НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пятигорского городского суда (Ставропольский край) от 25.11.2020 № 2-3081/20

Дело

УИД: 26RS0029-01-2020-007823-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края, в составе председательствующего судьи Приходько О.Н.

при секретаре ФИО4,

с участием :

истца ФИО1,

представителя истца ФИО5,

представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску о признании незаконным отказа в индексации и обязании произвести индексацию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Пятигорский городской суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску о признании незаконным отказа в индексации и обязании произвести индексацию

В обоснование исковых требований истец указывает, что ГУ УПФР России по <адрес> отказало ФИО1 в индексации пенсии, так как «Согласно данным из ЕГРЮЛ лицом имеющим право без доверенности действовать от имени Ставропольское региональное отделения «Рот Фронт», с ДД.ММ.ГГГГ является секретарь ФИО1. Таким образом, до момента прекращения Вами деятельности в качестве секретаря Ставропольское региональное отделение «Рот Фронт», Вы будете являться работающим пенсионером».

Также, в ответе на запрос от ДД.ММ.ГГГГ о проведении индексации пенсии пояснило, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»,

«Застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

Кроме того, Ставропольское региональное отделение « Рот Фронт» предоставило отчётность, в которой отражены сведения, подтверждающие факт Вашей работы:

расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее форма РСВ-1), в состав которого входят сведения индивидуального (персонифицированного) учёта за отчётные периоды «1 квартал 2019», «полугодие 2019», «9 Месяцев 2019 года» и «год 2019».

сведения на 1 застрахованное лицо по форме СЗВ-М за отчётные периоды с января по декабрь 2019 года, с января по май 2020 года;

сведения о страховом стаже застрахованного лица по форме СЗВ -СТАЖ за отчётный период 2019 года

Ссылка на предоставление отчётности по персонифицированному учёту о предоставлении отчётности СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, как признак лица, осуществляющего » трудовую функцию, не законна и не обоснованна.

Во всех выше приведённых отчётах указанных ответчиком, начисленные и уплаченные страховые взносы являются нулевыми, так как вознаграждение за данную общественную деятельность он не получает.

Также в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 марта 2020 г. № 14-2/В-269 «О необходимости предоставления сведений о трудовой деятельности в отношении товарищества собственников жилья» указано:

«Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сфера действия трудового законодательства связана не с государственной регистрацией юридического лица, а с возникновением и наличием трудовых отношений между их участниками (то есть между работником и работодателем).

Учитывая, что ТСЖ образуется путем добровольного членства, между членами товарищества не могут возникать трудовые отношения, поскольку в этих отношениях отсутствуют участники трудовых отношений: наемный работник и работодатель, использующий наемный труд.

Среди признаков трудовых отношений одним из основных является выполнение работником трудовой функции (работа по определенной специальности, профессии, должности в соответствии со штатным расписанием организации) с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка.

Заключая трудовой договор, работник подпадает под действие трудового законодательства, так как именно с трудовым договором связаны гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством для работника (ежегодный оплачиваемый отпуск, учебный отпуск, заработная плата, включающая компенсационные и стимулирующие выплаты, оборудованное рабочее место и т. д).

Учитывая, что сведения о трудовой деятельности формируются на всех зарегистрированных лиц, с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения, сведения о трудовой деятельности в отношении председателей товарищества собственников жилья не представляются в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.

Аналогичная ситуация сложилась в Ставропольском региональном отделении «Рот Фронт»

Конференцией Ставропольского краевого отделения политической партии Российский объединённый трудовой фронт (РОТ ФРОНТ) ФИО1 избран секретарём <адрес>вого регионального отделения политической партии Российский объединённый трудовой фронт. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1 Устава политической партии Российский объединённый трудовой фронт далее (РОТ ФРОНТ, принятым Учредительным съездом РОТ ФРОНТ ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено: РОТ ФРОНТ является общественным объединением, созданным на добровольных началах по инициативе граждан Российской Федерации, объединившихся основе общности политических убеждений для реализации программных и уставных целей РОТ ФРОНТ.

Согласно пункта 12 членство в партии является добровольным и индивидуальным. Уплата членских взносов членами партии уставом не предусмотрена и не производится.

Статья 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О политических партиях" определяет:

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Пункт 60 Устава определяет: «на работающих по трудовому договору (контракту) работников аппарата РОТ ФРОНТа, её региональных отделений и иных структурных подразделений распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании».

Выборная должность секретаря не является работой по трудовому договору (контракту) и также она не является работой по гражданско-правовому договору, в соответствии с которыми выплачивается вознаграждение.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в кассационном определении от 24.05.2019 N 84-КА19-1 указала, что положения статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовым отношениям относят отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Законодатель в 20, 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.

Секретарь партии РОТ ФРОНТ является членом партии, действует в своих интересах и интересах других членов партии с целью осуществления программных целей партии, в соответствии с пунктом 9 Устава, а именно:

широкое привлечение трудящихся к управлению обществом и государством, преодоление отчуждения трудящихся от собственности на средства производства

содействие становлению и развитию различных форм самоуправления трудящихся и самоорганизации граждан

выдвижение кандидатов) на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные местного самоуправления участие в указанных выборах, и в их работе.

выдвижение инициативы по проведению референдумов РФ и регионов по наиболее актуальным проблемам жизнедеятельности общества;

организация политических акций в защиту прав трудящихся и участие в них;

научно теоретическая разработка актуальных экономических и социальных проблем развития общества, стратегии и тактики рабочего и народно-демократического движения.

развитие и пропаганда программных установок РОТ ФРОНТа, разъяснение целей, встающих перед партией и её отделениями;

работа среди молодёжи, привнесение в её сознание научного мировоззрения.

В соответствии с пунктом 29 Устава: Для организации и руководства текущей работой конференция избирает сроком на два года ВЫБОРНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ: Секретаря и его заместителей.

Руководящие органы: Секретарь первичного и местного отделений:

по мере необходимости ведут учёт членов партии соответствующего отделения в произвольной форме;

организуют и руководят работой членов отделения по выполнению решений вышестоящих руководящих органов партии, партийных собраний отделения;

даёт членам отделения партийные поручения;

осуществляют контроль за выполнением решений собраний отделения и вышестоящих руководящих органов партии;

ведут подготовку собраний отделения;

Решают текущие вопросы в период между собраниями первичного отделения.

Вознаграждение за исполнение обязанностей руководящего органа - секретарь, я не получаю, что подтверждается налоговыми декларациями.

Вышеуказанные в пункте 29 Устава полномочия секретаря не подпадают под требования Трудового кодекса для квалификации их как трудовых отношений.

На основании изложенного просит обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городу курорту Пятигорску (межрайонное), произвести индексацию моей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, выплатить причитающуюся индексацию.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО5 поддержали исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ГУ УПФ России по <адрес> возражала против заявленных исковых требованиям по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения представителя истца, его представителя, ответчика, исследовав письменные доказательства, материалы гражданского дела, суд, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к следующему.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), введенной Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

По смыслу ст. 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" работающие пенсионеры в период осуществления ими трудовой деятельности не имеют права на индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку страховой пенсии. В случае увольнения пенсионер получит суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с учетом индексации и корректировки, имевших место в период осуществления им работы, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы.

Часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусматривает, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГФИО1 является получателем страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Между тем, согласно данным персонифицированного учета с ноября 2018 года ФИО1 значится работающим в Ставропольском краевом отделении политической партии «Российский объединенный трудовой фронт».

Согласно данным из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Ставропольское региональное отделение "Рот Фронт", с ДД.ММ.ГГГГ является секретарь ФИО1.

Таким образом, пенсия истца была проиндексирована в тот период, когда он продолжал находится в трудовых отношениях, то есть была произведена необоснованно индексация работающему пенсионеру.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ГУ УПФР России по г. Пятигорска с заявлением о доплате к пенсии (индексации).

ГУ УПФР России по г. Пятигорска отказано ФИО1 по основаниям, указанным в ответе от ДД.ММ.ГГГГ и ответе от ДД.ММ.ГГГГ.

Застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации).

Положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случае и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, при назначении или избрании на должность, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Кроме того, в соответствии со статьей 17 ТК РФ, трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени.

В силу статьи 39 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" назначение лица на должность директора оформляется решением единственного учредителя общества, следовательно, трудовые отношения с директором, как с работником, оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника.

С учетом изложенного, если лицо признается застрахованным в рамках обязательного пенсионного страхования и осуществляет трудовую функцию в организации, то, независимо от наличия (отсутствия) трудового договора, на такое лицо страхователем должна предоставляться отчетность по персонифицированному учету, в том числе формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" налоговыми органами осуществляется ведение Единого государственного реестра юридических лиц ( далее- ЕГРЮЛ), в котором содержаться фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Таким образом, до момента прекращения деятельности в качестве секретаря Ставропольское региональное отделение "Рот Фронт", ФИО1 будет являться работающим пенсионером, согласно представленной отчетности.

Ставропольским региональным отделение "РотФронт" была представлена отчетность, в которой отражены сведения, подтверждающие факт работы ФИО1:

- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ( далее- форма РСВ-1), в состав которого входят сведения индивидуального (персонифицированного) учета, за отчетные периоды " 1 квартал 2019", "полугодие 2019", "9 месяцев 2019", и "год 2019";

- сведения на 1 застрахованное лицо по форме СЗВ-М за отчетные периоды с января по декабрь 2019 года, с января по май 2020 года;

- сведения о страховом стаже застрахованного лица по форме СЗВ- СТАЖ за отчетный период 2019 год.

При этом, указанные сведения предоставлены Ставропольским региональным отделением «РотФронт" в Управление ПФР по городу-курорту <адрес> (межрайонное) по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью уполномоченным представителем, действовавшим на основании выданных Ставропольское региональное отделение "РотФронт" доверенностей, подписанных ФИО1

При этом, фактическое невыполнение истцом своих трудовых обязанностей не свидетельствует об отнесении истца к неработающим пенсионерам, поскольку он остается для пенсионного обеспечения застрахованным лицом.

Доводы истца ФИО1 о предоставлении отчетности с ошибкой не им, а организацией, в которую он обращался для надлежащего оформления документации, не может быть принят судом, поскольку ответственность за надлежащее оформление и достоверность представленных сведений возлагалась на него, как на лицо имеющее право на подпись и предоставление отчетности.

Помимо изложенного, как установлено в судебном задании в настоящий период внесение корректировок и исправлений в представленную ФИО1 спорную отчетность не представляется возможным ввиду ликвидации Ставропольского краевого регионального отделения политической партии "Российский объединенный трудовой фронт» по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №95-ФЗ «О политических партиях», сведения о прекращении деятельности юридически лица внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, как следует из пояснений сторон данных в судебном заседании истцу ФИО1, после его обращения в ГУ УПФ ПФР по <адрес> и <адрес> с заявлением о разъяснении вопросов по доплате к пенсии, сотрудниками подразделения предлагалось представить документацию подтверждающую отсутствие оплаты по занимаемой должности, однако ФИО1 не воспользовался предоставленным правом на внесение корректировок в представленные сведения в УПФ, указанные обстоятельства истцом не оспаривались. При таких обстоятельства ФИО1 самостоятельно должен нести риски наступления неблагоприятных для него последствий.

Таким образом, учитывая, что истец являлся, согласно представленной им же отчетности работающим пенсионером, пенсия ему должна выплачиваться с учетом указанных положений, т.е. без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец являлся работающим пенсионером и его пенсия в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ, индексации не подлежит, в связи с чем оснований для признании незаконным отказа в индексации и обязании произвести индексацию не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску о признании незаконным отказа в индексации и обязании произвести индексацию, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд Ставропольского края.

Судья О.Н.Приходько

Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2020 года.

Судья О.Н.Приходько