НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Рассказовского районного суда (Тамбовская область) от 14.12.2023 № 2-1485/2023

Дело №2-1485/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2023 г. г. Рассказово

Рассказовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Мосиной А.В.

при секретаре Тетушкиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области о перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ- Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области (далее – ОПСФР) о включении в страховой стаж для назначения пенсии периода с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, учете при исчислении пенсии заработной платы, указанной в справке от дд.мм.гггг, выданной трестом «<данные изъяты>» для перерасчета страховой пенсии по старости».

В обоснование заявленных требований указано, что дд.мм.гггг истец обратилась в Пенсионный фонд о перерасчете размера пенсии из заработной платы за период работы дд.мм.гггг по дд.мм.гггг. Ей было отказано в связи с тем, что принятое ранее соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств области пенсионного обеспечения от дд.мм.гггг прекратило свое действие для Российской Федерации 31.12.2022. С указанным решением истец не согласна. Она является гражданином РФ, в 2022 году прибыла из республики <адрес>. Прекращение действия международного договора освобождает Россию от обязательства выполнять его в дальнейшем и не влияет на ее права, обязательства и юридическое положение, возникшие до его прекращения. Также, в ст.13 Соглашения СНГ указано, что пенсионные права граждан не теряют своей силы в случае выхода из него государства-участника, на территории которого они проживают. Кроме того, согласно ст.1 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан участников Соглашения и членов их семей осуществлялось по законодательству государства, на территории которого они проживают. Таким образом, пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительства в Россию, производится в соответствии с пенсионным законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в решении ОПСФР.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ФИО1 переехала в Российскую Федерацию из <адрес>, с дд.мм.гггг зарегистрирована по месту жительства на территории Российской Федерации, а именно: <адрес>.

С 01.07.2022 ФИО1 назначена социальная пенсия в соответствии со ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ.

С 01.03.2023 был произведен перевод с социальной пенсии на страховую пенсию по старости.

27.07.2023 истец обратилась в ОПСФР с заявлением о перерасчете размера пенсии из заработной платы за период работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг согласно справке о заработной плате от дд.мм.гггг, выданной Тестом «<данные изъяты>».

Решением ОПСФР от дд.мм.гггг отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2022 №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу 30.06.2022 и прекратило свое действие для Российской Федерации 31.12.2022.

Пенсионное обеспечение граждан, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

Однако с 1 января 2023 г. действие указанного Соглашения было прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения. Российская Федерация денонсировала Соглашение Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ.

При этом, иного соглашения о сотрудничестве по пенсионному обеспечению, регулирующего вопрос о пенсионных правах граждан, выехавших на постоянное проживание в РФ из Туркменистана между рассматриваемым государствами не имеется.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" предусмотрено, что прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 13 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.) пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.

Смысл этого положения в том, что выплата пенсий, назначенных в соответствии с указанным Соглашением, должна быть продолжена, и пенсии, которые назначены до прекращения действия Соглашения от 1992 года (поскольку именно с даты принятия решения о назначении пенсии гражданину государство Российская Федерация приняло на себя обязательство по ее выплате, тем самым имело место возникновение соответствующих правоотношений) не подлежат пересмотру и их выплата будет продолжена.

В данном случае суд полагает, что поскольку первоначально ФИО1 обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 26.05.2022, к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 1992 года.

Как пояснила в судебном заседании истец и не отрицается ответчиком, при обращении ФИО1 в ОПФР по Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, ею было представлено выплатное пенсионное дело, выданное истцу Управлением Пенсионного фонда <адрес>. Отделение Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области не приняло решение о назначении страховой пенсии по старости в связи с направлением официального запроса в центральный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение в Республике Туркменистан об истребовании справок о страховом стаже и заработной плате, что заняло значительное время.

Как пояснила истец, её отзыв ранее поданного заявления и подача заявления о назначении социальной пенсии по старости от 11.07.2022 были вызваны тем, что у нее не было средств к существованию и она не могла ждать поступления ответа на официальный запрос пенсионного фонда.

После поступления подтверждающих документов из городского отдела пенсионного фонда <адрес>, ФИО1 написала заявление о переводе её с социальной пенсии по старости на страховую пенсию по старости.

В соответствии с п.п. 2,3 Соглашения от 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

Правление Пенсионного фонда Российской Федерации распоряжением от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" признаёт возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств-участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 г., но и после этой даты - до 1 января 2002 г.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Период работы ФИО1 с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг подтверждается справкой, выданной трестом «<данные изъяты>», выданной на запрос ОФИиССРФ по Тамбовской обл., в которой указано, что ФИО3 работала в <данные изъяты>» постоянно, указан размер её заработка с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что период работы истца в тресте «<данные изъяты>» с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг подлежит зачету в страховой стаж.

Истец имела право на включение вышеуказанных периодов работы в общий страховой стаж, однако по независящим от нее обстоятельствам данные периоды не были включены в общий трудовой и страховой стаж, что влечет уменьшение общего трудового и страхового стажа, и, следовательно, размера пенсии по старости. Это также не противоречит ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

На основании изложенного истец имеет право на перерасчет пенсии в связи с включением спорных периодов в страховой стаж с момента ее назначения, то есть с дд.мм.гггг.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 (паспорт ) к Государственному учреждению – Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области (ИНН <***>) о перерасчете пенсии – удовлетворить.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области произвести ФИО1 перерасчет страховой пенсии, исходя из среднего заработка и стажа за период с дд.мм.гггг-дд.мм.гггг.г., указанного в справке от дд.мм.гггг, выданной Трестом «<данные изъяты>», с момента назначения ФИО1 страховой пенсии с дд.мм.гггг.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Рассказовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.В.Мосина

Решение в окончательной форме принято 20 декабря 2023 г.

Судья А.В.Мосина