НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Псковского областного суда (Псковская область) от 13.03.2020 № 3А-19/20

Дело № 3а-19/2020

УИД 60OS0000-01-2020-000016-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2020 года город Псков

Псковский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панова И.М.,

при секретаре Алексеевой Н.С.,

с участием прокурора Петровой Н.М., представителя административного истца ООО «ОЛЭКСИС» Карпенко П.В., представителя административного ответчика Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области Рарог О.И., представителя заинтересованного лица ООО «Старые Кварталы» Рассадиной О.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ООО «ОЛЭКСИС» о признании нормативного правового акта не действующим в части,

установил:

Приказом Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области от 27 декабря 2019 года №1241 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в статье 1.1 Закона Псковской области «О налоге на имущество организаций» от 25 ноября 2003 года № 316-ОЗ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению.

Согласно пункту 52 Перечня в него включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <****>.

ООО «ОЛЭКСИС»», являясь собственником указанного объекта недвижимости, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим с момента принятия приказа Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области от 27 декабря 2019 года №1241 в части включения в пункт 52 данного Перечня спорного здания.

В обоснование исковых требования указано, что в соответствии с заключением Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области доля площади фактического использования объекта недвижимости в целях размещения объектов налогообложения составляет 18,7%. По мнению представителя истца, в число помещений, предназначенных для использования в целях предоставления услуг общественного питания, необоснованно включены ряд вспомогательных помещений, площади которых не учитывались при проверке вида фактического использования здания. Оспариваемый акт нарушает права истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организации в повышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Карпенко П.В. поддержал заявленные требования, отметив, что указанное здание не отвечает признакам торгового и административно-делового центра в той мере, в какой это определено для целей налогообложения в подпункте 1 пункта 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 года № 316-оз «О налоге на имущество организаций» и пункте 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку оно используется для предоставления гостиничных услуг, включая оказание сопутствующих услуг общественного питания, общеоздоровительных, косметических (СПА-услуги) и иных услуг.

Представитель административного ответчика Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области Рарог О.И. возражала против удовлетворения исковых заявлений, указав в обоснование, что спорный объект недвижимого имущества подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости, так как более 20% общей площади здания предназначено для размещения офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, что отвечает признакам административно-делового и торгового центра (комплекса) и соответствует положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 года № 316-оз «О налоге на имущество организаций» и пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, позиции относительно исковых требований не представил.

Представитель заинтересованного лица ООО «Старые кварталы» Рассадина О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Петровой Н.М., полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Администрации Псковской области от 21 мая 2014 года № 213 установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике.

Указом Губернатора Псковской области от 26 октября 2018 года № 62-УГ «О структуре органов исполнительной власти Псковской области и структуре Аппарата Администрации Псковской области» Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике переименован в Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области; Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям переименован в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области.

Согласно Положению о Комитете по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области, утвержденному постановлением Администрации Псковской области от 27 декабря 2013 года №632, Комитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области прогнозирования социально-экономического развития и налоговой политики Псковской области.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения Комитет по вопросам своей компетенции принимает правовые акты в форме приказов, являющиеся обязательными для исполнения на территории области в порядке, аналогичном с исполнением актов Администрации области.

Законом Псковской области от 25 ноября 2003 года №316-ОЗ «О налоге на имущество организаций» установлен и введен налог на имущество организаций на территории Псковской области в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 27 декабря 2019 года №1241 утвержден Перечень объектов имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ приказ был размещен (опубликован) 28 декабря 2019 года на официальном сайте комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://economics.pskov.ru.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Учитывая, что приказ комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области содержит только перечень объектов налогообложения, список налогоплательщиков – собственников включенных в перечень объектов недвижимого имущества в течение налогового периода 2020 года может изменяться в результате совершения сделок с таким имуществом, приказ будет распространять свое действие на каждого из собственников, владевших данными объектами в течение налогового периода.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что данный акт устанавливает правовые нормы для неопределенного круга лиц, то есть является нормативным правовым актом, вследствие чего подлежит проверке в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.

Учитывая изложенное, оспариваемый Приказ Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области от 27 декабря 2019 года №1241 принят Комитетом в пределах своих полномочий, в установленной форме и с надлежащим введением его в действие.

На территории Псковской области налог на имущество организаций введен Законом Псковской области от 25 ноября 2003 года №316-оз «О налоге на имущество организаций».

Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 года №316-оз «О налоге на имущество организаций» к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, отнесены следующие объекты:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них;

2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

3) нежилые помещения площадью свыше 1000 кв. метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

4) жилые помещения;

5) гаражи, машино-места.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ к видам недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, здание признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «ОЛЭКСИС» является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3041,4 м?, расположенного по адресу: <****>

На земельном участке расположено двухэтажное здание с подвалом и мансардой, общей площадью 4243,2 м?, с кадастровым номером , принадлежащее на праве собственности ООО «ОЛЭКСИС».

Как указано, данное здание включено в пункт 52 Перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области от 27 декабря 2019 года № 1241.

Оспаривая нормативный правовой акт в части включения здания в Перечень, истец полагает, что здание не отвечает признакам административно-делового или торгового центра (комплекса) в той мере, в какой это определено для целей налогообложения в статье 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 года №316-оз «О налоге на имущество организаций» и статье 378.2 НК РФ.

В частности, административный истец полагает незаконным включение в расчетную площадь следующих помещений, поименованных в экспликации к поэтажному плану в качестве вспомогательных предприятия общественного питания:

этаж 1, нежилое помещение № I: моечная № 22 (площадь 8,5 кв.м.), сервизная № 23 (площадь 4,9 кв.м.), моечная № 24 (площадь 10,6 кв.м.), моечная № 32 (площадь 13,4 кв.м.);

подвал, нежилое помещение № I: моечная № 2 (площадь 8,6 кв.м.), кладовая овощей № 5 (площадь 10,3 кв.м.), овощной цех № 6 (площадь 8,2 кв.м.), мясо-рыбный цех № 7 (площадь 16,9 кв.м.), помещение для отделки № 9 (площадь 7,5 кв.м.), выпечной цех № 11 (площадь 19,8 кв.м.), моечная № 13 (площадь 3,5 кв.м.), моечная № 16 (площадь 5,1 кв.м.), кладовая продуктов № 17 (площадь 10,6 кв.м.), холодильная камера № 98 (площадь 3,9 кв.м.), холодильная камера № 99 (площадь 3,1 кв.м.), холодильная камера № 100 (площадь 3,9 кв.м.), холодильная камера № 101(площадь 3,9 кв.м.).

Приходя к выводу о необоснованности заявленных требований, суд исходит из следующего.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определено, что гостиница - это средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги, то есть комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

В силу пунктов 19, 20 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09 октября 2015 года №1085, оказание гостиничных услуг осуществляется на основании соответствующего договора между исполнителем и потребителем.

В соответствии с пунктом 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года №1036 услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования, под предприятием как объектом общественного питания понимается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.

Как следует из материалов дела, позиций сторон, спорное здание используется в качестве гостиницы.

Вместе с тем, представители административного истца ООО «ОЛЭКСИС» и заинтересованного лица ООО «Старые кварталы» при рассмотрении дела не оспаривали факт оказания в помещениях конференц-зала, ресторана, баров, кафе-террасы, СПА-центра, соответствующих услуг общественного питания, медицинских и СПА-услуг, а также офисно-деловых услуг неопределенному кругу лиц, то есть самостоятельной коммерческой деятельности, не связанной с деятельностью гостиницы.

Для целей определения вида фактического использования спорного здания, ГБУ «БТИ» Псковской области проведено обследование объекта недвижимости, по итогам которого 06 ноября 2019 года Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области дало заключение о виде фактического использования объекта недвижимости, согласно которому доля площади фактического использования объекта недвижимости в целях размещения объектом налогообложения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в общей площади объекта недвижимости составляет 18,7%.

В указанном заключении сделан вывод о виде фактического использования объекта недвижимости в целях налогообложения: не предназначено для использования и не используется в целях делового административного назначения, а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

В силу положений пунктов 3, 4 статьи 378.2 НК РФ критерием отнесения здания к административно-деловому или торговому центру является вид разрешенного использования конкретного земельного участка, на котором расположено здание.

Установлено, что спорный объект недвижимости размещен на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <****>, который относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания здания гостиницы с подвалом и мансардой.

Указанный вид разрешенного использования не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем возможность отнесения здания к административно-деловому или торговому центру по виду разрешенного использования конкретного земельного участка, на котором расположено здание отсутствует.

В тоже время, согласно позиции административного ответчика, здание гостиницы отнесено одновременно к административно-деловому или торговому центру по наименованию и назначению помещений в соответствии с документами технического учета (инвентаризации).

Представителем административного истца указано, что согласно экспликации к поэтажному плану здания (строения), расположенного по адресу <****>, в расчет площади, подтверждающей использование не менее 20 процентов общей площади здания в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного литания и (или) объектов бытового обслуживания, включены площади следующих помещений:

в нежилом помещении № 1 (этаж 1) - конференцзал (111,7 кв.м), ресторан «Аристократ» (180,1 кв.м), цех (62,2 кв.м), моечная (8,5 кв.м), сервизная (4,9 кв.м), моечная (10.6 кв.м), моечная (13,4 кв.м), бар «Рублев» (34,9 кв.м), бар «Рублев» (17,9 кв.м). бар «Рублев» (17,3 кв.м.), парикмахерская (17,8 кв.м), бар (127,7 кв.м), кафе-терасса (48,4 кв.м.),

в подвале - моечная (8,6 кв.м), кладовая овощей (1.0,3 кв.м), овощной цех (8,2 кв.м), мясо-рыбный цех (16,9 кв.м), помещение для отделки (7,5 кв.м), выпечной цех (19,8 кв.м), моечная (3,5 кв.м), моечная (5,1 кв.м), кладовая продуктов (10,6 кв.м), кабинет маникюра (6,1 кв.м), кабинет педикюра (6,4 кв.м), солярий (5,8 кв.м), сауна (6,7 кв.м), сауна (6,9 кв.м), душевая (2,1 кв.м), турецкая баня (5,5 кв.м), душевая (2,2 кв.м), бассейн (131,9 кв.м), холодильная камера (3,9 кв.м), холодильная камера (3,1 кв.м), холодильная камера (3,9 кв.м), холодильная камера (3,9 кв.м).

Площадь указанных помещений 934,3 кв.м., что составляет 21,8% от общей площади здания, что позволило включить спорный объект недвижимости в Перечень в соответствии с положениями пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ.

Административный истец полагает, что объект недвижимости включен в Перечень на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25.11.2003 № 316-03 «О налоге на имущество организаций» неправомерно по следующим основаниям.

По смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.

Пунктом 1 статьи 1.1. Закона «О налоге на имущество организаций» определены виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения исходя из кадастровой стоимости, в том числе нежилые помещения площадью свыше 1000 кв.м.

Поскольку понятия «здание» и «помещение» не являются идентичными, спорное здание гостиницы с подвалом и мансардой не может быть расценено в качестве нежилых помещений площадью свыше 1000 кв.м., поименованных в подпункте 3 пункта 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25.11.2003 № 316-03 «О налоге на имущество организаций».

Вместе с тем, данный довод основан на неверном толковании норм материального права.

При включении спорного здания в Перечень, административным ответчиком применено основание, указанное в подпункте 1 пункта 1.1 Закона «О налоге на имущество организаций», согласно которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, то есть государственным органом при включении здания в Перечень оценивалось не одно нежилое помещение, а совокупность помещений в спорном здании общей площадью свыше 2000 кв. метров.

Также административным истцом оспаривается обоснованность использования данных технического паспорта объекта недвижимости, изготовленного ГБУ БТИ Псковской области в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 года №37, при отсутствии нормативных актов, регулирующих проведение технической инвентаризации нежилых объектов недвижимости.

В частности, административный истец полагает, что отнесение в экспликации к поэтажному плану здания помещений с предназначением под помещения «предприятия бытового обслуживания», «предприятия общественного питания», «жилая» законодательно является необоснованным.

Вместе с тем, исходя из содержания экспликации к поэтажному плану здания гостиницы, вопреки доводам административного истца, спорные помещения к жилым помещениям органом технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки не относились. Довод о невозможности использования технической документации объекта недвижимости ввиду отсутствия правового регулирования порядка технического учета нежилых зданий противоречит требованиям частей 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ и признается несостоятельным.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству, то оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 177-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «Олэксис» к Комитету по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области о признании не действующим пункта 52 приложения к приказу Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области от 27 декабря 2019 года №1241 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Псковский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 марта 2020 года.

Судья Псковского областного суда . И.М.Панов

.

.