НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пятигорского городского суда (Ставропольский край) от 15.04.2022 № 2А-1380/2022

Дело № 2а-1380/2022

УИД 26RS0029-01-2022-001943-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шевляковой И.Б.

при секретаре судебного заседания Казанчевой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Пятигорску Ставропольского края (ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края) к МИхно А.А. о взыскании страховых взносов, недоимки по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л :

ИФНС России по <адрес> края обратилась в суд с административным исковым заявлением к МИхно А.А. о взыскании недоимки по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 7 239 рублей 58 копеек, пеня в размере 32 рубля 82 копейки; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 27 879 рублей 17 копеек, пеня в размере 126 рублей 39 копеек; налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов: налог в размере 2 801 рубль, пеня в размере 5 рублей 95 копеек, на общую сумму 38 084 рубля 91 копейка.

В обоснование заявленных административных требований истец указал, что соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О налогах на имущество физических лиц» (в редакции Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3) плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Согласно п. 2 ст. 5 данного Закона налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение. В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Согласно сведений, представленных в порядке ст. 85 НК РФ органом регистрации прав, МИхно А.А., является собственником следующего недвижимого имущества: Квартира, адрес: 357538, РОССИЯ, <адрес>, общая площадь 51,4 кв.м, кадастровый , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; Квартира, адрес: 357500, РОССИЯ, <адрес>, общая площадь 56,2 кв.м, кадастровый , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; Жилой дом, адрес: 357500, РОССИЯ, <адрес>, общая площадь 11,6 кв.м, кадастровый , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

ИФНС России по <адрес> края, на основании вышеуказанных норм, МИхно А.А. начислен налог на имущество, задолженность составляет: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 2 801 рубль, пеня в размере 5 рублей 95 копеек.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах 2 и 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 420 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом, согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 2 ст. 423 НК РФ отчетными периодами по страховым взносам признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарного года.

ИФНС России по <адрес> края, на основании вышеуказанных норм, МИхно А.А. начислен налог по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, задолженность составляет: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 2 131 рубль 56 копеек, пеня в размере 820 рублей 19 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 7 239 рублей 58 копеек, пеня в размере 32 рублей 82 копейки; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 27 879 рублей 17 копеек, пеня в размере 126 рублей 39 копеек; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов: налог в размере 2 801 рубль, пеня в размере 5 рублей 95 копеек, на общую сумму 38 084 рубля 91 копейка.

В установленные сроки налогоплательщик не оплатил сумму налогов и пени, в связи с чем ИФНС России по <адрес> края в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ направлены требования об уплате задолженности по налогам: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотами списка требований об уплате, направленных через личный кабинет налогоплательщика, с предложением добровольно оплатить суммы налога.

За неуплату сумм налогов в срок, установленный законодательством, в порядке ст. 75 НК РФ налогоплательщику начисляется пеня. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> края вынесен судебный приказ а-351/2021 о взыскании с МИхно А.А. недоимки по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 7 239 рублей 58 копеек, пеня в размере 32 рубля 82 копеек; страховым взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 27 879 рублей 17 копеек, пеня в размере 126 рублей 39 копеек за 2020 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ; налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов: налог в размере 2 801 рубль, пеня в размере 5 рублей 95 копеек, на общую сумму 38 084 рубля 91 копейка.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> края, и.о. мирового судьи судебного участка <адрес> края, от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГа-374/2021 отменен. До настоящего времени задолженность в добровольном порядке не оплачена.

Представитель административного истца – ИФНС России по <адрес> края, надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик МИхно А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признавал, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца и административного ответчика.

Из представленных суду возражений административного ответчика МИхно А.А. на заявленные к нему ИФНС России по <адрес> края административные исковые требования следует, что указанное исковое заявление, как и ранее поданное в мировой суд заявление о вынесении судебного приказа, на указанную сумму ответчик считает незаконным. Требования налогового органа являются необоснованными и поданными с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

Так, МИхно А.А. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером МВД РФ и получает пенсию с указанной даты за выслугу лет в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительно исполнения Российской Федерации, и их семей». Данный факт подтверждается удостоверением , выданным ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> и справкой Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно, с ДД.ММ.ГГГГМИхно А.А. присвоен статус адвоката Адвокатской палаты <адрес>, что подтверждается регистрационным номером в реестре адвокатов ГУ МЮ РФ по <адрес>.

Ни ранее, т.е. в 2020 году, ни в 2021 году он не желал добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и, тем более, добровольно оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Оплата страховых взносов за 2020 год (а также пеней) им не производилось даже с учетом предъявленного к нему налоговым органом требования.

Его действия основаны строго на «букве закона», поскольку уже в январе 2020 года согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П установлено, что требования подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признаны не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, 28.01.2020 года Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя устранить допущенные нарушения законодательства, как факт уже признал соответствующие требования ФНС России к адвокатам, получающим пенсию, об оплате дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование незаконными.

Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 года № 5-П, в течение 2020 года был подготовлен, а 30.12.2020 года подписан Президентом РФ Федеральный закон № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о пенсионном страховании в Российской Федерации».

Указанный Закон закрепил требования, которые освобождают адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В РФ положения об обратной силе закона закреплены в Конституции РФ. Статья 54 гласит, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него смягчена или устранена, применяется новый закон.

В п. 7 ст. 3 НК РФ закреплено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Таким образом, с учетом указанных нормативных документов, освобождающих административного ответчика от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как адвоката, получающего пенсию за выслугу лет, с учетом отсутствия у ответчика желания вступать добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также с учетом пробела в законодательстве о порядке возврата (выплаты) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или инвалидность, административное исковое заявление от 15.02.2022 года о взыскании с Михно А.А. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 год и пени являются незаконными.

На основании изложенного административный ответчик просит в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края к Михно А.А. отказать в полном объеме.

Исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам:

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> края вынесен судебный приказ а-351/2021 о взыскании с МИхно А.А. недоимки по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 7 239 рублей 58 копеек, пеня в размере 32 рубля 82 копеек; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 27 879 рублей 17 копеек, пеня в размере 126 рублей 39 копеек за 2020 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ; налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов: налог в размере 2 801 рубль, пеня в размере 5 рублей 95 копеек, на общую сумму 38 084 рубля 91 копейка.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> края, и.о. мирового судьи судебного участка <адрес> края, от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГа-374/2021 отменен. До настоящего времени задолженность в добровольном порядке не оплачена.

С исковыми требованиями административный истец обратился в Пятигорский городской суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом шестимесячный срок со дня вынесения мировым судьей судебного участка <адрес> края определения от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГа-374/2021.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 14 КАС РФ, стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

Согласно положений ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 НК РФ.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О налогах на имущество физических лиц» (в редакции Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3) плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

На основании и. 2 ст. 5 указанного Закона налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом. жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу п. 2 ст. 409 НК РФ, налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Как усматривается из материалов дела, административный ответчик МИхно А.А., является собственником следующего недвижимого имущества: Квартира, адрес: 357538, РОССИЯ, <адрес>, общая площадь 51,4 кв.м, кадастровый , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; Квартира, адрес: 357500, РОССИЯ, <адрес>, общая площадь 56,2 кв.м, кадастровый , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; Жилой дом, адрес: 357500, РОССИЯ, <адрес>, общая площадь 11,6 кв.м, кадастровый , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

ИФНС России по <адрес> края на основании вышеуказанных норм МИхно А.А. начислен налог на имущество, задолженность по которому составляет: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 2 801 рубль, пеня в размере 5 рублей 95 копеек.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Ввиду неисполнения налогоплательщиком в установленный законом срок обязанности по уплате страховых взносов и налога на доход, ИФНС России по <адрес> края в порядке досудебного урегулирования и на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ направлены требования об уплате задолженности по налогам: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотами списка требований об уплате, направленных через личный кабинет налогоплательщика, с предложением добровольно оплатить суммы налога.

До настоящего времени задолженность в добровольном порядке не оплачена.

Сведений о льготах налогоплательщика по уплате налога на имущество, предусмотренных налоговым законодательством, суду сторонами не представлено.

Расчет суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени судом проведен и является верным. Контррасчет административным ответчиком суду не представлен.

Поскольку в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено наличие у МИхно А.А. недоимки по уплате налога на имущество физических лиц, которая до настоящего времени не оплачена, суд считает обоснованными и подлежащими в полном объеме административные исковые требования ИФНС России по <адрес> края к МИхно А.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 2 801 рубль, пеня в размере 5 рублей 95 копеек.

Административным истцом заявлены в суд административные исковые требования о взыскании с МИхно А.А. недоимки по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 7 239 рублей 58 копеек, пеня в размере 32 рубля 82 копейки; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 27 879 рублей 17 копеек, пеня в размере 126 рублей 39 копеек.

Разрешая указанные административные исковые требования суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии с положениями ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах 2 и 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 420 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

При этом, согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 423 НК РФ отчетными периодами по страховым взносам признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарного года. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как усматривается из материалов дела, представленных суду административным ответчиком доказательств, МИхно А.А. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером МВД РФ и получает пенсию с указанной даты за выслугу лет в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительно исполнения Российской Федерации, и их семей».

Данный факт подтверждается удостоверением , выданным ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> и справкой Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно с ДД.ММ.ГГГГМИхно А.А. присвоен статус адвоката Адвокатской палаты <адрес>, что подтверждается регистрационным номером в реестре адвокатов ГК МЮ РФ по <адрес>.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П указано, что требования подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признаны не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя устранить допущенные нарушения законодательства, как факт уже признал соответствующие требования ФНС РФ к адвокатам, получающим пенсию, об оплате дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование незаконными.

Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, в течение 2020 года был подготовлен, а ДД.ММ.ГГГГ подписан Президентом РФ Федеральный закон РФ № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 502-ФЗ статья 6 и статья 7 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Положениями ст. 419 НК РФ определено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Таким образом, адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, а также те обстоятельства, что с ДД.ММ.ГГГГМИхно А.А. является пенсионером МВД РФ и получает пенсию с указанной даты за выслугу лет в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительно исполнения Российской Федерации, и их семей», не вступал в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных ИФНС России по <адрес> края административных исковых требований к МИхно А.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 27 879 рублей 17 копеек, пеня в размере 126 рублей 39 копеек, и полагает необходимым в удовлетворении указанных административных исковых требований отказать.

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1). Приведенные положения создают конституционные основы финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно. Одной из конституционных гарантий такой помощи является обязательное медицинское страхование.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, законодатель включил в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие), как в качестве застрахованных, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, так и страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы (пункт 2 статьи 10, пункт 2 части 1 статьи 11, часть 1 статьи 16 и пункт 2 части 2 статьи 17 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе адвокатам, наравне с другими работающими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов.

В соответствии с сохраняющей свою силу правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом РФ при проверке соответствия Конституции Российской Федерации законоположений, предусматривающих обязательную уплату индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, главами крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатами страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, положение статьи 6 (часть 2) Конституции Российской Федерации о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает равными правами и несет равные обязанности, применительно к медицинскому страхованию означает не только равные права на получение бесплатной медицинской помощи, но и равные обязанности в несении бремени по образованию фондов обязательного медицинского страхования. Освобождение же указанных граждан от уплаты страховых взносов означало бы переложение бремени участия в образовании этих фондов на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости такого осуществления прав и свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации) (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ-П).

Кроме того, в отличие от страховых взносов, уплачиваемых в рамках обязательного пенсионного страхования, страховые взносы на обязательное медицинское страхование обладают (как это закреплено в пункте 6 статьи 3 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») обезличенным характером, и, хотя их целевым назначением является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения, суммы взносов перечисляются на страховое обеспечение неопределенного круга застрахованных лиц.

Сохранение же за отдельными категориями граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, права на бесплатную медицинскую помощь является дополнительной социальной гарантией, предусмотренной для ограниченного круга лиц с учетом особых оснований увольнения со службы, правового статуса сотрудников органов внутренних дел, а также продолжительности службы (часть 5 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), и не может рассматриваться как исключающее указанных лиц в случае осуществления ими иной деятельности, в частности адвокатской, из системы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на все работающее население.

При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что возложение на пенсионеров МВД РФ, имеющих статус адвоката, обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования нарушает их конституционные права, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ИФНС России по <адрес> края административных исковых требований к МИхно А.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 7 239 рублей 58 копеек, пеня в размере 32 рубля 82 копейки, и считает необходимым указанные административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Статьей 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

С учетом того, что ИФНС России по <адрес> края освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, а также в связи с частичным удовлетворением иска на сумму 10 079 рублей 35 копеек, суд полагает, что с ответчика МИхно А.А. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 403 рубля 17 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу <адрес> (ИФНС России по <адрес> края) к МИхно А.А. о взыскании страховых взносов, недоимки по налогам и пени удовлетворить частично.

Взыскать с МИхно А.А. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> края недоимку по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 7 239 рублей 58 копеек, пеня в размере 32 рубля 82 копейки; налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 2 801 рубль, пеня в размере 5 рублей 95 копеек, всего на общую сумму 10 079 рублей 35 копеек.

В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> края к МИхно А.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 27 879 рублей 17 копеек, пеня в размере 126 рублей 39 копеек, отказать.

Взыскать с МИхно А.А. в пользу муниципального образования город-курорт Пятигорск государственную пошлину в сумме 403 рубля 17 копеек.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд <адрес>.

Судья И.Б. Шевлякова