УИД: №
Дело № 2-66/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
16 апреля 2019 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой О.В.,
при секретаре Хомяковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» о признании права на получение государственной социальной стипендии и возложении обязанности назначить государственную социальную стипендию за период с ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Райчихинский городской суд с иском к Государственному казенному учреждению Амурской области управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс о возмещении вреда, причиненного органами государственной власти, указав в обоснование следующие обстоятельства.
Её семья имеет статус малоимущей в связи с чет она, учащаяся <...> курса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (далее КГПУ им. В.П. Астафьева) имеет право на получение государственной социальной стипендии. В ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Амурской области управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс ей была выдана справка для получения данной стипендии, но в ДД.ММ.ГГГГ выдана справка не соответствующая требованиям и КГПУ им. В.П. Астафьева отказало в получении стипендии. Иную справку ответчик выдавать отказывается. В результате незаконных действий ГКУ Амурской области управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс она не получает стипендию с ДД.ММ.ГГГГ невыплаты социальной стипендии причинен вред в размере 72000 руб., а также моральный вред 70000 руб.
Основывая свои требования ст. 1069 ГК РФ, просит суд взыскать с Министерства финансов России за счет казны Российской Федерации и ГКУ Амурской области управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс в счет причиненного вреда 142000 руб., обязать ГКУ Амурской области управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс выдать справку надлежащего образца для получения социальной стипендии.
ДД.ММ.ГГГГ представителем истца ФИО3 уточнены исковые требования, просит суд возложить обязанность признать право ФИО1 на получение государственной социальной стипендии, назначить государственную социальную стипендию за период с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, обеспечил явку свое представителя.
Представитель истца ФИО3 требования истца поддержала, в судебном заседании пояснила, что ФИО1 её дочь. <данные изъяты> в связи с чем дочь вправе получать по месту обучения социальную стипендию. На основании справки, выданной органами социальной защиты по месту жительства, учебным заведением отказано в назначении государственной социальной стипендии.
Представитель ответчика ГКУ Амурской области управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс ФИО4 требования истца к ГКУ Амурской области управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс не признала, просила в иске отказать. На вопросы суда пояснила, что по обращению в учреждение ФИО1 была выдана справка для получения государственной социальной стипендии в КГПУ им. В.П. Астафьева в связи с наличием права. Отказ в назначении выплаты учебным учреждением считает незаконным.
Представитель ответчика КГПУ им. В.П. Астафьева в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела надлежаще уведомлен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном отзыве требования истца не признал.
Представители третьих лиц Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства имущественных отношений Амурской области, Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела надлежаще уведомлены. В представленном отзыве представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области требования истца не признал, указав о получении истцом адресной социальной помощи в течении трех лет.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что наряду с государственной академической стипендией назначается государственная социальная стипендия студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, получившим государственную социальную помощь, со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи (части 3 и 5 статьи 36).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенной категории граждан устанавливает Федеральный закон N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который получателями такой помощи признает малоимущие семьи, малоимущих одиноко проживающих граждан и иные категории граждан, предусмотренные этим законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, закрепляет право органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи (статья 7 Федерального закона N 178-ФЗ).
В силу ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
На территории Амурской области предоставление адресной социальной помощи осуществляется в соответствии с Законом Амурской области от 19.01.2005 №411-ОЗ «Об адресной социальной помощи».
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О государственной социальной помощи", "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает правовые и организационные основы оказания адресной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Законе.
Получателями адресной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного губернатором области (ст. 3 Закона Амурской области «Об адресной социальной помощи»).
Размер, условия и порядок назначения и предоставления адресной социальной помощи устанавливается Правительством Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 14.02.2011 №64 утверждены Порядок назначения, периодичность предоставления и размер адресной социальной помощи и Порядок назначения, периодичность предоставления и размер адресной социальной помощи в рамках реализации технологии «Самообеспечение» (далее Порядок №2).
Действие настоящего Порядка распространяется на малоимущие семьи (п. 2 Порядка №2).
В соответствии с Порядком №2 в случае принятия положительного решения о назначении адресной социальной помощи между ГКУ Амурской области управление социальной защиты населения и семьей оформляется договор о сотрудничестве по реализации индивидуального семейного плана по выбранному направлению в рамках реализации технологии «Самообеспечение».
Согласно Порядку №2 семьи, получившие адресную социальною помощь в виде единовременного денежного пособия в рамках реализации технологии «Самообеспечение», выполняют индивидуальный семейный план и условия заключенного договора. Срок выполнения индивидуального семейного плана составляет 36 месяцев с момента заключения договора.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 зачислена в КГПУ им. В.П. Астафьева на первый курс по образовательным программам бакалавриата, по очной форме обучения.
На основании справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГКУ Амурской области управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс, истцу ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ назначена государственная социальная помощь.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением к ректору КГПУ им. В.П. Астафьева о назначении социальной стипендии.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно предоставленной истцом справки, ей была назначена государственная социальная стипендия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно, за период со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ Амурской области управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс и семьей ФИО1 (получатель), получатель осуществляет сотрудничество по реализации индивидуального семейного плата по выбранному направлению в рамках реализации технологии «Самообеспечение». Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, семья ФИО1 является получателем адресной социальной помощи в течение трех лет. На этот же срок истец является получателем государственной социальной помощи, что не отрицалось в судебном заседании участниками процесса.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Амурской области управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс истцу была выдана справка №, согласно которой ФИО1 назначена государственная социальная помощь на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С семьей заключен договор сроком на 36 месяцев в рамках реализации технологии «Самообеспечение», семья является малоимущей. Справка выдана для предоставления в КГПУ им. В.П. Астафьева.
Представленный ответчиком документ свидетельствует о соответствии выданной справки № от ДД.ММ.ГГГГ Порядку выдачи справки для получения государственной социальной стипендии студентам, утв. приказом министра социальной защиты населения Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Справка содержит дату её выдачи, Ф.И.О. и адрес лица, являющегося получателем государственной социальной помощи, основание ее назначения, а также период, на который государственная социальная помощь назначена.
Возражения ответчика КГПУ им. В.П. Астафьева о том, что истек срок с даты назначения истцу государственной социальной помощи, судом не могут быть приняты как обоснованные, поскольку справка содержит сведения о назначении указанной социальной помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратилась к ректору КГПУ им. В.П. Астафьева с заявлением о назначении государственной социальной стипендии, предоставив указанную выше справку, однако, государственная социальная стипендия не была назначена.
Между тем, учитывая, что истице, получившей государственную социальную помощь, не была назначена выплата государственной социальной стипендии, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, более того, ответчиками не оспаривалось что семья ФИО1 является малоимущей, семье, в том числе и ФИО1, назначена государственная социальная помощь, суд полагает возможным удовлетворить требования истца в части признания за ФИО1 права на получение государственной социальной стипендии.
Вместе с тем, поскольку заявление о назначении государственной социальной стипендии ФИО1 подала в образовательное учреждение ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.5 ст.36 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", требования истца подлежат удовлетворению о возложении обязанности назначить стипендию с ДД.ММ.ГГГГ, а не как того требует истец с ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что выдача стипендии была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» о признании права на получение государственной социальной стипендии и возложении обязанности назначить государственную социальную стипендию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на получение государственной социальной стипендии. Обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» назначить ФИО1 государственную социальную стипендию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 22 04.2019.
Мотивированное решение изготовлено 22.04.2019.
Председательствующий судья: О.В. Грачева
<>
<>