НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Псковского областного суда (Псковская область) от 13.03.2020 № 3А-21/20

Дело № 3а- 21/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Псковский областной суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Анашкиной М.М.,

при секретаре Алексеевой Н.С.,

с участием представителя Управления Министерства юстиции России по Псковской области Рафальского С.Ю.,

представителей Региональной спортивной общественной организации «Федерация фехтования Псковской области» Муляра А.В. и Агеева В.Б., заинтересованного лица Николаевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника Управления Министерства юстиции России по Псковской области Околеснова Н.Л. о признании Региональной спортивной общественной организации «Федерация фехтования Псковской области» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Начальник Управления Министерства юстиции России по Псковской области Околеснов Н.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании Региональной спортивной общественной организации «Федерация фехтования Псковской области» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование иска указано, что Региональная спортивная общественная организация «Федерация фехтования Псковской области» (далее Организация) зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации (далее Управление) 24 февраля 2015 г., поставлена на налоговый учет, адрес местонахождения Организации: г. Псков, ул. Новаторов, д. 3 Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава.

На основании сведений, содержащихся в учетно-контрольном деле № 1467, Организация в нарушение пункта 5.4 Устава, абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее ФЗ № 82-ФЗ) не представила информацию за 2017 г. и не информировала Управление о продолжении своей деятельности в 2018 г. с указанием действительного местонахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в ЕГРН;

в нарушение требований пункта 5.8 устава, абзаца 8 части 1 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ, абзаца 11 пункта 4.1 устава, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 Организация в срок до 15 апреля 2019 г. не представила в Управление информацию за 2018 г. по установленной форме об объеме денежных средств и иного имущества, полученных Организацией от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, иных лиц, о целях расходования данных денежных средств и использования иного имущества.

В связи с выявленными нарушениями, Управление направило в адрес Организации уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении, однако почтовое отправление вернулось в Управление в связи с истечением срока хранения. Направленный в адрес Организации протокол № 9 от 04 июня 2019 г. об административном правонарушении также вернулся в Управление за истечением срока хранения.

Таким образом, в нарушение требований части 2 статьи ФЗ № 82-ФЗ Организация не информировала Управление в течение трех дней об изменении сведений, указанных в подпункте «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Постановлением мирового судьи судебного участка № 29 г. Пскова от 10 июля 2019 г. Организация привлечена к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ, однако нарушения устранены не были.

Комитет по спорту Псковской области представил в Управление информацию о том, что срок действия аккредитации Организации истек 07 апреля 2019 г., соответственно, в настоящее время Организация не имеет статуса региональной спортивной федерации, не имеет права проводить официальные мероприятия. Представленные на комиссию по государственной аккредитации Организацией документы содержат недостоверные сведения.

Кроме того, согласно представленным налоговой службой сведениям Организация не представила бухгалтерскую отчетность за 2017 г., за 2018 г. – с нарушением срока.

В связи с этим, Управление на основании части 5 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ просит удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель Управления Рафальский С.Ю. поддержал заявленные исковые требования, указал, что вся документация, направляемая в адрес Организации, возвращается обратно, что свидетельствует о не нахождении ее по указанному адресу и о недостоверном характере предоставленных в Управление сведений, указанных в ЕГРЮЛ. Сведения о фактическом местонахождении Организации не представлены в установленный трехдневный срок, помещения для проведения тренировочного процесса Организация не имеет. Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных Организацией в 2018 г. от иностранных государств, представлен в Управление только в декабре 2019 г. Организация не имеет аккредитации, соответственно, и прав на проведение соревнований, поэтому ее деятельность незаконна и небезопасна. Организация систематически допускает нарушения действующего законодательства, в частности, в 2018, 2019 и 2020 г.г. в Управление не представлена информация относительно адреса местонахождения Организации. Управление 12 марта 2020 г. отказало Организации в государственной регистрации вносимых изменений в учредительные документы, поскольку общее собрание учредителей, на котором приняты решения об изменении адреса местонахождения Организации, внесении изменений в Устав и утверждении новой редакции Устава, не правомочно решать указанные вопросы, а в протоколе общего собрания учредителей от 17 февраля 2020 г., договоре аренды помещения и акте его приема-передачи указаны недостоверные сведения об адресе местонахождения Организации. Кроме того, истекли полномочия Президента Организации Муляра А.В., выбранного в 2015 г. на срок три года.

Представитель Организации Муляр А.В. с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что Организация не находится по адресу: г. Псков, ул. Новаторов, д. 3, тренировки по данному адресу не проводятся, поскольку с декабря 2018 г. в здании отключено отопление. Однако тренировочный процесс осуществляется, проводятся соревнования как в г. Пскове, так и за пределами области. Аккредитация в Псковской области не получена своевременно по причине позднего срока получения аккредитации Федерацией фехтования, а также в связи с предоставлением для аккредитации в Псковской области неправильно оформленных документов. Информацию за 2018 г. по установленной форме об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных государств, Организация предоставила в Управление с нарушением срока, сдана бухгалтерская отчетность в налоговую инспекцию. Организация намерена получить аккредитацию, а имеющиеся нарушения законодательства будут устранены.

Представитель Организации Агеев В.Б. с заявленными исковыми требованиями не согласился, указал, что Организация не прекращала свою деятельность, что подтверждается выписками операций по лицевому счету Организации о движении денежных средств и документами об участии членов Организации в различных соревнованиях разного уровня. Допущенные нарушения Организацией частично устранены, законных оснований для прекращения деятельности Организации в настоящее время не имеется.

Заинтересованное лицо Николаева Т.В. с административным иском не согласилась, пояснила, что Организация осуществляет свою уставную деятельность, проводятся тренировки и соревнования, имеются тренировочные помещения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» и СК «СКАВ».

Представитель заинтересованного лица Комитета по спорту Псковской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения административного иска, в судебное заседание не явился, представил письменную позицию о поддержании заявленных исковых требований. Указал, что признание Организации прекратившей свою деятельность позволит объявить процедуру аккредитации по виду спора «фехтование» от иной общественной организации, не имеющей нарушений законодательства и желающей получить статус «региональной федерации по виду спорта «фехтование».

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), суд не видит препятствий для рассмотрения дела по существу в отсутствие представителя Комитета по спорту Псковской области.

Согласно части 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.

В соответствии со статьей 38 ФЗ № 82-ФЗ орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности, уставным целям.

В силу пункта 30.7) Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Минюст России принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений, политических партий, и иных юридических лиц.

Исходя из данных правовых норм, требования о прекращении деятельности Организации заявлены уполномоченным лицом.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются положениями ФЗ № 82-ФЗ.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (статья 5 ФЗ № 82-ФЗ).

В силу статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 4 части 1 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ); информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзац 8 части 1 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» общественное объединение, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе, в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, вынести письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца (пункт 5 статьи 38 ФЗ № 82-ФЗ).

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 12 статья 29 ФЗ № 82-ФЗ).

Исходя из данных правовых норм, орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, вправе обратиться в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц в случае, если Организация не представляла в установленный срок информацию об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.

Как следует из административного иска, Региональная спортивная общественная организация «Федерация фехтования Псковской области» зарегистрирована Управлением 24 февраля 2015 г., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации от 03 марта 2015 г. № 60 00815.

Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 27 февраля 2015 г. за государственным регистрационным номером 1156000000111.

27 февраля 2015 г. Организация поставлена на налоговый учет.

Согласно Уставу Организации предметом ее деятельности является развитие и популяризация фехтования в Псковской области. Целями деятельности: повышение роли фехтования в развитии личности, укреплении здоровья и формирования здорового образа жизни; пропаганда, регламентация и контроль над фехтованием в соревнованиях, проводимых на территории Псковской области; обеспечение выступления сборных и клубных команд Псковской области в соревнованиях по фехтованию; развитие инфраструктуры и материально-технической базы фехтовального спорта; создание и развитие центров спортивной подготовки.

Как следует из материалов дела, Организация не представила в Управление в установленный срок - до 15 апреля 2019 г. информацию за 2018 г. об объеме денежных средств и иного имущества, полученных Организацией от иностранных источников, о целях из расходования и использования.

В связи с этим, Управление 29 апреля 2019 г. за № 60/02-988 направило в адрес Организации (г. Псков, ул. Новаторов, 3) уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении.

Заказное письмо с уведомлением возвратилось в адрес Управления за истечением срока хранения.

04 июня 2019 г. Управление направило в адрес Организации протокол № 9 об административном правонарушении, заказное письмо с протоколом вернулось в адрес Управления за истечением срока хранения.

10 июля 2019 г. мировой судья судебного участка № 29 г. Пскова привлек Организацию к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.

19 ноября 2019 г. в Управление поступило обращение Комитета по спорту Псковской области о допускаемых Организацией нарушениях, отсутствии у нее аккредитации и незаконности деятельности.

Ранее в письме Комитета по спорту Псковской области от 22 января 2019 г. сообщалось о недействительности адреса Организации и возвращении корреспонденции, направленной Организации, за истечением срока хранения.

Обращаясь в суд, Управление просит признать Организацию прекратившей деятельность по основанию, предусмотренному частью 12 статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ.

Действительно, материалами дела подтверждается факт того, что Организация в установленный срок - до 15 апреля 2019 г. не предоставила в Управление информацию об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании, соответственно, Управление имело законные основания для обращения с настоящим административным иском.

Однако суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 г. № 1246-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации «Молодежный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства» и гражданки Насоновой Натальи Андреевны на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей, четвертой и пятой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», при рассмотрении административного дела о дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

Кроме того, как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-П, ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Исходя из данных правовых позиций, при рассмотрении дел указанной категории суд должен дать оценку не только допущенным Организацией нарушениям, но и установить обстоятельства, подтверждающие прекращение ею деятельности.

Представленные Организацией доказательства указывают, что Организация не прекращала свою деятельность, в ее состав входит 25 членов, в 2019 г. и в настоящее время проводятся заседания органов Организации, на которых рассматриваются различные вопросы, проводятся спортивные мероприятия, тренировочный процесс, члены Организации участвуют в соревнованиях различного уровня.

Согласно информации президента Федерации фехтования России от 25 июля 2019 г. №№ 1313, 1314, 1315 Организация является членом Федерации и ее структурным подразделением, Федерация согласовала государственную аккредитацию Организации по виду спорта «фехтование».

Согласно протоколам общего собрания учредителей Организации от 01 апреля 2019 г., общего собрания членов Организации от 27 августа, 11 октября, 11 декабря 2019 г., совета Организации от 10 января 2019 г. рассматривались вопросы об избирании органов Организации, об аккредитации, заслушивались отчеты о проделанной работе, назначался представитель Организации, принимались решения об утверждении состава команд на соревнования, о командировании спортсменов на соревнования и иные вопросы.

Согласно выпискам операций по лицевому счету Организации, открытом в ПАО Сбербанк, за период с 01 января 2019 г. по 11 февраля 2020 г. осуществлялось движение денежных средств, при этом назначение платежа: субсидия на возмещение затрат, связанных с физкультурно-спортивным мероприятием, вступительные взносы, плата за регистрацию на соревнованиях и другие.

Из представленных протоколов соревнований и иных документов видно, что Организация и ее члены принимали участие в таких соревнованиях, как: Чемпионат СЗФО по фехтованию (с 01 по 08 апреля 2019 г.), Чемпионат России (г. Сочи, с 12 по 22 апреля 2019 г.), Всероссийские спортивные соревнования (г. Москва, 26 марта 2019 г.), Первенство России по фехтованию среди юниоров (г. Санкт-Петербург, с 25 по 26 января 2019 г.), Первенство России по фехтованию среди кадетов (г. Казань, с 06 по 12 февраля 2019 г.), Межрегиональные соревнования «Белые ночи» среди учащихся (г. Санкт-Петербург, 16 мая 2019г.), Всероссийские соревнования «Аничков Дворец» среди учащихся (г. Санкт-Петербург, 8 сентября 2019 г.), Кубок Псковской области по фехтованию (г. Псков, с 03 по 04 ноября 2019 г.), Международный турнир «Кубок Меркурия» среди девушек (г. Тарту, 14 декабря 2019 г.) и др.

04 апреля 2019 г. между Комитетом по спорту Псковской области и Организацией было заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии для проведения в 2019 г. физкультурно-спортивных мероприятий в сумме 57596 руб.

30 апреля Организация отчиталась перед Комитетом о расходовании средств субсидии.

Как пояснили представители Организации и заинтересованное лицо Николаева Т.В., тренировочный процесс осуществляется в СК «СКАВ» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», что подтверждено документально. Кроме того, представлены квитанции об оплате Николаевой Т.В. в 2019 г. аренды зала в школе.

Таким образом, указанными выше доказательствами подтверждается факт осуществления Организацией деятельности, направленной на достижение уставных целей.

При таких обстоятельствах, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд не усматривает оснований для признании Организации прекратившей деятельность.

Суд также учитывает, что Организация приняла меры для устранения допущенных нарушений, в частности, 18 декабря 2019 г. представила в Управление информацию, согласно которой не получала в 2018 г. от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества; 01 октября 2019 г. бухгалтерский отчет за 2018 г. в налоговый орган; 17 февраля 2020 г. Организация заключила договор аренды помещения, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Металлистов, д.5, где предполагается определить ее новое местонахождение.

Суд соглашается с доводами Управления о многочисленных нарушениях, допускаемых Организацией, что, например, и повлекло принятие Управлением Распоряжения от 12 марта 2020 г. № 62-р об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации.

Однако, по мнению суда, допущенные нарушения не являются существенными, влекущими признание Организации прекратившей свою деятельность.

Также суд учитывает, что допущенные нарушения, которые в основном связаны с незнанием законодательства, могут быть устранены Организацией.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для признания Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, в связи с этим заявленные Управлением требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь положениями статьи 29 ФЗ № 82-ФЗ, главы 27 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления начальника Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Псковской области Околеснова Н.Л. о признании Региональной спортивной общественной организации «Федерация фехтования Псковской области» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2020 г.

Судья Псковского областного суда М.М. Анашкина