НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Псковского областного суда (Псковская область) от 16.05.2022 № 12-42/2022

УИД 60RS0020-01-2021-003287-77

Судья Ковалева Е.В. Дело № 21-128/2022

(дело №12-42/2022)

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

16 мая 2022 года гор. Псков

Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,

при секретаре Мингуловой О.Н.,

рассмотрев жалобу защитника ООО «ПсковАгроИнвест» Добрыниной М.К. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г.Санкт-Петербургу – главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <****>С. от 09 декабря 2021 года № (****) и решение судьи Псковского районного суда Псковской области от 09 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении ООО «ПсковАгроИнвест» ((****) юридический адрес: <****>),

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г.Санкт-Петербургу – главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Псковской области С.Ю. от 09 декабря 2021 года № (****) ООО «ПсковАгроИнвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Псковского районного суда Псковской области от 09 марта 2022 года данное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, защитник ООО «ПсковАгроИнвест» Добрынина М.К. ставит вопрос об отмене вынесенных судебных актов и прекращении производству по делу.

В обоснование жалобы приводятся следующие доводы:

-в вину ООО «ПсковАгроИнвест» необоснованно вменено несоответствие инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требованиям Приказа Минприроды России от 07 августа 2018 года № 352, так как инвентаризация Обществом самостоятельно не проводилась; данная инвентаризация составлена индивидуальным предпринимателем К. по договору от 12 августа 2020 года № (****) на выполнение вышеуказанных работ; содержит все сведения о сооружениях, технических устройствах, производственных процессах;

-необоснованно вменены нарушения при ведении в области обращения с отходами за 2021 год ввиду отсутствия учёта отходов производства и потребления, образовавшихся в результате производственной деятельности на объекте негативного воздействия - промплощадка в д.Соловьи (навоз свиной свежий, навоз свиной перепревший), поскольку навоз является промежуточным (побочным) продуктом, образующимся в результате производственной деятельности, который используется для собственных нужд предприятия, в связи с чем на основании ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», побочный продукт (навоз) не является отходом, а, в соответствии с разъяснениями, данными в письмах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 августа 2016 года № ВА-14-27/8782 и Министерства природы Российской Федерации от 05 мая 2016 года № 04-12-27/937, навоз не учитывается при расчёте и внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления;

-необоснованно вменено отсутствие утверждённых нормативов допустимых выбросов на объект – промплощадку в д.Соловьи и не использование в связи с этим обстоятельством формул, предусмотренных пунктами 20, 21 Правил исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 03 марта 2017 года (повышающего коэффициента) при декларировании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, поскольку Общество осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух на основании Разрешения № В-03-(18-1023)-15/19, выданного Управлением Росприроднадзора по Псковской области 19 марта 2015 года на срок действия до 31 декабря 2019 года, которое, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действует до дня получения комплексного экологического разрешения, обязанность получения которого истекает 01 января 2025 года;

- судьёй Псковского районного суда не принято во внимание, что ООО «ПсковАгроИнвест» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства исключительно из-за превышения предельного значения численности работников, установленного для субъектов малого и среднего предпринимательства (численность работников превышает более 250 человек), при этом доходы Общества не превышают предельных значений, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем в отношении ООО «ПсковАгроИнвест» могут быть применены положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение на тех же условиях, что и субъектам малого и среднего предпринимательства. В этой связи также приводятся доводы, что Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 207-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации было предоставлено право устанавливать предельное значение среднесписочной численности работников свыше установленного законом для средних предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере лёгкой промышленности, при условии изготовления таким предприятием 70% реализованной продукции, и полагает, что такой же критерий применим к ООО «ПсковАгроИнвест», как к сельскохозяйственному производителю. На основании имеющегося, по мнению заявителя, несоответствия части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ нормам Конституции Российской Федерации, исключающего возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ к коммерческим организациям, среднесписочная численность работников которых составляет более 250 работников, но предельные значения дохода которых менее предельных значений доходов, установленных для средних предприятий, заявитель считает, что у судьи районного суда имелись основания для обращения в Конституционный суд Российской Федерации с соответствующим запросом, однако, данные доводы были оставлены без внимания и оценка им не дана.

По изложенным основаниям заявитель просит отменить вышеуказанные акты, производство по делу прекратить, направить в Конституционный Суд Российской Федерации запрос по указанному вопросу о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в их нормативно-правовом единстве с положениями части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник ООО «ПсковАгроИнвест» Добрынина М.К. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям. Дополнительно указала, что основания для привлечения ООО «ПсковАгроИнвест» по настоящему делу отсутствуют, поскольку за указанные нарушения к административной ответственности привлечен главный энергетик Общества И., в обязанности которого входит контроль за соблюдением на предприятии требований экологического законодательства.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, -государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г.Санкт-Петербургу – главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Псковской области Сидорова Ю.А., возражая по доводам жалобы, указала на доказанность административного правонарушения, совершённого ООО «ПсковАгроИнвест».

Представитель Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора по Псковской области – Васильев Д.Ю., возражая против удовлетворения жалобы, указал, что оснований для освобождения ООО «ПсковАгроИнвест» от административной ответственности в связи с привлечением к административной ответственности должностного лица Общества за эти же нарушения не имеется, поскольку нарушения вели к умышленному искажению сведений в интересах именно юридического лица, поскольку, тем самым, снижалась плата за негативное воздействие.

Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В силу части 3 статьи 67 данного Закона программа производственного экологического контроля содержит сведения:

-об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

-об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

-об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

-о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

-о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

-о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Пунктом 7 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 8 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействия на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация).

В соответствии с пунктом 9 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма установлены Приказом Минприроды России от 09 января 2017 года № 3.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, кроме прочего, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля согласно Приложению 1 (далее - Требования), порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно Приложению 2 (далее - Порядок № 74).

Пунктом 1 Требований установлено, что программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В статье 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ указано, что государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения |программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, помимо прочего: наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления;

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, помимо прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно пункту 4 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 года № 1028, учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов.

Как установлено пунктом 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Пунктом 12 Правил исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 03 марта 2017 года, при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, такие лица для расчета используют формулы, указанные в пунктах 20 и 20 (1) настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, с 01 января 2019 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, установлена обязанность получения комплексного экологического разрешения, предусматривающего, в том числе, выбросы, сбросы вредных и загрязняющих веществ, отходов и т.д.

При этом, частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую вреду, и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I, II категорий, до 01 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов, либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1.1, частями 6, 7 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ с 01 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утверждённый уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2024 года включительно.

При этом до получения комплексного экологического разрешения, в соответствии с пунктами 1, 16-20 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешённых выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» для объектов I категории в срок до 01 января 2025 года предусмотрена возможность получения разрешения на выбросы, которая носит заявительный характер путём подачи юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность заявления об установлении нормативов допустимых выбросов в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, с приложением данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов допустимых выбросов, проекта плана для установления нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов.

В соответствии с уставными видами деятельности ООО «ПсковАгроИнвест» занимается деятельностью по разведению свиней, выращиванию свиней на мясо, разведением молочного крупного рогатого скота, производством сырого молока, выращиванию зерновых культур, оптовой торговлей мясом и мясными продуктами и пр.

Деятельность ООО «ПсковАгроИнвест» осуществляется на объектах I категории со значительной категорией риска, связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и образованием отходов от хозяйственной и (или) иной производственной деятельности.

В соответствии с приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Псковской области от 19 марта 2015 года (****) ООО «ПсковАгроИнвест» выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № (****) сроком действия с 19 марта 2015 года по 31 декабря 2019 года.

Приказом заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Псковской области от 12 января 2019 года (****) по отдельным производственным территориям ООО «ПсковАгроИнвест» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с решением заместителя руководителя Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора П. от 22 сентября 2021 года № (****) период с 27 сентября по 28 сентября 2021 года и с 20 по 28 октября 2021 года проведена проверка ООО «ПсковАгроИнвест» на объектах в д.Полоное Порховского района Псковской области и в д.Соловьи Псковского района Псковской области, относящихся к объектам I категории, на предмет соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, использования и охраны водных объектов, земельного законодательства.

По результатам указанной проверки Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора были установлены следующие нарушения:

-отчёт по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (площадка «Соловьи») ООО «ПсковАгроИнвест» не соответствует требованиям Приказа Минприроды России от 07 августа 2018 года (****), а именно: в отчете по инвентаризации источников выбросов не определены сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ, количественные и качественные показатели выбросов, не указаны методы (методики) их определения, отсутствуют данные состояния и условий эксплуатаций ГОУ и т.д.; сведения представленные в отчете по инвентаризации, являются недостоверными; раздел 2.2. «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год не заполнен полностью, данные производственного контроля на стационарных источниках выбросов отсутствуют;

-в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, Обществом представлены недостоверные сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, географические координаты местонахождения объектов, стационарных источников выбросов, выпусков, сбросов сточных вод;

-при ведении учета в области обращения с отходами за 2021 год юридическим лицом не отражены отходы производства и потребления, образовавшиеся в результате производственной деятельности на объекте негативного воздействия – на промплощадке в д.Соловьи, а именно: навоз свиней свежий; навоз свиней перепревший; песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), упаковка полиэтиленовая, загрязненная дезинфицирующими средствами; упаковка полипропиленовая; пищевые продукты;

-отсутствуют нормативы допустимых выбросов на объект «Промплощадка «ПсковАгроИнвест» Псковская область, Псковский район, д.Соловьи». Вместе с тем для расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками по данному объекту не использованы формулы, указанные в пунктах 20, 21 (1) Правил. исчисления платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 03 марта 2017 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «ПсковАгроИнвест» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются: актом выездной плановой проверки от 28 октября 2021 года; предписанием об устранении выявленных нарушений от 28 октября 2021 года № 119-ПВ; протоколом № АД-1337/10/2021 об административном правонарушении от 30 ноября 2021 года; отчетом по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «ПсковАгроИнвест» за 2021 год; отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на промплощадке ООО «ПсковАгроИнвест» в д. Соловьи ((****)П) за 2020 год; актом отбора проб отходов (****) О/ГК/21 от 27 сентября 2021 года и другими материалами дела, которым должностным лицом Росприроднадзора и судьёй районного дана оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Разрешая дело, судья Псковского районного суда, исследовав обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «ПсковАгроИнвест» состава вменённого административного правонарушения.

Оценивая доводы жалобы об отсутствии вины ООО «ПсковАгроИнвест» в нарушении требований экологического законодательства, нахожу их необоснованными.

Так, отчёт по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (площадка «Соловьи») ООО «ПсковАгроИнвест», составленный индивидуальным предпринимателем К., включает в себя результаты описания проведённых работ по результатам инвентаризации. При этом иные сведения, предусмотренные Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года № 352, в отчёте отсутствуют. В частности, в отчёте отсутствует картографический материал; сведения о нестационарности выбросов; характеристики источников загрязнения атмосферного воздуха, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ, включая источники выделения загрязняющих веществ, источники выбросов загрязняющих веществ, результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации, суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (т/год), их очистка, утилизация (в целом по объекту ОНВ); результаты определения выбросов загрязняющих веществ расчётными (балансовыми) методами, включающими данные о расходах и составах сырья и топлива; приложения.

Вместе с тем, данный отчёт утверждён генеральным директором ООО «ПсковАгроИнвест» Толмачёвой И.Г. в 2021 году, то есть, результаты проведенной инвентаризации Обществом приняты, в связи с чем довод об отсутствии вины ООО «ПсковАгроИнвест» в недостоверности отчёта об инвентаризации, подлежит отклонению.

При постановке ООО «ПсковАгроИнвест» на государственный учёт как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду были представлены сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, географических координатах местонахождения объектов, стационарных источников выбросов, выпусков, сбросов сточных вод, не соответствующие данным указанного отчёта по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что не позволяет контролировать фактический выброс загрязняющих веществ стационарными источниками и объём этих выбросов в окружающую среду, то есть предотвратить негативное влияние на её состояние.

Вопреки позиции Общества, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242, в данный каталог (блок 1) включены отходы разведения свиней (код 1 12500 00000), в том числе: навоз свиной (код 1 12510 00000), навоз свиной свежий (1 12510 01 33 3), навоз свиной перепревший (код 1 12510 02294).

Протоколами испытаний (биотестирования) отходов, пробы которых взяты в ходе проверки, установлено отнесение этих отходов к отходам 3-4 класса опасности для окружающей среды для данного вида отходов.

Таким образом, отходы свиней, вопреки доводам жалобы, являются не просто побочным продуктом производства для собственных целей предприятия, а являются отходами, опасными для окружающей среды, в связи с чем у Общества, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, имеется обязанность по учёту данного вида отходов и их учёте при расчёте и внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Довод жалобы о том, что нормативы допустимых выбросов не утверждались до получения комплексного экологического разрешения до 01 января 2025 года в связи с наличием разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № В-03-(18-1023)-15/19 сроком действия с 19 марта 2015 года по 31 декабря 2019 года, которое, по мнению заявителя, является действующим, основан на ошибочном толковании норм Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, поскольку в соответствии с пунктами 1, 16-20 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2055 до получения комплексного экологического разрешения, для объектов I категории в срок до 01 января 2025 года предусмотрена возможность получения разрешения на выбросы, которая носит заявительный характер.

Начисление ООО «ПсковАгроИнвест» платы за размещение отходов в нарушение требований пункта 12, пунктов 20, 21 (1) Правил исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 03 марта 2017 года, предусматривающих для лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, исчисление платы за размещение отходов, превышающих установленные лимиты на размещение отходов, либо с превышением объёмов или массы отходов, вело к занижению размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, что прямо свидетельствует об умышленности противоправных действий Общества.

При этих обстоятельствах довод представителя юридического лица об отсутствии оснований для привлечения ООО «ПсковАгроИнвест» к административной ответственности ввиду того, что за указанные нарушения также привлечено должностное лицо Общества – главный энергетик И.. подлежит отклонению.

В силу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (введённой Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ) юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечён к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Вместе с тем, предусмотренные нормой части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, основания освобождения ООО «ПсковАгроИнвест» от административной ответственности по настоящему делу отсутствуют, поскольку последствием невыполнения вышеуказанных требований федерального законодательства явилось снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в результате чего выгоды имущественного характера получало именно Общество, заинтересованное в недостоверности сведений об источниках загрязнениях, объёмах их выбросов и массы, то есть сведения о том, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, которые бы позволили бы применить по делу норму части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, по делу не установлены

Доводы жалобы о наличии оснований для применения к ООО «ПсковАгроИнвест» положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, несмотря на отсутствие соответствующего субъектного статуса, подлежат отклонению, поскольку вопросы отнесения хозяйствующего субъекта к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства разрешаются в порядке и на условиях, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и относятся к компетенции регистрирующего налогового органа.

Вопросы приравнивания предприятия, ведущего предпринимательскую деятельность в сфере сельского хозяйства, предельное значение среднесписочной деятельности работников которого за предшествующий календарный год превышает 250 человек, к среднему предприятию, относятся к компетенции федерального законодателя по наделению им соответствующих полномочий Правительства Российской Федерации, в связи с чем заявленное в жалобе защитника Общества указанное основание для освобождения ООО «ПсковАгроИнвест» от административной ответственности не входит в пределы рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.

Регулирующее законодательство, подлежащее применению по настоящему делу, неопределённости в вопросах толкования на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, не содержит, в связи с чем оснований для направления соответствующего запроса в Конституционный Суд Российской Федерации по настоящему делу не имеется.

Постановление о привлечении ООО «ПсковАгроИнвест» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Решение судьи вынесено в полном соответствии положениям главы 30 КоАП РФ и Конституции Российской Федерации, обеспечивает исполнение и реализацию национальных принципов права и производства по делам об административных правонарушениях, создает условия для профилактики и предупреждения правонарушений.

Событие административного правонарушения, предусмотренного вменяемой нормой права и вина лица, в отношении которого возбуждено производство в его совершении, объективно подтверждаются доказательствами по делу.

Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции, установленной статьей 8.5 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, данных о юридическом лице, и с соблюдением требований статей 3.5, 4.1 КоАП РФ, является минимальным видом административного наказания, предусмотренного санкцией статьи КоАП РФ для юридических лиц.

При изложенных обстоятельствах нахожу, что доводы жалобы сводятся к несогласию и переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, поэтому не могут служить основанием для их отмены.

Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием закона, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что административным органом или судом первой инстанции были допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления административного органа и судебного решения, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права истолкованы и применены правильно.

При указанных обстоятельствах постановление административного органа и решение суда являются законным и обоснованным, оснований для их отмены либо изменения, в том числе по доводам, изложенным заявителем в жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г.Санкт-Петербургу – главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Псковской области С. от 09 декабря 2021 года № АД-1337/10/2021 и решение судьи Псковского районного суда Псковской области от 09 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении ООО «ПсковАгроИнвест»- оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ПсковАгроИнвест» Добрыниной М.К. – без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда Г.В.Малыгина