НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 20.03.2015 № 2-306/15

Дело 2-306/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале 20 марта 2015 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего - судьи Козловой М.В.,

при секретаре судебного заседания Пешковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Носовой Т.И. к администрации муниципального образования п. Пурпе, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, о признании незаконным бездействия, восстановлении в списках граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Носов Н.И.

УСТАНОВИЛ:

Носова Т.И. обратилась в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с названным иском к администрации муниципального образования п. Пурпе, к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, указав следующее. Истец, с членом семьи: супругом Носовым Н.И. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество». В ДД.ММ.ГГГГ году Носова Т.И. узнала о том, что Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа исключил ее и супруга Носова Н.И. из списка граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество» по причине того, что истцом не подано заявление на участие в программе в ДД.ММ.ГГГГ году в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С названным решением Носова Т.И. не согласна. О необходимости подавать такого рода заявление она не была уведомлена органами местного самоуправления. С учетом этого, Носова Т.И. просила суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования п. Пурпе, выразившееся в не уведомлении её как участника программы «Сотрудничество» о необходимости предоставления в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявления о получении социальной выплаты, предусмотренного п. 2.12 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденного Постановлением правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ , и обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановить ее в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», с даты постановки на учет, в том же составе семьи.

В судебное заседание истец Носова Т.И. и при надлежащем извещении не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика - Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Колесников Д.В. при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, также ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суду Колесников Д.В. представил возражение на исковое заявление Носовой Т.И. из которого следует, что в силу п.п. «ж» п. 2.10 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П, с учетом изменений, внесенных в него Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 560-п от 19.07.2012, в связи с не представлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», истец приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ была снята с учета и исключена из соответствующих списков. Принятое решение об исключении истца из числа участников программы «Сотрудничество» Колесников Д.В. считает законным и обоснованным. Действующим законодательством на органы исполнительной власти не возложена обязанность по информированию каждого участника программы «Сотрудничество» о внесении изменений в законодательство или в иные нормативные правовые акты. Поскольку участие в программе «Сотрудничество» является добровольным, носит заявительный характер, обязанность по предоставлению необходимых документов возлагается непосредственно на гражданина. Нарушение сроков предоставления документов не допускается. Добровольный характер участия в программе предполагает также обязанность гражданина проявлять интерес к изменениям условий ее реализации и к иным, связанным с этим обстоятельствам, тем более, что изменения, внесенные в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество», были надлежащим образом опубликованы. При постановке на учет с каждым из граждан сотрудниками органа местного самоуправления проводится инструктаж о необходимых действиях при реализации мероприятий программы «Сотрудничество». Более того, в апреле-мае 2013 года по информации, предоставленной Департаменту администрацией муниципального образования п. Пурпе, истцу Носовой Т.И. было направлено извещение о включении ее в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты по программе «Сотрудничество» по установленной Приложением № 5 к Положению о реализации мероприятий программы форме. При этом в колонтитуле формы № 5 содержится информация о необходимости ежегодно предоставлять в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в орган местного самоуправления по месту жительства заявление по форме установленной Приложением № 6. Следовательно, доводы истца о том, что ее не предупредили об условиях участия в программе «Сотрудничество», несостоятельны. С учетом изложенного Колесников Д.В. просил в удовлетворении требований Носовой Т.И. отказать.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования поселок Пурпе - глава администрации муниципального образования поселок Пурпе Боткачик А.М. при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия. Суду Боткачиком А.М. представлено возражение на иск Носовой Т.И., из которого следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истец и ее супруг Носов Н.И. состояли в окружном списке граждан участников программы «Сотрудничество». В силу п.п. «ж» п. 2.10 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П, с учетом изменений, внесенных в него Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 560-п от 19.07.2012 Носова Т.И. в связи с не представлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ была снята с учета и исключена из соответствующих списков, о чем была уведомлена в ДД.ММ.ГГГГ года. Администрацией муниципального образования <адрес> предпринимались меры к уведомлению граждан об изменениях, внесенных в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество». Вместе с тем, персональное уведомление органами местного самоуправления граждан о внесении изменений в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» не предусмотрено. Обязанность органов местного самоуправления уведомлять граждан в письменной форме предусмотрена Положением только в случаях первоначального включения в окружной список. С учетом этого глава администрации муниципального образования поселок Пурпе Боткачик А.М. просил суд в удовлетворении искового заявления Носовой Т.И. отказать.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Носов Н.И. в судебное заседание 20.03.2015 при надлежащем извещении не явился, просил рассмотреть дело без его участия, требования Носовой Т.И. удовлетворить.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьего лица.

Изучив в судебном заседании доводы, приведенные истцом в исковом заявлении, а также доводы, изложенные представителем ответчика Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Колесниковым Д.В. в возражениях на исковое заявление, доводы, изложенные представителем ответчика администрации муниципального образования поселок Пурпе Боткачиком А.М. в отзыве на исковое заявление, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Очередность предоставления жилищных субсидий регламентируется ст. 2 данного Закона.

25.10.2004 постановлением администрации Тюменской области от 25.10.2004 № 136-пк утверждена целевая программа по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 № 150 «Сотрудничество».

Для обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», утвержденной постановлением администрации Тюменской области № 136-пк от 25.10.2004, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П утверждено Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области.

В силу Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 № 150, финансирование программы предусмотрено, в том числе, из бюджета Тюменской области. Вместе с тем Тюменской областью финансирование программы «Сотрудничество» прекращено по причине отсутствия бюджетных средств.

Исходя из этого постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 1005-п от 10.12.2014 действие разделов I, IV, частично раздела II Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, приостановлено до 31.12.2015.

Кроме этого, в целях совершенствования механизма предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 560-п от 19.07.2012 в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, внесены изменения, предусматривающие для участников программы ежегодную перерегистрацию в период с 01 января по 01 июля. При этом в п.п. «ж» п. 2.10 Положения внесены изменения, предусматривающие возможность исключения граждан из числа участников программы после однократного пропуска перерегистрации (не подачи заявления).

Названные изменения вступили в законную силу с 01.01.2013. Текст постановления Правительства № 560-п от 19.07.2012 был опубликован в газете «Красный Север», размещен на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа, на Портале государственных услуг автономного округа.

При этом в редакции, действующей до 01.01.2013, п. 2.12 Положения предусматривал необходимость обращения с вышеуказанным заявлением только в отношении граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году; снятие с учёта граждан производилось в случае непредставления такого заявления в течение трех лет подряд.

Из документов, представленных истцом, ответчиками, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Носова Т.И. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество».

ДД.ММ.ГГГГ Носовой Т.И. было подано заявление о включении ее в состав граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья в населенных пунктах юга Тюменской области с членами семьи.

Номер очереди Носовой Т.И. в числе участников программы «Сотрудничество» - , номер очереди в книге регистрации, учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - решение о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ. Списки граждан (пенсионеров по старости), утверждены Приказом Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что истец Носова Т.И. зарегистрирована по месту жительства и проживает в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, имеет стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям более 29 лет, что подтверждается также выпиской из списка, представленной Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

Приказом Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, Носова Т.И. исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество». Основание - п.п. «ж» п. 2.10 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П с учетом изменений, внесенных в него Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 560-п от 19.07.2012, в связи с не представлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество».

Проверяя доводы истца, изложенные в исковом заявлении, суд установил, что исходя из п. 2.8 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П, в редакции Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 560-п от 19.07.2012, органы местного самоуправления должны направлять гражданам извещения о необходимости ежегодно с 01 января по 01 июля представлять заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», а также о последствиях непредставления такого заявления, в письменной форме, согласно приложению № 5 к Положению.

Вместе с тем, доказательств направления истцу администрацией муниципального образования п. Пурпе письменного извещения по форме, согласно приложению № 5 к Положению в первом полугодии 2013 года, суду не представлено.

Формально у Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа имелись основания для принятия решения об исключении Носовой Т.И. и члена ее семьи Носова Н.И. из числа участников программы «Сотрудничество».

Вместе с тем, разрешая по существу заявленные Носовой Т.И. требования, суд исходит не только из буквального толкования норм действующего Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, но учитывает также истинное значение целей внесения законодателем изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П.

Так, внесение изменений в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденное постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П, в части обязания граждан ежегодно подавать заявления на получение социальной выплаты, было обусловлено необходимостью упорядочения ведения и контролирования очередности по Окружному списку, поскольку большое количество граждан, получивших социальные выплаты за счет других программ, приобретших жилье самостоятельно, выехавших за пределы автономного округа, и т.д. зачастую необоснованно продолжали оставаться в числе участников программы «Сотрудничество».

Таким образом, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, принимая решение о внесении изменений в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество», преследовало цель облегчить ведение списков граждан-участников программы, а не исключение граждан из этих списков по формальному основанию - в связи с не подачей заявления по установленной форме.

Поэтому ежегодное уведомление о включении в списки носит информативный характер по последующим действиям участника программы, которые необходимо произвести, чтобы сохранить право на получение социальной выплаты. Эта информация должна быть единожды получена всеми участниками программы, в противном случае они будут поставлены в не равное положение, что будет противоречить самому смыслу программы и разработанному в ее исполнение Положению.

Из содержания заявления Носовой Т.И., датированного ДД.ММ.ГГГГ, о включении ее в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области, не усматривается, что при его написании и подаче Носова Т.И. была проинформирована о необходимости ежегодно в период с 01 января по 01 июля предоставлять заявление о включении ее в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», а также о последствиях непредставления такого заявления.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

На основании статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 10 п. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Принимая во внимание то, что администрация муниципального образования поселок Пурпе фактически не выполнила обязанность по уведомлению Носову Т.И. о внесенных изменениях в Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденное постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П, оснований для исключения истца из числа участников программы не имелось.

Бездействие ответчика - администрации муниципального п. Пурпе, не принявшего мер к своевременному извещению Носову Т.И. о внесенных изменениях в Положение, по мнению суда, является незаконным.

С учетом изложенного, исковые требования Носовой Т.И. о восстановлении ее в сводном списке граждан, поставленных на учет в качестве имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом в г. Тюмень и в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество» исходя из даты подачи заявления, предъявленные к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Носовой Т.И. к администрации муниципального образования п. Пурпе, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным бездействия, восстановлении в списках граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ответчика - администрации муниципального п. Пурпе по не направлению в ДД.ММ.ГГГГ года Носовой Т.И. уведомления о необходимости ежегодно с 01 января по 01 июля представлять в органы местного самоуправления заявление для подтверждения права состоять в списках граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество».

Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановить Носову Т.И. с составом семьи: Носовым Н.И., в списке граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в связи с выездом в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», исходя из даты подачи заявления 05.04.2012.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.03.2015.

Председательствующий подпись М.В.Козлова

Копия верна: судья

Подлинник решения хранится в

материалах дела № 2-306/2015 в Пуровском районно суде

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>