Пушкинский городской суд Московской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Пушкинский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-2634/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«15» сентября 2010 года
г. Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Бакулина А.А.
при секретаре Кованжи Н.С.,
с участием прокурора Щелконогова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим пункта 1 Решения Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области от 28 января 2010 года №31/5 «Об утверждении размера оплаты для населения за услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от частных домовладений в городском поселении Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области на 2010 год», в части установления размера оплаты для населения за услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и мусора от частных домовладений в городском поселении Зеленоградский на 2010 год, 1060,00 руб. (с НДС) за сезон (7 месяцев: с апреля по октябрь включительно) - для домовладения с разрешенным использованием земельного участка под дачное строительство, с сезонным проживанием,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 Решения Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области от 28 января 2010 года №31/5 «Об утверждении размера оплаты для населения за услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от частных домовладений в городском поселении Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области на 2010 год», в части установления размера оплаты для населения за услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и мусора от частных домовладений в городском поселении Зеленоградский на 2010 год, 1060,00 руб. (с НДС) за сезон (7 месяцев: с апреля по октябрь включительно) - для домовладения с разрешенным использованием земельного участка под дачное строительство, с сезонным проживанием. В обоснование заявления заявитель указала, что данное решение Совета депутатов в указанной части противоречит положению п. 2 ст. 426 Гражданского кодекса РФ, поскольку цена на услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора предоставляется не для всех потребителей одинаковой, а зависит о постоянного проживания собственника домовладения. По мнению заявителя, данное положение не соответствует закону и нарушает её права.
В судебном заседании ФИО1 заявление поддержала, просила требования удовлетворить.
Представитель Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности ФИО2 л.д.12), просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель администрации городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности ФИО3 л.д.74), также просила в удовлетворении заявления отказать.
В заключении помощник Пушкинского городского прокурора Щелконогов А.Н. полагал возможным заявление удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, полагает заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением, о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
По мнению суда, оспариваемый акт обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение или прекращение существующих правоотношений, и опубликован в официальных средствах массовой информации - в печатном издании городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области «Информационный Бюллетень» выпуск №1 от 01.02.2010 года л.д.13).
Оспариваемым решением от 28 января 2010 года №31/5 Зеленоградский Совет депутатов решил:
1. Установить размер оплаты для населения за услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и мусора от частных домовладений в городском поселении Зеленоградский на 2010 год:
- 121,00 руб. (с НДС) в месяц - для домовладения с разрешенным использованием земельного участка под ИЖС, личное подсобное хозяйство и дачное строительство, с постоянно зарегистрированным проживанием;
- 152,00 руб. (с НДС) в месяц - для домовладения с разрешенным использованием земельного участка под ИЖС и личное подсобное хозяйство, без постоянно зарегистрированного проживания;
- 1060,00 руб. (с НДС) за сезон (7 месяцев: с апреля по октябрь включительно) - для домовладения с разрешенным использованием земельного участка под дачное строительство, с сезонным проживанием.
2. Направить настоящее решение главе городского поселения Зеленоградский для подписания и обнародования.
3. Опубликовать настоящее решение и приложение N 1 в печатном издании городского поселения Зеленоградский "Информационный бюллетень".
4. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования.
Решением Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области от 15 июня 2010 г. N 57/9 пункте 3 слова "и приложение N 1" исключены л.д.70).
Заявитель полагает, что настоящее решение в части установления оплаты 1060,00 руб. (с НДС) за сезон (7 месяцев: с апреля по октябрь включительно) - для домовладения с разрешенным использованием земельного участка под дачное строительство, с сезонным проживанием, не соответствует закону.
Оспариваемый акт регулирует отношения по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в силу п. 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации относящиеся к сфере жилищного законодательства.
В соответствии с п. "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 184-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ) установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Из положений п. 1 ч. 2 ст. 4 вышеназванного Закона следует, что федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Указанные предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом региональных и иных особенностей. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы могут быть изменены федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.
Согласно ст. 6 данного Закона в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга регулирование тарифов и надбавок не отнесено к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, в том числе осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей и установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органов государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, федеральное законодательство установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса относит к числу полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Устава городского поселения Зеленоградский Пушкинского района к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора л.д.20).
Статьей 7 Устава поселения в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, если иное не предусмотрено федеральными законами л.д.21).
В силу ст. 22 Устава в ведении Совета депутатов находятся иные вопросы местного значения, в том числе решение иных вопросов, не противоречащих действующему законодательству л.д.30).
Оценивая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Совета депутатов принято полномочным органом местного самоуправления.
Распоряжением Министерства экономики Московской области от 30 ноября 2009 года №107-РМ утверждены тарифы на услуги организаций коммунального комплекса. В Пушкинском районе утвержден тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на 2010 год для ОАО «Экопром» 72,35 руб. за 1 куб.м.
Утвержденный тариф на вывоз, захоронение ТБО и содержание контейнерных площадок на 2010 год для населения в Пушкинском районе установленный ООО «Экон» и согласованный с Администрацией Пушкинского муниципального района - 292,50 руб. за 1 куб.м.
Тариф на захоронение ТБО на 2010 год для населения у ИП ФИО4 предоставляющего данную услугу для населения городского поселения Зеленоградский Пушкинского района составляет 437,5 руб. за 1 куб.м.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ, договор по вывозу бытовых отходов является публичным договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Согласно положению пунктам 10 и 11 постановления Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 (ред. от 01.02.2005) "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
Цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником дома и земельного участка площадью 1226 кв.м., расположенного адресу: ...
Заявитель не имеет постоянной регистрации по месту жительства в данном жилом доме, земельный участок имеет вид разрешенного использования для дачного строительства.
Определив дифференцированный подход к установлению размера оплаты для населения, критерием размера оплаты (цены) послужили: регистрация по месту жительства и период проживания собственника дома, что противоречит пункту 2 статьи 426 ГК РФ, а также постановлению Правительства РФ от 10.02.1997 N 155.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 48 от 29.11.2007 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Судом установлено, что на основании оспариваемого акта были реализованы права граждан, проводилось взимание платежей, осуществлялся вывоз мусора и бытовых отходов ИП ФИО4 При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемый нормативно-правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы, изложенные заинтересованными лицами, не опровергают выводов суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.ст. 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 о признании недействующим пункта 1 Решения Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области от 28 января 2010 года №31/5 «Об утверждении размера оплаты для населения за услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от частных домовладений в городском поселении Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области на 2010 год», в части установления размера оплаты для населения за услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и мусора от частных домовладений в городском поселении Зеленоградский на 2010 год, 1060,00 руб. (с НДС) за сезон (7 месяцев: с апреля по октябрь включительно) - для домовладения с разрешенным использованием земельного участка под дачное строительство, с сезонным проживанием удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения суда, пункт 1 Решения Совета депутатов городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области от 28 января 2010 года №31/5 «Об утверждении размера оплаты для населения за услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от частных домовладений в городском поселении Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области на 2010 год», в части установления размера оплаты для населения за услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и мусора от частных домовладений в городском поселении Зеленоградский на 2010 год, 1060,00 руб. (с НДС) за сезон (7 месяцев: с апреля по октябрь включительно) - для домовладения с разрешенным использованием земельного участка под дачное строительство, с сезонным проживанием.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 22 сентября 2010 года.
Судья: подпись. А.А. Бакулин