Дело № 12-463/2015
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
** *** 2015 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Богданова В.В., рассмотрев жалобуООО «Кормча» на постановление заместителя главного государственного инспектора труда в Псковской области М.А.№ ** от ** *** 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.25 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора труда в Псковской области М.А.№ ** от ** *** 2015 года ООО «Кормча» привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей за то, что на момент проведения внеплановой документарной проверки специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест) не была произведена. Нарушены ст. 212 ТК РФ, ч.2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. С **.**.2010 по настоящее время в связи с не проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, а с **.**.2014 года специальной оценки условий труда, работодателем не обеспеченно информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Нарушены абз. 13 ч.2 ст. 212 ТК РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Кормча» обратилось в суд с жалобой, в которой поставило вопрос о его отмене и прекращении производства по делу. В обоснование в жалобы указало, что на законодательном уровне не закреплено, в течении какого именно времени после вступления в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. К моменту вынесения обжалуемого постановления СОУТ в ООО «Корчма» была проведена проверка. По итогам ее проведения рабочих мест с вредными или опасными условиями труда не установлено. Следовательно в данной части права работников не были нарушены. Помимо этого указано на малозначительность совершенного обществом административного проступка.
Предстатель Государственной инспекции труда в Псковской области полагал, что вынесенное постановление является законным и обоснованным, а доводы заявителя сводятся к неверному толкованию правовых норм, касающихся сроков проведения специальной оценки условий труда.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела основанием для проведения внеплановой документарной проверки послужило поступившее в Государственную инспекцию труда в Псковской области обращение из Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения, полученное от Учреждения - Псковское региональное отделения Фонда социального страхования РФ, о возможной угрозе жизни и здоровью работников, созданной ООО «Кормча» из-за отсутствия сведений об аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведении специальной оценки условий труда.
**.**.2015 - ООО «Кормча» получила распоряжение на проверку.
**.**.2015 между ООО «Кормча» и ООО «П.» заключен договор на проведение специальной оценки условий труда.
**.**.2015 постановлением заместителя главного государственного инспектора труда в Псковской области Михеева ООО «Кормча» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размер 65000 руб.
**.**.2015 составлено заключение эксперта, согласно которому на всех восьми рабочих местах оптимальные и допустимые условия труда, количество мест с вредными и опасными условиями труда нет, рабочие места, на которых вредные факторы не идентифицированы (л.д. 22)
Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившего в законную силу 01.01.2014, под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или)опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Порядок проведения специальной оценки условий труда предусмотрен статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", пунктом 4 которой установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Обязанность работодателя по обязательному проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда ранее возлагалась на работодателя статьей 212 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
В частности подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в числе других случаев в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанного случая.
Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", была зарегистрирована в Минюсте России 21.03.2014 N 31689 и вступила в силу с 08 апреля 2014 года.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм и аналогии права, поскольку иных сроков проведения специальной оценки условий труда законом не оговорено, при отсутствии аттестации рабочих мест юридического лица по условиям труда специальная оценка условий труда подлежала проведению в течение шести месяцев со дня вступления в силу Методики проведения специальной оценки условий труда, то есть до ** *** 2014 года.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в ходе неплановой документарной проверки, проведенной в период с ** *** 2015 г. по ** *** 2015 г. Государственной инспекцией труда по Псковской области в отношении ООО «Кормча», было установлено, что обществом со дня его образования, то есть с 2010 года, аттестация рабочих мест работников по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, а также специальная оценка условий труда не проводились.
Ссылку ООО «Кормча» на заключение эксперта от **.**.2015 г. суд во внимание не принимает, поскольку она свидетельствует об отсутствие мест с вредными и опасными условиями труда на момент проведения экспертизы. Однако общество работает с 2010 г. Специфика деятельности организации принимается судом во внимание. Доказательства, подтверждающие отсутствие мест с вредными и опасными условиями труда с начала работы организации отсутствуют.
Вина ООО «Кормча», в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждена следующими документами: актом проверки от **.**.2015 № **, протоколом об административном правонарушении от **.**.2015 № **, предписанием от **.**.2015 № **, и другими материалами дела.
Учитывая длительность не проведения аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, чем были нарушены права работников общества, совершенное административное правонарушение нельзя характеризовать как малозначительное.
Вместе с тем обществу административный штраф назначен в пределах санкции, установленной ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя главного государственного инспектора труда в Псковской области ФИО1 № ** от ** *** 2015 года о привлечении ООО «Кормча» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.В.Богданова