НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пугачевского районного суда (Саратовская область) от 11.04.2011 № 2-197

                                                                                    Пугачевский районный суд Саратовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Пугачевский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-197(1)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2011 г. г. Пугачев

Пугачевский районный суд (1) Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Воробьева С.А.,

при секретаре Кайб О.И.,

с участием истицы Хубеевой Г.Т, выступающей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2,

представителя ответчиков ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Хубеевой Гульнары Тявфиковны, обратившейся в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к отделу военного комиссариата Саратовской области по г.Пугачеву, Пугачевскому, Ивантеевскому и Краснопартизанскому районам Саратовской области, военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО5 в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ***, *** обратилась с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства к военному комиссариату Саратовской области о взыскании недоплаченной пенсии по случаю потери кормильца и ее перерасчете. В обосновании иска указала, что является получателем за себя и детей военной пенсии по случаю потери кормильца (далее пенсии по СПК), ее супруга и отца детей ФИО7, погибшего 03.02.2009 г. при исполнении обязанностей военной службы. Расчет назначенной пенсии ответчиком произведен из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и составил 4 140 руб. на каждого члена семьи. По утверждению истца, пенсия в указанном размере не в полной мере компенсирует ту сумму, которую они, как члены семьи ФИО7 получали при его жизни, не гарантирует им возможность восполнения имущественных потерь, связанных с его гибелью. В перерасчете пенсии ответчиком ей было отказано. Истица указывает, что при расчете пенсии ответчиком не учтены положения разделов IV и V Приказа Министра обороны №200 от 30.06.2006 г., в состав пенсии не включены: процентная надбавка за выслугу лет; процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы; надбавка за особые условия службы; денежное вознаграждение за классную квалификацию; ежемесячная премия; квартальная премия; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей; материальная помощь. С учетом вышеуказанных положений приказа Минобороны, размер пенсии по СПК на каждого члена семьи ФИО7 должен составлять 5 383,57 руб. При таком порядке расчета ответчик ежемесячно недоплачивал ей и детям пенсию в размере 1 243,57 руб. каждому Общая задолженность по пенсии за период с 01.03.2009 г. по 01.03.2011 г. составляет 89 537,04 руб. Кроме того, с учетом повышения социальной пенсии в 2009 г. и 2010 г. на 8,8% и 3,5%, размер пенсии по СПК на каждого члена семьи с 01.03.2011 г. должен составлять 8 008,59 руб. На основании изложенного, Хубеева Г.Т. просила взыскать с военного комиссариата Саратовской области задолженность по пенсии в размере 89 537,04 руб., обязать ответчика с 01.03.2011 г. выплачивать ей на семью пенсии по СПК в размере 24 025,77 руб. ежемесячно.

В судебном заседании Хубеева Г.Т. иск поддержала, пояснив, что не согласна с понятием денежного довольствия, применяемого для назначения пенсии по СПК, установленного ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1. Считает, что пенсия по СПК должна начисляться с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от 20.10.2010 г. №18-П и положений разделов IV, V Приказа Минобороны от 30.06.2006 г. №200, т.е. исходя из доли заработка, приходившегося на каждого из них при жизни военнослужащего.

Представитель ответчиков отдела военного комиссариата Саратовской области по г.Пугачеву, Пугачевскому, Ивантеевскому и Краснопартизанскому районам Саратовской области и военного комиссариата Саратовской области ФИО6 с иском Хубеевой Г.Т. не согласился. Пояснил, что пенсия по СПК Хубеевой Г.Т. назначена на основании ст.36,43 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», п.п. «а» п.9 Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941. В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии по СПК военнослужащего ФИО7 включены: оклад по последней штатной воинской должности ФИО7; оклад по воинскому званию; процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. За спорный период, пенсия по СПК, выплачиваемая Хубеевой Г.Т. с учетом повышения социальной пенсии повышалась 01.12.2009 г., 01.04.2010 г., 01.07.2010 г. Оснований для перерасчета пенсии в соответствии с разделами IV и V Приказа Министра обороны №200 от 30.06.2006 г. не имеется, т.к. вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих регламентируются законом от 12.02.1993 г. №4468-1, а не приказом Минобороны от 30.06.2006 г. №200.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск Хубеевой Г.Т. не подлежащим удовлетворению. К такому выводу суд пришел на основании следующего.

Согласно ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1, 5, 29 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации..., и семьи этих лиц.

В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте «в» настоящей статьи.

Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста; в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.

В силу ст.30 названного закона, супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет.

Из выписки приказа начальника Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков от 16.02.2009 г. №03 судом установлено, что старший лейтенант ФИО7 погиб 03.02.2009 г. в результате авиационной катастрофы. Гибель наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д.25).

Истица Хубеева Г.Т. и несовершеннолетние ФИО1, 08.11.1999 года рождения, ФИО2 04.11.2003 года рождения являются супругой и детьми ФИО7 (л.д.8,9,20), младший ребенок ФИО1 Алсу не достигла возраста 8 лет.

Из пояснений Хубеевой Г.Т. следует, что она не работает, осуществляет уход за детьми, отцом которых является ФИО7. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

Таким образом, в соответствии с нормами приведенного Закона Хубеева Г.Т. и несовершеннолетние ФИО1, ФИО2 в связи с гибелью супруга и отца приобрели право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно п. «а» ст.36 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, устанавливается в размере 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

В силу ст.43 вышеназванного Закона, п.8, п.п. «а» п.9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Согласно п. «а» ст.37 РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца, назначаемая семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при исчислении пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 36 настоящего Закона не может быть ниже 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, на каждого члена семьи, имеющего право на ее получение.

Расчетный размер пенсии устанавливается в зависимости от размера социальной пенсии, в соответствии с п.п.1 п.1 ст.18 Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 15.12.2001 г. действовавшей на момент назначения истцу пенсии) и составляет 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно с 01.03.2009 г. в размере 1950 руб.

Таким образом, размер пенсии по СПК на каждого члена семьи ФИО7 должен быть не менее 3900 руб.(200% от расчетного размера пенсии 1950 руб.)

Из справки военного комиссариата Саратовской области от 30.03.2011 г. БС-115635 следует, что с 01.03.2009 г. Хубеевой Г.Т. назначена пенсия по СПК на себя и двух несовершеннолетних детей из расчета: должностной оклад 3167 руб., оклад по воинскому званию 2105 руб., процентная надбавка за выслугу лет 70 % 3 690,40 руб. итого 8962,40 руб. Размер пенсии на каждого члена семьи составляет 40% денежного довольствия, а именно 3900 руб., всего Хубеевой Г.Т. и ее двум детям выплачивается 11 700 руб. Спора по арифметическому подсчету размера пенсии, размерам должностного оклада, оклада по званию и процентной надбавки за выслугу лет у истца не имеется.

На основании указанного, суд приходит к выводу о том, что пенсия Хубеевой Г.Т. и ее детям, назначена в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», оснований для ее перерасчета суд не усматривает.

Изложенное позволяет прийти к выводу об отказе истцу в иске в виду его необоснованности.

Доводы истицы, о необходимости перерасчета пенсии исходя из приказа Минобороны №200 являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном понимании законодательства. Денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, закрепленное в ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» отличается по своему составу от денежного довольствия военнослужащих, определенного в ст.2 Приказа Министра обороны РФ от 30.06.2006 г. №200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации». Поскольку Закон РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 является специальным для вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих, суд руководствуется его положениями, а не приказа Министра обороны РФ от 30.06.2006 г. №200.

Ссылка истицы на постановления Конституционного суда РФ от 20.10.2010 г. №18-П, как основание для перерасчета пенсии является необоснованной. Согласно указанного Постановления предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ являлись положения п.1 и абз.1 и 2 п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в той мере, в какой этими положениями во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации регулируется возмещение вреда членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, в случае его гибели (смерти), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученных при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц.

В п.3.3 Постановления Конституционный суд РФ указывает, что «положения п. 1 и абз. 1 и 2 п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как элемент данного публично-правового механизма служат одним из правовых средств возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, и как таковые не предполагают ограничение возмещения указанного вреда выплатой только страховых сумм и единовременного пособия, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права этой категории граждан».

Согласно п.3 Постановления «ст.1084 ГК Российской Федерации позволяет использовать дополнительно к публично-правовым средствам социальной защиты военнослужащих и членов их семей меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена, и потому не может рассматриваться как нарушающая права потерявших кормильца членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего. Не нарушается ею и конституционный принцип равенства, поскольку все военнослужащие (и члены их семей) имеют равную с другими гражданами возможность использования гражданско-правовых механизмов возмещения вреда с соблюдением принципов и условий такого возмещения».

Из правовой позиции, выраженной в Постановлении следует, что возможно использование в качестве элемента механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, и, соответственно, в случае гибели (смерти) военнослужащего - членам его семьи, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца, ежемесячной денежной выплаты при недостаточности выплачиваемых сумм, предназначенных в том числе для восполнения дохода, который они получали при жизни кормильца. В связи с этим Конституционный суд РФ указал, что Федеральному Собранию надлежит, исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении, внести в действующее законодательство изменения, направленные на совершенствование указанного механизма возмещения вреда, с тем чтобы во всяком случае членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца, гарантировалась возможность восполнения имущественных потерь путем предоставления в рамках этого механизма выплат, которые в совокупности по крайней мере обеспечивали бы указанным лицам получение доли заработка (денежного довольствия), приходившейся на каждого из них при жизни военнослужащего.

Согласно ст.78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

Постановлением Конституционного суда РФ №18-П от 20.10.2010 г. признаны не противоречащими положения п. 1 и абзацев первого и второго п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст.1084 ГК Российской Федерации.

Законодательством предусмотрено 2 вида возмещения вреда, причиненного жизни либо здоровью военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, предусмотренное Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является одним из публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, а поэтому суд приходит к выводу об отсутствии правового пробела в пенсионном законодательстве военнослужащих.

Статья 1084 ГК РФ предусматривает гражданско-прововой способ возмещения данного вреда, отдельный от публично-правового.

До настоящего времени в действующее законодательство изменений, направленных на совершенствование механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи с его гибелью (смертью), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, путем предоставления в рамках этого механизма выплат, которые в совокупности по крайней мере обеспечивали бы им получение доли заработка (денежного довольствия), приходившейся на каждого из них при жизни военнослужащего не принято.

Таким образом, оснований для перерасчета пенсии по случаю потери кормильца не имеется, а поэтому иск Хубеевой Г.Т. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Хубеевой Гульнаре Тявфиковне, обратившейся в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 в удовлетворении иска о взыскании с военного комиссариата Саратовской области недоплаченной пенсии и перерасчета пенсии по случаю потери кормильца отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Судья