НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 13.09.2018 № 2А-615/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2018 года г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пасенко Л.Д.,

при секретаре судебного заседания Литвин Е.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-616/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования Пуровский район о признании незаконными действия, восстановлении в списке программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа к административному ответчику Администрации МО Пуровский район о признании незаконными действия, восстановлении в списке программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество», указав, что в 2012 году она стала участником программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество». В 2017 году в указанной программе она состояла под . По сообщению Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики от ДД.ММ.ГГГГ ее исключили из данной очереди по причине того, что в 1994 году в <адрес> была предоставлена квартира ее бабушке. Также Департамент сообщил, что указанная квартира предоставлялась ее матери на состав семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 ФИО1 считает справку, выданную Администрацией п. Тарко-Сале от ДД.ММ.ГГГГ, недействительной. При постановке на учет в очередь ФИО3 ее семья не входила в состав ФИО3 и не была даже зарегистрирована в одном помещении. Они проживали с семьей (ФИО4, ФИО5, ФИО6) отдельно по другому адресу: <адрес>, и получить данное жилье согласия не выражали. Более того, предоставленная бабушке квартира является однокомнатной общей площадью 50 кв.м., в связи с чем не соблюдены нормы предоставления жилья на одного человека. Просит признать действия Администрации МО Пуровский район незаконными и восстановить ее в списке программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество».

В возражениях на административный иск представитель ответчика исковые требования не признал, указал, что распределение жилья в 1993 году осуществлялось на основании Положения о порядке распределения жилья, построенного за счет бюджетных средств за пределами Пуровского района и предоставления ссуд на территории района и за его пределами работникам бюджетных учреждений и организаций, пенсионерам - северянам района с наибольшим стажем работы в бюджетных организациях в районе Крайнего Севера, утвержденного постановлением Главы Администрации Пуровского района от 10.12.1993 № 889 «Об обеспечении жильем работников бюджетных заведений и организаций, пенсионеров-северян Пуровского района». ДД.ММ.ГГГГ согласно п. 2 постановления первого заместителя Главы Администрации от 23.06.1994 № 582 «О распределении жилья работникам бюджетных организаций и учреждений, пенсионерам-северянам Пуровского района в <адрес>» принято решение о предоставлении ФИО3 однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии с выпиской из реестра по учёту граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, предоставленной Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, указано, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получила жилое помещение на состав семьи: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - дочь, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внучка, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внучка. В период с 1999 года по 2012 год информация в реестре граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных вопросов, заносилась в соответствии с Положением о реестре по учету граждан, получивших жилищные субсидии в Ямало-Ненецком автономном округе, утверждённым постановлением Губернатора Ямало - Ненецкого автономного округа от 07.07.1999 № 486 (далее - Положение о реестре, Реестр). В соответствии с пунктом 3.1 Положения о реестре исходными данными для внесения в Реестр являлась информация, предоставляемая Администрациями муниципальных образований в уполномоченный на ведение Реестра орган (ранее - агентство жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа). Такая информация согласно пункту 3.4 Положения о реестре утверждалась Главой муниципального образования. Информация в отношении предоставления жилого помещения в <адрес> ФИО3 на состав семьи: ФИО4 (дочь), ФИО6 (внучка), ФИО5 (внучка), была внесена на основании сведений, предоставленных Администрацией муниципального образования Пуровский район и утверждённых Главой муниципального образования. В настоящее время порядок ведения Реестра установлен Положением о реестре по учёту граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, утверждённым постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.02.2014 № 89-П. ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о включении ее в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат, для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области. ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии по вопросам реализации мероприятий по переселению граждан за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО5 включена в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество». На сегодняшний день на территории Пуровского района реализуется мероприятие в рамках программы «Сотрудничество» в соответствии с Положением о порядке предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населённые пункты юга Тюменской области, утверждённым постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 № 437-П, для приобретения жилья в <адрес> и населённых пунктах юга Тюменской области (далее - Положение). Согласно Положению право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения (жилых помещений) имеют граждане, постоянно проживающие на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), выезжающие из автономного округа в населённые пункты юга Тюменской области, не имеющие жилых помещений в других регионах Российской Федерации, не получавшие социальные выплаты (субсидии), иные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения либо готовое жилое помещение за счет бюджетных средств либо средств организаций. ФИО7 из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках реализации программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населённые пункты юга Тюменской области, исключена в соответствии с приказом департамента строительства и жилищной политики Ямало- Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ согласно подпункту «а» пункта 2.10 Положения. Гражданам, в отношении которых имеется информация в реестре по учёту граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, повторное ее предоставление не осуществляется. В настоящее время в департаменте строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района отсутствуют документы, подтверждающие предоставление жилого помещения ФИО3 на состав семьи из четырех человек. Просит в удовлетворении административного искового заявления в части восстановления административного истца в списке программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера необходимо отказать, поскольку требование рассматривается в порядке искового производства. При этом Администрация Пуровского района является ненадлежащим ответчиком по настоящему требованию, поскольку Администрация Пуровского района не наделена полномочиями по включению либо исключению из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках реализации программы «Сотрудничество».

В судебном заседании административный истец ФИО1 уточнила исковые требования, просит признать незаконными действия ответчика по предоставлению в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО сведений, послуживших основанием для исключения ее из списка программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество». Пояснила, что в 2012 году стала участником программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество». Каждый год проходила перерегистрацию, и каждый раз документы были в порядке. Считает исключение незаконным, так как в 1994 году квартира была предоставлена бабушке, с которой никогда не проживали и не являлись одной семьей. Ее исключили из очереди на основании справки от сентября 1992 года. Данные в этой справке недостоверны, так как истец никогда не была зарегистрирована по адресу: <адрес>, а была зарегистрирована и проживала в <адрес>.

Представитель административного ответчика ФИО2 исковые требования не признала, пояснила, что Администрация МО Пуровский район является ненадлежащим ответчиком, так как Администрация не принимает решения об исключении граждан из программы, а только формирует и предоставляет в Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. В Департамент административным ответчиком было направлено личное дело ФИО1, в котором была вся информация об участнике программы, и на основании которого Департаментом было принято решение.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральным законом РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года (далее – Закона).

Согласно ст. 1 Закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 3 Закона).

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан РФ, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Положение о регистрации граждан).

Согласно п. 9 Положения о регистрации граждан для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) необходимый пакет документов.

Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) не позднее чем через 15 рабочих дней с даты регистрации заявлений граждан (п. 12 Положения о регистрации граждан).

В соответствии с п. 19 Положения о регистрации граждан органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ между органами государственной власти Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО заключен договор «Сотрудничество» № 150, утвержденный Законом ЯНАО от 18.10.2004 № 38-ЗАО.

В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области, в рамках областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, ХМАО - Югры и ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ «Сотрудничество» постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области (далее – Положение).

В соответствии с п. 2.1 Положения в целях включения в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", граждане предоставляют в орган местного самоуправления муниципального района либо городского округа в автономном округе по месту своего жительства (далее - органы местного самоуправления) пакет документов.

Органы местного самоуправления в течение 30 рабочих дней с момента предоставления гражданами документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, проверяют их достоверность и полноту, принимают решение о включении либо об отказе во включении гражданина в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" (п. 2.3 Положения).

На основании принятых решений органы местного самоуправления формируют списки граждан по муниципальному образованию по состоянию на 01 января года, следующего за текущим, утверждают их и направляют в Департамент строительства и жилищной политики автономного округа не позднее 30 января года, следующего за текущим (п. 2.6 Положения).

Согласно п. 2.8 Положения на основании списков граждан по муниципальным образованиям Департамент включает граждан, состоящих в списках по муниципальному образованию, в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", по состоянию на 01 января года, следующего за текущим.

В тоже время Департамент исключает граждан из окружного списка по основаниям, перечень которых установлен пунктом 2.10 настоящего Положения (п. 2.9 Положения).

Решение об исключении граждан из окружного списка принимается в форме приказа департамента. Не позднее 15 рабочих дней с момента издания приказа департамент направляет выписки из приказа об исключении граждан из окружного списка органам местного самоуправления для дальнейшего уведомления граждан.

Органы местного самоуправления уведомляют граждан в письменной форме в течение 5 рабочих дней с момента получения выписок, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно справке Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состояла в списках граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество» на 2017 год под с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района сообщил ФИО1 о том, что приказом департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее на основании пп. «а» п. 2.10 Положения о реализации мероприятий «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение об исключении ее из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района разъяснено, что основанием для исключения ее из списка граждан, имеющих на получение социальных выплата, явилась информация в реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, как о получившей помощь в улучшении жилищных условий в составе семьи ФИО3 в 1994 году.

В соответствии со ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Административным истцом заявлены требования об оспаривании действий Администрации МО Пуровский район по предоставлению в департамент строительства и жилищной политики ЯНАО сведений, послуживших основанием для исключения ее из списка программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество».

Как следует из анализа выше перечисленного действующего законодательства, граждане, имеющие право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", предоставляют необходимые документы в органы местного самоуправления муниципального района либо городского округа в автономном округе по месту своего жительства, на основании которых органы местного самоуправления принимают решение о включении либо об отказе во включении гражданина в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", формируют списки граждан по муниципальному образованию, утверждают их и направляют в департамент строительства и жилищной политики автономного округа.

На основании изложенного следует, что на Администрацию МО Пуровский район возложена обязанность по представлению в департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа информации, сформированной в личное дело, по каждому участнику программы «Сотрудничество», что и было выполнено административным ответчиком.

При таких обстоятельствах действия Администрации МО Пуровский район по предоставлению департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа информации в отношении административного истца не могу быть признаны незаконными.

При разрешении административных исковых требований о восстановлении в списках программы «Сотрудничество» суд учитывает, что на основании пп. 2.8, 2.9 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области решение о включении в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» и об исключении из этого списка вправе принимать только департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округ, в связи с чем Администрация МО Пуровский район является ненадлежащим ответчиком в этой части исковых требований, поэтому они не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального образования Пуровский район о признании незаконными действий по предоставлению в департамент строительства и жилищной политики ЯНАО сведений, послуживших основанием для исключения ее из списка программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера «Сотрудничество», восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках реализации программы «Сотрудничество» отказать.

Суд разъясняет административному истцу право на обращение в суд за восстановлением своего нарушенного права в порядке искового производства.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный Ямало-Ненецкого автономного округа суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – с 18 сентября 2018 года.

Председательствующий Л.Д. Пасенко