НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Районного суда Немецкого национального района (Алтайский край) от 10.02.2012 № 2-5

                                                                                    Районный суд Немецкого национального района Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Районный суд Немецкого национального района Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-5/12   Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Гальбштадт 10 февраля 2012 года

Районный суд Немецкого национального района Алтайского края, в составе председательствующего судьи Комашко К.Н., с участием:

пом. прокурора Немецкого национального района ФИО5,

при секретаре Романченко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Немецкого национального района в интересах ФИО6 и ФИО7 к Администрации Гальбштадтского сельсовета Немецкого национального района и Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении им вне очереди жилых помещений по договорам социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Немецкого национального района обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах ФИО6 и ФИО7 к Администрации Гальбштадтского сельсовета Немецкого национального района и Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, в которых указал, что на основании распоряжения Администрации Протасовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была учреждена опека, т.к. они остались без попечения родителей. В соответствии с решениями Администрации Гальбштадтского сельсовета Немецкого национального района от ДД.ММ.ГГГГ № и № ФИО7 и ФИО6 поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения жилой площади как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», предусматривающий предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма, был принят 12 декабря 2006 года и вступил в силу с 02 января 2007 года. С момента вступления данного закона в силу органы местного самоуправления формируют из числа граждан, в том числе детей-сирот, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма (ч.4 ст.4 Закона). Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства, который, в свою очередь, обобщает данные учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, на основании которого формируются предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год (ст.6 Закона). В указанный сводный реестр включаются дети-сироты, поставленные органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений после вступления закона Алтайского края № 136-ЗС в силу, т.е. после 02 января 2007 года. Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 33 кв. м. общей площади для одиноко проживающего гражданина (ст.ст.7,8 Закона). ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 и ФИО7 поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени они не обеспечены жильем. Просит суд обязать Администрацию Гальбштадтского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края включить ФИО6 и ФИО7 в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма, и направить его в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, а также обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству включить ФИО6 и ФИО7 в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, и предоставить им вне очереди жилые помещения по договорам социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. каждой.

В судебном заседании представитель прокуратуры Немецкого национального района   отказался от исковых требований касающихся обязания Администрации Гальбштадтского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края включить ФИО6 и ФИО7 в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма, и направить его в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, в связи с их добровольным удовлетворением. Кроме того, представителем прокуратуры представлено уточненное заявление, в котором они просят суд обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и Администрацию Гальбштадтского сельсовета предоставить ФИО7 и ФИО6 вне очереди жилые помещения по договорам социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. каждой на территории муниципального образования Гальбштадтский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края. Требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении. В части требований о возложении обязанности на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству включить ФИО6 и ФИО7 в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, представитель прокуратуры не поддержал, в связи с добровольным их удовлетворением.

Материальные истцы ФИО6 и ФИО7  , извещенные о дате и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не прибыли. Ранее от них поступили заявления, в которых они так же отказались от исковых требований касающихся обязания Администрации Гальбштадтского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края включить их в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма, и направить его в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, в связи с их добровольным удовлетворением. В остальном истцы исковые требования, с учетом уточнения их прокурором поддержали в полном объеме.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданским делам по иску прокурора Немецкого национального района Алтайского края к ответчику Администрации Гальбштадтского сельсовета в части понуждения Администрации Гальбштадтского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края включить их в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма, и направить его в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству было прекращено.

ДД.ММ.ГГГГ определениями суда гражданские дела по искам прокурора, действующего в интересах ФИО6 и ФИО7, были объединены в одно производство.

Представитель ответчика - Администрации Гальбштадтского сельсовета Немецкого национального района   в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, а так же представил письменные возражения на уточненные прокурором исковые требования, в которых указал, что они считают себя не надлежащими ответчиками по данному делу, так как в соответствии со ст.8 ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (л.д.116).

Представитель ответчика - Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству,   извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, им представлено заявление, в котором они просили дело рассмотреть в их отсутствие. Ранее представителем ответчика в суд поступил письменный отзыв, в котором указано, что исковые требования они не признают и считают их заявленными преждевременно по следующим основаниям. Законом Алтайского края от 12 декабря 2006 года № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» установлен определенный порядок реализации предоставленного лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда по договору социального найма. Данный порядок в отношении ФИО7 не соблюден. В соответствии со ст.4 вышеназванного Закона, учет нуждающихся граждан осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления ежегодно до 01 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в ст.5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – уполномоченный орган Алтайского края). В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 10 апреля 2006 года № 145, уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год. В соответствии со ст.11 закона Алтайского края № 136-ЗС жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края. Сведения о ФИО7 для включения ее в Сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, органом местного самоуправления, как того требует закон, в управление Алтайского края по ЖКХ не направлялись. Вопрос о наличии у истицы права на предоставление жилого помещения не рассматривался; решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не принималось. Краевая адресная инвестиционная программа на 2011 год сформирована без учета ФИО7 Считают, что исковые требования прокурора Немецкого национального района в интересах ФИО7 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди заявлены преждевременно. Необходимо сначала органу местного самоуправления направить сведения об истице в управление для включения ее в Сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Данные действия необходимы для того, чтобы краевая адресная инвестиционная программа на 2012 год была сформирована с учетом расходов, связанных с приобретением жилого помещения для ФИО7 ФИО8 жилищный фонд социального использования не создан, за управлением жилые помещения не закреплены. Полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом края возложены на главное управление имущественных отношений Алтайского края. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма, возможно, только после их приобретения на торгах в форме открытого аукциона в электронной форме, но для этого необходимо, чтобы главный распорядитель краевого бюджета (комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике) выделил денежные средства на приобретение квартир согласно средней рыночной цены, сложившейся в муниципальном образовании (л.д.28-29).

Суд, считает возможным рассмотреть дело при данной явке, вынесением решения в порядке ст.167 ГПК РФ.

Заслушав пом. прокурора, исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования или возражения.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам (в т.ч. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей), нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внесены изменения в статью 5 указанного Закона, касающиеся финансового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В судебном заседании установлено, что ФИО6 и ФИО7 относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением главы Таш-Кумырской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, несовершеннолетних ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, Зотову Арину ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ разрешено определить в детский дом (л.д.12).

Из справок, выданных директором детского дома имени Ж.Боконбаева, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и ФИО10 действительно воспитывались в детском доме им.  и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.18,63,65).

Распоряжением главы Администрации Протасовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен опекуном (попечителем) над несовершеннолетними ФИО3, ФИО10, ФИО11 (л.д.14).

Согласно свидетельства о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40) ФИО10 переменила отчество с Анатольевны на Владимировну.

Из свидетельства о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.83) следует, что ФИО11 переменила имя и отчество с Марии Анатольевны на Марину Владимировну.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 и ФИО7 обратились к главе Администрации Гальбштадтского сельсовета с заявлениями о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д.7,55).

ДД.ММ.ГГГГ на основании решений № и № Администрации Гальбштадтского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края ФИО7 и ФИО6 поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.6,54).

В настоящее время, согласно справкам с места жительства ФИО7 и ФИО6 зарегистрированы по адресу:  (л.д.16,64).

Согласно справкам из Немецкого производственного участка Славгородского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю ФИО7 и ФИО6 зарегистрированы в , владельцем дома указан ФИО1 (л.д.10,59). Прав на какое-либо жилое помещение они не имеют, что подтверждают сведения, предоставленные Управлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (л.д.11,60). До настоящего времени ФИО7 и ФИО6 жильем не обеспечены.

Из изложенного следует, что ФИО7 и ФИО6 являются лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые до достижения возраста 23 лет в установленном порядке были признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением.

При таких обстоятельствах, материальные истцы ФИО7 и ФИО6, в соответствии с вышеприведенными нормами материального закона, вправе требовать внеочередного предоставления им жилья на условиях договора социального найма.

В силу положений ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Указанным выше категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Исходя из требований статьи 26.1 указанного закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из этого следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления, об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Следовательно, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются следующими государственными полномочиями  по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях:

1) по выплате денежных средств опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание ребенка;

2) по выплате вознаграждения приемным родителям;

3) по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно.

Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Таким образом, государственное полномочие в виде предоставления жилого помещения указанной категории граждан субъектом РФ – Алтайским краем – не передано муниципальным органам.

Статьей 4 указанного выше Закона прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются таковым органами исполнительной власти.

Закон Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», предусматривающий предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма, был принят 12 декабря 2006 года и вступил в силу с 02 января 2007 года.

На основании ст.5 Закона Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях.

С момента вступления данного закона в силу органы местного самоуправления формируют из числа граждан, в том числе детей-сирот, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма (ч.4 ст.4 закона).

Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства, который, в свою очередь, обобщает данные учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, на основании которого формируются предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год (ст.6 Закона).

В указанный сводный реестр включаются дети-сироты, поставленные органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений после вступления закона Алтайского края № 136-ЗС в силу, т.е. после 02 января 2007 года.

Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего гражданина (ст.ст.7,8 Закона).

Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление жилищно-коммунального хозяйства (п.1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 10 апреля 2006 года № 145).

Поскольку уполномоченным органом является Управление жилищно-коммунального хозяйства, то соответственно на него и подлежит возложению обязанность по предоставлению жилья ФИО7 и ФИО6

На основании вышеизложенного суд считает, что именно Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству будет являться надлежащим ответчиком по данному делу, в связи, с чем суд принимает возражения представителя Администрации Гальбштадтского сельсовета, в той части, что они не являются надлежащими ответчиками в части заявленных требований о понуждении их предоставить ФИО7 и ФИО6 вне очереди жилые помещения по договорам социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. на территории муниципального образования Гальбштадтский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края.

Первоначальные требования прокурора в части возложения обязанности на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству включить ФИО7 и ФИО6 в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, которые представителем прокуратуры в ходе судебного заседания не были поддержаны, по мнению суда не подлежат удовлетворению, в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком. Так как из ответа, поступившего из Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству по запросу суда, следует, что ФИО7 и ФИО6 на основании документов поступивших из Администрации Гальбштадтского сельсовета в установленном порядке включены в Сводный реестр от 22 ноября 2011 года (реестровые номера у ФИО7 639-й, у ФИО6 640-й).

Как было установлено в судебном заседании до настоящего времени ФИО7 и ФИО6 не обеспечены жильем по договорам социального найма.

Частичное, добровольное удовлетворение требований истцов ответчиками по процедуре постановки на учет, включение в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, в свою очередь не лишает возможности истцов реализовать свое право на предоставление им жилых помещений в соответствии с Законом, и не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении им вне очереди жилых помещений по договорам социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. каждой на территории муниципального образования Гальбштадтский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Немецкого национального района удовлетворить частично.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить ФИО6 вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. на территории муниципального образования Гальбштадтский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить ФИО7 вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. на территории муниципального образования Гальбштадтский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через районный суд Немецкого национального района в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления решения в окончательной форме – 15 февраля 2012 года.

Судья К.Н. Комашко