НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пушкинского городского суда (Московская область) от 16.02.2021 № 2А-447/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

16 февраля 2021 года <адрес>

Пушкинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Голубятниковой И.А.,

при секретаре Логиновой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-447/2021 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Каменщиковой Е. В. о взыскании недоимки по налогу,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с требованиями к ответчику о взыскании задолженности за налоговый период 2017 год по земельному налогу в сумме 765 руб. и пени 12,17 руб. В обоснование требований истец указал, что ответчик, являясь собственником объектов налогообложения земельного участка с к.н. 50:13:0030237:351, налог не уплатил.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Административный ответчик Каменщикова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ранее в судебном заседании ответчик пояснила, что она освобождена от уплаты налога, так как является многодетной семьей.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, являются, в силу статьи 357 этого Кодекса, налогоплательщиками налога.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).

Порядок и сроки уплаты земельного налога определяется статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

На основании пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление; налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со статьями 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления и требования по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата> N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

В соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Материалами дела установлено:

налоговым уведомление N 72202454 от <дата> с сообщением о необходимости его уплаты до <дата> за налоговый период 2017 год налогоплательщику исчислен земельный налог на земельный участок с к.н. 50:13:0030237:351 в суме 765 руб.

Требованием N 13324 от <дата> Межрайонной инспекцией ФНС по <адрес> сообщено налогоплательщику о невыполнении им обязанности по своевременной уплате земельного налога в размере 765 руб., в связи с чем произведено начисление пени в размере 12,17 руб., установлен срок для уплаты задолженности до <дата>.

Факты направления налогового уведомления и требования подтверждаются реестрами почтовых отправлений.

<дата> мировым судьей судебного участка N 200 Пушкинского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ в отношении должника о взыскании задолженности по налогам по заявлению Межрайонной инспекции ФНС по <адрес>.

Определением мирового судьи судебного участка от <дата> года вышеназванный судебный приказ отменен.

С административным исковым заявлением административный истец обратился <дата>.

При подаче заявления об отмене судебного приказа ответчиком приведены доводы о том, что имеются квитанции об оплате задолженности по налогам.

В судебном заседании Каменщикова Е.В. пояснила, что в 2017 году она являлась многодетной семьей, в связи с чем, освобождена от уплаты налога.

В соответствии со статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации установлены перечни категорий налогоплательщиков, освобождаемых соответственно от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как многодетные семьи, в данные перечни не включена.

Вместе с тем согласно статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении соответственно земельного налога представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливаются налоговые льготы, не предусмотренные Кодексом, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Вопросы, связанные с освобождением многодетных семей от уплаты земельного налога, должны решаться не на федеральном, а на местном уровне представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых введены эти налоги.

Решением Совета депутатов сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района МО от <дата> N 150/36 "Об установлении с <дата> земельного налога на территории сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района <адрес>", также не установлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога многодетных семей.

В качестве дополнительных мер социальной поддержки для лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, по земельному налогу Налоговым кодексом Российской Федерации начиная с налогового периода 2018 года предусмотрен налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв. м в отношении одного земельного участка, подпункт 10 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации которым установлено, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий - физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

Положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации и по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Административный истец обратился о взыскании задолженности по уплате земельного налога за налоговый период 2017 год, соответственно заявленный период не подпадает под действие дополнительных мер социальной поддержки для лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

Таким образом, взысканию подлежит недоимка по земельному налогу за налоговый период 2017 год.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, применительно к требованиям законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу о правомочности органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций и находит установленными основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций за неуплату земельного налога.

При этом суд учитывает пропуск срока, предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации на подачу заявления о взыскании в суд, вместе с тем, суд полагает возможным восстановить срок, поскольку указанную истцом причину, суд находит уважительной.

Руководствуясь статьями 175, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Каменщиковой Е. В. о взыскании недоимки по налогу удовлетворить.

Взыскать с Каменщиковой Е. В. задолженность за налоговый период 2017 год по земельному налогу в размере 765 рублей и пени в размере 12,17 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата>

Судья И.А. Голубятникова