НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Радищевского районного суда (Ульяновская область) от 27.02.2020 № 2-2-20/20

Дело № 2-2-20/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка 27 февраля 2020 года

Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Агафонова С.Н.,

при секретаре Сулеймановой Г.Ф.,

с участием прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области – Болотнова А.В.,

ответчиков – Абитова И.Р., Абитовой Л.Р.,

представителя третьего лица – администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области Азизова Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области к Абитовой Л.Р., Абитову И,Р. о взыскании в солидарном порядке социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском к Абитовой Л.Р., Абитову И.Р., уточненным в ходе рассмотрения дела, указав следующее. Прокуратурой Старокулаткинского района Ульяновской области по результатам проведенной проверки реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, выявлены факты незаконного получения гражданами бюджетных денежных средств. В ходе данной проверки установлено, что Абитова Л.Р. 17.08.2017 обратилась в администрацию МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», по категории молодая семья в соответствии с п. 32 Типового положения. Из содержания заявления следует, что улучшить жилищные условия молодая семья планирует путем строительства жилого дома в .... В заявлении указан состав семьи: супруг – Абитов И.Р., несовершеннолетние – .... В данном заявлении отражено, что Абитова Л.Р. с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках действия ФЦП ознакомлена и обязуется их выполнять. По результатам рассмотрения комиссией по ФЦП, созданной в администрации МО «Старокулаткинский район», был составлен протокол от 25.09.2017, из которого следует, что никаких нарушений членами комиссии не выявлено и принято решение о включении заявителя и членов семьи в список участников федеральной целевой программы. 03.07.2018 в целях реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой, Абитовой Л.Р. с численным составом семьи 5 человек выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1386000 рублей. Согласно платежному поручению от 27.07.2018 на целевой блокированный счет Абитовой Л.Р. поступила социальная выплата в размере 1386000 рублей. Согласно распоряжению от 26.12.2018 главы администрации ... с целевого блокированного счета Абитовой Л.Р. списана и переведена в пользу Х. социальная выплата в размере 646800 рублей, в рамках заключенного между Абитовой Л.Р. и Х. договора подряда на строительство индивидуального жилого дома от 28.09.2018, при этом Х. является родным отцом Абитовой Л.Р. Кроме того, в ходе прокурорской проверки установлено, что Абитова Л.Р. на основании трудового договора от 01.09.2017 осуществляет трудовую деятельность у главы КФХ Б., ее супруг Абитов И.Р. с 13.08.2019 является начальником Управления по развитию сельских территорий администрации МО «Старокулаткинский район», ранее с 2013 года занимал дожность специалиста финансово-экономической деятельности в указанном Управлении, кроме того является членом комисии по рассмотрению вопросов о включении в список граждан для предоставления социальной выплаты в рамках действия федеральной целевой программы.

Согласно п. 3 Типового положения установлено, что социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат.

Вместе с тем, молодая семья в составе Абитова И.Р., Абитовой Л.Р., Б. в 2010 году реализовали свое право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальной выплаты, предоставленной в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» путем приобретения недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 10.06.2010 в размере 424200 рублей, и договором купли-продажи трехкомнатной квартиры от 05.07.2010. 08.11.2018 Абитова Л.Р. и Абитов Р.И. обратились с заявлением в администрацию МО «Старокулаткинский район» о перерасчете суммы социальной выплаты в сторону уменьшения указывая, что ранее ими было реализовано право на получение социальной выплаты в 2010 году, в связи с изменением численного состава семьи получателей выплаты (с 5 на 2), а именно на несовершеннолетних детей ... был сделан перерасчет, из которого следует, что молодой семье Абитовых, состоящих из двоих несовершеннолетних детей, предоставлена социальная выплата в размере 646800 рублей.

Исходя из требований указанного выше законодательства несовершеннолетним гражданам социальная выплата не может быть предоставлена, поскольку они не могут самостоятельно принимать участие в реализации своего права в рамках действия целевой программы, поскольку не являются субъектами программы – гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами, проживающими и работающими на селе либо изъявившими желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там. Таким образом, у молодой семьи Абитовых отсутствовали законные основания для получения социальной выплаты.

Просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий, в размере 646800 рублей, из них: в пользу Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - в размере 340446 рублей; в доход Ульяновской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области - в размере 303120 рублей; в доход муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области в лице администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» - в размере 3234 рубля.

Прокурор Болотнов А.В. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, приведя в обоснование, доводы, изложенные им в исковом заявлении.

Ответчики Абитов И.Р. и Абитова Л.Р. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области не согласились. Абитов И.Р. пояснил, что семья, состоящая из двух совершеннолетних и трех несовершеннолетних граждан, при соблюдении условий п. 32 Типового положения, имеет право принять участие в мероприятии на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий. Социальную выплату на улучшение жилищных условий могут получить члены молодой семьи, которые ранее не реализовали право на улучшение жилищных условий. Заявителем для получения социальной выплаты выступал совершеннолетний член многодетной семьи – Абитова Л.Р., работавшая в агропромышленном комплексе, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий. В Типовом положении нет запрета выступать заявителем члену молодой семьи, ранее реализовавшему право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальной выплаты. Пункт 3 Типового положения указывает, что сама социальная выплата не предоставляется гражданину или члену молодой семьи, ранее реализовавшему право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат. Данное условие было выполнено, три члена их семьи: супруг – Абитов И.Р., супруга – Абитова Л.Р., дочь – Б. не получили данную меру поддержки в 2018 году. На момент подачи документов их семья полностью соответствовала требованиям п.п. «а» п. 32 Типового положения. Закондатель предоставил возможность участия всех членов семьи заявителя, даже если несколько членов семьи ранее реализовали свое право на получение социальной выплаты. Считает, что их семья правомерно получила социальную выплату на несовершеннолетних членов молодой семьи и использовала ее по целевому назначению на строительство жилого дома. Просит в удовлетворении иска прокурора отказать.

Ответчик Абитова Л.Р. в судебном заседании пояснила, что их семья правомерно получила социальную выплату на несовершеннолетних членов молодой семьи и использовала ее на строительство жилого дома. Просит в удовлетворении иска прокурора отказать.

Представитель администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области Азизов Г.С. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями прокурора Ульяновской области не согласился. Пояснил, что 17.08.2017 Абитова Л.Р. обратилась в администрацию МО «Старокулаткинский район» с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках действия федеральной целевой программы по категории молодая семья, согласно п. 32 Типового положения. Семья Абитовых в составе пяти человек была включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», поскольку она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что площадь жилого помещения, в котором они проживали, не соответствовала нормативу, действовавшему на территории МО «Старокулаткинский район». Он является председателем комиссии по вопросу включения в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. При изучении представленных Абитовой Л.Р. документов в 2017 году, ему стало известно, что ранее в 2010 году данная семья в составе трех человек: супруг – Абитов И.Р., супруга – Абитова Л.Р., несовершеннолетняя дочь – Б. получила социальную выплату в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Согласно Типовому положению право на социальную выплату на улучшение жилищных условий в сельской местности в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» имеют право члены семьи, ранее не реализовавшие свое право на улучшение жилищных условий. Двое несовершеннолетних детей Абитовых – ... являются членами семьи, не реализовавшими свое право на улучшение жилищных условий, поэтому социальную выплату в 2018 году семья Абитовых получила лишь на двоих детей. При принятии решения о включении семьи Абитовых в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, он лично согласовывал со специалистом Министерства сельского хозяйств Ульяновской области.

Третьи лица – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по доверенности Косарева Н.И. в пояснениях в адрес суда исковые требования прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области поддержала, просила рассмотреть данное гражданское дело без участия представителя, пояснила, что Российская Федерация, в защиту интересов которой обратился Прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области, в данном деле представлена в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, через которое на основании соглашения от 08.02.2018 осуществлялось предоставление субсидий из федерального бюджета в бюджет Ульяновской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 (далее - Госпрограмма № 717).

Абитовой Л.Р. и ее супругу Абитову И.Р., как участникам мероприятий по улучшению жилищных условий по категории «молодая семья» в рамках Госпрограммы № 717, на основании свидетельства от 03.07.2018 была предоставлена социальная выплата на строительство жилого помещения в размере 1 386 000 руб., которая была частично ими реализована в сумме 646 800 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 340 446 руб., средств бюджета Ульяновской области в размере 303 120 руб., средств муниципального бюджета в размере 3 234 руб.

Социальная выплата не является безусловной выплатой из бюджета и предоставляется на условиях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В 2018 году предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе Ответчикам осуществлялось в порядке и на условиях, которые были установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являвшимся приложением № 1 Приложения № 13 к Госпрограмме № 717. В пункте 3 Типового положения оговаривалось, что социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат. Подпунктом 2 пункта 12 Порядка формирования и утверждения сводных списков участников мероприятий - получателей социальных выплат по Ульяновской области, представления ими документов, подтверждающих наличие собственных и (или) заемных средств, и иных документов, предусматривающих разрешение на строительство жилья и подтверждающих стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению), а также выдачи и продления свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (приложение № 1 к постановлению Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П) в редакции, действовавшей на дату выдачи свидетельства от 03.07.2018 , также было установлено, что заявитель признается не имеющим права на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат в случаях, если заявитель и (или) один или несколько членов его семьи не соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 19, 32 - 34 и 38 Типового положения для соответствующей категории заявителей.

Как установлено прокурорской проверкой и подтверждается материалами дела, ответчикам социальная выплата в 2018 году была предоставлена в нарушение запрета, установленного пунктом 3 Типового положения, поскольку Абитовым И.Р. совместно с членами его семьи в составе супруги - Абитовой Л.Р. и несовершеннолетней дочери - Б. в 2010 году было реализовано право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальной выплаты, предоставленной в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

При этом доводы ответчиков и Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о том, что на двоих несовершеннолетних детей ответчиков - ... социальная выплата в 2010 году не предоставлялась, не имеет правового значения для дела и не свидетельствует о правомерности получения ответчиками социальной выплаты повторно в 2018 году. Согласно подпункту «а» пункта 32 раздела III «Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам» Типового положения в редакции, действовавшей на дату выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты ответчикам, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 38 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

- работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;

-постоянное проживание (регистрация по месту жительства) в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 Типового положения;

- наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 Типового положения.

Несовершеннолетние дети ответчиков не подпадают под понятие «молодая семья» в значении, определенном Типовым положением, не удовлетворяют вышеуказанным условиям, при которых возникает право на получение социальной выплаты и, соответственно, не могут в качестве самостоятельных субъектов принимать участие в Госпрограмме № 717 и являться получателями социальной выплаты. При указанных обстоятельствам, неправомерно полученные бюджетные средства в размере социальной выплаты подлежат истребованию у ответчиков и возврату в бюджеты, из которых они были выделены. Считает требования прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области законными, обоснованными и просит суд их удовлетворить.

Представитель Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области по доверенности Манохина Е.В. в отзыве на исковое заявление прокурора от 23.01.2020 указала, что исковые требования прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Указала, что 17.08.2017 Абитова Л.Р. обратилась в администрацию МО «Старокулаткинский район» с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках действия федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории молодая семья, согласно п. 32 Типового положения. Вместе с тем, в 2010 году Абитовой Л.Р. такое право на улучшение жилищных условий уже было реализовано (т. 1, л.д. ...).

В дополнении к отзыву на исковое заявление прокурора от 30.01.2020 представитель Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области по доверенности Манохина Е.В. указала, что согласно п. 21 Типового положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов указанных в пункте 19 Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формирует списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляет их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. Таким образом, органы местного самоуправления представляют в Министерство список заявителей с указанием численного состава заявителей и тех членов семьи, на которых будет рассчитываться социальная выплата, проверив их на соответствие условиям, установленным Типовым положением, в том числе, предусмотренным абзацем 1 пункта 3 Типового положения. После чего, на основании тех сведений, которые представили муниципальные образования Ульяновской области, Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области лишь включает в сводный список заявителей по Ульяновской области. Министерство располагает данными об участии многодетной семьи Абитовой Л.Р. с численным составом 5 человек (супруг и трое несовершеннолетних детей) в 2018 году в мероприятии по улучшению жилищных условий и получении социальной выплаты в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Министерство не располагает сведениями об участии в Программе до 2013 года указанной семьи в составе трех человек (супруг – Абитов И.Р., супруга – Абитова Л.Р., ребенок – Б.), в связи с тем, что по условиям программы срок хранения документов 5 лет. Считает, что социальная выплата выдана семье Абитовых на улучшение жилищных условий их несовершеннолетних детей: ..., правомерно ( т. 1, л.д. 143-145).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В соответствии с п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

В силу ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно ст. ст. 2, 5 ЖК РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В силу части 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Правительство Российской Федерации утверждает государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - документ, определяющий цели и главные направления развития сельского хозяйства и регулирования этих рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.

Такая программа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717. В рамках ее реализации - учитывая, что устойчивое развитие сельских территорий является одной из основных целей государственной аграрной политики (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»), - Правительство Российской Федерации Постановлением от 15 июля 2013 года № 598 утвердило федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", действовавшую на момент получения ответчиками социальной выплаты, включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Целями данной федеральной целевой программы является: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, закрепление специалистов в сельском хозяйстве, стимулирование активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, финансирование предоставляемых социальных выплат должно производится за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных поступлений. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 01.01.2018, в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1544.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы – удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (приложение № 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).

Согласно пункту 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»).

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что 17.08.2017 года Абитова Л.Р. обратилась в администрацию МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», по категории «молодая семья», жилищные условия она планировала улучшить путем строительства жилого дома в ... (л.д. ...).

Распоряжением и.о. главы администрации МО «Старокулаткинский район» от 08.08.2017 , Абитов И.Р. и члены его семьи: супруга – Абитова Л.Р., дети – ..., признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с 17.08.2016 года (т. 1, л.д. ...).

Согласно п. 12 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Типового положения уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению № 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки. Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Абитова Л.Р. с составом семьи: 5 человек, была включена в число участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории молодые семьи и молодые специалисты, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома (т. 1, л.д. ...).

03 июля 2018 года Абитовой Л.Р. на состав семьи из пяти человек, на строительство жилого дома по указанной федеральной целевой программе было выдано свидетельство о предоставлении субсидии на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1386000 рублей, в том числе из средств федерального бюджета в размере 729528 рублей, из средств бюджета Ульяновской области в размере 649542 рубля и из средств бюджета муниципального образования «Старокулаткинский район» в размере 6930 рублей (т.1, л.д. ...).

Как следует из платежного поручения от 27.07.2018 на счет Абитовой Л.Р., открытый в АО «Россельхозбанк», поступила субсидия на строительство жилья в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 1386000 рублей (т.1, л.д. ...).

Абитов И.Р., являясь начальником управления по развитию сельских территорий администрации МО «Старокулаткинский район», 12.11.2018 направил в адрес заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области сообщение о внесении изменений в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий по муниципальному образованию «Старокулаткинский район» на 2018 год, а именно об уменьшении социальной выплаты молодой семье Абитовой Л.Р., в связи с добровольным возвратом выплаты в размере 739200 рублей, в связи с участием в 2010 году в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» путем приобретения жилого помещения (т. 1, л.д. ...).

Согласно выписке по муниципальному образованию «Старокулаткинский район» из Сводного списка участников мероприятий – получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий по Ульяновской области на 2018 год, представленной заместителем Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, на основании письма администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области от 12.11.2018 семье Абитовой Л.Р. уменьшен размер социальной выплаты, которая по состоянию на 15.11.2018 составляет 646800 рублей, из них: средства федерального бюджета – 340446 рублей, средства бюджета субъекта РФ – 303120 рублей, средства местного бюджета – 3234 рубля (т. 1, л.д. ...).

Согласно распоряжениям главы администрации МО «Старокулаткинский район» от 18.12.2018 и от января 2019 года на списание с целевого блокированного счета на имя Абитовой Л.Р., открытого в АО «Россельхозбанк» осуществен возврат денежных средств в размере 688421 рубль и в размере 50848 рублей соответственно в администрацию МО «Старокулаткинский район», в связи с внесением изменений в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий по Ульяновской области (т. 2, л.д. ...).

Как следует из платежного поручения от 18.12.2018 с целевого блокированного счета Абитовой Л.Р. осуществлен возврат денежной суммы в размере 688421 рубль (т.2, л.д. ...).

Администрация МО «Старокулаткинский район» своим распоряжением от 26.12.2018 разрешила списать с целевого блокированного счета, открытого на имя Абитовой Л.Р., в пользу Х. (подрядчика) денежные средства в сумме 646800 рублей на основании договора подряда на строительство индивидуального жилого дома от 29.09.2018 (т.1, л.д. ...). При этом, как установлено судом, подрядчик Х. является родным отцом Абитовой Л.Р.

Согласно п. 3 Типового положения предусмотрено, что социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат.

Вместе с тем, судом установлено, что семья Абитова И.Р. являясь участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», 10.06.2010 на состав семьи из трех человек (супруг – Абитов И.Р., супруга – Абитова Л.Р., несовершеннолетняя дочь – Б.), на приобретение квартиры была предоставлена социальная выплата на основании свидетельства о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 424200 рублей, в том числе из средств федерального бюджета в размере 309666 рублей, из средств бюджета Ульяновской области в размере 111504 рублей и из средств бюджета муниципального образования «Старокулаткинский район» в размере 3030 рублей (т. 1, л.д. ...).

Как следует из договора купли-продажи трехкомнатной квартиры от 05.07.2010, Абитов И.Р., Абитова Л.Р. и несовершеннолетняя Б. приобрели по 1/3 доли в праве общей долевой собственности трехкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: ..., с использованием социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, выделенной по свидетельству от 10.06.2010 в соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года» в размере 424000 рублей (т.1, л.д. ...).

Как следует из платежных поручений от 09.07.2010, 22.11.2010 социальная выплата в размере 424200 рублей поступила на счет Абитова И.Р. (т.1, л.д. ...).

Из выписок из ЕГРН от 07.12.2015 следует, что Абитовой Л.Р., ... года рождения, Абитову И.Р., ... года рождения, Б., ... года рождения, на праве общей долевой собственности (доля в праве каждого 1/3) принадлежит квартира, расположенная по адресу: ..., площадь объекта: 50,5 кв.м., дата государственной регистрации права: 07.07.2010, основание государственной регистрации: договор купли-продажи трехкомнатной квартиры от 05.07.2010 (т.1, л.д. ...).

В судебном заседании свидетель М., работающий в долности ..., показал, что семья Абитова И.Р. в 2010 году получила социальную выплату на улучшение жилищных условий на покупку квартиры. Затем, семью Абитовых, после рождения двоих детей, вновь признали нуждающейся в улучшении жилищных условий, и она была включена в список участников мероприятий – получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий по муниципальному образованию «Старокулаткинский район» на 2018 год, в связи с чем, в 2018 году семья Абитовых получила социальную выплату на строительство жилого дома с уменьшением из расчета только на двоих детей.

Из показаний в судебном заседании свидетелей ..., следует, что они принимали участие в составе комиссии при рассмотрении вопроса о включении в список участников мероприятий – получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий по муниципальному образованию «Старокулаткинский район» на 2018 год семью Абитовых. С представленными документами ознакамливал их председатель комиссии – юрист администрации МО «Старокулаткинский район» Азизов Г.С., который им разъяснил, что все документы Абитовых соответствуют требованиям действующего законодательства. Семья Абитовых может второй раз участвовать в данной программе и получить социальную выплату на двоих детей, которые ранее не реализовали свое право на получение субсидии.

В судебном заседании свидетель Б., являющий индивидуальным предпринимателем и работодателем Абитовой Л.Р., пояснил, что Абитова Л.Р. работает у него с 2017 года по настоящее время бухгалтером, консультирует его по разным экономическим вопросам, сдает отчетность. В августе 2019 года она поставила его в известность о том, что устроилась на другую работу, в связи с чем, у него работу она выполняет в свободное и удобное для нее время.

Таким образом, молодая семья Абитовых в 2010 году уже реализовали свое право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальной выплаты, предоставленной в рамках федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года», что не оспаривалось сторонами.

В силу п.п. 2 п. 12 Постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 №196-П (ред. от 27.05.2019) «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области», заявитель и (или) один или несколько членов его семьи не соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 19, 32 - 34 и 38 Типового положения для соответствующей категории заявителей.

Вместе с тем, в нарушение п. 3 Типового положения, семья Абитовой Л.Р. в 2018 году получила повторно социальную выплату в размере 646800 рублей.

Кроме того, распоряжением главы администрации МО «Старокулаткинский район» от 13.08.2018 Абитов И.Р. назначен с 13.08.2018 на должность начальника Управления по развитию сельских территорий администрации МО «Старокулаткинский район» (т. 2, л.д. ...).

Из должностной инструкции начальника Управления по развитию сельских территорий администрации МО «Старокулаткинский район», утвержденного главой администрации МО «Старокулаткинский район», следует, что в должностные обязанности Абитова И.Р. входит проведение консультации по вопросам, в том числе, обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов и улучшения жилищных условий граждан в сельской местности, а также участие в работе в качестве члена комиссии по рассмотрению материалов для получения субсидий из федерального и областного бюджетов на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Таким образом, Абитов И.Р. как начальник Управления по развитию сельских территорий администрации МО «Старокулаткинский район», принимал непосредственное участие по вопросам обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов и улучшения жилищных условий граждан в сельской местности.

Доводы ответчиков и представителя третьего лица администрации МО «Старокулаткинский район» Азизова Г.С. о том, что социальная выплата на улучшение жилищных условий на двоих несовершеннолетних детей – ... в 2018 году выдана правомерно, в связи в тем, что им в 2010 году мера государственной поддержки на улучшение жилищных условий не предоставлялась, несостоятельны и не основаны на законе.

Согласно п.п. «а» п. 32 раздела III Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам Типового положения (в редакции, действовавшей на дату спорных отношений), право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.

Так, несовершеннолетние дети - ... не подпадают под понятие молодая семья в значении, определенном Типовым положением, и не могут самостоятельно принимать участие в государственной программе и являться получателями социальной выплаты на улучшение жилищных условий.

Доводы Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о том, что семье Абитовой Л.Р. социальная выплата на улучшение жилищных условий выдана правомерно, поскольку документы, подтверждающие факт участия указанной семьи ранее в Программе до 2013 года, не сохранились, в связи с истечением срока хранения документов (5 лет), несостоятельны, поскольку согласно ст.ст. 351, 352 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (действовавшего до 17.02.2020), годовая бухгалтерская, бюджетная отчетность должна храниться постоянно.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, обращаясь в суд с иском в интересах Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области подлежат удовлетворению, с учетом размера предоставленной социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий в размере 646800 рублей, из которых подлежит взысканию в пользу Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - в размере 340446 рублей; в доход Ульяновской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области - в размере 303120 рублей, в доход муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области в лице администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» - в размере 3234 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Абитовой Л.Р., Абитова И,Р. в солидарном порядке денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий, в размере 646800 рублей, из них:

- в пользу Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - в размере 340446 рублей;

- в доход Ульяновской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области - в размере 303120 рублей,

- в доход муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области в лице администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» - в размере 3234 рубля.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.Н. Агафонов