НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пущинского городского суда (Московская область) от 30.05.2018 № 2А-71/2018

№2а-71/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2018 года Пущинский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Постыко Л.С.,

при секретаре Строевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Псарева Романа Александровича к ИФНС №14 по г. Москве, ГУ УПФ РФ №5 по г. Москве и Московской области о признании решения ИФНС о взыскании задолженности незаконным, признание безнадежными к взысканию и подлежащими списанию начисления, произведенные ГУ УПФ РФ,

у с т а н о в и л:

Псарев Р.А. обратился в суд с административным иском к ИФНС России №14 по г. Москве, ГУ УПФ РФ №5 по г. Москве и Московской области о признании решения ИФНС о взыскании задолженности незаконным, признание безнадежными к взысканию и подлежащими списанию начисления, произведенные ГУ УПФ РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в том числе и по пени в размере 25 012,99 рублей. Свои требования обосновывает тем, что он действительно проживая в Москве зарегистрировался индивидуальным предпринимателем в 2004 году. В этом же году по заявлению прекртил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по заявлению. В 2007 году он переехал в Пущино, где в 2010 году вновь зарегистрировался в качестве ИП и в этом же году по своему заявлению прекратил свою деятельность как ИП, о чем у него имеется документ из налоговой инспекции. В конце 2017 года на сайте «Госуслуги» узнал, что в отношении него имеется исполнительное производство о взыскании налогов, пени, штрафов в размере 25 012,99 рублей, на основании постановления ИФНС №14 по г. Москве, копию которого он не получал. В ходе переписки с ИФНС №14 по г. Москве выяснилось, что указанная задолженность является пеней за невнесение им страховых взносов в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования, которые ему были начислены как ИП. Считает, что у административных ответчиков истекли сроки для принудительного обращения за взысканием возникшей задолженности, просит применить к нему налоговую амнистию, принятую 436 федеральным законом.

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал и показал, что в связи с переменой места жительства он не нашел свидетельство о прекращении деятельности ИП за 2004 год, поэтому по совету адвоката прекратил свою деятельность повторно 16.01.2018. С начисленной ему задолженности по взносам в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования за периоды 2010-2013 годы, а также пени, не согласен. Считает, что налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности по пеням в связи с истечением срока для принудительного взыскания. В настоящее время имеются основания для признания образовавшейся задолженности по обязательным платежам, пени безнадежной к взысканию и применить к нему налоговую амнистию.

Представитель ответчика ИФНС России №14 по Москве в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что задолженность по пени определил Пенсионный фонд, который должен являться административным ответчиком по данному спору. Инспекция только вынесла обжалуемое постановление и направила его в службу судебных приставов для взыскания.

ГУ УПФ РФ №5 по г. Москве и Московской области просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, направив письменные возражения, из которых следует, что административный истец нарушил свои обязанности, будучи зарегистрированным ИП, по оплате обязательных платежей в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования. Псареву Р.А. в установленный законом срок были начислены неуплаченные в срок страховые взносы в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования, пени по ним за 2010-2013 годы, постановления были направлены в службу судебных приставов для исполнения. При передаче дел в налоговую инспекцию ими были доначислены пени за указанный период в сумме 25 012,99 рублей.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Материалами дела установлено, что административный истец 27.01.2004 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в МРИФНС №46 по г. Москве, снят с регистрационного учета 16.01.2018 (выписка из ЕГРИП л.д. 41-45). 09.02.2010 Псарев Р.А. был зарегистрирован в качестве ИП в МРИФНС России №11 по Московской области, а 02.08.2010 прекратил свою деятельность в качестве ИП, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации (копия на л.д. 13).

25.10.2017 УФССП по Москве МО по ИПНО на основании постановления ИФНС №14 по г. Москве по делу №712930 от 21.10.2017 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании с Псарева Р.А. налогов, сборов, пеней, штрафов в размере 25 012,99 рублей (л.д. 9-11).

Административный истец обращался в досудебном порядке с жалобой на постановление ИФНС №14 по Москве с просьбой отменить решение о взыскании с него 25 012,99 рублей, но получил отказ (22-24, 15-17, 27).

Из отзыва административного ответчика ГУ УПФ РФ №5 по г. Москве и Московской области от 07.05.2018 следует, что Псарев Р.А., будучи зарегистрированным в качестве ИП, не оплачивал страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда, и за ним образовалась задолженность: за 2010 год в размере 13 969,91 рублей, за 2011 год – 17 167,93 рублей, за 2012 год – 19 367,61 рублей, за 2013 год в размере 40 563,08 рублей. Постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов от 01.07.2013; от 01.07.2013; от 25.04.2014; от 25.04.2014 были направлены в службу судебных приставов, причем первые три с нарушением годичного срока после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, установленного ч. 3 ст. 20 Закона №212 – ФЗ. Приложенные ГУ УПФ РФ №5 по г. Москве и Московской области постановления: два от 01.07.2013, два от 25.04.2014 в подтверждение своевременности их вынесения, оформлены на бланках формы, утвержденной постановлением Правления Пенсионным Фондом Российской Федерации от 11 января 2016 года, то есть позже даты вынесения самих постановлений. ГУ УПФ РФ №5 по г. Москве и Московской области представил только один реестр от 28.04.2014 в подтверждение направления Псареву Р.А. копий постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, переданных ими в службу судебных приставов. 31.01.2017 ГУ – ГУ ПФР №5 по г. Москве и Московской области было произведено доначисление по пеням и сформировано требование на сумму 25 012,99 рублей. Данная информация была направлена в ИФНС №14 по г. Москве для дальнейшего взыскания задолженности в связи с изменениями в законодательстве. 12.12.2017 Псарев Р.А. был снят с учета в связи со сменой адреса (л.д. 105-116).

В соответствии со ст. 5, 14, 16, 20, 25 Закона «О страховых вносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Документ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием ФЗ № 250 – ФЗ, действовал на момент взыскания страховых взносов) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС в фиксированном размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Статьи 419 - 432 НК РФ регулируют отношения по страховым взносам.

Статья 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 11 ФЗ № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Согласно статей 1, 2, 4, 22.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на Федеральной налоговой службе лежит обязанность государственной регистрации сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что в соответствии с нормами действующего законодательства гражданин может вести предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязанность единого контроля за государственным реестром на внесение сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращения ими деятельности в качестве индивидуального предпринимателя лежит на Федеральной налоговой службе. Законом не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве. При таких обстоятельствах повторная регистрация Псарева Р.А. в качестве индивидуального предпринимателя в 2010 году при действующем статусе с 2004 года противоречила закону, ответственность за это несет Федеральная налоговая служба, а, поскольку сведения о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя и его прекращения носят единый характер, значит, прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя должно быть единым. Таким образом, начисление страховых взносов, пеней и штрафов на административного истца, как на индивидуального предпринимателя после прекращения им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является незаконным. Суду административным истцом представлено свидетельство о государственной регистрации прекращения им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 02.08.2010 (л.д. 13). Указанное свидетельство подтверждает, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации прекращения физическим лицом - Псаревым Р.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. Доказательств о принятии Псаревым Р.А. решения о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя вновь после указанной даты административными ответчиками не представлено. Все начисления, производимый административными ответчиками после 02.08.2010 на Псарева Р.А., как индивидуального предпринимателя, судом расцениваются как незаконные. Кроме того, к административному истцу подлежит применение статьи 11 ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку Псарев Р.А. утратил статус индивидуального предпринимателя, все недоимки за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию.

Доводы административных ответчиков о том, что Псарев Р.А. 02.08.2010 прекратил свою деятельность индивидуального предпринимателя по регистрации 2010 года, а по регистрации 2004 года прекратил только в феврале 2018 года, основано на неверном толковании норм материального права, которые определяют статус физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также прекращение им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя как единый статус на всей территории Российской Федерации. Прекращая свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в 2010 году, Псарев Р.А. по закону считается по Единому государственному реестру индивидуальным предпринимателем, прекратившим свою деятельность. Возобновление статуса индивидуального предпринимателя после указанной даты Псаревым Р.А. не производилось.

Руководствуясь статьями 1, 2, 4, 22.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статьей 11 ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в соответствии со статьей 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск удовлетворить.

Признать решение ИФНС №14 по г. Москве от 19.10.2017 №11514 о взыскании с Псарева Романа Александровича денежных средств в размере 25 012,99 рублей, незаконным.

Признать безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в том числе и по пени в размере 25 012,99 рублей, произведенные ГУ УПФ РФ №5 по г. Москве и Московской области, в отношении Псарева Романа Александровича.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Московский областной суд через Пущинский городской суд.

Председательствующий судья: подпись Л.С. Постыко

Полный текст решения изготовлен 04.06.2018.

Судья: подпись Л.С.Постыко