НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пыть-яхского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 24.07.2018 № 2-363/18

Дело № 2-363/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пыть - Яхский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего Куприяновой Е.В., при секретаре Еремейчук Н.М., с участием представителя истца Егоровой О.В., ответчика индивидуального предпринимателя (далее - ИП) Рачевой М.Н., ее представителя адвоката Шапарь М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре в интересах неопределенного круга лиц к ИП Рачевой Марии Николаевне о признании предпринимательской деятельности не законной, обязании прекращения предпринимательской деятельности по производству хлеба, хлебо - булочной продукции в жилом доме,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц к ИП Рачевой М.Н. с указанным иском. В обоснование исковых требований указал, что территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе, г. Пыть - Яхе в 2016 - 2018 г.г. поступали неоднократные жалобы от жителей жилого дома, в том числе в феврале и марте 2018 г. от Завадиной В.Ф., проживающей по адресу: г. Пыть - Ях, о нарушении их прав на благоприятное и безопасное проживание в жилых квартирах в результате деятельности предприятия магазина - пекарни, размещенного на 1 - м этаже, жилого дома, г. Пыть-Ях, деятельность в котором осуществляет ИП Рачева М.Н..

В результате проведенного административного расследования установлено нарушение ИП Рачевой М.Н. требований санитарного законодательства. Согласно договору аренды нежилого помещения ИП Гуламовым С.А.о. предоставлено во временное владение и пользование за плату ИП Рачевой М. Н. нежилое помещение 1,2,дома, расположенного в г. Пыть - Ях, с целью размещения торгово-производственных помещений.

Режим работы магазина - пекарни с 8.00 до 20.00. В состав магазина-пекарни входят 2 торговых зала, хлебный цех, пельменный цех, подсобное помещение, санузел, раздевалка для персонала. Производственные помещения оборудованы технологическим оборудованием.

Согласно представленной индивидуальным предпринимателем производственной документации, производительность пекарни в сутки составляет 62 кг хлебного теста, 40, 5 кг сдобного теста.

Программа производственного контроля отсутствует, производственный контроль факторов внешней среды, сырья и готовой продукции не производится. Проведены замеры шума, вибрации, инфразвука на рабочих местах в пекарне и в жилых помещениях квартиры, расположенной над пекарней. Согласно протоколу испытаний параметры эквивалентные корректированным уровням виброускорения по трем осям общей технологической вибрации категории 3а на рабочих местах пекарей не соответствуют требованиям СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», что является нарушением требований ст. 11,24,32 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ РФ N 52 - ФЗ), п. 1.5.,4.1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно- эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».

В отношении ИП Рачевой М.Н. было возбуждено административное дело, вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

В феврале и марте 2018 г. повторно поступили жалобы от Завадиной В.Ф. о нарушении условий проживания в жилом помещении (шум от производственной деятельности ИП Рачевой М.Н.), в связи с чем должностным лицом Роспотребнадзора для выяснения и подтверждения обстоятельств, указанных в жалобе, была организована внеплановая документарная проверка в отношении ИП Рачевой М.Н., в чей адрес был направлен запрос о предоставлении информации, касающейся деятельности пекарни. Данную проверку провести и завершить не представилось возможным, так как ИП Рачева уклонилась от предоставления запрашиваемой информации, тем самым воспрепятствовала законной деятельности должностного лица, за что в отношении ИП Рачевой М.Н. возбуждено административное дело.

Ссылаясь на ст. 51 ФЗ РФ N 52 - ФЗ, ст.ст. 22, 29. 46, 89, 131, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец просит суд признать осуществление ИП Рачевой М.Н. предпринимательской деятельности по производству продукции (хлеба, хлебо­булочной продукции, кулинарных изделий) в жилом доме, помещения 1,2, г. Пыть - Яха, незаконной; обязать ответчика прекратить предпринимательскую деятельность по производству продукции (хлеба, хлебо - булочной продукции, кулинарных изделий) в жилом доме, помещения 1,2, г. Пыть - Яха в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Ответчик ИП Рачева М.Н., согласно письменным возражениям, с исковыми требованиями не согласилась, указав, что потребители Воронова, Завадина до обращения в Роспотребнадзор с претензиями к ИП Рачевой М.Н. не обращались. Завадина В.Ф. обращалась к главе города Пыть - Яха, обращение направлено руководителю Роспотребнадзора в г. Нефтеюганск.

По административному делу вынесено постановление - наказание 1 000 рублей, которое исполнено.

Письменные объяснения Завадиной В.Ф., Мухиной Я.А., Вороновой Т.Г., Косых Л.Г., Федосеевой Ф.И. не могут быть доказательствами по данному делу.

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11. 2001 г. N 31 «О введении в действие санитарных правил» (с изменениями и дополнениями) 2.2. Организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории "промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.

В соответствии с СП 31-107-2004 "Архитектурно - планировочные решения многоквартирных жилых зданий" в многоквартирных жилых зданиях могут размещаться учреждения и предприятия общественного назначения. Помещения общественного назначения, размещаемые в жилых зданиях, могут быть встроенными и встроенно-пристроенными.

В силу санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, п. 3.2 санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.22645-10 - в жилых зданиях допускается размещение помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям.

Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, однако ИП Рачева осуществляет деятельность в нежилом помещении.

Доказательств того, что деятельность ИП Рачевой является промышленным производством истец не представила.

Запрет на размещение производства в жилых зданиях содержится в двух нормативных актах: в п. 4.10 СНиП 31-01-2003. «Здания жилые многоквартирные», положения которого носят рекомендательный характер; в п. 5.2.8. СП 4.13130. «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно - планировочным и конструктивным решениям» (утв. приказом МЧС №288 от 24.04.13, действует с 29.07.13г., применяемый лишь в отношении вновь строящихся/реконструируемых зданий.

Следовательно, в здании, построенном до 29.07.2013 г., размещать хлебобулочное производство можно, но лишь до момента реконструкции/капремонта. Такой вывод подтверждается судебной практикой.

Поскольку истец не доказал, что деятельность ИП Рачевой, осуществляемая в нежилых помещениях, является промышленным производством и осуществляется с какими бы то ни было нарушениями, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании представитель истца Егорова О. В. на исковых требованиях настаивает.

Ответчик ИП Рачева М.Н., ее представитель адвокат Шапарь М.М. требования не признают по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 8 ФЗ РФ N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений.

Под благоприятными условиями жизнедеятельности человека понимается состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51ФЗ РФ N 52-ФЗ право предъявления заявлений в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства предоставлено главным государственным санитарным врачам и их заместителям.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере санитарного законодательства и вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Таким образом, обращаясь в суд с требованием об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре, действовал в соответствии с вышеизложенными положениями закона.

Согласно ст. 1ФЗ РФ N 52-ФЗ санитарно - эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно - эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Положением о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, установлено, что основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания (пункт 1). Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие: гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья (пункт 2).

В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ N 52-ФЗ на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 24 данного ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Судом установлено, что на основании договора аренды нежилого помещения ИП Гуламовым С.А.о. предоставлено во временное владение и пользование за плату ИП Рачевой М. Н. нежилое помещение 1, 2, г. Пыть - Яха, с целью размещения торгово - производственных помещений.

Согласно объяснениям представителя истца Егоровой О.В. в судебном заседании, письмам зам главы г. Пыть - Яха заявлениям жителя дома Завадиной В.Ф. в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре в Нефтеюганском районе, г. Нефтеюганске и г. Пыть-Яхе, следует, что в связи с обращениями граждан на имеющиеся нарушения в деятельности ИП Рачевой, с целью выявления и устранения нарушений была проведена проверка Территориальным отделом Роспотребенадзора.

Из протокола осмотра . принадлежащих ИП помещений следует, что в ходе осмотра установлено: магазин - пекарня, где осуществляет деятельность ИП Рачева М. Н. размещен на 1 этаже многоквартирного жилого дома. Начало осуществления деятельности - 01.01.17, согласно договору аренды от 01.01.17 г.. На входной двери имеется вывеска с указанием режима работы с 8 ч до 20 часов. Согласно прейскуранту в предприятии изготавливаются изделия из пресного теста в ассортименте ( пельмени, вареники и т. д.), хлеб и хлебобулочные изделия, пироги в ассортименте. На момент обследования кондитерские изделий в продаже и в прейскуранте отсутствуют.

Согласно предоставленной производственной документации производительность пекарни в сутки: хлебное тесто 62 кг, сдобное тесто 40,5 кг. В состав помещений магазина - пекарни входит 2 торговых зала, хлебный пельменный цех, подсобное помещение, санузел, раздевалка для персонала.

В торговых залах установлены стеллажи для продуктов, холодильное оборудование, 6 вертикальных холодильников, 2 морозильные камеры, прилавок с рабочим местом продавца. В хлебном цехе установлены 2 производственных (специализированных стола, осуществляется работа с тестом, жарочный шкаф для выпечки хлеба, стеллаж для расстойки, один тестомес. Подставка для тестомеса покрыта войлоком, тестомес установлен на специальных закрепленных с полом листах. В работе используется две дежи : одна для хлебного теста, друга для пирожкового. Время непрерывной работы тестомеса, в день проведения расследования составило 20 мин.. Замес осуществляется 3 раза по 20 минут. Ежедневно производство запускается с 9 до 10 часов ( со слов работников).

Программа производственного контроля отсутствует, производственный лабораторный контроль факторов внешней среды, сырья и готовой продукции не проводился. В день осмотра помещения произведены замеры шума, вибрации, инфразвука на рабочих местах в пекарне и в жилых помещениях квартиры расположенной над пекарней при выключенном и включенном производственном оборудовании.

Должностным лицом Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре составлен протокол об административном правонарушении в отношении ИП Рачевой М.Н.

Вступившим в законную силу постановлением начальника ТО УФС Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть - Яхе, главного государственного санитарного врача ИП Рачева М.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, об административных правонарушениях- нарушение санитарно- эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность по производству хлеба, хлебной продукции, кулинарных изделий ( пироги в ассортименте), замороженной мучной продукции ( пельмени, вареники и т.п в ассортименте),в нарушение требований ст. 24, 32 ФЗ РФ № 52-ФЗ п.1.5, п. 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением с противоэпидемических (профилактических) мероприятий", так как при осуществлении деятельности в пекарне у индивидуального предпринимателя отсутствует программа производственного контроля, разработанная в соответствии с требованиям и раздела 3 СП 1.1 1058-01, производственный лабораторный контроль на рабочих местах уровня шума, вибрации, инфразвука, эффективность работы вентиляции, лабораторные исследования сырья и готовой продукции на показатели безопасности и качества не проводятся.

При проведении инструментальных замеров в производственном помещении пекарни, на рабочем месте пекаря (зона выпечки булочек) и на рабочем месте пекаря (зона выпечки хлеба) контролируемые параметры эквивалентные корректированным уровням виброускорения по трем осям общей технологической вибрации категории 3а, не соответствует требованиям СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» (протокол испытаний № ЗФВ от 20.02.2017).

В соответствии с требованиями ст.32 Федерального закона о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» - производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно - эпидемиологических требований и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортиром реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг, что и было установлено ранее вынесенным судебным постановлением.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 17 ФЗ РФN 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 39 ФЗ РФ N 52-ФЗ санитарные правила разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека, в порядке, установленном положением о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании.

Абзацем 1 п. 2.2 Санитарных правил от 06.11.2001 г. "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01" установлено, что организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.

Согласно ГОСТ 30389-2013 под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) понимает имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (подпункт 3.1 пункта 3).

Санитарные правила "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г., устанавливают общие требования к предприятиям (объектам) общественного питания, согласно которым предприятия (объекты) общественного питания могут быть расположены в жилых зданиях, общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих и зданиях гостиниц и иных средств размещения, вокзалов, торговых, торгово-развлекательных, комплексных развлекательных центров, культурно-развлекательных и спортивных объектах, образовательных, научных и медицинских организациях, офисах компаний, на территории промышленных объектов, воинских частей, исправительных учреждений, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, на транспорте (подпункт 5.1 пункта 5).

На предприятиях (объектах) общественного питания различных типов должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей, сохранность их имущества и выполняться требования нормативных правовых актов, нормативных правовых и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт (подпункт 5.3 пункта 5). При размещении предприятий (объектов) общественного питания в жилых зданиях их помещения должны соответствовать требованиям строительных правил по уровню шума, вибрации и требованиям звукоизоляции по ГОСТ 30494. Предприятия общественного питания, занимающие часть жилого здания, должны быть оборудованы отдельными входами (выходами) (подпункт 5.8 пункта 5).

Согласно пункту 4.10 СНиП 31-01-20034.10 в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека. Не допускается размещать предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в том числе дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино.

Жилищный кодекс Российской Федерации жилым помещением признает изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), и относит к жилым помещениям жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату. Жилой дом законодатель определяет как индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Жилое помещение предназначено для проживания граждан, пользование которым осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в нем граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статьи 15 - 17).

Закрепленное в пункте 2.2 Санитарных правил требование о размещении организаций в нежилых этажах жилых зданий не противоречит приведенным нормативным положениям, поскольку предусматривает размещение предприятий общественного питания только на тех этажах жилых зданий, на которых отсутствуют жилые квартиры и комнаты. Данное предписание направлено на защиту прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, что является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благо приятную окружающую среду.

Следовательно, размещение в жилых зданиях предприятий общественного питания возможно с учетом особенностей, установленных санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по сравнению с названными санитарными правилами, которые предусматривали бы иной порядок размещения предприятий общественного питания в жилых зданиях, не имеется.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что ее деятельность относится к предприятию общественного питания, поскольку она осуществляет деятельность по изготовлению хлебопекарной и кулинарной продукции в небольших объемах, реализует ее в магазине, расположенном в этом же нежилом помещении, оборудованном столом для употребления приобретенной в магазине продукции, стороной истца не оспаривались и не были опровергнуты в ходе судебного рассмотрения дела.

Однако, осуществление предпринимательской деятельности в сфере общественного питания само по себе не предопределяет возможность ведения этой деятельности в жилом доме, поскольку осуществление деятельности по организации общественного питания в жилом доме возможно только с соблюдением установленных Санитарными правилами ограничений. Ответчиком доказательств соблюдения установленных правил не представлено.

В силу указанных обстоятельств доводы ответчика об отсутствии доказательств, что ответчик своими действиями при производстве хлебо - булочных изделий нанес вредное воздействие на жильцов данного дома, правового значения не имеют.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Поскольку истцом заявлено ходатайство о применении ст. 206 Гражданского процессуального кодекса, суд считает возможным применение указанной нормы

В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается в федеральный бюджет с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ :

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать осуществление индивидуальным предпринимателем Рачевой Марией Николаевной предпринимательской деятельности по производству хлеба, хлебо­булочной продукции, кулинарных изделий в жилом доме,помещение 1, 2 г. Пыть - Яха незаконной.

Обязать индивидуального предпринимателя Рачеву Марию Николаевну прекратить предпринимательскую деятельность по производству продукции хлеба, хлебо - булочной продукции, кулинарных изделий в жилом доме, помещение 1, 2, г. Пыть - Яха в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Рачевой Марии Николаевны государственную пошлину в доход местного бюджета городского округа город Пыть-Яха в сумме 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты- Мансийского автономного округа- Югры в течение месяца с момента его вынесения через Пыть - Яхский городской суд.

Председательствующий Е.В. Куприянова

Решение в окончательной форме вынесено 27.07. 2018 г.

Верно: судья Е.В. Куприянова

Подлинник решения находится в деле № 2-363 /2018

Решение не вступило в законную силу.