статьями 18, 19 Конституции Российской Федерации, а так же предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть2), 15 (часть4), 17 (часть 1), 18,19, и 55 (часть1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Так же, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу п.10 названного Постановления, Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ст.1 Протокола № 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что «требование» - даже относительно льготы - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.
В материалах дела имеется справка-аттестат, согласно которой как непосредственно перед выходом на пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а так же после указанной даты по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Госсен Р.А. предоставлялись льготы, а именно компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности.
Однако в последующем истице было отказано в получении указанной льготы, что повлекло для нее неблагоприятные последствия, поскольку она лишилась права на получение льготы, которая предоставлялась ей длительное время, в связи, с чем суд приходит к выводу, что Госсен Р.А. имеет право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения Госсен Р.А. как педагогическому работнику, пенсионеру, является незаконным и подлежит отмене.
В части требования истицы о возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району включить ее в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, суд считает, что данные требования истицы так же подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым производить компенсацию данных расходов истице с ДД.ММ.ГГГГ, так как истица с заявлением о предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения обратилась в Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району в ДД.ММ.ГГГГ и согласно справке-аттестату по ДД.ММ.ГГГГ ей назначалась компенсация расходов на оплату жилого помещения. Освещения и отопления как педагогическому работнику сельской местности, что не оспаривается представителем ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Госсен Р.А. удовлетворить.
Признать решение Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Признать за Госсен Р.А. право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
Возложить на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району обязанность включить Госсен Р.А. в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы в районный суд Немецкого национального района в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме 29 августа 2015 года.
Председательствующий судья К.Н. Комашко